Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях

Ольга Горбачева
Развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях

Все знают что что развитие мелкой моторики существенно влияет на развитие речи ребенка, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом и готовит руку к письму, развивает интеллект детей. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребенок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память и воображение. Существует много игр, методов и приёмов для тренировки пальчиков детей это:

• Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

• Пальчиковые игры с речевым сопровождением и без него;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;

• Игры на развитиетактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т. д. ;

• Пальчиковый и перчаточный театры.

Метод Су-Джок терапии.

Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа)) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек. Очень полезно использовать приёмы Су-Джок терапии в домашних условиях для развития мелкой моторики и речи детей. Приемы Су-Джок терапии используются с целью общего укрепления организма, в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, улучшения психоэмоционального состояния детей и формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определённом ритме. В некоторые игры можно играть даже на кухне, они не требуют специальной подготовки, для игры нам понадобится все то что есть в доме.

1. Игры с крупами. В непрозрачную и глубокую емкость насыпаем любую крупу (фасоль, горох, рис) и кладем несколько небольших игрушек (киндер-сюрприз). Предлагаем ребенку опустить руку и «помесить» тесто.Действие сопровождаем словами: тесто мнем, мнем, мнем — пирожков напечем. Данное упражнение способствует развитию тактильных ощущений и вызывает радость от найденной игрушки.

2. Игры с прищепками. Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги.

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,скажу тебе: «Кыш!»

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок» (смена рук).

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!»

Важно заранее проверить чтоб прищепка не была тугой.

Прищепки можно прикрепить к кругу картона и получится солнышко, цветок.

3. Игры с пластмассовыми крышками. Выкладываем самое простые узоры из крышек (дом, самолет, дерево).

Переворачиваем крышки и устраиваем лыжные соревнования, делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

4. Рисуем на крупе. Поднос или тарелку тонким слоем засыпаем манной крупой или пшеном. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Дети с удовольствием рисуют, а данный прием рисование способствует еще и развитию мелкой моторики и массажирует пальчики вашего малыша.

5. Игры с макаронами. Нанизываем макароны на шнурок, можно его связать, сделав подобие бус для куклы.

6. Массаж Су — Ждок шариком. Прокатываем шарик между ладошками малыша,тем самым массируем мышцы рук:

Пальчиковая игра «Черепаха»

(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой).

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(катаем Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые держим «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(катаем Су Джок между ладоней).

Игра «Игрушки»

(упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой).

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(катаем Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого).

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают Су — Джок между ладоней).

Игра «Малыши».

(поочередно надеваем массажное кольцо на каждый палец).

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой).

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(катаем Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

(катаем Су Джок между ладонями).

Детям очень важно и нужно играть, а играть с мамой еще приятнее. Помните об этом, дорогие родители. Именно вы можете правильно организовать досуг вашего ребенка.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторикинеобходимо предлагать:

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях» Михайленко Е. И. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях». Пожалуй, каждый современный родитель знает.

Развитие мелкой моторики для детей с ДЦП Детский церебральный паралич — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в этом зале, в такой чудесный день, в преддверии праздника – День Матери! Поздравляю.

Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях. С первых месяцев жизни ребёнок стремится познать окружающий мир. Лёжа в колыбели,.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики рук у детей «Лошадка» Все мы знаем, что мелкую моторику рук у детей нужно развивать,но не всем известно, что необходимо для ее развития. Мелкая моторика — это.

Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев…» Уровень развития мелкой моторики рук — один из показателей.

Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет для развития мелкой моторики у детей я провожу со своими воспитанниками следующие игры-занятия: бутылочки — копилочки; очень интересно.

Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения.

Не все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. И не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет. Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Давайте рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори, а также о Монтессори играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешки «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Читайте также  Признаки ротавирусной инфекции у ребенка

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий, медленно, несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и пазлов

Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление.

Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, четкими и скоординированными.

Развитие мелкой моторики у детей

Родители младших школьников и педагоги начальных классов нередко сетуют на почерк современных детей и на то, что они неаккуратно ведут свои тетради. Взрослым кажется, что ученики не проявляют должного усердия при выполнении письменных работ, из-за чего и страдает внешний вид букв и цифр.

