Развитие творческих способностей ребенка

10 дел, идей и упражнений, чтобы развить творческие способности ребенка (и свои тоже)

Мы подготовили чек-лист с интересными активностями для погружения в творчество. Предложенные идеи помогут разбудить в ребенке фантазию и вдохновляться каждый день.

1. Ищем источник вдохновения

Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка. Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски. Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.

2. Оформляем творческий уголок

Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.

Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.

Воспринимайте беспорядок как часть творчества.

Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.

3. Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром

Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.

Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.

Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.

5. Творчество доступно каждому

Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.

Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!

Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.

6. Сохраняем результаты и желание творить

Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.

Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock

Критиковать (,) нельзя (,) хвалить

Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.

За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак

7. Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы. »

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения

Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.

Упражнение «Найди выход»

Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?

9. Решаем нестандартные задачи

Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.

На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.

10. Процесс важнее результата

Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.

Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.

Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Рекомендуем дополнительные материалы по теме:

Развитие творческих способностей у детей

Наталья Бобкова
Развитие творческих способностей у детей

Консультация для родителей.

«Развитие творческих способностей у детей».

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.

На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? В чём секрет успеха? Что же такое творчество?

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Воображение — это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим — когда образ предмета создается по его описанию, и творческим — когда рождаются абсолютно новые образы.

Креативность — это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схеммышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.

Обычно родители акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

• 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

• 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;

• 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты.

Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Нельзя вырастить творческую личность, не изменив собственный привычный уклад жизни. Живите ярко и насыщенно, постоянно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Такая атмосфера весьма плодотворно влияет на развитие творческой личности. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.

1. Окружающий мир

• совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;

• рассказы о животных и растениях;

• объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;

ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

Читайте также  Размер стандартной пеленки для новорожденных

2. Развивающие игры

• покупайте детям настольные развивающие игры;

• у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;

• они должны соответствовать их возрасту;

• мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

• очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;

• не жалейте бумаги на это дело;

никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;

• сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

• лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;

• вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;

• после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;

• пластилин должен быть ярким и мягким.

• детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;

• книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

• старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;

• берите малышей с собой в библиотеку;

• книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;

• тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческийпотенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

• с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;

• пойте ему колыбельные как можно дольше;

• это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Игра как ведущий вид деятельности в формировании личности ребенка в дошкольном возрасте Достаточно актуальная тема сегодня это правильное и полноценное развитие детей. Хотелось бы поделиться с вами простой, но очень доступной.

Конспект игрового занятия в старшей группе «У нас в гостях бабушка-заботушка» (правовое воспитание) Цель: Познакомить детей с правом на любовь и заботу, способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умение рассуж-дать, анализировать,.

«Развитие творческих способностей у детей».
методическая разработка на тему

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_rebenka.docx 25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго- западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2115»

Структурное подразделение №5

«Развитие творческих способностей у детей».

Тарыкина Татьяна Владимировна.

Развитие творческих способностей у детей.

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так: творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Как и с какого возраста развивать творческий потенциал ребенка?

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» впервые годы жизни.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую книгу, кассету. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно, так же, устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Данные задания представляют собой отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества.

1.Расскажи о своей игрушке. Покажи, как она двигается, говорит.

2.Представь, что ты стал домиком, диваном и прочим предметом. Расскажи о нем от его имени.

3.Представь, что ты на машине времени попал в будущее (прошлое). Что ты видишь?

4.С помощью любимого музыкального инструмента изобрази, как двигаются мишка, зайчик, птичка.

5.Изобрази медведя (лису, зайца и пр.) геометрической фигурой какого-либо цвета. (Например, медведь – коричневый квадрат, прямоугольник, овал).

6.Отгадай звуки (льется вода, рвется бумага, хрустит откусываемое яблоко и пр.).

7.Отгадай запах (духи, лекарство, растительное масло, лимон, кефир и пр.). Изобрази запах цветом.

8.Определи на ощупь вид материала (ткань, дерево, металл, стекло).

9. Придумай конец сказки или рассказа.

10. Расскажи о чуде, невероятном происшествии, случившимся с тобой.

11.Сочини стихотворение о своем любимом существе, растении, игрушке, придумай к нему мелодию, спой,

12.Убеди нас, что это вовсе не чайник (не стул, не шкаф, не веник и пр.).

