Сосательный рефлекс у детей

Сосательный рефлекс

Привожу статью, полностью с ней согласна.

К слову как педагог, психологией занимаюсь как в профессиональной деятельности, так и в сфере личных интересов — поэтому не нужно ее воспринимать как копирование безмозглой домохозяйки и фанатки ГВ.

Каждая фраза статьи полностью подтвержается современными концепциями психологии новорожденных и детей малого возраста. Поэтому прощу не спорить — Уважаемые мамы ИВ, которые не совсем адекватно иногда реагируют на подобные посты, я пишу для тех кто согласен с данной точкой зрения и хочет узнать что то новое по теме, и для тех кто еще не определился, и возможно заинтересуется коцепциями психологически обоснованного естетвенного родительтва.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные — и приведеннные возрастные рамки показывают минимальный и максимальный возраст угасания данного рефлекса).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
Сосание посторонних предметов:
• пальца (самое распространенное);
• материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
• канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
• собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
• любимых игрушек, и прочего.
Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны » источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя » (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают » активную и пассивную » формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма — болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко — выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата — снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются — он совершает поступательные движения — вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки — она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
— Трещины, ссадины, травмы сосков
— Лактостаз, мастит
— Недостаток или избыток молока;
— Маленький набор в весе;
— Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
— Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
— Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало — цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка — он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Сенсорно-моторная стимуляция младенцев в пост-реанимационный период (глотание, сосание, жевание)

Международный институт речевой патологии, Портленд, США

Нарушение кормления является достаточно распространенной проблемой у детей младенческого возраста, которые находились в реанимации практически сразу после рождения. Оромоторные навыки/рефлексы кормления это координированные движения орофациальной мускулатуры для еды и питья (Samara [at al.],2010),.

В работе Aвстралийского национального совета по здравоохранению и медицинским исследованиям K. Санчез и др. (Sanchez [at al.], 2017) рассматривался младенческий возраст (грудной) до 12 месяцев жизни. Необходимость реанимационного периода, как правило, была связана с недоношенностью, нарушением в состоянии нервной системы либо с другими заболеваниями.

По мнению ряда исследователей, существует определенная корреляция между результатами нейро-бихевиоральных обследований детей, осуществленных от рождения до 4 месяцев и навыками питания от неонатального периода до двух лет (T. L. Crapnell [at al.], 2013.).

Читайте также  Себорея у детей

По мнению K. Санчез и др. (Sanchez [at al.], 2016), многие младенцы, находящиеся в отделениях интенсивной терапии, особенно в связи с недоношенностью, имели либо повышенный риск нарушения оромоторного кормления, либо очень низкие его возможности. Это означает, что дети с высоким риском нарушения питания должны быть на специальном контроле и получать не только помощь специализированных врачей клиницистов, но и специалистов. которые могут оказать помощь в формировании первоначальных навыков / рефлексов, обеспечивающих кормление.

По нашим наблюдениям, существует несколько групп детей младенческого возраста, которые, находясь в реанимации, получали питание в этот период с помощью зонда, т. е. не имели возможности осуществлять полноценное питание через рот:

1. Недоношенные дети

Как правило, у этих детей наблюдалась несформированность оральных рефлексов, позволяющих осуществлять функцию сосания. Кроме этого, как правило, наблюдалась дискоординация между процессами сосания, глотания и дыхания. Дополнительным фактором являлся также тот факт, что у детей, рожденных до 37—40-й недели внутриутробного периода развития, физиологически не сформирован так называемый «бурый жир» в области щечных мышц, в результате чего резко снижалась возможность создания отрицательного давления, определяющего процесс всасывания.

2. Дети, находящиеся в реанимации от 2 недель до 2 месяцев, имеющие неврологическую симптоматику различного генеза

У этой группы детей наблюдалось нарушение тонуса мышц оральной области. Как правило, эти дети также получали вскармливание через зонд. В результате этого у детей с повышенным тонусом оральных мышц часто происходило угасание оральных рефлексов вследствие длительного питания через зонд.

У детей с пониженным тонусом, оральные рефлексы могли быть резко снижены, а в случае выраженной бульбарной симптоматики полностью отсутствовать.

