Препараты при нервном тике у детей

Тики у детей. Основные направления лечения

Опубликовано в журнале:
Практика педиатра
Сентябрь, 2007 г.
НЕВРОЛОГИЯ

Л.С Чутко, врач-невролог высшей категории, заведующий Центром нейротерапии и лабораторией восстановления сенсорных систем, Институт мозга человека РАН (г. Санкт-Петербург), д-р мед. наук.

Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охватывающие различные мышечные группы. По различным литературным источникам, тики встречаются у 4-7% детей.

В этиопатогенезе тиков важную роль играют генетические и иммунные механизмы, перинатальная патология, а также психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.

В 90% случаев тики начинаются в возрасте от 3 до15 лет. Наиболее часто они появляются в 6-8 лет и могут учащаться в пубертатном периоде. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что в 8,5% случаев заболевание появилось после первых дней пребывания в школе («тики первого сентября»). Поход ребенка в школу совпадает с четвертым возрастным кризисом — кризисом 7-ми лет [Л.С. Выготский, 1983]. Частой стрессовой ситуацией, при которой ребенок должен адаптироваться к новым условиям и занятиям, была смена коллектива: детский сад — школа. Заболевание достигает своего апогея в возрасте 10 лет [J. Leckman, 1997]. В 50% случаев тики исчезают к 14 годам. Они могут появиться и в зрелом возрасте, хотя пpи этом в анамнезе часто имеются указания на эпизоды заболевания в детстве. Сpеди больных с тиками в 4-6 pаз пpеобладают лица мужского пола [B. Kadesjo, C. Gillberg, 2000].

Тики значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов — тревоги, страха, смущения. Заболевание носит волнообразный характер с периодами улучшения и обострения. У детей, например, период улучшения может наблюдаться во время каникул.

Отличительной чертой тиков является их непреодолимый характер. По словам пациентов: «Пытаться предотвратить появление тиков — все равно что пытаться прервать чихание». Любая попытка подавить их усилием воли неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции приносит моментальное облегчение. Лица, предрасположенные к тикам, часто приобретают новые привычки, глядя на других больных тиками, и жалуются при этом, что болезнь носит «инфекционный» характер. Необходимо отметить, что при расспросе врача о тиках гиперкинезы у пациента могут усилиться.

По частоте задействованных групп мышц тики идут в порядке убывания от верхней части лица к нижним конечностям, причем наиболее распространенным является моргание, затем следуют тики нижней части лица, шеи и плеч и далее — туловища и конечностей. Полученные нами данные свидетельствовали о том, что наиболее частыми тикозными гиперкинезами в наблюдаемой группе являлись моргание и поднятие бровей. Во многих случаях у пациента отмечалось одновременно несколько тиков.

Характер и локализация гиперкинезов зависят от предшествовавшего заболевания. Так, мигание появляется после конъюнктивита, шмыганье носом — после ринита.

Тики часто сочетаются с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В таких случаях у детей отмечаются проявления школьной дезадаптации: низкая успеваемость и плохое поведение. Гиперкинезы часто осложняются обсессивно-компульсивными расстройствами в виде стереотипных навязчивых мыслей, образов (обсессий) и навязчивых действий (компульсий). Необходимо отметить, что дети с тиками характеризуются повышенным уровнем тревожности.

В 10-м пересмотре международной классификации болезней (МКБ-10) выделены основные виды тиков:
F95.0 — транзиторные тики; сохраняются не более 12 месяцев
F95.1 — хронические моторные (двигательные) или вокальные (голосовые) тики; длятся более 12 месяцев
F95.2 — синдром Жиля де ля Туретта (СТ) — комбинирование множественных моторных тиков и одного или более вокальных тиков

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Клиническая диагностика тиков чаще всего не вызывает затруднений. Она основана на характерном течении болезни и картине тика. Поскольку тик часто может не проявляться во время врачебного осмотра, первостепенное значение имеет анамнез. Вариабельность количественных и качественных характеристик тикозных гиперкинезов затрудняет их клиническую оценку и измерение.

