Развиваем речь детей 3 4 лет

Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет

Возраст трех-четырех лет особенно значим для речевого развития ребенка. Это благоприятный период для естественного формирования речевой функции в силу анатомических особенностей созревания организма. Наступает стадия активного говорения и накапливания словарного запаса. То, как происходит развитие речи у детей 3-4 лет, оказывает влияние и на дальнейшее речевое становление, и на формирование всех познавательных процессов.

Особенности развития речи в 3-4 года

Благодаря речи ребенок начинает свое знакомство с окружающим миром. С каждым годом это знакомство становится все более интенсивным и наполненным. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые прослеживаются на определенной возрастной ступени.

В 3 года по большому счету уже завершается анатомическое созревание речевых областей мозга. Трехлетний ребенок способен воспринимать многие понятия, если ему доступно объясняют.

Набирает обороты моторная речь. Большинство слов еще произносится малышом на своем языке, понятном только близким. Но ребенок уже много говорит. Взрослым необходимо понять процесс формирования детской речи, чтобы эффективно на него влиять.

В этом возрасте новые слова легче и прочнее усваиваются, если они сопровождаются двигательными условными рефлексами.

Если ребенку только показать новый предмет и назвать его, 3-летний малыш тут же забудет его название. Чтобы новое понятие закрепилось, крайне важно подключить как можно больше органов восприятия. Например: «Смотри, это колокольчик. Он умеет звонить. Послушай, как он звучит. Теперь ты позвони колокольчиком. Давай позвоним тихонько, а теперь сильно. Запомнил, как называется? Скажи «ко-ло-коль-чик».

После такого обстоятельного знакомства в детской памяти отложится новое слово. Более того, ребенок заодно будет обучаться грамматическим стандартам родного языка и пониманию, как включать новое слово в предложения (колокольчик, колокольчиком и пр.).

Следует помнить, что дети в 3-4 года понимают далеко не все слова, с которыми к ним обращаются старшие. Тем более им не доступен переносный смысл фраз, которым зачастую злоупотребляют взрослые. Как привычно родители, стараясь приучить малыша к порядку, дают указания такого рода: «Сложи аккуратно свои игрушки». И удивляются, что видят вовсе не тот результат, на который рассчитывали.

Этому есть объективные причины. Во-первых, ребенок может относить к обобщенному понятию игрушки не всё, с чем он играет. Поэтому, всяких мишек и кукол он может рассадить по местам, а к машинкам даже не прикоснется. Во-вторых, условие аккуратно и вовсе непостижимо трехлетним умом в данном контексте. Малыш понимает, чего от него хотят, когда призывают аккуратно кушать, и уже знает, что во время еды важно сохранять одежду чистой. Но какое отношение это имеет к складыванию игрушек. Разумеется, кроха не способен на такие рассуждения. Он просто не применяет условие аккуратности, собирая игрушки.

Нормы речевого развития в 3-4 года

Родители сравнивают достижения своего ребенка и других детей. Даже, если стремятся не прибегать к этому, сравнение происходит непроизвольно. Естественно желание заботливых родителей знать, какие возможны достижения в 3-летнем возрасте.

Безусловно, существуют усредненные нормы относительно развития речи детей. На них можно ориентироваться только примерно, потому что в трехлетнем возрасте ребенок еще слишком мал, чтобы соответствовать каким-либо рамкам.

В основном, речь дошкольников 3-4 лет характеризуется следующими параметрами:

  • Словарный запас 1500-1900 слов;
  • Говорит простыми предложениями;
  • Речь ситуативна («Дай мне то», «Моя машина там» и пр.);
  • Использует в основном существительные, глаголы и местоимения;
  • Произношение выражено смягченное, с искажением многих звуков.

Речевые нарушения в этом возрасте естественны. Главное, взрослые не должны подстраиваться под детский язык. Кстати, дошкольники очень не любят, когда взрослые коверкают слова, подражая детскому произношению.

Задачи речевого развития в 3 года

Каждому взрослому очевидна цель касательно развития речи 3-летних детей. Ребенок должен заговорить, употребляя все больше слов и высказываясь с каждым днем все лучше. Но что следует делать для того, чтобы речевое развитие детей 3-4 лет эффективно продвигалось?

Желанную цель речевого развития младшего дошкольника можно разбить на несколько ключевых задач:

  • Наполнять словарный запас новыми понятиями;
  • Формировать обобщающее значение известных ребенку и новых слов (чтобы книгой малыш считал не только красочное детское пособие, а любую книгу; чтобы глагол «складывать» был понятен не только по отношению к игрушкам, а и в других подходящих ситуациях и т.п.)
  • Побуждать малыша говорить, что является естественной тренировкой произношения и умения высказываться.