· Радуйтесь его присутствию

· Принимайте его таким, каков он есть

· Не подрывайте его уверенность в себе

· Не отказывайте ему в своем доверии

· Дайте ему повод любить вас

· Помогите ребенку накопить собственный жизненный опыт

· Идите с ним по жизни, при этом не тащите его за руку за собой, а подталкивайте вперед, готовясь вовремя отпустить от себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети раннего возраста только начинают свой путь в познание окружающего мира, он учится играя и учится играть. В возрасте 2-3 лет активно развивается речевой аппарат, закладывается развитие творческих .

Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политики в целом, право на образование пренадлежит всем детям.

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин.

Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а пото.

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» — объясняется в литературе достаточно многост.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступным.

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников&raquo.

Развитие творческих способностей у дошкольников

Закономерно, что ребенок проявляет творчество в играх, в рисовании, создании поделок. Если же креатива в детской деятельности не наблюдается, значит, важно обратить внимание на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Этому вопросу в любом случае стоит уделять внимание. С взрослением перед личностью встает много неординарных задач, решение которых требует творческого подхода.

Творческие способности детей дошкольного возраста

Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.

Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее «девочкой», «горкой» и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.

Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.

Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Поскольку замысел формируется на основе того, как ребенок воспринимает окружающую действительность, он может отражать типичную картину, но может быть и очень необычным.

Направления развития творческих способностей детей

Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:

  • Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
  • Расширение набора средств для решения конкретной задачи

В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.

Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.

Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

Создание условий для развития способностей к творчеству

С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Развитие творческих способностей через сочинение рассказов

Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.

Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.

Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:

  • Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
  • Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
  • Как по-другому могла бы завершиться история

Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.

Конструирование как средство развития способностей к творчеству

Прямая активизация творческих способностей происходит в процессе конструктивной деятельности. Если иметь в виду строительное конструирование, то детишки редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.

К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.

Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.

Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.

Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого. И только старшие дети пробуют сконструировать изделие самостоятельно.

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.

Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.

Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей детей

Творческие способности необходимы и важны для каждого рода профессионального занятия, поэтому формировать воображение, образное мышление и фантазию необходимо с раннего детского возраста. Активизируя сенсорные каналы, отдавая предпочтение формированию навыков мышления и памяти, часто родители сбрасывают со счетов творческий потенциал малыша – и напрасно. Процесс обучения школьным дисциплинам будет намного эффективнее, если проявить к нему креативный подход – то есть, использовать творческие возможности. Отсюда вывод: творческое развитие детей необходимо так же, как интеллектуальное и физическое.

Что относят к творческим способностям?

Что входит в понятие базы творческих возможностей человека? Это комплексный аспект, включающий:

  • целеустремленность к познаниям и открытиям;
  • инициативность; фантазию;
  • воображение;
  • интуицию;
  • образное и логическое мышление;
  • активность;
  • использование теоретических навыков на практике

Развитие творческих способностей у детей начинается с первых месяцев жизни. «Почемучка», дополняющий «экспериментатора», просыпается в малыше с активизацией способности мыслить и говорить. Поэтому к проявлению креативного потенциала необходимо относиться с должной серьёзностью, ведь перед вами не просто веселый игривый малыш – перед вами формирующийся маленький гений. К творческому потенциалу относится:

  • склонности привирать, выдумывать и фантазировать;
  • оригинально двигаться под музыку;
  • рисовать и создавать необычные образы;
  • рифмовать, копировать, передразнивать.

Творческие способности в разном возрасте

В возрасте 2-5 лет у малыша формируется база его личности, поэтому творческий потенциал раскрывается наиболее ярко. На данном этапе малыш очень любопытен, его память избирательна и основана на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребёнку свойственна твёрдость в достижении целей, у него повышено внимание, развивается фантазия и эмоциональный уровень. Ребёнок чувствует большой интерес к новым знаниям и навыкам, он готов применять любые способы креативного развития.

В 6-10 лет у ребёнка сложный период, потому что он начинает ходить в школу и получать образование. Творческие способности на данном этапе зависят от обстоятельств учебы и коммуникации. Малыш в этот период хочет самостоятельно добывать знания.

В 11-14 лет у ребёнка не только возникает много вопросов, но и он сам теперь может проводить исследования и эксперименты, ставить опыты, придумывать гипотезы. Возможно, количество интересов у него уменьшится, но глубина их исследований будет велика. В подростковом возрасте у ребёнка появляются серьезные философские вопросы. В чем смысл жизни? Для чего я живу? Есть ли Бог на Земле?