3. Дети, находящиеся в реанимации от 2 до 4 месяцев с различной соматической патологией

В силу того, что эти дети получали длительный период вскармливания через зонд, у них не был «запущен» рефлекторный оральный механизм и впоследствии они не могли осуществлять координированные рефлекторные движения сосания—глотания—дыхания.

В результате у этих групп детей не формировались важнейшие функции орального онтогенеза в критический период его развития: двигательная, кинестетическая, сенсорная, вкусовая, т. е. наблюдалось нарушение онтогенетического развития оральной области.

Анатомически оральная область иннервируется 5 парами черепно-мозговых нервов (лицевым, тройничным, языкоглоточным, подъязычным и блуждающим). Известно, что группа каудальных нервов, а особенно тройничного, связана через сеть интернейронов с практически всеми отделами мозга, в том числе и с корой.

Можно предполагать, что несформированность основных процессов в период раннего орального онтогенеза отрицательно скажется на формировании так называемой «карты мозга», особенно ее моторных и сенсорных областей, отвечающих за реализацию оральных функций, которые, как известно, впоследствии являются одними из основных механизмов речепроизводства. Кроме этого, практика показывает, что несформированность процессов сосания, глотания и их координации с процессом дыхания, а впоследствии и полноценного жевания резко снижает качество жизни как младенцев, так и их родителей. Впоследствии эти дети, как правило, нуждаются и в активной речевой терапии.

Одним из методов восстановления несформированных или утраченных функций в постреанимационный период является моторно-сенсорная стимуляция посредством логопедического массажа, направленного на восстановление или формирование данных функций (Дьякова Е. А.,2014).

Безусловные рефлексы новорожденного

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры — неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Сосательный рефлекс у детей

Несмотря на кажущуюся беспомощность, новорожденный малыш обладает множеством защитных реакций — рефлексов, которые были созданы природой, чтобы ничего не умеющий ребенок мог выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. По наличию рефлекса и степени его выраженности педиатры судят о развитии новорожденного, определяют наличие тех или иных отклонений от развития.

Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.

Читайте также  Что помогает при кашле в домашних условиях

При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.

У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.

Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.

Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс объятия Моро. При похлопывании по бедру и ягодице, при ударе рукой по столу для пеленания на расстоянии 15 -20 см от головы малыша, при внезапном шуме ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения и ослабевает к 4 месяцам.

Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же «автоматически» поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.

Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.

Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Педиатр «СМ-Доктор» о том, до какого возраста следует кормить ребенка грудью

Некоторые новоиспеченные мамы стараются сделать это как можно раньше. Другие продолжают прикладывать ребенка к груди и в 4, и в 5 лет. Играют свою роль и «национальные» особенности. Например, в Великобритании только треть младенцев в свои полгода по-прежнему получают молоко матери, остальных же переводят на смеси. А в ОАЭ закон предписывает кормить детей грудью до двух лет, иначе можно получить суровое наказание.

стати, именно на цифре «два года» сходятся большинство врачей во всем мире. Считается, что после этого возраста дополнительной пользы для здоровья молоко матери уже не приносит. Так ли это? разбираемся со специалистами.

Татьяна Кузнецова
ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА
врач-педиатр, врач-нефролог, консультант по грудному вскармливанию клиники «СМ-Доктор».

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН грудное вскармливание желательно поддерживать до 2-х лет, дольше — по взаимному желанию матери и ребенка. Отечественные педиатры, основываясь на практическом опыте и научных исследованиях, озвучивают цифру до 1,5 лет.

Сейчас нередко можно встретить мам, которые кормят детей грудью после двух лет. Такое продолжительное грудное вскармливание принято называть долгокормлением.

В любом случае, после 2,5 лет у ребенка идет процесс естественного угасания сосательного рефлекса, происходит постепенное самоотлучение от груди и, таким образом, плавное завершение грудного вскармливания.

Вне зависимости от рекомендаций, выбор всегда остается за мамой. И продолжительность грудного вскармливания будет зависеть, прежде всего, от готовности и мамы, и ребенка прекратить этот процесс.

Чем грозит раннее отлучение от груди здоровью ребенка?