Но далеко не всегда причина плохого почерка кроется в отсутствии стараний со стороны школьника. Специалисты считают, что именно низкий уровень развития мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте становится причиной неаккуратного письма в дальнейшем. Поэтому и рекомендуется тренировать эти способности с детства.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Раннее детство – это не только веселая и беззаботная пора, но своеобразная тренировочная площадка для повышения уровня навыков малышей. Еще до того, как они приблизятся к старшему дошкольному возрасту и начнут готовиться к 1 классу, им нужно приобрести знания и умения, без которых образовательный процесс невозможен.

Родители понимают это, а потому стараются всячески развивать способности своих детей: изучают с ними цвета и формы предметов, дают представление о пространственной ориентации, развивают устную речь. Но помимо всего перечисленного, также нужно уделять внимание и развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Именно от уровня моторного развития зависит то, как быстро дошкольник научится пользоваться столовыми приборами и письменными принадлежностями, сможет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнуровку на обуви. Чтобы дошкольник успешно справляться с этими и другими задачами, ему нужно регулярно тренироваться, улучшая подвижность и силу нажатия пальцев.

При этом заниматься с малышами можно практически с рождения. Так, например, младенцам можно массировать пальцы рук, делать с ними легкую пальчиковую гимнастику. В 2-3 года можно играть в пальчиковые игры, параллельно читая детям веселые стишки и потешки. Так они смогут улучшать свои навыки в увлекательном игровом формате.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

По мере взросления человека и его потребность в хорошей координации движений пальцев повышается. Родители малышей, посещающих детский сад, знают что уже в 3-4 года ребята активно начинают заниматься творчеством: изготавливают поделки из подручных материалов, лепят из пластилина или из теста, рисуют, раскрашивают картинки, делают аппликации. Такая работа над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важнейшей частью подготовки к обучению в 1 классе.

Однако занятий в садике часто недостаточно, чтобы малыши полноценно расширяли свои способности, поэтому педагоги дошкольного образования рекомендуют заниматься с ними дополнительно. Выбирайте такие игры и упражнения, которые требуют мелких выверенных движений:

  • плетение из веревочек – поспособствует развитию подвижности пальцев, а также поможет научиться шнуровать обувь.
  • различные виды творчества (лепка, создание поделок, рисование) и игры с мелкими предметами станут отличным дополнением к занятиям в детском садике.
  • сборка пазлов и конструкторов, которая является увлекательным и полезным досугом для всей семьи.

Если дошкольник хорошо управляет пальцами и всей кистью руки, то в дальнейшем ему проще будет привыкнуть правильно держать ручку и карандаш, выводить ровные и аккуратные символы. Уже на первом году обучения в школе ученикам придется осваивать письмо, переходя от начертания черточек и крючочков в прописях до написания полноценных букв и цифр в тетрадях. Проблема состоит в том, что к 7 годам даже те дети, которые активно занимались в садике и дома, не всегда обладают необходимыми для письма навыками. Поэтому развивать мелкую моторику рекомендуется еще в дошкольные годы, но и этот процесс нужно организовать правильно.

На что стоит обратить внимание

Ошибочно считать, что тренировка подвижности пальцев актуальна исключительно для дошкольников – не меньше она нужна и ученикам младших классов. Когда малыши изучают текстуры различных объектов, пробуют держать и перемещать их, они также развивает и свой интеллект. На кончиках пальцев располагается множество нервных окончаний, которые стимулируют разные отделы коры головного мозга. Поэтому тактильное изучение предметов и совершение движений руками способствует развитию речи ребенка, его логики, памяти, внимания и многих других умственных способностей.

Конечно, чтобы добиться такого эффекта, нужно заниматься регулярно. Выбирая задания, стоит учитывать не только возраст малыша, но и уже имеющиеся у него навыки. Только так удастся соизмерять нагрузку, делая ее одновременно посильной и неутомляющей. Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность занятий, является присутствие элементов игры в обучении. Именно они позволят сделать учебу наиболее увлекательной и интересной. Важно учесть все эти нюансы при выборе методики развития мелкой моторики у школьника или ребенка дошкольного возраста.