При электроэнцефалографическом исследовании, проведенном нашими сотрудниками, у детей с тиками выявляются неспецифические патологические изменения: большое количество медленных волн, преимущественно тета-диапазона, слабая выраженность или отсутствие регулярного альфа-ритма, изменение формы альфа-колебаний (деформированность, заостренность или раздвоенность вершин). Подобные изменения могут быть вызваны нарушением фронто-стриарных соотношений, функциональной незрелостью головного мозга, лежащей в основе данного заболевания. Наряду с вышеуказанными изменениями часто регистрируются затяжные генерализованные пароксизмы тета- и дельта-волн, появляющиеся во время гипервентиляции и длительно сохраняющиеся после завершения пробы.

Основными задачами лечения тиков у детей являются улучшение социальной адаптации и уменьшение гиперкинезов. Следует стремиться не к полному отсутствию гиперкинезов, что иногда недостижимо, а к их значительному уменьшению. Лечение тиков лучше проводить в амбулаторных условиях, так как госпитализация может усилить тики. К сожалению, иногда тики оказываются толерантными к лечению. Зачастую после значительного улучшения могут наступать рецидивы.

Следует по возможности исключать необычные отрицательные и положительные раздражители. Тики часто усиливаются во время просмотра телевизионных передач, особенно при выключенном электрическом свете. Дело в том, что яркий мерцающий свет способен провоцировать изменения биоэлектрической активности головного мозга. Поэтому просмотр телевизионных передач детям с тиком должен быть максимально ограничен в течение 1-1,5 месяца. Такие же ограничения касаются компьютерных игр. Не следует акцентировать внимание ребенка на тиках, одергивать его, так как это способствует невротизации и усиливает тики.

Комплексность лечения предполагает большую роль психотерапевтических и психокоррекционных методик. Рациональная психотерапия в таких случаях основывается на разъяснении пациенту и (или) его родителям доброкачественности имеющихся у него симптомов. Врачу необходимо четко и доступно изложить ребенку суть его заболевания. На всем протяжении лечения необходимо ободрять больного, внушать ему веру в себя, формировать и поддерживать его чувство собственной полноценности. Это важно, так как большинство пациентов с тиками неуверены в себе и ранимы.

В терапии тиков эффективно используются методики биологической обратной связи (БОС), представляющие собой комплекс процедур, при проведении которых пациенту посредством цепи внешней обратной связи на базе компьютерной техники подается информация о текущем состоянии управляемой физиологической функции. Проведенные нами исследования свидетельствуют о высокой эффективности электроэнцефалографической БОС с увеличением мощности альфа-ритма (альфа-тренинг) при лечении тиков.

ФАРМАКОТЕРАПИЯ ТИКОВ

При лечении тиков необходимо соблюдение ступенчатого подхода, в соответствии с которым терапия начинается с наиболее «мягких» препаратов, характеризующихся минимумом побочных эффектов. В дальнейшем при необходимости осуществляется постепенный переход к более «сильным» препаратам, использование которых, к сожалению, сопровождается нежелательными осложнениями. Их применение следует начинать с малых доз, с постепенным повышением дозы.

У больных с преходящими тиками лучше ограничиться препаратами гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Так, очень широко при лечении тиков используется Пантогам ® (компания ПИК-ФАРМА, Россия). По фармакологическим свойствам Пантогам ® схож с ГАМК и пантотеновой кислотой. Механизм действия обусловлен прямым влиянием Пантогама на ГАМКБ -рецепторно-канальный комплекс. Препарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Пантогам повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Пантогам быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта и проникает через гемато-энцефалический барьер. Пантогам выпускается в таблетках по 0,25 г и в виде 10%-ного сиропа. Пантогам принимают внутрь через 15-30 мин после еды. Для взрослых разовая доза составляет 2,5-10 мл (0,25-1,0 г), суточная доза -15-30 мл (1,5-3,0 г). Для детей разовая доза составляет 2,5-5 мл (0,25-0,5 г), суточная доза — 7,5-30 мл (0,75-3,0 г). Курс лечения составляет 1-2 мес. Применение Пантогама позволяет усилить внимание и уменьшить чрезмерную активность у детей с сопутствующими проявлениями СДВГ.