Заменители грудного молока не содержат антиинфекционные факторы, поэтому искусственно вскармливаемый ребенок чаще подвержен кишечным инфекциям, респираторным заболеваниям. К ним относятся частые ОРВИ, отиты, бронхиты, пневмонии, кишечные инфекции (чаще вирусной природы) с продолжительной диареей, грибковые заболевания кишечника, а также грозное жизнеугрожающее состояние — некротизирующий энтероколит новорожденных.

Довольно часто у детей на смесях формируется непереносимость белков молока животных (коровьего, козьего) с развитием аллергических реакций, в частности, пищевой аллергии в виде атопического дерматита. К сожалению, в будущем такие дети входят в группу риску по развитию аллергического бронхита, бронхиальной астмы.

Искусственное вскармливание увеличивает риск развития сахарного диабета, а также ожирения, связанного с избыточным потреблением смеси, превышающим потребности ребенка. Возможно развитие судорог из-за избыточного содержания в смесях натрия, кальция, фосфора.

У детей, получающих искусственную смесь, может снижаться интеллектуальное развитие из-за недостатка аминокислот, омега- жирных кислот, которые необходимы растущему мозгу ребенка.

Кроме того, согласно некоторым исследованиям, отказ от грудного вскармливания увеличивает риск синдрома внезапной смерти младенцев.

А какие минусы у позднего отлучения от груди?

Не только за рубежом, но и в России существует множество исследований, доказавших пользу материнского молока на любом сроке кормления. После года грудное молоко изменяет свой состав, но совсем не в худшую сторону.

Основная причина этих изменений состоит в том, что молоко уже не является основной пищей для малыша, и на первый план выходят другие функции.

Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается в молоке концентрация иммуноглобулинов, которые защищают ребенка от инфекционных болезней. Грудное молоко содержит в себе лейкоциты и ряд антиинфекционных факторов, а также антитела против возбудителей инфекций, перенесенных ранее мамой.

Как кормление грудью влияет на психику ребенка?

Сегодня становится очень модным воспитывать в детях раннюю самостоятельность, и преждевременное отлучение от груди видится некоторым родителям как средство сделать ребенка более независимым.

Однако психологи, которые вплотную занимаются исследованием детского развития, предупреждают: преждевременное насильственное отлучение может, наоборот, спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей. Навязанная независимость превращается в психологическую оторванность и заброшенность. Гораздо лучше дать ребенку возможность стать независимым, когда он к этому готов.

Это хорошо иллюстрируют результаты зарубежных исследований: так, одно из них показало, что самые большие достижения в школе были у детей, которых кормили дольше. А в ходе другого обнаружили, что чем дольше ребенок кормится грудью, тем лучше проходит социальная адаптация уже позже, в шести-восьмилетнем возрасте. И матери, и учителя признавали, что у деток, которые оставались на груди долго, гораздо реже возникает проблемное поведение.

Да и российские врачи, взявшиеся изучать влияние грудного вскармливания на нервно-психическое развитие детей, обнаружили, что малыши, которые долго питались маминым молоком, показывают гораздо лучшие результаты и в два года, при тестах речевого развития, и в три года, при тестах правильного выполнения навыков.

Многие долгокормящие мамы успешно совмещают кормление с работой, а также водят детей в детские сады. Прикладывания остаются только перед сном и ночью. В остальное время ребенок в груди, как правило, не нуждается. В идеале ребенок должен сам перестать просить грудь днем, а затем перед сном и ночью. Как правило, это происходит около 2,5 — 3 лет.

Читайте также  Корочки у ребенка

Но если ребенок продолжает прикладываться к груди после 3,5 лет, это может свидетельствовать о каких-либо психологических проблемах малыша или мамы, в этом случае желательно обратиться к психологу, но не к обычному, а к дружественно настроенному на длительное кормление.

А что делать, если грудью кормить не получается?

Сергей Бутрий
СЕРГЕЙ БУТРИЙ
Педиатр, автор книг о здоровье ребенка
Известный врач рассказал об этом в подкасте для «Купрум».

— Одна из самых «взрывоопасных» тем в кабинете у педиатра после прививок — это грудное вскармливание. Сейчас модно быть за ГВ. Конечно смеси — не совсем то, что грудное молоко. Только есть одно «но».