Какие методики развивают моторику

Существует немало программ, которые направлены на улучшение моторики пальцев у дошкольников и школьников, а потому выбрать какую-то одну из них бывает сложно. Изначально лучше рассматривать те методики, которые способствуют не только моторному, но и интеллектуальному развитию – совершенствуют способности ребенка, прививают ему полезные навыки.

Одной из таких программ является ментальная арифметика – система обучения быстрому счету в уме, которая подойдет ученикам от 5 лет и старше. Осваивая ее, ребята учатся считать на абакусе (специальных счетах), что способствует развитию моторики. Постепенно они закрепляют свои навыки и переходят к следующему этапу – устным вычислениям.

Теперь ученики привыкают представлять абакус в своем воображении и считают уже на нем. Такая деятельность дает полезную нагрузку на оба полушария мозга – левое, позволяющие применять логико-аналитические способности, и правое, отвечающее за креативность, воображение и творческий потенциал. Так удается совершенствовать разные навыки малышей одновременно.

Освоить ментальную арифметику можно на курсах от академии AMAKids. Обучаясь в небольших группах под руководством опытного педагога, ученики постепенно пройдут все этапы освоения быстрого устного счета, а также повысят свой интеллектуальный потенциал. Все это поможет им добиться успеха не только в учебе, но и во многих других видах деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно раз­ви­вать мел­кую мото­рику рук. Но не все знают, как пра­вильно это делать, да и вообще что явля­ется мел­кой мото­ри­кой и какие осо­бен­но­сти она имеет? Какие заня­тия, игры и упраж­не­ния стоит про­во­дить с детьми для раз­ви­тия мото­рики? Рас­смот­рим подробно все эти вопросы.

Общее поня­тие и осо­бен­но­сти мел­кой мото­рики детей

Мел­кая мото­рика – это спо­соб­ность выпол­нять мел­кие и точ­ные дви­же­ния кистями и паль­цами рук и ног в резуль­тате ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных дей­ствий важ­ней­ших систем: нерв­ной, мышеч­ной и кост­ной. Отно­си­тельно мото­рики кистей и паль­цев рук часто при­ме­няют тер­мин лов­кость. Область мел­кой мото­рики вклю­чает боль­шое коли­че­ство раз­но­об­раз­ных дви­же­ний: от про­стых жестов (напри­мер, захват игрушки) до очень слож­ных дви­же­ний (напри­мер, писать и рисовать).

Раз­ви­тие мел­кой мото­рики играет важ­ную роль для общего раз­ви­тия ребенка. Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется уже с ново­рож­ден­но­сти. Сна­чала малыш раз­гля­ды­вает свои руки, потом учится ими управ­лять. Сна­чала он берет пред­меты всей ладо­нью, потом только двумя (боль­шим и ука­за­тель­ным) паль­чи­ками. Потом ребенка учат пра­вильно дер­жать ложку, каран­даш, кисть.

У мел­кой мото­рики есть очень важ­ная осо­бен­ность. Она свя­зана с нерв­ной систе­мой, зре­нием, вни­ма­нием, памя­тью и вос­при­я­тием ребенка. Также уче­ные дока­зали, что раз­ви­тие мел­кой мото­рики и раз­ви­тие речи очень тесно свя­заны. А объ­яс­ня­ется это очень про­сто. В голов­ном мозге рече­вой и мотор­ный цен­тры рас­по­ло­жены очень близко друг к другу. Поэтому при сти­му­ля­ции мотор­ных навы­ков паль­цев рук рече­вой центр начи­нает акти­ви­зи­ро­ваться. Именно поэтому для свое­вре­мен­ного раз­ви­тия речи ребенка необ­хо­димо боль­шое вни­ма­ние уде­лить раз­ви­тию мел­кой мото­рики. Мел­кая мото­рика непо­сред­ственно вли­яет на лов­кость рук, на почерк, кото­рый сфор­ми­ру­ется в даль­ней­шем, на ско­рость реак­ции ребенка.

По осо­бен­но­стям раз­ви­тия мел­кой мото­рики ребенка в даль­ней­шем судят о готов­но­сти его к обу­че­нию в школь­ном учре­жде­нии. Если все в порядке, то ребе­нок под­го­тов­лен к обу­че­нию письму, умеет логи­че­ски мыс­лить и рас­суж­дать, имеет хоро­шую память, кон­цен­тра­цию, вни­ма­ние и вооб­ра­же­ние, связ­ную речь.

