Олигофрения лечение медикаментозное

Нарколог-Психиатр

центр наркологической и психиатрической помощи

Олигофрения — причины, симптомы, лечение

Дети являются смыслом жизни многих людей. Как прекрасно то время, когда они маленькие, весёлые, добрые, отзывчивые. И как больно и тревожно, когда они болеют. А если ещё и это заболевание приводит к тому, что ребёнок начинает сильно отличаться от других детей, ребёнок не развивается по стандарту, то это вызывает у родителей полнейший ужас. Диагноз “олигофрения” многие родители воспринимают как приговор для своих детей и наказание для себя. Но так ли это на самом деле?

Олигофрения — это заболевание при котором у ребёнка происходит недоразвитие головного мозга, в результате которого его физические, интеллектуальные, эмоциональные способности сильно ограничены. Олигофрения может быть врожденной, а может быть и приобретенной в раннем возрасте. В качестве причин олигофрении ученые называют:

  • неблагоприятные внутриутробные воздействия (травма живота во время беременности, перенесённая во время беременности инфекционная болезнь);
  • генетические аномалии (хромосомные аномалии, мутации генов);
  • тяжёлые роды (асфиксия плода, травма головы, недоношенность);
  • педагогическая запущенность ребёнка в раннем детстве.

Олигофренией в той или иной степени болеет примерно 1 % населения. Основные особенности олигофрении — сниженные умственные и физические способности.

Степени олигофрении

  1. Дебильность — лёгкая степень слабоумия. Дети, у которых выявлена эта степень олигофрении, способны вести самостоятельную жизнь, они способны мыслить, оперировать конкретным предметными понятиями, однако они не способны к абстрактному мышлению.
  2. Имбецильность — средняя степень тяжести олигофрении. Такие дети способны понимать и произносить только короткие фразы, набор выполняемых ими действий не велик, они не способны ориентироваться в изменённых условиях.
  3. Идеотия — наиболее тяжёлая стадия олигофрении, при которой дети практически полностью лишены способности мыслить, разговаривать, совершать осознанные действия. Такие дети нуждаются в постоянном уходе.

Формы олигофрении

В международном классификаторе болезней выделяют следующие формы олигофрении:

  • лёгкая форма (уровень интеллекта согласно тесту IQ составляет 50-70 баллов);
  • умеренная (35-50 баллов);
  • тяжёлая (20-35 баллов);
  • глубокая (менее 20 баллов).

Симптомы олигофрении

Так как степени и формы олигофрении могут быть разными, то и симптомы заболевания различны. Так, у детей с дебильностью выявляется неспособность к абстрактному мышлению, отсутствие самостоятельности, неспособность к анализу.

Дети с имбецильностью не способны к построению сложных предложений, с трудом воспринимают новую информацию, не могут образовать понятия, не могут ориентироваться в нестандартной или незнакомой обстановке.

При идиотии дети не способны вообще ни к какому обучению, координация их движений сильно нарушена, они либо не разговаривают вообще, либо издают только мычащие звуки, многие даже не способны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации.

Таким образом, основными признаками олигофрении являются следующие нарушения интеллекта больного:

  • недоразвитие речи;
  • слабая мыслительная деятельность;
  • неспособность к самоконтролю;
  • слабая память;
  • низкая концентрация внимания;
  • эмоциональное недоразвитие;
  • отсутствие воли.

Лечение олигофрении

Олигофрения поддается лечению. Это действительно так. Да, полностью вылечить больного олигофренией вряд ли удастся. Однако можно минимизировать отклонения в его развитии и олигофрен будет способен нормально жить в обществе: учиться, работать, дружить. Все методы лечения можно условно разделить на две группы: медикаментозные и педагогические.

В медицине для лечения олигофрении используют следующие средства:

  • гормональные препараты (для лечения микседемы, эндокринопатии);
  • антибиотики (при мозговых инфекциях, врожденном сифилисе);
  • переливание крови (при резус-конфликте с матерью);
  • психостимуляторы и ноотропы (для ускорения психического развития);
  • антиоксиданты и антигипоксанты (для ускорения работы мозга);
  • седативная терапия (для устранения тревожности и агрессии);
  • дегидратационная терапия (для уменьшения жидкости в организме);
  • диетотерапия (при ферментопатии) и др.