Мамы, у которых не получилось кормить грудью по состоянию здоровья, испытывают громадное чувство вины. Их прессует общество, другие мамы, консультанты по ГВ. Многие погружаются из-за этого в депрессию, пытаются кормить через физическую боль. Но не настолько уж ГВ и важно. «Умри, но корми», — это не наш метод. А таких матерей много, они приходят к врачу и плачут. Им больно даже думать, что они чего-то недодадут ребенку.

Грудное вскармливание — это отлично, но это не единственный метод. Искусственное вскармливание — это не зазорно. Можно вырастить здорового ребенка и на смесях. Главное, чтобы мама была спокойна.

Стоит ли переживать, если пустышка стала незаменимой?

Для начала: в чем разница?

На самом деле все просто. Соска — это изделие, которое по форме напоминает женский сосок и его надевают на бутылочку. То есть в соске есть отверстие, и она предназначена для кормления ребенка. Пустышка — также изделие, которое напоминает сосок, но в нем нет отверстия, и через нее нельзя накормить ребенка. Ребенок и пустышку, и соску может только сосать, больше ничего. Поэтому рассматривать их буду вместе.

Теперь о мифах. В интернете их достаточно много и я объясню самые распространенные о сосках (пустышках).

Пустышка «портит» прикус.

Правда с одним «но».

Пустышка является одной из причин формирования патологий молочного прикуса у детей, если:

  • возраст ребенка более 1 года (прорезались все молочные резцы, а к 3 годам — все молочные зубы)
  • применение пустышки не ограничено (круглосуточно)
  • при длительном использовании пустышки почти у 80% детей формируется неправильный молочный прикус (молочные зубы верхней челюсти выдвигаются вперед)
  • отлучение от нее было быстрым по времени

Например, при неправильном отлучении от пустышки ребенок может начать сосать палец. А это уже вредная привычка.

По данным одного исследования у детей, уже имеющих патологию молочного прикуса, при правильном и своевременном отлучении от пустышки зубочелюстная система может самостоятельно восстановиться (65-83%). Кроме того, наличие такого прикуса молочных зубов не означает неправильное формирование постоянного прикуса.

Небольшой вывод: при правильном использовании пустышки, соблюдая рекомендации врачей, показания и противопоказания, можно избежать вредных последствий.

Пустышка успокаивает ребенка.

Конечно же правда.

Пустышка помогает удовлетворить сосательный рефлекс, малыш успокаивается и засыпает, ночью спит спокойнее с ней. И этим мамочка может вполне пользоваться. Днем конечно можно пользоваться ей реже.

Соска нарушает грудное вскармливание, появляются проблемы, а пустышку вообще нельзя применять во время грудного вскармливания.

Правда в некоторых ситуациях.

Сосать грудь матери — это серьезная работа для ребенка: нужно правильно захватить грудь (у соски площадь захвата меньше), активно сосать грудь, чтобы получить достаточно молока (сосать соску легче, так как отверстие/ия в ней больше и молоко поступает быстрее).

Действительно, когда недостаточно молока, малыша докармливают смесью, то соску нужно подобрать правильную (и продолжать прикладывать к груди, чтобы нормализовать лактацию), так как ребенок не захочет напрягаться и будет сосать грудь вяло, получит меньше молока, а значит будет чаще беспокоиться. Также ребенок может кусаться, и на сосках могут оставаться трещины. В этом случае рекомендовано соску не давать здоровому ребенку без показаний до периода становления грудного вскармливания (это до 1 месяца).

Пустышку применять можно, но по показаниям и ограниченное время. Поэтому в роддоме мамочка должна проконсультироваться с врачом: нужна ли пустышка, как поддерживать лактацию, как правильно ребенок должен захватывать грудь, какая техника кормления и уход за молочными железами.

Риск развития острого отита при использовании пустышек возрастает.

Это мнение основано на одном исследовании, которое проводилось в Финляндии с детьми в возрасте 7-18 мес., по результатам которых риск развития острого отита (инфекция среднего уха) ниже на 29% у детей, не сосущих пустышку. По мнению некоторых специалистов, это зависит от изменения давления в ушах и приводит к скапливанию жидкости внутри среднего уха, инфицирование которой приводит к развитию заболевания.

