Задержка нервно психического развития у детей

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

  • Причины ЗПР
  • Классификация
  • Характеристика детей с ЗПР
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевой статус
    • Эмоциональная сфера
  • Диагностика
  • Коррекция задержки психического развития
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Задержка психического развития у детей: симптомы, признаки отставания, возрастные особенности

Взрослея, дети всегда стремятся исследовать все вокруг, узнавать что-то новое. Ежедневно они пропускают через себя огромное количество информации. Но, если ребенок слабо заинтересован в этом, врачи могут диагностировать задержку психического развития.

ЗПР подразумевает различные сложности во взаимодействии с социумом и анализом информации. Дети, страдающие этим заболеванием, испытывают значительные трудности в учебе, им сложно осилить школьную программу и взаимодействовать с окружающими. Рассмотрим симптомы и признаки ЗПР, чтобы понять, в каком случае следует обращаться к врачу.

Что такое ЗПР

ЗПР – это замедление нормальной скорости психического развития, когда у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков, эмоциональных проявлений.

Часто патология выражается в снижении концентрации внимания, плохой памяти, незрелости мышления и быстрой утомляемости. Если у ребенка в 4 года замечено отставание по одному из указанных направлений, это может оказаться симптомом задержки психического развития.

В некоторых видах недуга проявляются такие нарушения:

  • гипервозбудимость;
  • гипертензионные отклонения;
  • церебрастенические осложнения;
  • гидроцефальные проблемы.

В остальных случаях преобладает задержка интеллектуального и психологического развития.

Виды и классификация

ЗПР, как правило, делят на 4 категории, которые отличаются как причинами возникновения, так и особенностями течения заболевания. Определять вид недуга необходимо для разработки эффективной схемы лечения.

ЗПР конституционального происхождения

Этот тип можно охарактеризовать как психический инфантилизм. Ребенок ведет себя так, будто он младше, чем есть на самом деле. Выявить недоразвитие можно даже в раннем возрасте по таким симптомам:

  • отсутствие самостоятельности и ощущения безопасности без родителей;
  • затрудненная адаптация;
  • частые перепады настроения;
  • слишком яркое проявление эмоций.

Дети, страдающие ЗПР конституционального происхождения, не отличаются от сверстников визуально, однако, эмоционально они менее развиты. Это напрямую влияет на способность к обучению.

ЗПР соматогенного происхождения

В отличие от первого типа, дети с ЗПР соматогенного происхождения имеют ослабленный организм. Тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, напрямую воздействуют на ЦНС, задерживая ее развитие. Признаки патологии:

  • потеря внимания и концентрации;
  • быстрая физическая и умственная утомляемость;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • постоянная тревожность;
  • пассивное поведение.

Таких детей часто переводят на индивидуальный режим обучения и физической активности. Ребенок меньше находится в коллективе, вследствие чего ухудшается его социализация.

Читайте также  Детские смеси для новорожденных

ЗПР психогенного происхождения

В основе данного вида ЗПР лежит дефицит внимания или гиперопека, что провоцирует следующие симптомы задержки психического развития у детей:

  • застенчивость;
  • страх выражения чувств и эмоций;
  • переменчивое настроение;
  • эмоциональная нестабильность;
  • агрессивность.

Ребенок, не получающий должного внимания и не имеющий возможности увидеть нормальные семейные отношения, плохо взаимодействует со сверстниками, что ведет к отсутствию социализации и дальнейшим сложностям с коммуникацией.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Характерная черта этого вида – незрелость эмоциональности и познавательной деятельности. Симптомы индивидуальны и зависят от степени, характера и локализации повреждений ЦНС, но основными из них считаются:

  • повышенная внушаемость;
  • недостаток воображения;
  • неспособность к запоминанию;
  • заторможенность;
  • отсутствие яркости эмоций.

Поскольку у больных нарушение функций головного мозга незначительные, дети все еще могут полноценно коммуницировать со сверстниками и легко социализироваться, но для этого следует посещать специалиста.