Если данная терапия оказывается неэффективной (чаще при хронических тиках), используются транквилизаторы. В лечении синдрома Туретта ведущую роль играют нейролептические средства.

Нервные тики у детей: симптомы и лечение

В большинстве случаев дети могут частично контролировать или воспроизводить собственные нервные тики. При нормальном интеллектуальном развитии ребенка заболевание часто сопровождается снижением памяти, умственной работоспособности, тревожными и двигательными расстройствами.

Содержание

Данные статистики

Как правило, нервные тики наблюдаются у детей в возрасте 2-17 лет, средний возраст составляет 6-7 лет. Частота встречаемости заболевания в детском возрасте – 6-10 %. В 96 % случаев нервный тик возникает до 11 лет. Наиболее частым проявлением заболевания считается моргание. В возрасте 8-10 лет могут наблюдаться вокальные тики, первоначальным проявлением которых является покашливание и шмыгание носом. Заболевание протекает по нарастающей, пик приходится на 10-12 лет, потом отмечается снижение симптоматики. В 90 % случаев прогноз для локальных тиков является благоприятным. У 50 % больных симптомы распространенных нервных тиков регрессируют полностью.

Симптомы нервных тиков у детей

Тики являются повторяющимися неожиданными короткими стереотипными движениями или высказываниями, которые внешне схожи с произвольными.

Виды нервных тиков у ребенка

Органические

Органические тики проявляются в результате черепно-мозговой травмы, вследствие перенесенных или текущих органических заболеваний головного мозга. Такие нервные тики являются стереотипными и стойкими, имеют элементарный характер.

Психогенные

Они возникают на фоне хронической или острой психотравмирующей ситуации. Психогенные нервные тики подразделяют на невротические и навязчивые, которые встречаются реже.

Неврозоподобные

Они развиваются без очевидного экзогенного воздействия на фоне текущей и/или ранней соматической патологии. Часто в анамнезе ребенка с нервным тиком обнаруживается гиперактивность и ранняя детская нервность. Внешние проявления таких тиков весьма изменчивы. Они отличаются рецидивирующим характером и могут быть сложными или простыми.

Рефлекторные

Такие тики возникают по принципу условных рефлексов, которые биологически нецелесообразны, но связаны с продолжительным локальным раздражением тканей, например, спазмы после конъюнктивита, шмыгания носом после ринита и т.д. Рефлекторный нервный тик представляет собой стереотипные непроизвольные движения, которые вначале являлись ответной реакцией на конкретный раздражитель.

Тикоподобные гиперкинезы

Они наблюдаются при патологических заболеваниях. К подобным нервным тикам относят насильственные движения рук и лица при заикании у детей, например, дополнительные своеобразные движения для облегчения произношения слов и речи в целом.

Идиопатические

Идиопатические тики развиваются без конкретной причины, за исключением возможности наследственной предрасположенности.


При лечении нервного тика у ребёнка необходимо выбрать способы педагогической коррекции

Лечение нервных тиков у детей

Основным принципом лечения тиков у детей является дифференцированный и комплексный подход. Перед назначением медикаментозной или другой терапии следует определить возможные причины появления заболевания и выбрать способы педагогической коррекции. В случае умеренно выраженного тика лечение обычно проводят в амбулаторных условиях, чтобы ребенок мог находиться в привычной обстановке и посещать детский сад. В большинстве случаев назначаются успокаивающие препараты для приема внутрь, так как инъекционная терапия негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка и может спровоцировать приступ нервного тика.

Психологическое воздействие

Часто выраженность нервных тиков уменьшается, когда родители снижают требования к малышу, перестают фокусировать внимание на недостатках и начинают воспринимать его личность в целом без «плохих» и «хороших» качеств. Положительный эффект оказывают занятия спортом, соблюдение распорядка дня, прогулки на свежем воздухе. В некоторых случаях лечение должно включать помощь психотерапевта, так как отдельные виды нервных тиков снимаются внушением.

