Развитие слуховой памяти у детей

5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка 6–7 лет

Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.

Память бывает разная:

  • образная;
  • семантическая;
  • двигательная;
  • эмоциональная.

Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Упражнение 1: «Стоп-слова»

Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.

Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема — цветы:

  • мак;
  • роза;
  • тюльпан;
  • гвоздика;
  • зебра (хлопок);
  • ромашка;
  • васильки;
  • лютики;
  • тыква (хлопок)…

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

Упражнение 2: «Великолепная десятка»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»

Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Упражнение 4: «Цветные истории»

Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Упражнение 5: «Графический диктант»

Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

  • 2 клетки вверх;
  • 1 клетка вправо;
  • 2 клетки вниз;
  • 1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Упражнения для развития слуховой памяти с детьми ОНР

elenafilippova yandex ru
Упражнения для развития слуховой памяти с детьми ОНР

Упражнения на развитие слуховой памяти с детьми ОНР

Самарская обл., г. Отрадный

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта.

Под памятью понимается определенное количество процессов, используя которые, человек может без труда воспринимать, запоминать, сохранять длительное время, а также воспроизводить нужную информацию.

Образной памятью называется то, что запоминается нами посредством органов чувств. Но поскольку органов чувств у нас целых пять, то видов образной память будет столько же: это зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и осязательная образная память. Кто-то прекрасно запоминает звуки, кто-то – изображения, кто-то – запахи. Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее виды его памяти. Например, когда он овладеет речью, у него формируется особый вид памяти – словесная память, позволяющая воспринимать информацию, поданную посредством слов.

Логическая память доступна детям более старшего возраста (старшим дошкольникам). Логическая память основывается уже не на механическом запоминании, а на осмыслении последовательности изложения. Именно в этот период ребенок может удивить пересказом сказки, в которую он вставляет свои подробности или упускает те, о которых ему рассказывали, но стройность изложения при этом не нарушается.

Эмоциональная память позволяет запоминать впечатления от контактов с вещами и людьми.

При работе с детьми (ОНР) важно обратить внимание на развитие слуховой памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Упражнения на развитие слуховой памяти

Слуховая память имеет большое значение в развитии детей. В школьном возрасте детям приходится сталкиваться со слуховой информацией, перерабатывать её и усваивать. Часто родители жалуются на то, что ребенок не выполняет то, о чем его просят. Многие родители думают, что это связано с непослушанием ребенка. Однако причина может быть в недостаточном развитии слуховой памяти. Ребенок не успевает запомнить, что ему говорят взрослые. Это никак не связано с пониженной остротой слуха.

Всю информацию, которую мы получаем с помощью зрения и слуха обрабатывает головной мозг. Он определяет источник звука, различает непосредственно звуки и заполняет недостающие. В таком случае информация на слух воспринимается правильно. Если на каком-либо этапе произошел сбой, то информация мозгом обрабатывается неверно.

Недостаточное развитие слуховой памяти проявляется обычно невнимательностью. Ребенок часто отвлекается и не может сосредоточиться на том, что ему говорят. У таких детей страдает словарный запас, нарушена конструкция предложений, они с трудом запоминают важную информацию — домашний адрес, номер телефона. Затрудняются такие дети и в заучивании стихов. При хорошей слуховой памяти дети без труда справляются с услышанными заданиями и запоминают информацию на слух.

Упражнение 1

Упражнение способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей. В упражнении могут принимать участие 10 детей.

Цель: развитие слухового внимания у детей.

Взрослый называет слово и одновременно кидает мяч любому ребенку. Если слово обозначает что-то съедобное (яблоко, мороженое, хлеб,то ребенок должен поймать мяч, а если несъедобное (машина, карандаш, стол, то не поймать, а отбить его. Если ребенок все делает правильно, то взрослый говорит новое слово и бросает мяч другому участнику. Если же ребенок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя вы назвали что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете, то он становится ведущими и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из участников в свою очередь не ошибется.