Симптомы и признаки развития детей с ЗПР

Зачастую выявить ЗПР можно лишь при отправке ребенка в первый класс, ведь именно тогда вскрываются все сложности с учебой и усвоением информации. Но при должном наблюдении некоторые симптомы заметны гораздо раньше.

Интеллект

Нарушение интеллекта у детей затрагивает такие аспекты:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • речь.

Также под влияние недуга пропадает восприятие окружающего мира или становится неточным и замедленным. В результате ребенку трудно формировать полноценные образы. Хуже всего у детей с ЗПР развито слуховое восприятие, поэтому формат обучения с использованием живой речи наименее результативен.

Внимание

Дети, страдающие ЗПР, не могут концентрировать свое внимание на одном объекте долгое время. Они делают это поверхностно. Любые посторонние факторы способны их отвлечь.

Память

Дети с данным недугом не могут выбрать из услышанной информации именно ту, которую необходимо запомнить. Их память наглядно-образная и мозаичная.

Мышление

Лучше всего такие дети мыслят в наглядно-действенном формате. Например, им легче посчитать числа на конкретных, существующих предметах. Образное мышление у них не развито, а абстрактно-логическое и вовсе отсутствует. Они не могут анализировать и сравнивать информацию, а также формулировать выводы и умозаключения.

Дети с ЗПР часто подвергаются задержке психоречевого развития, то есть искажают артикуляцию множества звуков, испытывают трудности со словарным запасом, контролем за грамматикой и формулировкой правильного высказывания. Часто это сочетается с дислексией и дислалией. Сложность заключается в том, что необходимо выявлять проблему и приступать к лечению уже в 3 года, чтобы избежать ухудшения речевого навыка.

Эмоции

Ребенок с этой болезнью, как правило, очень нестабилен в своих эмоциях. Его настроение часто меняется, а разум легко поддается внушению. Также возможны проявления агрессивности, плохой координации и моторики, тревожности и конфликтности. Такие дети в основном замкнуты, зажаты в себе и избегают контакта со сверстниками.

Физические параметры

Рост и вес ниже нормы – еще один признак ЗПР. Внешне ребенок с патологией часто выглядит моложе на несколько лет.

Особенности поведения в определенном возрасте

Младенец

Как правило, малыши с ЗПР позже остальных начинают самостоятельно держать голову, ходить и разговаривать. Также присутствует излишняя возбудимость, повышенный или пониженный аппетит, бессонницы и болезни ЖКТ.

Дошкольник

При патологии малыши в возрасте 4–6 лет не понимают правил большинства детских игр и нормы поведения в общественных местах. Проявляют излишние, неуместные эмоции и испытывают трудности в коммуникации.

Школьник

Детям с ЗПР, пошедшим в первый класс, трудно дается учеба. Им необходимо больше времени для анализа полученной информации, особенно в условиях, которые мешают концентрации. Они часто забывают о цели, которую преследуют, быстро отвлекаются, не могут сосредоточиться. Также стоит отметить, что при высокой умственной нагрузке ребенок испытывает эмоциональный и физический дискомфорт.

Кто может диагностировать задержку психического развития

Диагноз вправе поставить только ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Педиатр, психолог, логопед, невролог и другие врачи могут выявить проблему и направить ребенка на обследование. Нужно сдать анализы и провести различные тесты. Например, проверить наличие черепно-мозговых травм и стресса, которые могли повлиять на развитие психики, пройти нейропсихологический тест.

При подтверждении диагноза даются рекомендации по воспитанию и обучению в школе. Наблюдаться с проблемой у опытного специалиста можно в нашей клинике La Salute. Здесь вам поможет нейропсихолог с большим стажем ¬– Данилина Камилла Касимовна. Это практикующий врач, сотрудник Научно-Практического Центра Детской Психоневрологии, которая издала более 30 работ по детской психологии. Лечение проводит с помощью физиотерапии и ЛФК, специальных препаратов.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Задержка психического развития и умственная отсталость – заболевания, схожие, но они обладают рядом отличий, которые описаны в таблице.