Читайте также  Как уснуть без снотворного в домашних условиях

Медикаментозное лечение

При медикаментозном лечении ребенку назначают ноотропные и психотропные препараты. При выборе такой терапии учитывают сопутствующие заболевания, этиологию, возраст малыша и характер нервного тика. Курс медикаментозного лечения проводят при упорных, выраженных и тяжелых тиках, которые сочетаются с нарушением поведения, неуспеваемостью в учебном заведении, влияют на самочувствие, осложняют социальную адаптацию детей и ограничивают возможности самореализации. Данный вид лечения не назначается, если тики не нарушают нормальную активность малыша, а волнуют только родителей.

Советы родителям при нервном тике у ребенка

Не акцентировать внимание на тиках

Родители должны стараться не замечать нервные тики малыша независимо от степени их выраженности. Помните, что позитивные изменения в поведении ребенка могут проявиться не так быстро, как бы Вам этого хотелось.

Создавать позитивную эмоциональную обстановку

«Оживить» малыша, вдохнув в него оптимизм и жизнерадостность, помогут игры и забавы. Важно выбрать для ребенка, страдающего нервным тиком, эмоционально значимые увлечения и хобби, среди которых наиболее эффективными являются занятия спортом.

Контролировать психофизическое самочувствие малыша

Ваш малыш понимает, что нервный тик – это болезненные и необычнее движения. Он стесняется этого на людях, пытается сдержать себя, от чего начинает испытывать сильнейшее внутреннее напряжение, утомляющее его. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш, который болен тиком, чувствовал как можно меньше дискомфорта от всеобщего внимания и не ощущал себя не таким, как все.

Выполнять вместе с ребенком успокаивающие упражнения

Если малыш, страдающий нервным тиком, чем-то обижен или возмущен и готов расплакаться, предложите ему выполнить специальные упражнения, а лучше сделайте их вместе с ним. Например, постойте на одной ноге, как цапля, поджав другую под себя, а затем подпрыгните несколько раз. Надежный и быстрый способ расслабиться – это быстро напрячь мускулы и отпустить их.

Определение степени тревожности у ребенка

Внимательно прочитайте утверждения и ответьте «Да» на те, которые можно отнести к Вашему малышу. Затем посчитайте, какое количество раз Вы ответили «Да». За каждое «да» поставьте 1 балл и определите общую сумму.

Признак Наличие
Не может долго выполнять работу, не уставая При волнении сильно потеет
С трудом сосредотачивается на чем-то Не отличается хорошим аппетитом
Выполнение любого задания вызывает излишнее беспокойство Трудно засыпает и беспокойно спит
Очень скован и напряжен при выполнении заданий Пугливый, многое вызывает у него чувство страха
Часто смущается Легко расстраивается и обычно беспокойный
Часто рассказывает о напряженных ситуациях Обычно не может сдерживать слезы
В незнакомых обстановках обычно краснеет Плохо переносит ожидание
Рассказывает о страшных снах Не любит начинать новые дела
Обычно у него влажные и холодные руки Не уверен в своих силах и в себе
Нередко у него бывают запоры или расстройство стула Боится трудностей

Подсчет результатов теста «Определение тревожности ребенка»

  • 1-6 баллов – низкий уровень тревожности
  • 7-14 баллов – средний уровень тревожности
  • 15-20 баллов – высокий уровень тревожности

Детям с высоким уровнем тревожности требуется помощь со стороны родителей и психолога.

Тенотен Детский поможет снизить уровень тревожности и ускорит выздоровление Вашего малыша!

Читайте так же.

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Ребенок не хочет гулять

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

Детские тики: симптомы, причины, лечение

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.

Что такое тики?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Виды тиков у детей

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Т ики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Причины тиков у детей

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Читайте также  Можно себе покупать жемчуг

Когда необходимо лечить тики у детей?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Профилактика тиков у детей

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы. Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку. Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению. Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Детские тики — диагностика, лечение

Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной

Представляем врача

Новикова Елена Борисовна – врач с 30-летним опытом, всю жизнь занимается лечением заболеваний нервной системы у детей, а также научной и преподавательской работой (доцент кафедры детской неврологии РМАПО). В сфере её научных интересов – тики и нейроиммунология (защищена диссертация по этой теме). Имеет более 50 публикаций по специальности. Ведёт приём на русском и английском языках.