Если систематически уделять внимание каждой из этих задач в самых обычных условиях при повседневном общении, то ребенок быстро накапливает активный словарик, а его высказывания становятся более независимыми и самостоятельными. Это способствует не только продвижению в речевом развитии, но также и обеспечивает шаги в формировании мышления. Люди же не только говорят, но и думают с помощью слов.

Как развивать речь ребенка в 3 года

Очевидно, что малыш нуждается в помощи, чтобы полноценно овладевать речью. Рассмотрим некоторые доступные способы и методы развития речевых навыков в младшем дошкольном возрасте.

Наша речь характеризуется многочисленными ассоциативными связями. Нужно это использовать, чтобы помочь дошкольнику усвоить больше слов и активнее включать их в свои высказывания.

Лингвисты поясняют, что каждое понятие обязательно имеет связанный с ним набор слов, и этот набор называют ассоциативным полем. Родители могут оказать эффективную помощь дошкольникам в присвоении таких полей. Обратил ребенок внимание на котика или собаку – поспрашивайте его, каков этот кот или песик. Даже трехлетний малыш будет подбирать слова, чтобы их описать. Взял ребенок яблоко – поинтересуйтесь, какое это яблочко.

Много ассоциативных связей заложено в сказках. Доступные для понимания детками сюжеты содержат интересные и легко запоминающие словосочетания. Послушав сказочные истории, младшие дошкольники так и повторяют: «яичко не простое, а золотое», «жили-были», «колобок-колобок, я тебя съем» и подобные устойчивые выражения. Сказки содержат огромный потенциал для развития речи детей (Возможности сказки).

Полезно использовать и пальчиковые игры. Физиологи аргументировано доказали, что уровень развития речи детей зависит от степени развития мелкой моторики.

Упражнения с карточками

Речевая и мыслительная деятельность ребенка активизируется уже при обычном рассматривании картинок. Если же ввести специальные упражнения, полезность рассматривания усилится.

Подготовьте набор карточек с изображением одежды, посуды, еды, людей, животных, транспорта, мебели и примерных групп, доступных для понимания 3-4-летним ребенком. Этот набор можно использовать в различных вариациях для занятий с детьми.

Упражнение 1. Очень простое и такое полезное занятие: показывайте ребенку картинку, а он пусть называет, что на ней изображено. Благодаря данному упражнению будут прочнее усваиваться понятия, поскольку задействуется зрительное восприятие, а также тренируется произношение.

Упражнение 2. Разложив перед дошкольником два десятка карточек, предложить ему выбрать те, где изображено «то, что мы надеваем на себя», или «то, что бывает на кухне», или выбрать «зверушек», «машины» и т.д.

Имейте в виду, что трехлетний ребенок с таким заданием самостоятельно не справится. Первое время составляйте подборки вместе, сопровождая ход вопросами и рассуждениями. Четырехлетним такое задание уже должно даваться легко, и дети без подсказок должны уметь создавать группы изображений.

Упражнение 3. Выберите 2-3 карточки похожих по форме или цвету изображений (например, яблоко и мячик). Побуждайте ребенка рассуждать, чем они похожи между собой. Данное упражнение также станет первым шагом в развитии логического мышления.

Созревание мозга и речевых функций взаимосвязано. Это еще одна важнейшая причина, почему развивать речь ребенка нужно своевременно. Любая задержка в формировании речи замедляет развитие дошкольника.

Взрослым важно помнить, что освоение родного языка в 3-4 года – это настоящая работа для ребенка! Ему приходится повторять за взрослыми и запоминать ежедневно много слов. Огромное значение для речевого развития ребенка имеет наличие аудитории. Его должны слушать. Если старшие внимательны к разговору ребенка, он будет говорить все охотнее, овладевая основными грамматическими формами родного языка. В таких условиях прогресс в развитии речи малыша будет ощущаться еженедельно.

Развитие речи в 3-4 года — особенности и подходы

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.

Как должен говорить ваш ребенок

Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

  • Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
  • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
  • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
  • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
  • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
  • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
  • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.

Как развивать речь в 3-4 года

Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

  • Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
  • Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
  • Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
  • Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
  • Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
  • Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

Упражнения для развития речи

Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Такие занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.

Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:

  • Подбирайте слова на выбранную букву.
  • Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).
  • Образовывайте прилагательные(ложка из серебра — серебряная ложка, хвост лисы — лисий хвост).
  • Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.
  • Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.

Развитие мелкой моторики

По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

  • Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.
  • Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
  • Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
  • Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.
Читайте также  Рвота фонтаном у ребенка

Артикуляционная гимнастика

Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:

  • Легонько покусывать кончик языка.
  • «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
  • Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
  • Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
  • Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.

Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.

Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды — речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу.

Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.

Дата публикации: 13.09.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Речевое развитие 3-4-летних детей в пределах нормы предполагает беспроблемное понимание родителями своего малыша, при этом посторонние люди могут не разбирать его речи. По мнению детских специалистов, ребенок в этом возрасте молчит, только когда спит. Все остальное время суток он говорит без умолку.