ЗПР УО
Имеет скачкообразную динамику интеллектуальной деятельности Не характеризуется развитой эмоциональностью
При заболевании формируется сложность с интеллектуальной деятельностью Формируется сложность с мыслительными операциями
При правильном подходе можно откорректировать поведение и развитие малыша Отсутствует восприятие игровой подачи информации, ребенок не в состоянии принимать помощь при исполнении задач, не испытывает желания анализировать и понимать прочитанную информацию

Если ребенка старше 10 лет не оставляют признаки ЗПР, ему могут изменить поставленный диагноз либо на умственную отсталость, либо на конституциональный инфантилизм.

Как распознать у ребенка ЗПР

В процессе взросления ребенок обретает множество новых навыков, стремится изучать окружающий мир. Если он отчужден и имеет какой-то из перечисленных выше симптомов, нужно посетить специалистов, чтобы провести обследование и диагностику.

Самостоятельно делать выводы о заболеваниях малыша нельзя. Существует множество причин и факторов, способных повлиять на поведение и восприятие ребенка. Подтверждать диагноз и назначать способы лечения и корректировки должны квалифицированные специалисты.

Клиника La Salute предлагает проверенную программу коррекции состояния детей с задержкой психического развития. Мы обладаем условиями, необходимыми для постановки диагноза и исправления недуга еще на ранних этапах, что позволяет предотвратить дальнейшее ухудшение психологического здоровья ребенка.

Другие статьи по теме

Нейрокоррекция энуреза и тиков у детей

Серьезный повод для обращения родителей к врачу. Причин и у того, и у другого состояния бывает много

Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Психомоторное развитие включает в себя большой комплекс показателей: совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, сенсорного восприятия, эмоций, навыков коммуникации и социализации. В зависимости от возраста ребенка ведущие линии развития меняются.

Нарушения речи у детей

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. Поэтому важно своевременно диагностировать и корректировать такие патологии.

Причины задержки психического развития у детей

Нейропсихологическое тестирование

Нейропсихологическое тестирование – это метод исследования, позволяющий диагностировать причины различных нарушений когнитивных функций человека. Тестирование использует поведенческую оценку для определения навыков и способностей, отражающих работу головного мозга.

Зачем нужны нейропсихологические занятия?

Задайте вопрос специалистам
клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться — напишите нам!
Специалисты клиники ответят Вам на e-mail, указанный при заполнении
формы-заявки.

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана ЗПР — задержкой психического развития. Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе. Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР «нагнать» своих ушедших вперед сверстников — об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода» — врач-невролог Людмила Константиновна Михайленко и педагог-психолог Светлана Валерьевна Панькина.

Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?

Задержка психического развития — это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.

Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.

Есть такое понятие как педагогическая запущенность. Неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития. Некоторые мамы говорят: «Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой. А его там всему научат». И такие дети приходят в школу как «чистый лист» и страдают из-за этого. Школьные программы достаточно сложные, поэтому большинство детей идут в школу с определенными умениями (например — читающие). Формировать у ребенка навыки, которые помогут ему в школе — это и есть задача родителей. Есть и другое отношение — «он еще маленький, мы еще все успеем». В итоге — не успевают. Важно перед школой научить ребенка учиться.

Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу? Или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому правильно следить за развитием ребенка?

Конечно, ЗПР проявляется значительно раньше. Есть популярная литература, где подробно расписываются стадии психоречевого развития ребенка, даже в возрасте до года. Кажется, что такой кроха может, что от него можно ожидать? А он может многое. Есть понятие предречевого развития, когда малыш начинает «гукать» (до 3 мес), потом «гулить» (от 3-х до6 мес), потом лепетать (с 6 до 9 мес), а потом уже появляются слоги, а потом и первые слова. Важны и эмоции, которые проявляет маленький человек: в 3 месяца — это «комплекс оживления». В 4 месяца — он начинает ориентироваться, узнавать близких людей, это «комплекс оживления с ориентировочной реакцией». Потом начинает интересоваться игрушками. А в полгода он начинает переворачиваться на живот, исследовать окружающий мир, улыбается, тянет ко всему ручки. Если в эти периоды родители наблюдают какие-то сбои, нужно бить тревогу. Сейчас, повторюсь, масса литературы на эту тему, поэтому самому следить за развитием ребенка можно и нужно. А вот отзывы с «форумов мамочек» — не ориентир в этих вопросах. Когда одна мама читает, как другая пишет о том, что ее ребенок в полтора года уже предложениями начинает говорить, то решает — «Ой, с моим ребенком что-то не так!». А ведь развитие идет индивидуально. Смотреть на развитие ребенка необходимо «в комплексе» — если ребенок сейчас отстает по «говорливости», он может «говоруна» обгонять по другим показателям — по моторике, например. Поэтому, если у вас какие-то сомнения возникают, лучше обратиться к специалисту, а не читать интернет.