услуги

Неврология

Наши специалисты:

Как проявляются тики у ребёнка?

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся, навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш поправляет воротник или шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные, соответствующие ситуации. Но с течением времени родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов. То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

А что такое звуковые тики?

Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию он уже выздоровел, а постоянный кашель тик — навязчивое желание прочистить горло, симптом, который закрепился после перенесенной болезни.

Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные, издавать короткий писк на высокой ноте.

Человек, который издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

В каком возрасте чаще проявляются детские тики?

Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.

Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы. На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика — может выступить испуг, стресс. Провоцировать их появление могут трудности в школе, длительные нагрузки, эмоциональное напряжение, которые накапливаются. Например, проблемы в отношениях с воспитательницей или детьми в детском саду — это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания — ОРВИ. Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте. Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?

Родители, заметив у ребёнка навязчивые движения или звуки, сами обращаются с ним к неврологу. Потому что, хотя тики не угрожают жизни, но они мешают социализации детей, вызывают насмешки. Выраженные тики просто мешают человеку учиться. Он не может сосредоточиться на занятиях, у него всё время происходят какие-то движения.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков, причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение детей с тиками нужно с консультации детского невролога. Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у врача возникнут какие-то вопросы, он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное. Подбор препаратов осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков — это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии. Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься. Это всё важно для успешности лечения.

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков. Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики — пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно лечить. Если это редкие остаточные единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется.

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения сильных препаратов. Чаще чередуются периоды ремиссии (выздоровления) и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог. Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Обслуживание на двух языках: русский, английский.
Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно перезвоним вам.

—>

Нервный тик у ребенка

Нервный тик – это гиперкенез (непроизвольное движение) протекающий как стереотипное и скоординированное сокращение мускулов, с внезапным возникновением и многократным повторением. Его особенностью является непреодолимое желание совершать эти повторяющиеся действия. Ребенок часто осознает, что с ним происходит, но самостоятельно прекратить непроизвольные подергивания не может

Нервный тик – причина появления

Все гиперкенезы различаются в зависимости от состояния нервной системы – первичны (их еще называют идиопатические) и вторичные.

Впервые нервный тик ребенок может наблюдать в возрасте от 7 до 14 лет. Этот период связан с большими эмоциональными перегрузками, что может повести за собой расстройство нервной системы. К факторам, провоцирующим возникновение идиопатического типа относят:

  • Сильное потрясение – ссора с родителями, испуг, перевозбуждение, часто приводит к появлению тиков.
  • Начало учебного года – его еще называют «тик 1 сентября», связан с первым посещением учреждения, эмоциональной встряской и переживаниями.
  • Переутомление – одна из частых причин появления гиперкенезов у детей, длительное сидение за компьютером или книгой вызывает перевозбуждение головного мозга и экстрапирамидных систем.
  • Недостаток калия и магния.
Читайте также  Лекарственные свойства черники

Если дебют тиков наступает раньше 5 лет, то следует заподозрить вторичную природу возникновения (т. е. связанное с сопутствующей патологией).

К таким причинам относятся:

  • Врожденные заболевания нервной системы.
  • Травмы головы.
  • Инфекции и воспалительные процессы головного мозга (менингиты, энцефалиты), а также генерализованные (стрептококк, герпевирус).
  • Наследственные недуги (синдром Туретта).
  • Интоксикация или отравление медикаментами.
  • Невралгии (в частности, при поражении тройничного нерва)

Нервный тик у ребенка — симптомы и лечение

Нервные тики у детей проходят как самостоятельное заболевание и могут быть как хроническими (длительностью более года), так и транзиторными (проходят до 1 года полностью). Они проявляются как подергивания чаще всего мышц лица, реже возникает гиперкенез рук, плеч.

Движения возникают на фоне сосредоточенности ребенка – когда читает книгу, делает уроки, сидит неподвижно в транспорте и т. д.