В норме 3-4-летний малыш уже должен активно общаться и контактировать с родителями, даже если чужие люди не слишком понимают его речь

Нормативы развития речи ребенка

Детские показатели с трудом поддаются обобщению, необходимо учитывать индивидуальность ребенка. Все же ориентировочные нормы оценки речевого развития детей 3-4 лет существуют – на них следует обратить внимание, чтобы избежать потенциальных проблем в будущем.

Речь ребенка в 3 года характеризуется следующими показателями:

  • он постигает азы грамматики, но пока без прошедшего времени;
  • умеет составить рассказ в 4-5 предложений, глядя на картинку;
  • его словарный запас достигает 1200 слов;
  • многочисленные вопросы стали его нормой;
  • глотает некоторые слоги и производит замену букв;
  • паузы между словами часто отсутствуют.

В 4 года речевое развитие ребенка включает:

  • он освоил практически всю грамматику русского языка;
  • составляя рассказ по предложенной картинке, он уже выдает не менее 10 предложений;
  • его лексический запас достигает полутора тысяч слов;
  • его «вопросник» значительно расширился и теперь включает специальные вопросы (почему, что, когда, где);
  • умеет «считывать» рассказ из последовательных картинок;
  • хорошо произносит все звуки, испытывая затруднения лишь с «р», «л», «ш» и «щ» (рекомендуем прочитать: как быстро и эффективно научить ребенка произносить звук Л?);
  • речь малыша характеризуется связностью.

Как научить ребенка говорить правильно?

Мыслите и действуйте позитивно – тогда все проблемы будут решены. Речевое развитие ребенка 3 лет динамично: соблюдайте постепенность в обучении, не спешите усложнять задачи, очень скоро трудности развития речи ребенка будут преодолены. Возможно, вы привлечете к постановке речи малыша логопеда, который может предложить индивидуальную программу. Логопедические тренинги приносят ощутимую пользу. Детские специалисты всячески поощряют и приветствуют самостоятельные занятия родителей дома и дают несколько весьма ценных советов:

  • Постарайтесь меньше жестикулировать в общении с малышом 3-4 лет. Побуждайте малыша тоже выражать словами свои мысли, но не отбирайте у него язык жестов полностью. Очень уместна жестикуляция при совместном чтении книг – например, что показать, какая большая репка выросла. Язык жестов снимает напряжение (см. также: массаж языка для детей: видео). В других же ситуациях предлагайте ему выбор: «Какую игрушку ты берешь с собой? Солдатика или машинку?» Оперируйте знакомыми ребенку предметами, чтобы он мог подумать и дать ответ.
  • Озвучивайте все действия: «Антоша берет ложку и кушает». Или: «Мы идем в магазин. На улице солнышко, давай наденем желтую кепочку».
  • Вносите разнообразие в свою речь. Нет смысла произносить одно и то же несколько раз и требовать от крохи повторить. Не торопите его. В один прекрасный день он ответит так, как вы ожидаете. Непонятный звук или мотание головой в ответ дают понять, что он вас слышит и реагирует на ваши слова.
  • Делайте массаж лица и гимнастику для артикуляции ежедневно (см. также: дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста). Используйте обучающее видео для детей, которое поможет и вам в этом деле. Активно включайте скороговорки и упражнения на звуки, только разнесите их по дням, не перенасыщайте занятия.
  • Поощряйте общение. Задавайте больше элементарных вопросов, пусть малыш отвечает, называя предметы. Подсказывайте, если он затрудняется ответить.

Дидактические материалы в занятиях с детьми 3-4 лет весьма желательны. Они содержат ценные подсказки и могут оказать существенную помощь. Приведем некоторые примеры:

Важные дополнения

Будет здорово, если вы решите вести дневник, в котором станете фиксировать как достигнутые успехи, так и затруднения, с которыми столкнулись во время занятий. Ваши записи помогут увидеть динамику развития, оценить достижения и воочию увидеть прогресс. Помимо занятий с речью, развивайте навыки детей в кропотливой работе с мелкими предметами – это оказывает благотворное влияние на мышление и коммуникативные способности. Обратите внимание на следующие рекомендации:

  • Безоговорочное «да» мелкой моторике. Пусть малыш откручивает крышку и переливает воду из банки в стакан. Занятия лепкой несут неоспоримую пользу. Учите его правильно держать ложку и карандаш. Пусть предметы будут круглыми или ребристыми, шершавыми или гладкими. Обобщайте предметы по форме, назначению, цвету и др. «Стакан и кружка – из них пьют» или «Ложка и вилка – ими кушают».
  • Решительное «нет» телевизору. Каких-то 15-20 минут, чтобы посмотреть мультфильмы, вполне достаточно для детей этого возраста. Найдите альтернативу! Увлеките его обучающими играми и игрушками, способствующими речевому развитию ребенка. Пусть кубики и конструкторы войдут в его жизнь. Ни к чему малышу и электронные игры.