В педагогике для лечения олигофренов разработано огромное количество методик, которые способствуют развитию интеллекта больных. Также для реабилитации больных особое значение имеет трудотерапия, обучение профессиональным навыкам, игровая терапия.

Выбор вариантов лечения олигофрении зависит от причин развития болезни, степени тяжести, возраста больного, особенностей заболевания. Огромную роль в процессе лечения больных олигофренией играют родители и родственники больного. Они должны проводить с ребёнком много времени, устанавливать с ним контакт, обучать его (даже если у него ничего не получается), водить его в различные кружки и секции, способствовать налаживанию взаимоотношений ребёнка с другими людьми. Основная задача родителей — это научить ребёнка самообслуживанию и способствовать его адаптации в социуме. А помощниками в этом деле выступают психиатры, неврологи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды.

Таким образом, в результате своевременного, последовательного и систематического лечения дети, страдающие лёгкой степенью олигофрении, могут стать абсолютно нормальными людьми. При этом их окружение может даже не догадываться о том, что они чем-то болеют. Больных, находящихся на умеренной или тяжёлой стадии олигофрении, можно обучить простейшей профессии, самообслуживанию. Пациенты с глубокой олигофренией, к сожалению, не способны к нормальной жизни и требуют постоянного ухода.

Олигофрения

✪ Статья проверена экспертом

Лабутьева Ирина Сергеевна — детский психиатр, кандидат медицинских наук.

✰ Круглосуточная психиатрия ☛ 8 800 301 31 54

Клиника доктора Шурова проводит диагностику и поддерживающее лечение олигофрении. Врачи поставят точный диагноз и подберут подходящую корректирующую терапию. Анонимность обращения гарантирована.

О болезни

Олигофрения — группа разных по происхождению и клиническим проявлениям состояний, которые отличаются врожденным или приобретенным в раннем детстве слабоумием.

Для данной аномалии развития центральной нервной системы характерен недоразвитый интеллект. Выраженность психических нарушений зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Патологическое состояние стабильное, отсутствует прогрессирование.

Олигофрении часто сопутствуют пороки развития внутренних органов и систем. На легкой и умеренной формах умственной недостаточности своевременные коррекционно-лечебные мероприятия помогают улучшить качество жизни, социализировать пациентов, научить их обслуживать себя и получить несложную профессию.

Причины формирования

Существует множество причин, из-за которых у ребенка может сформироваться олигофрения. В клинике Доктора Шурова в Москве психотерапевт проведет все необходимые исследования.

  • Генетические факторы связаны с нарушениями в хромосомах и мутациями в генах (синдром Дауна, трисомия, синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
  • Недоношенность, преждевременные роды.
  • Патология во время беременности (нефропатия, анемия, эклампсия, нарушение кровообращения в плаценте).
  • Травмы во время родов (внутриутробная гипоксия, асфиксия).
  • Перенесенные в младенчестве заболевания (менингоэнцефалит, энцефалит, черепно-мозговая травма).
  • Отсутствие воспитания и обучения ребенка с младенчества.
  • Поражения головного мозга из-за употребления женщиной некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и других запрещенных препаратов во время беременности.
  • Заболевания у женщины, развившиеся во время беременности (сердечно-сосудистая недостаточность, диабет, заболевания печени и почек, эндокринные расстройства, инфекционные заболевания).
  • Иммунологический конфликт матери и плода из-за резус-фактора.

Симптомы

Для новорожденных до года существуют критерии, по которым можно распознать симптомы олигофрении:

  • Строение головы и лица непропорциональное.
  • Патологии внутренних органов (выявляются во время диагностики и консультации у профильных специалистов).
  • Чрезмерная бледность кожных покровов.
  • Отсутствие рефлексов.

После одного года дети с олигофренией отличаются от здоровых большим количеством симптомов:

  • Нарушения речи (отсутствие лепета и гуления, нет простых слов, произносит неправильные звукосочетания и построение фраз и предложений, плохо воспринимает чужую речь).
  • Отставание в психическом и физическом развитии: походка неустойчивая, покачивания в положении сидя, непроизвольные движения руками. Ребенок поздно начинает держать голову, сидеть и говорить. Если ребенок начинает ходить, то его походка неустойчивая, а координация движений нарушена.
  • Отсутствие интереса к животным, окружающим предметам, игрушкам, природе.
  • Отсутствие реакции на значимых взрослых (не узнает маму и других членов семьи).
  • Проявляемые эмоции не соответствуют ситуации (смеется, когда другие дети плачут, закатывает истерики без причины).