Важно: нервные тики лица у детей не возникают при выполнении произвольных движений и игр.

Сокращения делятся на несколько видов:

  1. Вокальные – выражаются в непроизвольном произношении звуков. Малыш может хрюкать, сопеть, покашливать и даже кукарекать.
  2. Моторные – синхронные движения в виде подергивания углов рта, щек, головы и пр.
  3. В виде ритуалов – совершение сложных действий с повторением, например, хождение по кругу.
  4. Генерализованные – сочетание нескольких видов – нервный тик рта у ребенка может проходить совместно с подергиванием щеки и произношением звуков.

В первую очередь для терапии гиперкенезов нужно устранить провоцирующие факторы. У школьника должно быть полноценное питание, рациональный режим сна и отдыха, обязательно следует контролировать ночной сон. Лечить следует совместно с врачом-невропатологом. Если причина расстройств кроется в неблагоприятной семейной обстановке – с семейным психотерапевтом.

Для медикаментозной поддержки назначают 2 типа препаратов – устраняющие тревожность (фенибут) и для снятия выраженности сокращений (терален). Когда происходит нервный тик у ребенка (моргание глазами, например), лечение можно дополнять средствами для улучшения мозгового кровообращения (ноотропы) и витаминно-минеральные комплексы.

Современный ритм жизни может провоцировать повышение нервозности и психоэмоциональной нагрузки у детей. Следствием часто служит различные нарушения нервной системы, в том числе и тики. Важно не запускать проблему, так как гримасничество или непроизвольное произношение звуков будут вызывать насмешки у сверстников и еще больше усугублять проблему.

Тики и невроз у детей

Невроз – собирательный термин, указывающий на функциональное расстройство высшей нервной деятельности. Проблема относится к психогенной группе и имеет тенденцию быть естественно затяжной. Тики и невроз у детей представляют собой нарушение, требующее назначения тяжелых медикаментов. В медицинском центре «Юг-Клиник» работают лучшие специалисты в Ростове на Дону, которые определят истинную причину заболевания и подберут максимально эффективную и безопасную терапию.

Частота возникновения

Около 6-10% пациентов детского возраста страдают невротическими расстройствами. Не всегда симптомы постоянны: у 80-95% всех пациентов один раз в жизни возникают невротические проявления, не перерастающие в психические отклонения. Девочки чаще страдают от подобных нарушений, чем мальчики.

Чаще всего нервные тики и неврозы возникают у детей в периоды, когда происходит перестройка нервной системы – в 1 год, с 3 до 4 лет, с 6 до 7 лет. Отклонения от нормы могут наблюдаться во время полового созревания.

Тики и невроз у детей причины расстройств нервной системы

Основным провоцирующим фактором являются конфликты, как внешние, так и внутренние, постоянные стрессы и психическая травма. Подразумевается наличие психогенного расстройства, склонного к затяжному и даже хроническому течению.

Хорошая новость для родителей – это обратимо и при правильном подходе к лечению удается полностью избавиться от проблемы. Определить причину развития невроза и нервного тика у ребенка непросто. Для этого нужно обратиться к опытному специалисту.

Основные причины развития расстройства нервной системы в детском возрасте:

  • неблагоприятная обстановка в семье (частые конфликты между родителями, алкоголизм);
  • допущение тотальных ошибок в воспитании (дефицит внимания, гиперопека, чрезмерная требовательность);
  • проживание в регионе с загрязненной экологией, радиационное воздействие;
  • перенапряжение и переутомление (недосып, посещение большого количества секций);
  • психологические травмы (смерть родственника, развод родителей, потеря семьи, моральное или физическое насилие, испуг);
  • темперамент (меланхолики и холерики имеют большую склонность).

Невроз в детском возрасте – это защитная реакция психики от негативных социальных факторов. Это может связано с тем, что родители не додают любви или унижают свое чадо. Важна социальная обстановка, т. е. взаимоотношение с другими детьми, которые также могут пренебрегать уважением или же проявлять агрессию.