Развивающие описательные игры

Игра «Опиши предмет: какой он?» , цель – научить ребенка описывать характерные признаки предмета. Мама вытаскивает из коробки предмет. Ребенок его описывает по известным ему параметрам (какой?): «Это яблоко. Оно красное, круглое, сочное, хрустящее».

Предметы из “Волшебной коробки” помогут малышу обогатить словарный запас, сделают его речь более правильной и выверенной. По задумке ребенок не должен описывать предмет одним словом, он также дает ему характеристику

Игра «Кто так говорит?», цель – различать по звуку и подражать голосам животных, сопоставлять голоса и названия взрослых животных и детенышей. Для игры нужны фигурки зверушек и их детенышей: козочка и козленок, кошка и котенок, собака и щенок и т.д. В дом малыша прибыли на автобусе или на машине гости. Все они хотят поиграть с ним. Кто говорит гав-гав? – Собака. – А кто гавкает тоненьким голоском? – Щенок. – У собаки-мамы есть детеныш. Как он говорит? – Гав-гав.

Игра «Кто это и что это? Что может делать?», цель – называть предметы, их особенности и возможные действия. Прежде всего, малыш должен правильно ответить «Что это?» или «Кто это?». Следующий вопрос – «какой?» – предполагает ответ о признаках предмета. Вопросы «что он делает?» и «что с ним делают?» описывает те действия, которые он может совершать, и то, что с ним может сделать человек. Все эти действия должны подразумевать возможные перемещения игрушек.

Игра «Угадай предмет», цель – научить ребенка определять предмет по его признакам и действиям. Показать ребенку несколько игрушек, назвать их и дать описание. «Это утка. Она говорит «кря-кря». Утка плавает». Потом описать игрушку, и ребенок должен угадать, о ком идет речь.

Обучающие «гостевые» игры с несколькими предметами

Игра «Прятки». Цель – понимание и активное использование в речи предлогов места «на», «в», «под», «над», «у/около». Расставьте на столе предметы детской мебели. «Вот у нас комната, в которой живет девочка Лиза. Назови все предметы у Лизы в комнате. Каким словом можно назвать все эти предметы? – Мебель. – В гости к Лизе пришли ее друзья – лягушата, утята, медвежата. Начали они в прятки играть. Лягушата запрыгнули на стол. Медвежата залезли под кровать. Утята спрятались за креслом. Пошла Лиза искать зверушек. На софе нет, под стулом нет. Кто поможет Лизе отыскать друзей-малышей? Где медвежата? Где утята?” Игра может повторяться несколько раз. Игрушки-зверушки могут меняться.

Игра «Просьбы и поручения». Цель – развить навыки построения повелительного наклонения. В гостях у Лизы Кошка и Зайчик. Если хочешь, чтобы Зайчик что-то сделал, попроси его об этом. «Зайчик, попрыгай!», «Кошка, потанцуй!», «Кошка, ляг на диван!», «Зайчик, спрячься!» Побуждайте крошку использовать префиксы для образования глаголов, обозначающих различные действия: прыгни – запрыгни – спрыгни – перепрыгни; отойди – уйди – зайди – подойди.

Занятия должны быть ежедневными. Начинайте с 15 минут и постепенно доводите время до нормального школьного урока длительностью 40 минут. Следите, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, а не автоматически повторял услышанное. Замечательно, если подобные игры малыш будет практиковать не только дома, но и со своими ровесниками. Вполне осуществима задача научить ребенка 3 лет хорошо разговаривать, если вы не отступаете, не пасуете перед трудностями и верите в то, что делаете (рекомендуем прочитать: как научить ребенка правильно и слитно читать слоги?).

Особенности развития речи детей 3-4 лет: нормы, отклонения. Учим ребенка говорить

В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации. В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов. Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Диагностика

Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Нормы

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.

В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

  1. У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  2. Он может точно повторять то, что услышал.
  3. С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  4. Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  5. Может назвать имена родственников или друзей.
  6. Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
  7. Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  8. Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  9. В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
  10. У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.
Читайте также  Понос и рвота у грудничка

Особенности речи

Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей. Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.

Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.

  • Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
  • Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
  • Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
  • Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
  • Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
  • Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
  • Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
  • Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).

Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.

Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.

Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.

Отклонения

Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  1. У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  2. Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  3. Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
  4. Не может построить даже простое предложение.
  5. У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его. Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет. Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос. Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

Дети 3-4 лет имеют навыки самообслуживания и представление об окружающих их предметах. Они начинают произносить осмысленные словосочетания и предложения. Развитие речи у ребенка 3 лет способствует устранению сложностей в применении некоторых звуков и построении фраз.