Читайте также  Что лечит облепиха?

Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется посте­пенно, это инди­ви­ду­аль­ный про­цесс и у каж­дого ребенка он про­хо­дит сво­ими тем­пами. Сна­чала дви­же­ния малыша нелов­кие, неуме­лые и негар­мо­нич­ные. Чтобы помочь малышу совер­шен­ство­вать мел­кую мото­рику, нужно играть с ним в раз­ви­ва­ю­щие игры (в интер­нет-жур­нале «Раз­ви­тие» есть ста­тьи про раз­ви­ва­ю­щие игры для детей в 1 год, а также игры для раз­ви­тия детей в 2 года).

Заня­тия, игры и упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой моторики

Суще­ствует мно­же­ство заня­тий, игр и упраж­не­ний для раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Их можно раз­де­лить на сле­ду­ю­щие группы: паль­чи­ко­вые игры, игры с мел­кими пред­ме­тами, лепка и рисо­ва­ние, мас­саж паль­чи­ков. Ста­тьи о раз­ви­тии ребенка по системе Мон­тессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рас­смот­рим наи­бо­лее про­стые и эффек­тив­ные игры:

1. Мас­саж ладошек

Это самый про­стой и уни­вер­саль­ный для любого воз­раста спо­соб раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Своим паль­цем водите по ладо­шкам ребенка, гладьте их и мас­си­руйте. Свои дей­ствия сопро­вож­дайте при­сказ­кой «Сорока-ворона».

Все с дет­ства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых малень­ких рас­прям­лять паль­чики и хло­пать в ладоши.

3. Раз­ры­ва­ние бумаги

Это упраж­не­ние под­хо­дит дет­кам с 7 меся­цев. Дайте малышу несколько листов мяг­кой цвет­ной бумаги. Он с удо­воль­ствием ощу­пает ее, нач­нет вер­теть в руках и рвать. Это заня­тие доста­вит ему неска­зан­ное удовольствие.

4. Пере­ли­сты­ва­ние страниц

После года раз­ры­ва­ние бумаги можно заме­нить пере­ли­сты­ва­нием стра­ниц какой-нибудь книжки с кар­тин­ками или журнала.

Детям нра­вится пере­би­рать мел­кие пред­меты, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с буси­нами раз­лич­ного раз­мера и формы. Ребе­нок будет с радо­стью и заин­те­ре­со­ван­но­стью пере­би­рать их пальчиками.

Из них можно стро­ить башенки, вкла­ды­вать их друг в друга. Эта игра фор­ми­рует у ребёнка поня­тие о раз­мере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет тро­гать крупу рукой или про­сы­пать её сквозь паль­чики. Эта игра хорошо раз­ви­вает мел­кую мото­рику и так­тиль­ные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки раз­ные крупы и дайте ребенку по оче­реди опус­кать руку в каж­дую из банок. Так он смо­жет про­щу­пать раз­ные кру­пинки и брать их паль­чи­ками. Можно услож­нить задачу. На гла­зах ребенка зако­пайте какой-нибудь малень­кий пред­мет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попро­бует найти этот предмет.

9. Рисо­ва­ние на песке

Насыпьте на под­нос песок. Возь­мите паль­чик ребенка в свою руку и про­ве­дите им по песку. Начать можно с про­стых фигур – линий, пря­мо­уголь­ника, круга, посте­пенно услож­няя задание.

Игрушки для раз­ви­тия мел­кой моторики

Вам пона­до­бятся горо­шина и баночка со сни­ма­ю­щейся крыш­кой. Пока­жите ребенку, что сна­чала надо снять крышку, затем взять горо­шину паль­чи­ками и поло­жить в баночку, после закрыть крышку. Попро­сите ребенка про­де­лать те же дей­ствия. Не рас­стра­и­вай­тесь, если с пер­вого раза ничего не полу­чится. Пока­жите малышу всю цепочку дей­ствий мед­ленно несколько раз и тогда он обя­за­тельно смо­жет все повто­рить. Актив­ным дет­кам эта игра быстро надо­едает, в этом слу­чае не нужно их застав­лять. Пред­ло­жите ребенку дру­гую игру.