Упражнение 2

Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребенком. Оно развивает слуховую память и может использоваться в качестве теста по оценке памяти.

Цель: развитие слуховой памяти, речи, мышления

Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова — ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые.

Через 15 минут нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил.

Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.

Упражнение 3

Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых (выполняют его поочередно) занятий с детьми.

Цель: развитие слуховой памяти, мышления, речи.

Взрослый включает фрагменты музыки из знакомых им мультфильмов. Их задача — угадать, из какого мультфильма взята музыка, и пересказать его сюжет.

Упражнение 4

Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

Читайте также  Сколько заживает шов после кесарева сечения

Взрослый предлагает ребенку повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом,нужно повторить ряд еще 2-3 раза:

петух, солнце, асфальт, тетрадь;

крыша, пень, вода, свеча, школа;

карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Упражнение 5

Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Например, «4, 1, 8.», «3, 2, 8, 5» и т. д.

Вариант 2. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. Например, «6, 1, 8»— ребенок воспроизводит: «8, 1, 6». «8,3,4,6,9»«9,6,4,3,8». Подобная работа моет проводится и со словами.

Упражнение 6

Цель: развитие слуховой памяти и внимания.

Все игроки усаживаются и выбирают ведущего. Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и т. п.) Каждый должен запомнить своё название.

Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб».Дуб должен ответить: «На дубу я не была, улетела на елку!» Елка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. (Фанты — любая мелкая игрушка, вещь и т. п.)

Упражнение 7

Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых занятий с детьми.

Цель: развитие слуховой памяти, речи.

Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Упражнение 8

Цель: развитие слуховой памяти и речи.

Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

Расскажите ребенку историю: «Кукла Вика села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности». Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая,ребенок комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Упражнение 9

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления.

Взрослый дает детям по листку бумаги и карандашу и объясняет задание:

при названии определенного предмета они должны вспомнить, на какую фигуру он похож, и нарисовать её,например: яблоко — круг, киви — овал, книга — прямоугольник, телевизор — квадрат и др. При этом взрослый сразу поправляет ребенка, если он ошибся. Если дети одновременно нарисовали разные фигуры, которые являются правильными вариантами ответа, то взрослый объясняет, что один и тот же предмет может быть разной формы. Например, книга может быть квадратной, прямоугольной.

Упражнение 10

Цель: развитие слуховой памяти.

Инвентарь: баночки с сыпучими продуктами (солью, горохом фасолью, крупой и др.)

Педагог заранее готовит баночки с сыпучими продуктами, наполняет их не полностью, чтобы содержимое в них лучше гремело при встряхивании. Надо показать детям несколько баночек и предложить запомнить их звучание при встряхивании. Затем попросить ребенка отвернуться и поочередно встряхивать баночки. Ребенку нужно угадать, что сейчас в руках по звукам. Можно начать отгадывание содержимого трех баночек. Постепенно число баночек можно увеличивать.

Упражнение 11

Упражнение предназначено для групповых занятий с детьми. Чем больше будет участников, тем более оно будет похоже на веселую игру.

Цель: развитие слуховой памяти.

Взрослый предлагает детям поочередно повторять и продолжать друг за другом предложения. Например,говорите: «Я положил в коробку книжку». Ребенок должен повторить это предложение и добавить что-то от себя.Например: «Я положил в коробку книжку и карандаш». Второй ребенок повторяет уже более длинную фразу и опять добавляет часть от себя.

Упражнение 12

Цель : развитие слуховой памяти

Взрослый рассказывает детям историю. В определенных местах рассказа необходимо делать паузу и хлопать в ладоши.По этому сигналу дети должны вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае дети молчат.

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— По дороге она встретила собаку и позвала её с собой.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.