Особенности развития речи детей 3-4 лет

Речь в 4 года продолжает совершенствоваться. Появляются рассуждения о предметах и явлениях. Дошкольник интересуется окружающим миром, заводит новых друзей и общается с родственниками. Ребенок начинает формулировать вопросы, ответы на которые он не может получить самостоятельно.

Активный и пассивный словарь

Речь развивается настолько, что количество произносимых слов увеличивается в 2 раза. Активный лексикон включает до 2 тыс. наименований предметов и явлений. Ребенок не только запоминает произносимые взрослыми фразы, но и пытается создавать собственные. Усвоение понятий происходит в игровой форме (дети пробуют переставлять местами слоги и буквы). Словарный запас включает:

  • названия предметов (ребенок различает предметы, выполняющие одинаковые функции, например вилку и ложку);
  • названия животных (дошкольник должен знать, какие звери являются дикими, а какие могут проживать в домашних условиях);
  • названия явлений природы (ребенок отличает снег от дождя, облако от тучи).

При освоении новых слов дошкольники выявляют связи между предметами, явлениями и их наименованиями. Дети начинают осмысленно воспринимать компоненты родного языка.

Для нормального общения имеющегося запаса недостаточно, поэтому с пересказом длинного текста могут возникать трудности. Ребенок не может правильно описывать происходящие с ним события.

Грамматика речи трехлетних детей

Речь в 3-4 годика содержит словосочетания и короткие предложения. К концу четвертого года формируются сложные конструкции, например, предложения, содержащие несколько подлежащих и сказуемых. Например, «начался дождь, поэтому я взял зонтик». Появляются прилагательные, с помощью которых дошкольник описывает признаки предметов. Активно используются числительные, местоимения и другие речевые средства, ранее не применявшиеся.

Речь нельзя считать совершенной. Могут возникать проблемы при использовании падежей и множественного числа. Допускаются ошибки в согласовании существительного и прилагательного. Неправильно производится склонение глаголов по лицам и числам.

Звукопроизношение

По мере роста ребенка укрепляется мышечный аппарат лица и гортани, произношение звуков улучшается. Дошкольнику удается воспроизводить слова, состоящие из 6-8 букв и имеющие двойные согласные. В 3-4 года могут наблюдаться такие ошибки в произношении звуков:

  • использование свистящих согласных вместо шипящих (език-ежик, сиска-шишка);
  • неправильное произношение звуков ч и ц (тяска — чашка);
  • выпадание звуков р и л или их замена другими звуками (выба-рыба, вожка-ложка).

Заметив подобные нарушения, родитель должен обратиться к логопеду. Специалист расскажет о возрастных особенностях речи и способах их коррекции. Звукопроизношение некоторых детей старше 3 лет не имеет выраженных нарушений. Допускается перестановка слогов в длинных словах. Эти трудности исчезают к 5 годам.

В речи малыша присутствует интонация, наблюдается подражание взрослым. Ребенок может выразительно прочитать стихотворение или рассказ. Темп речи дошкольник регулировать неспособен, он может говорить слишком тихо, громко или торопливо.

Ребенок внимательно подбирает слова и прислушивается к произносимому окружающими. Он может заметить нарушения, допускаемые сверстниками.

Связная речь

Малыш не может составить полноценный рассказ о произошедшем с ним событии, пересказать прочитанное или запомнить длинное стихотворение. Монолог строится с помощью задаваемых взрослыми наводящих вопросов.

Высказывания состоят из простых словосочетаний и несвязанных по смыслу предложений. Проблемы возникают и при составлении текстов по предложенным изображениям. Ребенок последовательно перечисляет действия и предметы. Например, «Здесь кошка. Она пьет молоко. Рядом собака. Она грызет кость.»

Возможно запоминание коротких стихотворений и сказок. Многократно услышав рассказ, ребенок кратко пересказывает содержимое. Смысла незнакомых слов трехлетний ребенок не понимает, поэтому задает вопросы взрослым.

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на различия в уровнях развития детей одной возрастной категории, существуют общепринятые критерии оценки речи. Родители должны обращать внимание на такие признаки:

  • улучшение произношения согласных;
  • знание названий окружающих ребенка предметов;
  • увеличение количества используемых прилагательных, местоимений, числительных;
  • способность склонения речевых компонентов (допускается наличие ошибок);
  • возможность запоминать небольшие тексты;
  • стремление к общению с окружающими с помощью речи.

Кто быстрее — мальчики или девочки?

Так как головной мозг девочки развивается быстрее, развитие речи детей женского пола начинается раньше. Количество произносимых слов оказывается в 2 раза больше, чем у мальчиков того же возраста.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет?

К косвенным признакам задержки речевого развития можно отнести поведенческие нарушения:

  • неловкость движений, неспособность удерживать равновесие;
  • нарушение мелкой моторики, невозможность совершения точных действий;
  • снижение концентрации внимания;
  • гиперактивность или заторможенность.