11. Завин­чи­ва­ние крышек

Такое про­стое заня­тие, как завин­чи­ва­ние и рас­кру­чи­ва­ние кры­шек банок, буты­лок, пузырь­ков раз­ви­вает лов­кость паль­чи­ков. Пред­ло­жите вашему малышу сосуды раз­ного раз­мера и формы, это сде­лает игру более разнообразной.

12. Засте­ги­ва­ние, рас­сте­ги­ва­ние и шнуровка

Для этого упраж­не­ния не потре­бу­ется ника­ких допол­ни­тель­ных игру­шек. Посте­пенно вклю­чайте ребенка в про­цесс оде­ва­ния. Пусть сам засте­ги­вает и рас­сте­ги­вает себе пуго­вицы и мол­нии. Это не только разо­вьет дви­же­ния рук, но и при­учит ребенка к само­сто­я­тель­но­сти. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненуж­ный боти­нок со шну­ров­кой, кото­рый ста­нет пре­крас­ным тре­на­же­ром для рук.

Лепка под­хо­дит для детей раз­ного воз­раста. Для лепки под­хо­дят пла­сти­лин, глина, тесто. Когда соби­ра­е­тесь что-то испечь, обя­за­тельно позо­вите с собой ребенка. Ему очень понра­вится мять и рас­ка­ты­вать тесто. К тому же он будет горд, что помо­гает маме.

Упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой мото­рики рук

14. Рисо­ва­ние и раскрашивание

Очень полезно обво­дить кон­тур кар­ти­нок, состо­я­щий из пунк­тир­ных линий, а также рас­кра­ши­вать объ­екты раз­лич­ной формы. Очень полезно рисо­вать на вер­ти­каль­ных поверх­но­стях: стене, доске, зер­кале. Поэтому жела­тельно пове­сить малышу спе­ци­аль­ную доску, чтобы он рисовал.

15. Соби­ра­ние мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выби­рают паз­злы и моза­ики с круп­ными частями. Паз­злы также тре­ни­руют воображение.

Купите малышу дет­ские нож­ницы, клей-каран­даш, цвет­ную бумагу и кар­тон. Научите его масте­рить. Выре­зайте кар­тинки, при­кле­и­вайте их, делайте сне­жинки и т.п. Это не только разо­вьет мел­кую мото­рику, но и про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние и твор­че­ское мышление.

Однако, стоит запом­нить одну про­стую вещь. Игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики должны про­во­диться под наблю­де­нием взрос­лых. Иначе ребе­нок может про­гло­тить какую-нибудь мел­кую деталь или пода­виться ей. Играть в игры и выпол­нять упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие мел­кую мото­рику, нужно систе­ма­ти­че­ски. Зани­май­тесь с ребен­ком каж­дый день и скоро заме­тите, что дви­же­ния вашего малыша с каж­дым разом ста­но­вятся все более плав­ными, чет­кими и скоординированными.

Нарушение мелкой моторики у детей

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. У них отмечаются логопедические проблемы. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных игровых приемов и проб. Обязательно исследование состояния речевой функции. Коррекция предполагает выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук, ручной труд (шнуровку, штрихование, лепку, аппликацию).

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция нарушений мелкой моторики у детей
    • Развивающая среда
    • Специальная помощь
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Понятие «мелкая моторика» включает большой диапазон движений кистей рук: от захвата объекта до манипуляций с мелкими предметами, письма, рисования и т.п. В детском возрасте мелкая моторика является средством познания мира и базой для развития высших психических функций: памяти, мыслительных процессов, внимания, речевых навыков. Уровень развития дифференцированных движений рук – важный критерий, по которому оценивается школьная зрелость. Вместе с тем, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. Наряду с расстройствами двигательной сферы они часто имеют речевые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции моторной недостаточности стоит очень остро.