11 упражнений на развитие слуховой памяти ребенка

Слуховая память, также как и зрительная, является одной из самых важных составляющих успешного и полноценного развития ребенка. Совершенная слуховая память станет прекрасным помощником вашему малышу в период любой адаптации или перемен – детский сад, дополнительные занятия, школа, новый коллектив, где ему придется воспринимать и анализировать не только увиденную, но и услышанную информацию.

Зачем нужно развивать слуховую память?

Для многих родителей знакома ситуация, когда им приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Маме и папе кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать, они укоряют его и даже наказывают. Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить. Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет.

Такие дети часто отстают в учебе, на решение одного и того же задания тратят больше времени, а порой вовсе нерешенным и оставляют, объясняя потом, что не поняли условие или вопрос. Скудный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти тоже, а также невозможность сосредоточиться в шумном помещении, выделить главное для себя из потока слов. В старших классах непременно появятся проблемы с изложениями и сочинениями, большинством гуманитарных предметов, где основное внимание уделяется лекционному начитыванию материала.

Детей с плохой слуховой памятью идентифицировать несложно.

  • Они невнимательны.
  • Слабо запоминают даже элементарные стишки.
  • Не могут сосредоточиться.
  • Не помнят номеров телефона родителей, часто даже адресов.
  • С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила озвучивают с трудом.

Упражнения на развитие слуховой памяти

К счастью, память — это та способность человеческой натуры, с которой можно и нужно работать, развивать. Лучше, если начинать делать это с самого нежного возраста. Песенки, колыбельные, стишки, шутки-прибаутки, поговорки, комментарии к действиям, сыплющиеся на грудничка из близких уст, сослужат прекрасную службу в будущем. Не исключено, что первым у него будет не одно слово, а целый букет фраз.
Повторенье – мать ученья. Эта мудрость как нельзя лучше подходит для описания методов тренировки памяти, в которых самое главное – это регулярность. Ежедневное алгоритма знакомого прохождение – счет ступенек в подъезде, различные ритуалы, заведенные в семье, повторение любимых историй дадут хороший толчок развивающим способностям.

Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать различные виды памяти слуховую и в частности. Они будут очень полезными для всех членов семьи, а не только деткам, поэтому для большей результативности играйте и работайте вместе.