Присутствие вышеуказанных признаков может свидетельствовать о наличии неврологических патологий. В других случаях отставание в развитии вызывается неблагоприятными условиями проживания и неправильным воспитанием. К явным признакам нарушения речи относятся:

  • невозможность составления фраз;
  • отсутствие согласованности существительного и прилагательного;
  • неправильное произношение большинства звуков (ребенок переставляет буквы и слоги в простых словах);
  • отсутствие предлогов, местоимений, наречий;
  • полная невозможность регулирования темпа речи;
  • невозможность составления сложных фраз (предложения содержат только глаголы и существительные).

Некоторые дети осознают наличие нарушения речи. Задержка развития мешает общению с друзьями и родственниками. Ребенок становится раздражительным, замкнутым.

Самостоятельная диагностика

Наиболее часто родителями используется метод наблюдения. Он позволяет примерно определить количество произносимых слов, отметить уровень развития произношения. В игровой форме проводится тестирование, позволяющее оценить способность к построению фраз и предложений. Определить степень развития речи помогают такие задания:

  • просьбы называть собственные части тела;
  • составление рассказов по картинкам;
  • простые поручения, требующие выполнения нескольких действий;
  • изучение свойств предметов (например, просьба назвать цвет тарелки или размер чашки);
  • ответы на вопросы, касающиеся содержания прочитанного ранее текста.
Читайте также  Признаки сальмонеллы у детей

Нужно обращать внимание на правильность произношения звуков, перестановку слогов и букв. Оценивают и уровень развития моторики. Для этого используют такие критерии:

  • возможность сохранения равновесия при ходьбе;
  • способность перешагивать через препятствия;
  • сохранение равновесия при снижении площади опоры;
  • способность удерживать мелкие предметы;
  • возможность совершения точных действий.

Некоторые дети осознают наличие нарушения речи. Задержка развития мешает общению с друзьями и родственниками. Ребенок становится раздражительным, замкнутым.

Упражнения для профилактики речевого развития

Развить речь и не запустить имеющиеся нарушения помогает внимательное отношение к воспитанию ребенка. Родители должны отвечать на вопросы, описывать свойства новых предметов, рассказывать о происходящих явлениях. Помогают в развитии речи такие занятия:

  • сравнение предметов, поиск отличий;
  • чтение сказок, рассказов, стихотворений (необходимо задавать ребенку вопросы о содержании текста, изучать иллюстрации);
  • обращение внимания ребенка на допущенные ошибки;
  • развивающие игры.

Укрепить мышечный аппарат лица и гортани помогают следующие упражнения:

  • цоканье языком с растягиванием губ;
  • открывание и закрывание рта;
  • вытягивание языка;
  • сворачивание языка трубкой.

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Воспитывая ребенка, родители могут допускать такие ошибки, мешающие речи активно развиваться:

  1. Отказ от общения. Взрослые не должны угадывать желания ребенка без слов. Неблагоприятно на развитии дошкольника может сказаться и завышение требований. Родители не должны наказывать за неправильность произношения.
  2. Намеренное искажение слогов. Допускать подобных речевых ошибок взрослые не должны. Ребенок запоминает произносимые звуки, в дальнейшем воспроизводя их.
  3. Монотонная или слишком быстрая речь родителя. Взрослые должны использовать интонации, паузы и другие средства выражения эмоций.
  4. Попытки ускорить развитие. Интенсивные нагрузки могут вызывать переутомление и негативное отношение к занятиям.

Когда нужно обратиться к логопеду?

Поводами для обращения к специалисту должны стать такие признаки:

  • скудность лексического запаса (ребенок произносит не более 20 простых слогов);
  • отсутствие понятных названий предметов в лексиконе (если вместо нормальной речи наблюдается детский лепет, не стоит пытаться устранить проблему самостоятельно);
  • смягчение некоторых звуков (дошкольник плохо произносит слова, содержащие буквы с, ч, ц);
  • искажение структуры речевых компонентов;
  • наличие заикания (многократного повторения первых слогов).

Особенно внимательно нужно относиться к речи детей, изучающих иностранные языки.

Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет

В раннем возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Многие вещи, явления, слова, являются первыми для ребенка. Задача родителей следить за усвоением новой информации, отвечать на вопросы точно, лаконично.

Речь ребенка в три года понятна взрослым, дети составляют несложные предложения, произносят правильно большинство звуков. На четвертом году речь обогащается местоимениями, прилагательными, ребенок умеет описывать свойства предметов. Данный период фундаментален, поэтому важно устранять возникающие трудности в произношении.

Развитие речи в раннем возрасте до трех лет

Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.

На этом этапе развития речи дети выговаривают простые слова: «мама», «папа», а также стремительно развивается звукоподражание: «мяу» (кошка), «му-у» (корова), «ав-ав» (собака).