К какому специалисту нужно обращаться?

Первым врачом, которому стоит показать ребенка, должен быть невролог. А он, при необходимости направит ребенка к трем важным специалистам. Сурдолог должен выявить возможные проблемы со слухом у ребенка. Ведь ребенок как слышит — так и говорит, если у него даже небольшие проблемы со слухом, его речь может стать «смазанной». Генетик выявляет возможные генетические заболевания, которые могли привести к ЗПР. Психиатр оценивает мыслительные функции ребенка, проводит тесты. Дальнейшее лечение зависит от найденных причин ЗПР. В случае же, если проблема носит только педагогический характер, мы направляем ребенка к специалистам-педагогам.

Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР?

После проведения необходимых тестов становится видно, какая функция страдает, и мы занимаемся ее развитием. Как правило, у ребенка с ЗПР страдает сразу несколько функций — память, внимание, мышление, эмоции. Какая-то развита менее всего, а остальные за нее «цепляются». Каждое занятие включает в себя упражнения и задания, направленные на развитие страдающей психической функции, несколько упражнений на развитие других психических процессов. Это и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики( лепка из пластилина, аппликация) — ведь моторика тесно связана с развитием речевых центров мозга, игры, направленные на развитие тактильных ощущений, игровые ситуации, помогающие развитию навыков общения.

Читайте также  Ротавирус как лечить ребенка

Людмила Константиновна — обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств?

Если у ребенка педагогическая запущенность, никаких лекарств ему не нужно, нужно только наверстать упущенное. Если же ЗПР связана с генетическим фактором — папа, например, начал говорить после 4-х лет, мама — после 5-ти, а ребенок — «молчит, но все понимает», то мы максимально оттягиваем сроки назначения препаратов. Если же у ребенка диагностируются органические поражения нервной системы, то, чем раньше мы назначим медикаментозное лечение, тем лучше. И все эти вопросы должен решать только специалист. Препараты, которые назначаются, как правило, направлены на улучшение кровоснабжения, питания мозга.

Вопрос Светлане Валерьевне. Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе?Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям.

В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Чаще всего у таких деток слабо развита и общая моторика — главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), а значит они не могут участвовать на равных в подвижных играх сверстников. Ребенок с ЗПР часто не умеет общаться. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Поэтому родителям важно учить детей навыкам общения — дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива — посещать мероприятия, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки — если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно обращать внимание ребенка на детали выполняемого им задания, чтобы у него в голове сформировался план по выполнению, учить самоконтролю.

Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение?

Многие родители ругают детей за неуспеваемость, забывая во-многом правильную поговорку, что «стране больше нужны здоровые троечники, чем больные отличники». Если ребенок систематически не справляется со школьной программой — это вызывает невроз у него и у родителей, поэтому желательно сменить лицей на обычную школу, обычную школу — на коррекционную. Однако, домашнее обучение, на мой взгляд, нежелательно. Ребенок должен жить в коллективе, социуме, уметь общаться. На индивидуальное обучение следует переводить только детей, не имеющих перспектив, как бы жестко это не звучало. Тяжелые случаи ДЦП, например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться.

Светлана Валерьевна, а Вы что думаете по этому поводу?

Совершенно согласна. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка — это не свои амбиции, а возможности ребенка.