Диагностика

Диагноз “олигофрения” основывается на установлении дефекта психики и недоразвития интеллекта. Чтобы определить, глубину психического дефекта используют следующие методы:

  • Сбор анамнеза (состояние здоровья матери, информация о том, как проходили роды, наличиеотсутствие родовой травмы).
  • Психологическая оценка интеллекта, консультация врача для определения умственного и эмоционального фона, оценка речи, быстрота реакции на вопрос, эмоции во время разговора с доктором, величина словарного запаса, способность к абстрактному мышлению.
  • Лабораторные и инструментальные исследования для дифференциации умственной отсталости с другими диагнозами (педагогической запущенностью и прогрессирующими психическими заболеваниями). Проводится МРТ, выполняются анализы крови.

Методы лечения

Современный подход к лечению олигофрении подразумевает комплекс медико-педагогических мероприятий для адаптации и реабилитации больных. Отставание в развитии можно скорректировать на ранних стадиях, если заболевания было обнаружено на поздних стадиях, назначается симптоматическую терапию. При установленном диагнозе в клинике лечение олигофрении включает следующие меры:

  • Компенсирующая гормонотерапия при установленной эндокринной недостаточности.
  • Фармакотерапия при врожденном токсоплазмозе или сифилисе.
  • Диетотерапия при нарушениях активности ферментов в ЖКТ.

Если олигофрения вызвана внешними факторами, то проводится лечение, направленное на коррекцию или полное устранение негативного влияния на организм. Для этого назначаются:

  • Антибактериальные лекарственные препараты.
  • Хирургическая терапия гидроцефалии.
  • Детоксикационные методики.
  • Ноотропные препараты для стабилизации когнитивных функций.
  • Реабилитационные мероприятия, обучение навыкам самообслуживания, тренировка памяти, сеансы психотерапии, обучение по специальным методикам.
  • Консультации и лечение у психолога, невропатолога, логопеда.

Правильно подобранная терапия и выстроенная программа обучения позволяет развить у ребенка способности к базовой социализации.

Цель терапии: адаптировать ребенка к социуму. Родителям нужно найти подход к своему ребенку, чтобы сохранять с ним контакт, и общаться. Это позволит во время занятий с ребенком беседовать и играть в развивающие игры.

Преимущества лечения в клинике

В клинике доктора Шурова врачи психотерапевты проводят диагностику олигофрении и поиск причин развития заболевания и назначают коррекционная терапия в соответствии с установленной степенью патологии. Преимущества терапии в клинике:

  • Команда высококвалифицированных специалистов: педиатров, неврологов, психотерапевтов, психологов. Подберут подходящее коррекционное комплексное лечение.
  • Полная анонимность обращения. О вашей проблеме не узнает никто. Сведения, передаваемые при оформлении медицинской карты, и вся подписанная вами документация.
  • Современное диагностическое и лечебное оборудование позволяет выявить отклонения.
Читайте также  Катаральная ангина лечение у детей

Если вы заметили, что у ребенка появились проблемы с концентрацией внимания, он стал агрессивным или вялым, наблюдаются задержки в первый год манифестации патологии, обращайтесь к специалистам нашей клиники. Они не только поставят диагноз после консультации и обследования, но и подберут комплексную терапию. Записаться можно по телефону или через оператора онлайн-чата

Часто задаваемые вопросы

К сожалению, олигофрения — неизлечимая патология, но легкая степень умственной отсталости поддается коррекции. Ребенку можно помочь освоить речь, обучить простым навыкам. При заболевании средней и тяжелой степени при правильно подобранной терапии можно убрать тики, снять психическое возбуждение.