Методы развития

Способы развития творческих способностей детей великое множество. Вот самые известные из них:

  • Разговоры об окружающем мире. Говорите с ребёнком обо всем, что вас окружает. Это может быть детская площадка или квартира. Дальше – больше. Поговорите о городе, в котором вы живете, о природе, которую видите. Закончить можно беседой о космосе.
  • Обучающие упражнения. Найдите игры, которые развивают необходимые для творческого ребёнка качества: память, воображение, внимание, логику.
  • Рисование. Даже если у вашего малыша нет особого таланта, этот процесс пойдёт ему на пользу. Ведь на бумаге можно изобразить все то, что рисует фантазия в детской голове.
  • Чтение книг. Каждый вечер проводите семейные чтения. Читайте интересные истории, рассказы о животных, волшебные сказки, мифы и легенды. А потом обсуждайте прочитанное. Что кому понравилось, что не понравилось и почему. Учитесь аргументировать и спорить.

Условия для успешного развития талантов

Чтобы в ребёнке открылся творческий талант, необходимо подготовить условия развития и средства развития для этого процесса. Часто ребёнок не отличается особым творческим дарованием – он не умеет и не любит рисовать, не склонен к фантазиям и прочим художественным проявлениям, но это не значит, что у него нет креативного потенциала. Творческое развитие детей дошкольного возраста нацелено на применение игровых методов, в ходе которых важно диагностировать творческую активность малыша и определить вид доминирующего, преобладающего вида скрытой способности, а быть может и таланта.

За воображение и фантазию человека отвечает правое полушарие мозга, развитие которого происходит в симбиозе со стимуляцией левого. Этот эффект достигается в процессе обучения детей ментальной арифметике, основанной на системе счета соробан. Уникальные педагогические техники с успехом внедряются специалистами «Академии развития интеллекта AMAKids», которые помимо формирования основных умственных способностей раскрывают эстетический потенциал малыша. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях в AMAKids – это также музыкальные, изобразительные, театральные виды деятельности, гармонирующие с математическими упражнениями и механическими заданиями. Задания бывают на логику, развитие творческого мышления, интуицию, мелкую моторику, обучение навыкам чтения и письма.

По мере взросления ребёнка усложняются задачи, направленные на формирование его креативного потенциала. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста предусматривает внедрение комплексных задач, формирующих личностные качества – таких как лидерство.

Программа формирования творческого потенциала детей различных возрастных групп в «Академии развития интеллекта AMAKids» нацелена на использование только эффективных методов работы. Каждое занятие построено с учетом количества слушателей группы, их физиологических особенностей, интеллектуальной базы. Итоговые результаты инновационных методик видны с первых уроков, ребёнок с интересом познает окружающий мир, общается с одногодками, играет в развивающие игры, рисует, лепит, поёт, пишет.

На вопрос, с какого возраста следует рассматривать практическое развитие творческого потенциала детей, ответят специалисты центра. Опытные педагоги-наставники с удовольствием пообщаются с ребёнком, проведут диагностику умственных задатков и творческих способностей, а также порекомендуют действенные индивидуальные методы, стимулирующие развитие творческой личности ребёнка.

Высшая степень формирования креативного потенциала малыша – возможность доказать его неординарность и талантливость. И вместе мы это сделаем!

Как развивать у детей творческие способности

Семь советов родителям о создании условий, которые помогут развитию творческих способностей детей

Многие люди полагают, что творчество является врожденным талантом, которым могут обладать лишь некоторые дети, в то время как другие его лишены. Но на самом деле творчество – это больше навык, чем врожденный талант, и родители могут помочь своим малышам успешно его развивать.

Будучи ключом к достижению успеха в практически любом виде деятельности, творчество является важнейшим компонентом здоровья и счастья, а также основным навыком, который важен для всестороннего развития детей. Творчество не ограничивается художественным и музыкальным выражением, оно имеет первостепенное значение также и в науке, математике и даже в социальном и эмоциональном интеллекте. Творческие люди более гибкие и умелые при решении проблем, что делает их способными лучше адаптироваться к технологическим достижениям и изменениям любого рода, а также помогает использовать новые возможности.

Многие исследователи полагают, что мы коренным образом изменили жизнь детей и нанесли ущерб их творческому развитию. Производители игрушек и развлечений предлагают детям бесконечное множество заранее продуманных персонажей, образов, реквизита и сюжетных линий, которые не требуют подключения воображения. Во время игры малышам больше не нужно представлять, что палка – это меч, или придумывать истории: они могут играть в звездные войны со специальным светящимся мечом джедая в уже готовых костюмах для каждого действующего лица.