Задержка психического развития

Задержка психического развития – отставание в формировании нервно-психических навыков и умений ребенка применительно конкретному возрасту.

Симптомы задержки психического развития

Педиатры выделяют нормы психического развития в каждом возрасте. Особенно важен период младенчества. В это время активно меняется анатомия и физиология головного мозга. Ребенок приобретает навыки и умения, позволяющие ему адаптироваться к внешнему миру, становится все более самостоятельным. Смотреть видео Родителям следует внимательно следить за всеми этапами развития ребенка, соотносить их с нормами психического развития в каждом возрасте. Периодические консультации опытного педиатра помогут вовремя отследить наметившееся отставание и предупредить его.

При этом всегда остается вероятность индивидуальной особенности развития конкретного ребенка. Отставание от существующих норм должно насторожить и стать поводом для обращения к специалисту.

Подтвердить или опровергнуть вероятность наличия задержки психического развития возможно только после обследования. Задержка психического развития (ЗПР) часто обусловлена нарушениями в центральной нервной системе, поэтому для постановки диагноза недостаточно одной лишь клинической картины. В Центре «Дети Индиго»маленьких пациентов обследуют на аппарате амплитудно-частотной диагностики с дальнейшей расширенной консультацией профильных специалистов. Оборудование позволяет выявить наличие патологии на ранней стадии, оценить степень тяжести заболевания, составить прогноз лечения. Задать вопрос

Причины задержки психического развития

Причины ЗПР могут носить эндогенный характер, когда заболевание обусловлено наличием патологии центральной нервной системы. А также к задержке психического развития может привести недостаточное педагогическое влияние внешнего мира.

Причины ЗПР, связанные с повреждением центральной нервной системы

    Гидроцефалия. Чрезмерное увеличение количества спинномозговой жидкости в полости черепа, в просторечии — водянка мозга. Признаком наличия заболевания может быть увеличенный объем черепа, косоглазие, нарушение слуха. Однако нередко заболевание протекает в скрытой форме, выдавая себя лишь в периоды обострения, и не имеет столь очевидных признаков. Насторожить должны такие проявления как носовые кровотечения, головные боли, нарушение сна, истерики, ЗПР, снижение памяти, интеллектуальных способностей, агрессия, высокая отвлекаемость и т.д. Лучшим вариантом будет плановое обследование ребенка, позволяющее исключить патологию на физиологическом уровне.

Родовые травмы. Причиной практически всех заболеваний психомоторного развития является повреждение головного мозга. Родовые травмы среди прочих причин занимают первые места. Сюда же относятся стремительные роды, преждевременные роды, кесарево сечение, обвитие пуповиной, асфиксия и т.д.

  • Перинатальная патология ЦНС. Группа факторов риска, которые могут привести к повреждению центральной нервной системы: инфекции, угрозы прерывания беременности, недостаток кислорода (гипоксия), прием медикаментов в ходе беременности и прочие виды интоксикации организма.
  • Важно!

    Перечисленные органические причины ЗПР приводят к нарушению функциональной активности головного мозга. В зависимости от локализации зоны повреждения, возникает то или иное заболевание ребенка. У детей с ЗПРР отмечается патология в зонах мозга, отвечающих за речь и интеллект.

    Если мама во время беременности и ее малыш попадают по перечисленным признакам в группы риска, рекомендуем обратить особое внимание на развитие малыша и вовремя обратиться к специалистам. Ведь чем раньше выявлена задержка психического развития и ее причина, тем выше шансы на успешное лечение задержки развития.

    Дети, попавшие в группу риска, должны наблюдаться особенно тщательно. Старайтесь снизить факторы, повышающие риск любых заболеваний, факторы дополнительной нагрузки на мозг: детские инфекции, температура, прививки, которые стоит делать по индивидуальному графику, умственные нагрузки. Задать вопрос

    Педагогические причины постановки диагноза задержки психического развития

    Не всегда задержка психического развития связана с органическими нарушениями развития центральной нервной системы. Иногда к печальному диагнозу приводит педагогическая запущенность, ненормальный уход и обстановка для малыша в первые годы жизни. Поэтому так важно с первых дней жизни малыша внимание родителей, развивающие игры и общение. Особенно важно заниматься развивающими играми с ребенком, у которого есть риски появления ЗПР, в том числе, будут полезны совместные занятия с детским психологом.