У меня встречный вопрос: сколько ребенок в сутки должен сосать пустышку, чтобы произошло смещение давления? На это могу только сказать одно: нужно правильно использовать пустышку.

Пустышка в ротовой полости — это источник инфекции.

Это вопрос гигиены:

  • раз в день мыть пустышку с детским мылом или специальным средством для ухода
  • обязательно стерилизовать кипячением или в стерилизаторе для бутылочек перед первым применением и в последующем её применении
  • использовать контейнер для её хранения
  • если соска упала на пол — не облизывать её! Промыть под проточной водой или обдать кипятком
  • следить за состоянием поверхности соски (наличие повреждений). Если есть хоть одна маленькая царапина — меняйте соску. Неровная поверхность служит местом скопления микробов

Пустышка «тормозит» развитие ребенка.

Сосательный рефлекс — это важный этап в развитии ребенка и, соответственно, он временный. У детей до года (после рефлекс физиологически угасает) проблемы могут быть при неудовлетворении сосательного рефлекса. Но каждая мама должна понимать, что грудь — это лучший вариант для ребенка, поэтому пустышка — это запасной вариант.

Также малыши вырастают более коммуникабельными и общительными (если только длительное сосание пустышки не привело к патологии прикуса и нарушению речи).

Ребенка сложно отучить от пустышки, так как она вызывает привыкание.

У ребенка с рождения выражен сосательный рефлекс и только к 3 годам угасает полностью. В это время важно постепенно и с минимальным стрессом для ребенка отучить его от пустышки, так как далее это может перейти в привычку.

Некоторые врачи полагают, что ребенка наиболее легко отучить в возрасте 1-1,5 года и не нужно затягивать до 3-4 лет. Ниже перечислено, когда обязательно нужно ребенка отучать от пустышки:

  • возраст ребенка 3 года
  • ребенок в течение суток длительно сосет пустышку с перерывами на еду
  • ребенок не хочет общаться со сверстниками и играть в интерактивные игры
  • у ребенка врач выявил отставание речи

Что касается самого процесса отлучения, то тут тоже есть несколько правил:

  • начинать нужно в период полного здоровья, и при отсутствии других стрессовых ситуаций (детский сад, приучение к горшку, раздельному сну, переезд и другое)
  • не нужно пустышку мазать чем-то невкусным, острым или кислым — ребенок это средство может занести в глаза и нос, возможна аллергическая реакция и другие нежелательные последствия
  • постепенно срезать резиновую часть пустышки — тоже не вариант, так как ребенок может откусить кусок от нее

Что тогда нужно делать? В интернете есть множество разных способов, но все они делятся на быстрый и постепенный способы.

Быстрый метод — он более жёсткий, но и самый надежный: в один момент мама просто прячет и больше не показывает, не напоминает о пустышке. Этот способ тяжелый, потому что не только ребенок проливает слезы, закатывает истерики, но и родители мучаются, глядя на это. Также родителям нужно твердо стоять на своём и не идти на уступки ребенка.

Постепенный способ — более лояльный и спокойный. Суть в том, чтобы как можно чаще отвлекать ребенка, занимать его делами и играми без присутствия рядом пустышки, доводя до того, чтобы ребенок и вовсе отказался или забыл о ней.

Когда пустышка ребенку стала нужно только перед засыпанием, нужно подобрать другой способ укладывания ребенка: читать сказки, вести диалог с ребенком.

Еще есть метод — подарить другому маленькому ребенку (младенцу). Не все, но многие детки готовы расстаться со своей пустышкой во благо другому ребенку.

Любовь к пустышке у ребенка может перерасти во вредные привычки.

Курение. Некоторые психологи утверждают, что курение – это следствие неудовлетворенного сосательного рефлекса. То есть тут наоборот — недостаточное использование пустышки привело к курению. Или к другой вредной привычке — грызть ногти.

Привычка грызть ногти бывает у людей, которые плохо переносят стресс, напряжение и волнение. Это их способ успокоиться и с пустышкой он никак не связан.