Причины

Точные тонкие движения кисти и пальцев рук обеспечиваются согласованной работой нервной, костно-мышечной, зрительной систем. При повреждении любого из этих звеньев развиваются нарушения мелкой моторики, выраженные в той или иной степени. У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:

  • Перинатальная патология. Главная роль здесь отводится гипоксически-ишемическим повреждениям ЦНС. Последствиями перинатальной энцефалопатии в старшем возрасте могут быть минимальная мозговая дисфункция, ДЦП, эпилепсия, ЗПРР, олигофрения. Неблагоприятные последствия для последующего моторного развития имеют родовые травмы головы и ШОП.
  • Недоношенность. От 30 до 50% детей, рожденных с малым гестационным возрастом, имеют отставание в физическом и психомоторном развитии. Это связано с более частыми отклонениями в неврологическом статусе, дефектами зрения, двигательными нарушениями у недоношенных детей по сравнению с рожденными в срок.
  • Нейроинфекции. Последствием энцефалитов, церебеллитов, менингитов может выступать атаксия у детей. Поражение мозжечка всегда сопровождается нарушением координации произвольных движений.
  • Травмы головы. Двигательные и неврологические расстройства у детей нередко сохраняются в отдаленном периоде после перенесенной ЧМТ. Чаще всего они выражаются в снижении скорости движений, нарушении координации, реже возникают парезы и плегии конечностей.
  • Травмы и патологии верхних конечностей. Следствием переломов, ожогов рук, оперативных вмешательств могут становиться контрактуры суставов, ограничивающие движение кистей и пальцев. Мелкомоторные функции также ограничены у детей с врожденными аномалиями верхних конечностей – синдактилией, клинодактилией, эктродактилией.
  • Наследственные заболевания. Нарушения мелкой моторики отмечаются у значительного числа детей, имеющих генетические патологии. Как правило, это синдромы, ассоциированные с умственной отсталостью и физическим недоразвитием (Дауна, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Мартина-Белл и мн. др.).
  • Нарушения зрения. Планирование точных движений невозможно без хорошей ориентировки в пространстве. Если у ребенка существенно снижена функция зрительного анализатора, имеется косоглазие или амблиопия, то формирование мелкой моторики также значительно страдает.

Нарушение моторики обнаруживается у детей с СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, речевой патологией (алалией, заиканием, дизартрией). Моторная недостаточность у взрослых чаще бывает связана с перенесенным инсультом, прогрессирующей болезнью Паркинсона, спиноцеребеллярной атаксией, последствиями черепно-мозговых травм, опухолями мозга.

Патогенез

Формирование тонкой ручной координации у детей тесно связано с созреванием двигательного отдела головного мозга, образованием связей между ним и другими церебральными структурами (зрительным, речевым центрами). Около 2/3 площади двигательной коры в мозге отвечают за регуляцию движений кисти руки. Эти двигательные центры располагаются в непосредственной близости от моторного центра речи, поэтому при работе мышц руки неизбежно активизируется речевой центр. Этим объясняется тесная взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речевой функции.

Развитие мелкой моторики в основном приходится на дошкольный возраст и заканчивается к 6-7 годам. Старшие дошкольники должны хорошо владеть тонкими манипулятивными действиями, в т. ч. с карандашом, кисточкой для рисования и пр. Развитость моторики характеризуется такими качествами, как скорость, сила, точность, ловкость. Эти навыки коррелируют с возможностью выполнения бытовых действий, предметной и конструктивной деятельностью, освоением навыка письма.

В основе механизма нарушения мелкой моторики лежат расстройства центрального или периферического звена двигательного анализатора. Стойкие расстройства пальцевого и кистевого праксиса возникают в результате мышечной дистонии, парезов, гиперкинезов, функциональной неполноценности руки, дефектов зрения. При этом страдает не только двигательная сфера, но и речевое, сенсорное, интеллектуальное развитие ребенка.

Классификация

С учетом этиопатогенетических механизмов различают 3 варианта расстройства тонкой моторики:

  • нарушение зарождения нервного импульса – в этом случае сигнал, необходимый для выполнения действия, в нейронах коры не возникает. Такая ситуация наблюдается при очаговых поражениях головного мозга: инсульте, опухолях, травмах.
  • нарушение нейротрансмиссии – сбой происходит на уровне нейронной цепи, когда из-за отсутствия связи между нервными клетками возникший импульс не может достичь своей цели. Данный механизм типичен для нейродегенеративных заболеваний, в частности, болезни Паркинсона.
  • нарушение приема импульса – нервный сигнал не воспринимается органами движения в силу нарушения периферической иннервации, из-за чего не возникает адекватного двигательного ответа. Отмечается при ДЦП, травматическом повреждении конечностей.