Обобщение ярко выражено, ребенок объединяет предметы или действия в одну группу, так слова обозначающие еду, посуду или прием пищи, обозначаются одним словом «ням-ням».

Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:

  • Способность строить предложения из пяти — шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
  • Произносить слова, правильно расставляя ударения;
  • Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
  • Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
  • Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».

Словарный запас детей в три года достигает 1000 слов. Некоторые шипящие и сонорные звуки еще трудны в произношении, а твердые иногда заменяются мягкими. Кроме того, малыши придумывают новые слова, образованные из нескольких известных.

Признаки отклонения в развитии речи у детей 3 лет

  • Речь малыша похожа на лепет, трудна в понимании, быстра или слишком медленна, выражения односложны;
  • Малый активный словарный запас. Ребенок не в состоянии назвать ежедневно встречающиеся предметы, явления;
  • Малый пассивный словарный запас. Простые вопросы вызывают затруднения, малыш не понимает, что от него требуется, новая информация трудно усваивается;
  • Отсутствие окончаний в словах, неумение спрягать глаголы, склонять существительные;
  • Трудности в составлении несложных предложений;
  • Не развитое звукопроизношение.

Возможные причины задержки речевого развития в трехлетнем возрасте разделяются на физиологические и социальные. К физиологическим причинам относятся проблемы со здоровьем, такие как нарушение слуха, неправильный прикус, последствия травм головы, осложнения в период беременности у матери, а также задержки психического развития и наследственность.

Социальные предпосылки к задержке в развитии речи, тесно связаны с общением внутри семьи. Недостаток внимания к детям или избыток, выраженный в излишнем «сюсюканье», коверкающем слова, препятствуют развитию коммуникативных навыков. Кроме семейного окружения на речь ребенка влияют воспитатели в детских садах и друзья.

Диагностика и коррекция дефектов речи

Если вы сомневаетесь, нормально ли развивается речь у малыша, поинтересуйтесь у воспитателя о его успехах, самостоятельно изучите поведение в обществе ровесников, посетите врача. Обнаружив отклонения от норм, действуйте спокойно, но незамедлительно. Такие специалисты, как сурдологи, психологи, логопеды, педиатры, проведут обследования и дадут рекомендации для борьбы с задержками в развитии. В домашних условиях развить речевые навыки помогут:

1 Игры, ориентированные на мелкую моторику рук. Ребенку проще запомнить слова, встречающиеся в играх, потому что он может ощутить предметы, понять, что кубик бывает не только маленьким красным, но и большим зеленым, а также нарисованным, твердым или мягким. В игровое время проговаривайте с малышом все действия, называйте предметы, их свойства, просите сделать то же самое.

2 Чтение и заучивание стихов и сказок. Выразительное чтение сказок помогает детям проникнуться судьбой героев, понять суть произведения. Прочитав рассказ, попросите ребенка его пересказать, узнайте, что ребенок почерпнул для себя и какой герой ему понравился. Заучивание стихотворений, тренирует ребенка в произношении звуков, а также развивает мышление и память.

3 Мультфильмы, детские передачи. Используйте мультфильмы и телепередачи для детей, чтобы развивать память и мышление. У ребенка появятся новые темы для обсуждений с друзьями, воспитателями.

4 Полезные прогулки. Гуляя с чадом, просите называть встречающиеся предметы, их свойства, форму и составляющие: магазин большой, оранжевый, прямоугольный с дверью и двумя окнами. Отвечайте на заданные вопросы, обращайте внимание на новые предметы. После прогулки поинтересуйтесь, что малышу понравилось, что нет и почему.

5 «Зарядка» для языка и дыхательная гимнастика. Если у ребенка проблемы с произношением звуков, преодолеть их помогают упражнения для языка и дыхательная гимнастика. Попросите врача логопеда составить комплекс упражнений под вашу проблему, самостоятельно разучите упражнения и покажите их малышу.
Если домашних занятий не хватает, запишитесь на развивающие курсы для детей, но не забывайте продолжать упражнения дома.

Речь ребенка в четыре года

В четыре года словарный запас ребят увеличивается в два — два с половиной раза. Ребенок увлеченно играет в подвижные игры, пересказывает стихотворения, правильно произносит все звуки, задает вопросы на различные темы, учиться чтению.

Дети в этом возрасте составляют грамматически правильные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Малыш отделяет себя от взрослых и формирует собственную картину мира. Ему нравится рассказывать родителям о прошедшем дне, о достижениях и открытиях. Это норма развития четырехлетнего ребенка.

Задержка в развитии у четырехлетки сопровождается такими факторами:

  • Ребенок не говорит вообще, изредка произносит лишь слова «мама» или «папа»;
  • В речи отсутствуют твердые (ж, ш, ч) или мягкие (й, ч, щ) согласные;
  • Трудности вызывают составления предложений из 2–3 слов;
  • Чадо говорит только известными фразами из сказок или мультфильмов.