Для защиты от этих факторов организм образует своего рода психическую защиту: от людей, к людям и даже против людей. Это проявляется в необходимости независимости, свободы и дистанции. Имеется необходимость в подчинении, любви и защите. Движение против людей проявляется в потребности в успехе, признании и триумфе.

Сегодня выделяют такие психологические факторы развития нарушений у детей, как:

  • особенности, условия развития;
  • образовательная деятельность;
  • уровень претензий;
  • отношения в обществе.

Нельзя оставлять без внимания биологически-функциональный сбой нейрофизиологических и нейротрансмиттерных систем, которые делают более восприимчивыми к воздействию психогенных факторов.

Тики и невроз у детей основные проявления

При неврозах поведение ребенка меняется и проявляется замедлением психического развития, склонностью к истерии. Отмечается ухудшение умственных способностей. Нервные тики у детей возникают в том случае, если внутреннее напряжение находит так называемый выход на физическом уровне. Тики – это не самостоятельные нарушения, а следствие. Но появляются они не всегда, что зависит от состояния нервной системы, особенностей восприятия, личности и характера.

Симптомы, проявляющиеся в виде душевных жалоб:

  • различные страхи, фобии;
  • депрессии;
  • отчуждение эмоций (проявление психического автоматизма);
  • ипохондрия (страх болеть).
  • нерешительность, эмоциональные проблемы, нестабильность настроения;
  • проблемы взаимопонимания;
  • искаженное самоуважение;
  • тревога, панические атаки;
  • чрезмерная раздражительность;
  • повышенная чувствительность к стрессу;
  • плаксивость, уязвимость;
  • занятость травматической ситуацией;
  • чувствительность к изменениям температуры, яркому свету, внезапным или громким звукам.

К телесным синдромам расстройства нервной системы в детском возрасте, относятся нарушения внутренних органов (например, синдром раздраженного кишечника, параличи), которые не основаны на физических проблемах. Среди физических симптомов следует выделить головную, брюшную и сердечную боль, низкую производительность. Для пациентов детского возраста характерно падение давления, головокружение, пищеварительные дисфункции и нарушения сна.

Нервные транзиторные тики у пациентов детского возраста также имеют определенную классификацию:

  • Мимические (губ, крыльев носа, глаз). Характеризуются непроизвольным сокращением лицевых мышц.
  • Вокальные (заикание, покашливание, ненавязчивое повторение определенного звука). Сопровождаются непроизвольным сокращением голосовых связок.
  • Моторные (подергивание ногами, руками, всплески, взмахи). Сокращения мышц конечностей, не имеющие логического объяснения.

Классификация расстройств нервной системы

Таблица – Основные психические расстройства нервной системы в детском возрасте, классификация и их характеристики

Психическое расстройство Неврозы Основные характеристики болезни
Тревожное Тревожные состояния Страх, не ограниченный конкретными ситуациями, например, генерализованные тревоги или панические атаки.
Синдром деперсонализации и дереализации/ синдром отчуждения Синдром невротической деперсонализации Восприятия, чувства, телесные ощущения и мысли не воспринимаются как принадлежащие собственному «Я» (деперсонализация) или окружающая среда не воспринимается должным образом (дереализация).
Диссоциативное, конверсионное Истерический (конверсионная реакция) Физические симптомы (напр., парезы) возникают из-за душевных конфликтов или восприятий, воспоминаний, представлений и чувств не приспособлены к реальности.
Дистимия Депрессивный (невротическая депрессия) Хронические депрессии, но оно не настолько выражено, чтобы его можно было классифицировать как (легкое, среднее).
Ипохондрическое Ипохондрический Чрезмерная озабоченность собственным здоровьем , что сопровождается тревожным самонаблюдением.
Фобическое Фобия (также: принудительное опасение) Страх перед конкретными ситуациями или объектами, например, агорафобия (боязнь широких площадей или большого количества людей), социальная фобия, клаустрофобия (страх замкнутых пространств).
Обсессивно-компульсивное Навязчивое состояние Повторяющиеся мысли, действия, которые имеют взаимосвязь со страхом перед предстоящими последствиями, если они не будут соблюдены.