    К каким специалистам обратиться при задержке психического развития

    Постановка диагноза задержка психического развития нередко вызывает панику у родителей. Почему мой ребенок? Правы ли воспитатели и учителя? Стресс в данной ситуации понятен, но долго оставаться в нем не целесообразно. И чем быстрее родитель отбросит в сторону обиды и эмоции и задастся вопросом «Возможно ли лечение задержки развития?», тем быстрее будет оказана квалифицированная помощь малышу. А своевременно начатое лечение, как правило, дает хорошие результаты.

    Важно!

    Помните! При задержке психического развития так же полезны занятие с дефектологом и логопедом. так как отставание в речевом развитии часто идет параллельно с отставанием становления психического интеллекта. Бездействие, отсутствие лечения задержки речевого развития до 5-летнего возраста, может привести к серьезному отставанию в развитии психики ребенка, адаптации его в обществе и к тому, что его обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.

    Поэтому важно обратить внимание на необходимость обращения к профильным специалистам с первого года жизни малыша. В Центре Педиатрии и Неврологии прием ведут опытные врачи следующих специальностей:

    • Неонатолог. Занимается контролем раннего развития ребенка.
    • Невролог. Выявляет и лечит неврологическую патологию.
    • Рефлексотерапевт. Использует различные методы рефлексотерапии для лечения выявленных патологий развития ЦНС. В Центре Педиатрии и Неврологии» используют аппаратные методики, которые позволяют активизировать соответствующие зоны головного мозга. Это приводит к постепенному восстановлению психического развития ребенка.
    • Ава-терапевт. Помогает скорректировать нежелательное поведение у ребенка, развить способности к обучаемости.
    • Дефектолог. Занимается с малышом с 2-х лет. Его задача помочь развить внимание, память, мышление, моторику.
    • Логопед. Обычно работает с детьми с 4-х лет. Помогает «поставить» звуки. Проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно ставить предложения.

    Задержка развития у ребенка до 3 лет

    Кто в группе риска?

    Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.

    Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.

    Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.

    Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.

    Задержки моторного развития

    ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.

    Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:

    А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;

    Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.

    В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов

    Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).

    Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.

    Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.

    ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.

    Задержки психоречевого развития

    Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:

    Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;

    Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;

    Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);

    Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;

    Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.

    Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)

    Самое главное о задержках развития у детей:

    Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.

    Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:

    Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;

    Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;

    Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;

    Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.

    Задержка нервно-психического развития

    Задержка нервно-психическ ого развития ребенка.

    Для каждой мамы ее ребенок самый чудесный и это правильно. Но чтобы вырастить гармоничную личность и дать возможность раскрыть потенциал малыша полностью необходимо родителям обращать внимание на важные этапы развития ребенка и появление новых умений и навыков, свойственных каждому периоду. Есть такое понятие, как онтогенез. Это индивидуальное развитие организма , совокупность последовательных физиологических и биохимических преобразований от оплодотворения до конца жизни. Очень важен ранний период, когда идет закладка базиса для дальнейшего развития, поэтому в период до 5 -7 лет малыша регулярно наблюдают врачи: педиатр, невролог, ортопед и важные советы по играм с ребенком дает психолог.

    Развитие интеллекта, когнитивных функций опирается на функционирование центральной нервной системы и головного мозга. Так называемая регуляторная сфера уже в утробе мамы начинает отвечать за приспосабливаемо сть к окружающей среде, нагрузкам, импульсам извне, обеспечивать баланс возбуждения и торможения в нервных клетках и способствует развитию моторной сферы и интеллекта, являясь важной опорой.

    В целом существуют основные стадии нервно-психическ ого развития ребенка: сенсо-моторный период (с рождения до 2 лет), период развития понимания символов и становление сложных моторных движений (с 2 до 7-8 лет), развитие интеллекта до уровня взрослого мышления (с 7 до 17 лет).