Коррекция речевых дефектов детей в четыре года

Если причина отставания в развитии физиологическая и ребенку поставлен диагноз, лечение доверьте врачам. Самостоятельные попытки вылечить патологии могут привести к последствиям, угрожающим здоровью. В случаях, не требующих медикаментозных или операционных мер, по программе врачей тренируйтесь с ребенком дома. Толчок в развитии речи дают такие занятия:

А Пение, рисование, поделки. Результативные виды обучения правильной речи тесно связаны с творчеством. Рисование и рукоделие повышают уровень развития мелкой моторики, учат сосредотачиваться, обеспечивают изучение и повторение прилагательных, глаголов, наречий и причастий: голубой, красить, аккуратно, поклеенный. Пение разрабатывает мышцы лица, успокаивает, помогает сосредоточиться, поэтому лучше начинать занятия с напевания детских песен.

Б Подвижные игры. В процессе игры дети легко запоминают правила, названия предметов. Можно предложить чаду поиграть в классики, они научат его считать и правильно произносить числительные.

В Считалочки, загадки, стишки. Рифмованные фразы, ритмично построенные предложения и загадки легко усваиваться и запоминаются надолго. Ведь все помнят акростих, который помог выучить цвета радуги: Каждый — красный, охотник — оранжевый, желает — жёлтый, знать — зелёный, где — голубой, сидит — синий, фазан — фиолетовый.

Г Упражнения для дыхания. Помимо занятий, предлагаемых врачами, не забывайте о развлекательной стороне процесса. Развивать дыхательные пути можно выдувая мыльные пузыри или играя на гармошке.

Д Полезная литература. Большой вклад в технологии развития речи дошколят внесла Ушакова Оксана Семеновна – профессор, доктор педагогических наук, автор нескольких сотен работ по развитию речи у детей дошкольного возраста. Методика О.С. Ушаковой последовательна, проста для восприятия детей и рассчитана на возраст от трех до семи лет.

Речь детей в возрасте от пяти лет

Уровень развития речи в пять лет позволяет малышу свободно говорить на родном языке. Уметь склонять существительные, и спрягать глаголы. Формировать предложения, обогащая их всеми частями речи. Правильно расставлять ударения в словах, и определять окончания. Запас слов увеличивается, качество произношения улучшено.

Ребенок умеет управлять эмоциональной окраской слов, менять громкость и темп речи. Подбирает синонимы и антонимы к предложенным словам, умеет считать. Развивается мышление и фантазия, дети сочиняют истории по картинкам, заданным сюжетам. В этот период за успехами и неудачами крохи нужно следить усиленно, не устранённые в раннем возрасте задержки в развитии отразятся на будущих способностях к коммуникации.

В пятилетнем возрасте отсутствие связной речи, полное молчание, малый запас слов, являются отклонениями, требующими обследования у специалистов. После постановки диагноза и начала лечения, малыш нуждается в помощи и поддержке родителей, поэтому важно продолжать занятия дома:

  • Развитие мелкой моторики. Как было отмечено, игры, развивающие мелкую моторику рук, благотворно влияют на развитие речи. Ставьте перед ребенком разные задачи, чтобы понять к чему его больше тянет: предложите сплести украшение из бисера, постройте вместе из конструктора интересную игрушку, сложите мозаику. Отталкиваясь от результатов, выделите любимое занятие ребенка и проговаривайте ваши действия, просите описывать предметы и свойства, предложите создать что-то самостоятельно и описать это;
  • Массаж. Терапевтические, успокаивающие мышцы, стимулирующие кровообращение свойства массажа помогут в выздоровлении;
  • Альтернативная терапия. Связь, устанавливающаяся в отношениях детей с животными, стимулирует эмоциональное, социальное, речевое развитие;
  • Развивающие пособия. Какой бы ни была степень задержки речевого прогресса, занятия со специалистами не заменят живого общения с семьей. Уже упомянутая Ушакова Оксана Семеновна, создала разностороннюю программу стимулирования речи у дошкольников. Методические материалы предлагают воздействие на участки, формирующие речь детей от трех до семи лет. Предложенные О.С. Ушаковой игры, стишки, рассказы, занятия, в увлекательной форме подают ребенку правила построения грамотной речи.

Чтобы развитие протекало равномерно, не навязывайте неинтересных, скучных или сложных занятий. Общайтесь с ними как со взрослыми, хвалите за успехи, корректируйте ошибки. Подарите ребенку пространство для творчества и отдыха. Следите за интересами малыша, подберите подходящую секцию, где он обзаведётся друзьями и новыми навыками. Спрашивайте о прошедшем дне, отвечайте на вопросы. Так он будет ощущать вашу любовь, заботу, что подтолкнет его к достижениям, научит благодарности и ответственности.