  1. Что говорит тишина. Попробуйте слушать тишину, которая является большой редкостью в городах. Вместе с малышом из общей какофонии звуков постарайтесь выделять отдельные ее составляющие – вот проехал грузовик, а вот сосед стучит молоточком, а там птички дерутся за кусочек сухарика, лает собака и т.д.
  2. Учим наизусть. Все что угодно: идете в магазин, пусть ребенок заучит список покупок, для поздравления любимой тети или бабушки, отрывки сказок, названия цветов, растущих в саду, стихи и прозу.
  3. Увеличиваем объем памяти. Еще одна старая игра, когда нужно к какому-то перечню добавить что-то свое. Например, мама говорит: «Мы едем на море и берем вот этот чемодан, я положу в него… книгу», затем подхватывает ребенок, повторяет дословно все, что сказала мама и добавляет в «чемодан» что-то свое. Чем больше играющих, тем интереснее, каждый игрок повторяет сказанное предыдущим и вносит свою «лепту» в бездонный чемодан.
  4. Я писатель. Фантазируйте и сочиняйте истории. Сегодня одну, завтра другую, потом постарайтесь связать их вместе при помощи каких-то героев, событий. Это может быть просто описание похода в магазин, а потом процесса приготовления супа. Или прогулка в зоопарке, а потом, кем я стану, когда вырасту.
  5. Свободное время посвящайте прослушиванию и обсуждению аудиокниг. Разных – художественных, научно-популярных, потом обсуждайте, высказывайте свои гипотезы. Можете немного недослушать книгу и предложить ребенку закончить историю, как он это видит, а потом сравнить с оригиналом.
  6. Учим слова. Озвучьте ребенку 8-10 слов, любых, вначале это могут быть только названия предметов, а по мере тренировок, разбавляйте их глаголами, прилагательными. Попросите повторить запомнившиеся, а те, которые он пропустил, повторите еще раз и устройте контрольную проверку через некоторое время – час-два.
  7. Игра в ассоциации. Эту игру часто практикуют педагоги в начальных классах школ. Подготовьте картинки с изображением разных предметов, механизмов, зверей, продуктов. Разложите перед ребенком и произнесите несколько слов, логически связанных с картинками – мастерская, зоопарк, магазин, ресторан и т.п. Попросите ребенка подобрать к каждому слову подходящую картинку и повторить само слово и то, что изображено к нему.
  8. Найди пару. Составьте пары слов, имеющих отношение друг к другу: огород-помидор, машинка – колесо, альбом – фломастеры. Зачитайте их ребенку, а потом называйте, только первое слово, а парное к нему ребенок должен назвать по памяти.
  9. Раскрашиваем по памяти. Возьмите самые обычные раскраски и набор карандашей из шести, а позже более цветов. Скажите ребенку какой элемент картинки каким цветом разукрасить и пусть он это сделает по памяти.
  10. Хитрые тексты. Подберите или составьте такие тексты, где есть описания, перечисления. Длина 8-10 предложений. А затем озвучьте ребенку задание: «Я текст читаю, а ты запоминаешь всех зверушек, которые в нем будут встречаться». Кстати для такого задания идеально подойдет сказка «Колобок». Вы ее прочтете, а ребенок пусть назовет всех, кто хотел съесть Колобка. Также можно подобрать тексты с цифрами, названиями конфет, цветов. Главное, чтобы на фоне массы слов ребенок смог выделить и запомнить те, которые соответствуют заданию. Количество слов для запоминания нужно менять – начинать с двух-трех, потом четыре, пять и так далее, текст длиннее – слов больше.
  11. Игра в «Стоп». Выбираете ребенку незнакомую книгу, не взрослую, конечно, сказки, соответствующую возрасту энциклопедию, сборник стишков. Из средины текста берете одно предложение и читаете его вслух, задача ребенка запомнить и повторить. Если с первого раза не получается – делаете следующую попытку. Когда достигнете успеха, зачитайте небольшой отрывок, в который входит выбранное предложение. Ребенок должен сказать «Стоп», как только вы начнете его читать.
Читайте также  Кисломолочные смеси для новорожденных список

Упражнения довольно интересные и нескучные, а главное, не смотря на простоту, действенные!

Слуховая память у детей. Диагностика и развитие слуховой памяти

Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.

В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться. О произвольной и непроизвольной памяти больше можно прочитать в нашей статье Непроизвольная память и произвольная память

Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.

Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.

Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.

С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям — добиться улучшения её объёма.

Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение — ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены — не показывайте этого малышу. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых — родом из детства, и рождаются они в том числе из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть — из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие — полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений — не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).

Нарушения слуховой памяти

Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.

Диагностика слуховой памяти

Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.

Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.

Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.

Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов — это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова — возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.

Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки — возможно, нарушено фонематическое восприятие.

Второе и третье воспроизведение после прочтения — показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.

Четвертое воспроизведение — показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма — если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.

2. Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия

Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.

Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.

3. Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»)

1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем — 4 цифры, затем — пять, и т.д., и так — до первой ошибки.

2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.

Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.

4. «Запомни двузначные числа»

Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.

Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.

Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.

5. Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов

Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня — для детей, и более сложный информативный рассказ — для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз — через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок — при втором.

Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.

Упражнения для развития слуховой памяти

Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста — уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения — это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.

Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.

— Игра «10 пар»

Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.

— Игра «Сделай, как я»

Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза . После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.

После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.

— Игра «Угадай, что это было?»

Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.

— Игра «Запомни и дополни»

Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом. Если игроков много — тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало — получает одно очко. Набрал три очка — становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:

«Я сегодня видел за окном…»;

«У моего друга в комнате есть…»

«За высоким забором хранились…»

«У Маши в лукошке лежали…»

— Вариант этой же игры:

Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.