    Задержками нервно-психическ ого развития являются:

    — отсутствие базовых навыков реагирования на окружающий мир (непонимание речи, равнодушное отношение к игрушкам, неразвитая мимика, когда малыш не отвечает улыбкой на улыбку и т.д.);

    — плохо развитая моторика с отставанием по срокам появления навыков (недостаточное использование рук в игре с предметами, отказ от самостоятельной еды, питья, невозможность использовать обе руки одновременно, бросать мяч, отсутствие ползания, в дальнейшем ходьбы, не умение снять с себя одежду и т.д.);

    -отсутствие фразовой речи к 2 годам 2 мес.

    -сложности в освоении символов (ребенок не может рисовать фигуры, вместо этого черкается на листе, выводит каракули, более в позднем возрасте не может научиться читать)

    -трудности коммуникации (агрессия, замкнутость, необщительность, негативизм)

    -трудности самообслуживания (не завязывает шнурки, не одевается, не может выполнить поручения последовательно, рассеянность) и др.

    Иногда родители приходят на консультацию невролога, психолога со словами «мой ребенок отличается от остальных» только лет в 14. Тщательно изучая медицинскую карту и анамнез жизни пациента, специалист хватается за голову: как же родители не обратили внимание на отклонения в ранний период, когда вовремя ребенок не сел, не пополз, не пошел, заговорил в 3,5 года, в школе учился с двойки на тройку, воровал деньги, дрался, связался с плохой компанией… Хотя бывает и совсем по другому: в садике все время плакал, был сильно привязан к маме, в секции никогда не ходил, т.к. сильно уставал, ну а теперь: нет друзей, нет интереса к учебе, нет увлечений, не занимается спортом, сидит дома и готов целыми днями играть в компьютер, при этом готов не мыться, не обслуживать себя и т.д. Очень часто подростка приводят к неврологу с жалобами на головную боль, сильную утомляемость, плохую память, нарушение внимания, при возросших нагрузках в школе родителям становятся заметны трудности, которые можно было выявить и легко скорректировать в более ранний период жизни ребенка…

    Что с этим делать? Как помочь?

    Первой базовой помощью всегда выступает работа с телом в пространстве (кинезиотерапия, ЛФК): активизация срединно-стволов ых структур головного мозга, укрепление межполушарных связей и гармонизация работы всех функциональных звеньев нервной системы. Подобрать вид кинезиотерапии может невролог после тщательного обследования, а также составить план лечения с применением физиопроцедур, медикаментозной помощи.

    Вторым этапом: является полная нейродиагностика функциональных звеньев головного мозга, проводимая клиническим психологом (нейропсихологом ) в ходе 3 -4 занятий с ребенком, после чего выбирается программа индвидуального развития (или интенсивной реабилитации психических функций) пациента по программам нейрокоррекции. Существуют различные варианты отклоняющегося развития ребенка, которые важно выявить как можно ранее: парциальная несформированнос ть регуляторной сферы, парциальная несформированнос ть когнитивной сферы, дефицитарное развитие на фоне органических поражений головного мозга, тотальное недоразвитие (умственная отсталость), искаженное развитие (у детей с аутизмом, детским типом шизофрении) и др.

    На этом этапе проводится также обследование у логопеда-дефекто лога для оценки развития речи и артикуляционного аппарата, именно за логопедом последнее слово в определении вида речевого нарушения (ОНР, алалия).

    Дополнительно может потребоваться обследование у психиатра и других специалистов, пройти обследования УЗДГ, ЭЭГ, МРТ и др.

    Проверьте развитие вашего ребенка, начав с обследования у грамотного врача-невролога, избегайте поверхностного осмотра и фраз «ну ничего, рано или поздно пойдет/заговорит и т.д.…», помните, что существуют различные отклонения от нормативного развития: аутизм, алалия, дизартрия, детский церебральный паралич, синдром гиперактивности, ППЦНС, РЦН, ММД, ОПГМ и многие другие, мешающие гармонично развиваться детям.

    Этапы развития психики ребенка.