Вот несколько советов о том, как развить творческие способности у детей:

1. Предоставьте малышам ресурсы, необходимые для творческого самовыражения. Главным ресурсом является время. Важно давать малышам достаточно времени на неструктурированные, управляемые самими детьми творческие игры без вмешательства взрослых и не требующие дорогостоящих материалов.

Пространство – это еще один ресурс, необходимый детям. Если вы не сторонник вездесущего творческого беспорядка, отведите детям специальное место, где они могут устраивать беспорядок.

Когда кто-нибудь в следующий раз будет спрашивать у вас совет о подарке вашему ребенку, предложите в качестве вариантов принадлежности для рисования, дешевый фотоаппарат, детали маскарадных костюмов, строительные игрушки и т. д. Храните все эти материалы в легкодоступном для ребенка месте.

2. Сделайте свой дом творческой лабораторией. Помимо предоставления времени и пространства необходимо всячески культивировать творческую атмосферу.

Придумывайте с детьми различные творческие идеи, но не поддавайтесь искушению оценивать идеи, высказанные ими самими. Например, за ужином вы можете провести коллективное обсуждение мероприятий в предстоящие выходные, побуждая детей придумывать занятия, которыми они никогда раньше не занимались. При этом не высказывайте своего мнения о том, какие идеи можно воплотить в жизнь, а какие нет, и не решайте, какие из них лучше, а какие хуже. Сосредоточьте внимание на самом процессе творчества – на генерации (а не на оценке) новых идей.

Побуждайте детей совершать ошибки и терпеть неудачи. Да, именно неудачи: дети, которые боятся неудач и осуждений, сдерживают собственное творческое мышление. Рассказывайте им об ошибках, которые вы совершили в последнее время, чтобы они осознали, что ошибаться – это нормально. Умение смеяться над собственными ошибками – это счастливая привычка.

Радуйтесь инновациям и творчеству детей. Завесьте все стены в доме рисунками и другими свидетельствами их творческого самовыражения. Рассказывайте малышам о своих любимых художниках, музыкантах и ученых. Делитесь с детьми своим увлечением архитектурой, фотографией или той новой рок-группой, которую вам сейчас хочется слушать постоянно. Осваивайте технические новшества, чтобы дети росли с убеждением, что перемены интересны и захватывающи, они вовсе не подавляют и не пугают.

3. Позвольте детям свободно и самостоятельно изучать их идеи и делать то, что они хотят. Не командуйте. Хватит жить в страхе из-за того, что с ними случится что-то плохое на детской площадке или они не поступят в престижный вуз. Вероятность того, что случится что-то плохое, очень мала, а поступление в престижный университет не гарантирует счастья в жизни.

Внешние ограничения – хождение по струнке – вредят гибкости мышления. В одном исследовании простая демонстрация того, как нужно собирать модель, уменьшила количество творческих способов, с помощью которых дети выполняли эту задачу.

4. Поощряйте детей читать для удовольствия и заниматься искусством. Ограничьте время, проводимое ими перед телевизорами и компьютером, чтобы у них появилось больше возможностей для творческой деятельности, например, для участия в спектаклях, обучения рисованию, чтения книг любимых авторов.

5. Давайте детям возможности выражать мысли, отличающиеся от ваших. Пусть они не соглашаются с вами. Поощряйте малышей искать разные способы решения одной задачи. Когда они успешно решат ее, просите детей снова решить эту задачу, но уже другим способом (прийти к тому же ответу, но совсем другим путем). Затем попросите их придумать все возможные решения той же задачи.

6. Не вознаграждайте детей за творчество: стимулы мешают творческому процессу, снижая качество ответов и гибкость мышления. Позвольте детям овладеть мастерством в той сфере творческой деятельности, к которой они внутренне мотивированы, и не пытайтесь мотивировать их поощрениями и стимулами. Например, вместо того чтобы вознаграждать ребенка за занятия на фортепиано, позвольте ему заниматься тем, от чего он получает больше удовольствия, – может быть, рисованием или изучением насекомых.

7. Постарайтесь перестать переживать по поводу достижений ребенка. Придавайте большее значение процессу, а не результату. Один из способов сделать это – задавать ребенку соответствующие вопросы, например: «Ты весело провел время?», «Ты уже закончил работу?», «Что тебе понравилось больше всего в этом занятии?».