— Игра «Почувствуй ритм»

Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.

— Игра «Угадай окончание»

Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено прежде всего для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).

Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти можно найти в нашей статье Слуховая память. Развитие слуховой памяти. А игра «Звукварь», ссылку на которую Вы найдёте здесь же, предназначена именно для тренировки слуховой памяти.

Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют и стимулируют.. Подробнее о кратковременной памяти и её развитии можно прочитать в нашей статье Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?.Кроме того развивать память, можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели упражнения для тренировки памяти

Читайте также  Желтуха у новорожденных лечение

Желаем Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии!

Развитие слуховой памяти у детей

Аннотация: Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю».

Статья:

Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю». Тем не менее во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух. Для того чтобы такие сведения не проходили «мимо ушей» необходимо проводить с ними упражнения на развитие слуховой памяти. Эту работу следует начинать еще в дошкольный период и активно вести в начальной школе.

Слуховая память у детей

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.

Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Как проверить слуховую память ребенка?

Существует довольно простая методика проверки уровня слуховой памяти у ребенка. Необходимо назвать четыре разных числа и попросить произнести их в обратном порядке. Если ребенок без затруднений справится с этим заданием, количество чисел нужно увеличить до пяти, до шести и т.д. Хорошим показателем считается способность повторить таким образом ряд шести чисел и более.

Как развить слуховую память ребенка?

Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей. Однако, перед началом обучения и в начальной школе этому процессу необходимо уделять более пристальное внимание, сделать его целенаправленным и педагогически грамотным.

Примеры упражнений для развития слуховой памяти

В основном упражнения для развития слуховой памяти детей 6-10 лет носят игровой характер.

Упражнение «10 слов»

Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.

Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.

У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. Дети делятся на две группы. После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.

Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.

Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам. Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д. Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).

Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой.

Упражнение «Снежный ком»

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.

Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.

Упражнение «Жук»

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

Упражнение «Что какого цвета»

Учитель должен подготовить цветные карандаши, тематическую картинку и рассказ, составленный по ее сюжету. Детям предлагается внимательно прослушать историю, которую прочитает учитель и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке. После этого они должны правильно разукрасить рисунок. Темы для такого упражнения могут быть разнообразные: «Украшаем елку», «Красим с друзьями забор», «Собираем букет цветов», «Одеваемся на праздничный бал», «Ищем лепестки цветика-семицветика» и т.д.

Упражнение «Нарисуй по описанию»

Можно немного усложнить предыдущий вид упражнения. Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ученики должны внимательно послушать описание какого-то предмета или героя, а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.

Темой рассказа должен быть какой-то нестандартный объект: дворец с башенками, колоннами и окошечками, инопланетянин, карнавальный костюм, пейзаж и т.д.

Упражнение «Выбор»

Перед проведением упражнения детям дается задание, что именно им нужно запомнить на слух. Например, учитель сообщает, что будет читать рассказ, а они в ходе прослушивания должны запомнить все названия зверей, которые прозвучат. Рассказ может быть в стиле сказки «Теремок», только с другими героями.

Можно разнообразить сказку «Волк и семеро козлят», придумав каждому козленку имя, а школьники должны их все запомнить в ходе прослушивания сказки. Для такого упражнения подойдет и сказка «Белоснежка и семеро гномов» и др. Можно придумывать любые другие авторские рассказы (должны включать 4-8 слов для запоминания).

Также для развития слуховой памяти рекомендуется использовать музыкальные упражнения, во время которых детям предлагается запомнить и повторить ритмический рисунок или мелодию, определить в музыкальной гамме, звучание какой ноты слышали перед этим и т.д.

Особенности формирования слуховой памяти у детей и взрослых и основные методики развития

Это — одна из разновидностей образной памяти. Какие способности слуховой памяти существуют? Этот тип помогает запоминать, анализировать, а затем — по-необходимости, воспроизводить информацию, которая была когда-либо услышана.