    Родителям необходимо знать и соотносить появление навыков ребенка со сроками их появления исходя из физиологии развития человека, существуют важные стадии развития нервной системы и психики:

    Сенсо-моторный период:

    -с рождения и до 8-9 месяцев: становление карты тела на уровне ощущений и взаимодействий с миром.

    -с 9 мес. до 1,5-2 лет: развитие практического интеллекта, способность повторять, присваивать себе новые знания и навыки.

    В этот период развивается важный навык реагирования на импульсы из окружающего мира: прикосновения, звуки, речь и это выступает толчком для развития коммуникации с окружающим миром с помощью жестов и звуков ( в итоге появление фразовой речи). Формируется начальный наглядно-действе нный вид мышления, помогающий ребенку играть, конструировать, использовать предметы для освоения движений, для получения звука, развитие моторики с простого движения захвата игрушки, а затем перекладывания из руки в руку (к 3 месяцам), появление потребности тянуться к интересующему предмету, следить за ним глазами, находить потерянный объект и громко требовать его, показывая свои желания окружающим.

    Следует беспокоиться о здоровье ребенка, если проявлены:

    — отсутствие базовых навыков реагирования на окружающий мир (непонимание речи, равнодушное отношение к игрушкам, неразвитая мимика, когда малыш не отвечает улыбкой на улыбку и т.д.);

    — плохо развитая моторика с отставанием по срокам появления навыков (недостаточное использование рук в игре с предметами, отказ от самостоятельной еды, питья, невозможность использовать обе руки одновременно, бросать мяч, отсутствие ползания, в дальнейшем ходьбы, не умение снять с себя одежду и т.д.);

    -отсутствие фразовой речи к 2 годам 2 мес.

    Важно дать возможность ребенку развиваться в правильной последовательнос ти появления навыков, не перескакивая на новые этапы без прохождения базовых начальных. Например, если ребенок не ест сам к двум годам, не собирает башенку из 4 кубиков, плохо ходит, но родители учат его буквам и счету, то дисбаланс между отделами головного мозга приведет к развитию неврологических заболеваний, психо-эмоциональ ным нарушениям, изменениям в поведении.

    Задержка нервно-психическ ого развития, выявленная в этот период часто успешно корректируется, т.к. мозг в этот период имеет высокую пластичность и готовность к усвоению огромного количества новой информации, появляются новые нейронные связи.

    2. Период развития конкретных операций:

    — с 2-3 лет до 7-8 лет: развитие символического понимания (фигура, цвет, размер, образ слова и буквы, понятия времени и пространства, активное обогащение словаря, стремительное развитие психо-эмоциональ ной сферы и коммуникации), к 4 годам у ребенка должна установиться ведущая рука (левшество-правш ество), что свидетельствует о формировании ведущего полушария и готовности ребенка к освоению письма.

    -с 7-8 лет до 12 лет: развитие конкретных операций с усвоенными символами: классификация, проективные понятия). Формируются важные формы мышления: наглядно-образно е и абстрактно –логическое, продуктивность мышления возрастает год от года и ребенок способен к созиданию нового, умеет синтезировать полученную информацию, что позволяет ему успешно овладевать различными знаниями.

    Задержка нервно-психическ ого развития, выявленная в этот период сложнее корректируется. Но при интенсивной работе возможно скорректировать нарушения в развитии ребенка.

    Итоговый период «репрезентативны й интеллект», завершение развития логики и комбинаторики. Сложные типы операций. Становление взрослого мышления.

    Подводим итог: если последовательнос ть возникновения умений и навыков нарушается, появление самого навыка отсутствует или задерживается по срокам, значит происходит задержка нервно-психическ ого развития у ребенка.

    Что с этим делать? Как помочь? Возвращаться на уровни ранее в начальный сенсо-моторный период и помогать ребенкупрожить последовательно все его стадии! В этом помогут специалисты: невролог, нейропсихолог, психиатр, кинезиотерапевт, инструктор ЛФК.

    Подробная информация и запись по телефону +7(343) 289-55-02 или форма на сайте для записи.