Возможные осложнения невроза

Расстройства нервной системы у детей, в зависимости от вида и типа, могут вызывать, следующие осложнения, которые могут остаться на всю жизнь:

  • Фобии. Начинаются с детства, при отсутствии своевременного лечения могут приобрести хроническое течение. Отличаются разноплановостью.
  • Дистимия. Отличается хроническим, часто волнообразным течением, при котором фазы чередуются с легкой депрессией и бессимптомным течением.
  • Ипохондрическое. Протекает хронически и сопровождается проблемой в убеждении в том, что риски заражения болезнью исключены.
  • Диссоциативное. Протекают по-разному, но часто имеют довольно неблагоприятное для пациента течение.

Тики и невроз у детей постановка диагноза в медицинском центре «Юг-Клиник»

Диагноз невроза основан на инструментальном обследовании пациента. Исключение соматических заболеваний крайне важно для объективной проверки, так как некоторые заболевания организма могут спровоцировать изменения в психологическом и психоэмоциональном поведении человека.

Диагноз невроза у пациентов детского возраста может быть обозначен врачами различных специальностей: терапевтами, неврологами, гастролерами, кардиологами. Хотя патология относится в основном к компетенции неврологии, психиатрии. Важен комплексный подход к диагностике, чтобы исключить наличие иных заболеваний, имеющих схожую симптоматику. Врачи часто ошибаются с диагнозом, что усложняет ситуацию.

Основные методы диагностики нарушений со стороны нервной системы:

  • Биохимический, общий анализ крови;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • КТ, рентгенография головного мозга.

В медицинском центре «Юг-Клиник» для выявления болезни нервной системы и ее устранения собирается врачебный консилиум. Такой подход позволяет поставить верный диагноз и назначить максимально эффективное и безопасное лечение для пациентов детского возраста.

Лечение невроза в детском возрасте в «Юг-Клинике»

Своевременный поход в медицинский центр поможет предотвратить хронический процесс. При лечении пациентов детского возраста эффективна фитотерапия, психотерапия, психотропные и седативные препараты. Хороший эффект дает иглоукалывание и массаж.

Для лечения неврозов и тиков у детей в медицинском центре «Юг-Клиник» назначаются следующие виды терапии:

  • Лечение творчеством. Вместе с пациентом специалист занимается рисованием или лепкой. Параллельно общаясь с ним для того, чтобы разобраться в проблеме и решить ее.
  • Аутотренинг (аутогенная тренировка). Расслабление на психологическом и физиологическом уровне. Психотерапевтическая методика направлена на нормализацию динамического равновесия гомеостатических механизмов.
  • Пет-терапия. Лечение подразумевает взаимодействие и общение с домашним животным. Иппотерапия (езда верхом), канистерапия (терапия с использованием собак), дельфинотерапия, фелинотерапия (терапия с помощью кошек) и пр.
  • Сказкотерапия. Психокоррекция для пациентов детского возраста, которая проводится с помощью понятного и забавного способа позволяет проработать и принять модели правильного поведения.
  • Гипнотерапия. Методика для коррекции психики посредством создания новых установок с помощью погружения в транс. Проводится только для подростков и детей старшего школьного возраста.
  • Игровая психотерапия. Занятия проводятся по специальным методикам, в ходе которых врач оценивает поведенческие факторы и принимает меры для их коррекции.

Отличный результат при лечении невроза дают групповые занятия у психотерапевта. Такой подход максимально эффективно корректирует нарушения нервной системы, которые имеют связь с трудностями при общении у пациентов. Групповые тренинги в медицинском центре «Юг-Клиник» позволяют быстро адаптироваться к новым условиям.

Болезнь в детском возрасте не приводит к инвалидности, но часто нарушает качество жизни пациента детского возраста и его семьи. Хроническая форма заболевания может привести к развитию невротической личности.

Профилактика невроза в детском возрасте может включать социальные и психогигиенические меры, целью которых является устранение эмоционального стресса. Для этой цели используются различные методы, но первое место занимает отдых и коррекция ритма жизни. При появлении первичных проявлений болезни рекомендуется не откладывать визит в медицинский центр.