Одинакова ли слуховая память у каждого человека? Нет. Все люди разные, и способности запоминать информацию на слух у каждого из них могут различаться. Кто-то мгновенно запоминает на слух, а кто-то уже спустя пару минут не может повторить услышанную информацию.

Как развивать механизмы слуховой памяти? О важности этого канала запоминания говорят исследования еще с 60-х годов прошлого века.

С чем работает слуховая память?

С единицами внутри речевой реакции. Поступая в мозг, они удерживаются буквально несколько мгновений. Затем у человека происходит ответная речевая реакция. Именно такая рабочая связка является ключевой для кратковременной слуховой памяти.

Важен ли этот тип для дошкольников и школьников? Конечно, да. Ребенка, который лучше запоминает информацию на слух, называют аудиалом. Он хорошо запоминает все, что сказал учитель на уроке. Если он развит хорошо, то он сможет легко воспроизвести информацию, не подглядывая в конспект. Однако, помимо аудиалов, существуют также люди, которые лучше воспринимают информацию через зрительные или визуальные источники.

Существуют ли какие-то упражнения для развития слуховой памяти?

Существуют. Можно ли проверить, насколько хорошо у меня развита слуховая память? Можно.

Мы предлагаем простое упражнение

Удобнее всего выполнять его не в одиночку. Пусть другой человек назовет вам 5 простых чисел. Пусть они будут однозначными. Так будет проще его выполнить в первый раз. Повторите их сразу же: в обратном порядке. Если вы быстро выполнили его в первый раз, то попробуйте устроить небольшую тренировку. Увеличьте количество чисел, а затем, с однозначных перейдите на двузначные. Выполняйте подобные тренировки несколько раз в неделю.

Эти простые занятия помогут улучшить восприятие на слух информации, да и в целом, помогут держать мозг в тонусе.

Можно развить слуховую память у ребенка?

Можно, но принцип стоит немного поменять. Добавьте в них игровую составляющую. Попробуйте найти самые простые веселые стишки и учите их построчно. Вы читаете одну строчку — ребенок вспоминает и прочитывает вторую. Чтобы эти упражнения помогли хорошо увеличить объем слуховой памяти, стоит уделять таким тренировкам несколько дней в неделю.

Еще один полезный способ развить слуховую память у ребенка-дошкольника, это повторение ритмов. Попросите его воспроизвести ритм хорошо знакомой мелодии хлопками. Затем включите что-то не настолько хорошо известное ребенку и попросите еще раз “нахлопать” ритм. Дополнительно такое занятие будет развивать музыкальный вкус и чувство ритма.

Как развить слуховую память в школе? В первую очередь для этого используются диктанты и изложения.

А что насчет взрослых?

Есть еще одно полезное упражнение. Но оно потребует некоторой концентрации. Постарайтесь выполнять его, когда вы находитесь дома одни, это будет способствовать эффективности.

Сядьте как вам удобно. Отключите все источники звуков: выключите телевизор и поставьте мобильный телефон на беззвучный режим.

Прикройте глаза и прислушивайтесь. Наверняка вы не окажетесь в полной тишине. Из открытого окна, за стеной у соседей все равно будут раздаваться какие-то звуки. Прислушайтесь к ним. Что или кто явился источником того или звука? Постарайтесь определить. Это позволяет очистить канал слуховой памяти и в дальнейшем лучше воспринимать информацию на слух. А заодно и улучшит образное мышление.

Еще один хороший способ: аудиокниги. Возможно, первое время мы будете быстро отвлекаться от слов чтеца, терять нить сюжета. Но не спешите расстраиваться: уже спустя несколько дней воспринимать книгу на слух станет намного проще. Дополнительным плюсом этой методики является и то, что она позволит вам наконец начать читать те книги, которые вы давно хотели прочесть но у вас все время не хватало времени. Слушать книги удобно в транспорте и даже на ходу.