Симптомы

Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь, они испытывают трудности в самообслуживании: раздевании и одевании, приеме пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и кнопки, шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держат вилку и ложку. Страдает точность, быстрота, координация действий.

Также отмечается несформированность продуктивной деятельности. Дети не любят такие занятия, как лепка из глины и пластилина, раскрашивание, аппликация, собирание конструктора, т. к. их неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата. В процессе рисования они неправильно держат кисточку, не регулируют силу нажима на карандаш, не соблюдают масштаб и границы строки, листа. Характерно плохое владение ножницами при вырезании. При этом грубых двигательных расстройств у ребенка может не быть.

Практически всегда дети с неразвитой мелкой моторикой испытывают речевые проблемы. Они могут быть выражены в различной форме и степени: от функциональной дислалиии и стертой дизратрии до заикания и ОНР разного уровня. Также у детей с нарушением моторики затруднено формирование графомоторных навыков, необходимых для перехода к письму.

Читайте также  Стрептодермия причины возникновения у детей

Осложнения

Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии. Характерна плохая успеваемость по трудовому обучению, рисованию. Дети стараются не участвовать в коллективных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях, требующих выполнения действий на скорость. Все это приводит к снижению познавательной активности, мотивации к обучению.

Диагностика

Оценка двигательного, нервно-психического, речевого статуса детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться коллегиально командой специалистов: детским неврологом, ортопедом, офтальмологом, психологом, логопедом-дефектологом. При необходимости выполняется комплекс медицинской диагностики: ЭЭГ, ЭМНГ, рентгенография верхних конечностей, визометрия, церебральная МРТ. Непосредственное обследование моторных функций включает:

  • пробы на статическую и динамическую координацию движений (воспроизвести пальцевую и кистевую позу, совершить движения пальцами рук);
  • выполнение предметных действий (со шнурками, пуговицами, лентами);
  • исследование сформированности графомоторных навыков (рисование, обводка, штрихование, копирование рисунка/текста).

Важным диагностическим направлением является обследование уровня речевого развития детей. Исследуется связная речь, лексический запас, грамматическая составляющая, фонематическое восприятие. Выясняются нарушения звукопроизношения, просодики, темпа и ритма речи.

Коррекция нарушений мелкой моторики у детей

Развивающая среда

Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, полезна всем детям без исключения и особенно контингенту с ее нарушением. С раннего детства рекомендуется организовать вокруг ребенка развивающую среду. В игровом арсенале детей должны быть шнуровки, сенсорные мешочки, пальчиковые краски, бизиборды, «сухие бассейны». Полезно повторение детских потешек, сочетающихся с движениями рук («Ладушки», «Сорока-ворона»).

С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста. Для тренировки моторных навыков полезно собирать вместе с ребенком мозаику, паззлы, конструктор, изготавливать аппликации, поделки из природных материалов. Дети постарше могут быть вовлечены в творческую деятельность – бисероплетение, квиллинг и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами, проведение пальчиковой гимнастики.

Специальная помощь

Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь. При нарушениях опорно-двигательного аппарата может быть показан подбор специальных ортопедических приспособлений, занятия ЛФК, массаж рук, проведение корригирующих операций. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.

Дети с плохо развитой мелкой моторикой нуждаются в логопедической помощи. На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия. Для активизации артикуляционной моторики проводится артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.

Прогноз и профилактика

Развитием мелкой моторики ребенка необходимо заниматься с самого раннего детства. Особо пристальное внимание следует уделять ее формированию у детей с неврологическими и двигательными нарушениями. Для этого не обязательно использовать дорогостоящие тренажеры, многие пособия под силу изготовить самим родителям из подручных материалов. По мере совершенствования мелкой моторики нивелируются и многие другие проблемы (с мышлением, речью, письмом). Профилактика пальцевой диспраксии заключается в предупреждении факторов риска (перинатальной патологии, травм) и своевременной коррекции возникших последствий.

Зачем и как развивать мелкую моторику

Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.