При тяжелой степени олигофрении, поставить диагноз можно уже в младенчестве. Генетические отклонения проявляются во внешности (особенный разрез глаз, форма лица). При средней форме тяжести патологии родителей может насторожить, что ребенок не фокусирует взгляд на предметах, или что у него заметна задержка в развитии, гиперактивность, агрессия. Легкую степень олигофрении можно выявить только в начальной школе, когда становится заметно, что у ребенка есть проблемы с восприятием и запоминанием информации.

Да. Детям при легкой степени умственной отсталости дается 3 группа инвалидности. Они могут посещать школу и получить профессию. Детям при средней степени олигофрении полагается 2 группа инвалидности, и им нужен специальный уход и постоянная коррекционная терапия. Пациентам с тяжелой формой заболевания дается 1 группа инвалидности, они не способны обслуживать себя, и им необходим постоянный присмотр в специализированных учреждениях.

Олигофрения лечение медикаментозное

При описании отдельных клинических форм олигофрений кратко рассматривались особенности их лечения. Но важно выделить некоторые общие принципы помощи лицам с интеллектуальным недоразвитием.

Вопросы лечения и реабилитации умственно отсталых тесно взаимосвязаны и охватывают широкий круг медицинских, педагогических и социальных мероприятий. Организация всесторонней помощи умственно отсталым детям в нашей стране осуществляется учреждениями здравоохранения, социального обеспечения, просвещения и профессионального обучения.

Наиболее важное условие реабилитации умственно отсталых детей — раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью учреждений, дифференцированных с учетом возраста и степени психического недоразвития. Эта сеть включает в себя специализированные ясли и дома ребенка для детей с последствиями органических поражений ЦНС и интеллектуальным недоразвитием, детские сады для умственно отсталых детей, вспомогательные школы и школы-интернаты для обучаемых олигофренов школьного возраста, специализированные профессионально-технические училища для умственно отсталых подростков, а также интернаты социального обеспечения для глубоко умственно отсталых. Детям с интеллектуальным дефектом в степени идиотии и имбецильности, а также с более легким интеллектуальным недоразвитием, но с наличием дополнительной симптоматики, затрудняющей обучение и воспитание ребенка, выплачивается пенсионное пособие по детской инвалидности.

Отбор детей в специализированные учреждения проводят медико-психолого-педагогические консультации. Детей с умственной отсталостью, нуждающихся в уточнении диагноза или при декомпенсации осложненных форм олигофрении, направляют в детские психиатрические стационары.

Медикаментозная терапия при умственной отсталости в отношении интеллектуального дефекта недостаточно эффективна. Исключение составляет профилактическая патогенетическая терапия при некоторых метаболических и эндокринных нарушениях: фенилкетонурия, галактоземия, фруктозурия, гипотиреоз и др. Поэтому медикаментозная терапия заключается в использовании препаратов общеукрепляющего и стимулирующего действия, а также средств, направленных на устранение ликвородинамических нарушений, судорожного синдрома и различных осложняющих психопатологических расстройств: двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, невротических и неврозоподобных нарушений. Среди препаратов стимулирующего действия прежде всего применяются нейрометаболические стимуляторы: ноотропил (пирацетам), пантогам, энцефабол (пиридитол), аминалон (гаммалон). Использование нейрометаболических стимуляторов связано с их способностью активировать энергетические процессы в нервной клетке, оказывать стимулирующее воздействие на ЦНС с целью активации интеллектуально-мнестических процессов.

Отмечается определенная предпочтительность воздействия различных средств на дополнительную психопатологическую симптоматику. Аминалон и пиридитол эффективны при умственной недостаточности, осложненной синдромом торпидности. При наличии судорожных приступов предпочтительнее применение пантогама. Препарат может применяться как изолированно, так и в комплексе с противосудорожными средствами, особенно в резистентных к антиконвульсантам случаях. Курсовое 2—4-месячное применение пантогама в возрастных дозах эффективно также у больных с тоноклонической формой заикания и гиперкинезами органофункционального характера. Пантогам и пирацетам эффективны при сочетании психического недоразвития с двигательной расторможенностью, а при психопатоподобном синдроме с преобладанием психической неустойчивости целесообразна их комбинация с меллерилом или седуксеном [Авруцкая И. Г., 1983].

Все нейрометаболические стимуляторы характеризуются хорошей переносимостью, однако у детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием они нередко приводят к усилению двигательной расторможенности, раздражительности, эмоциональной возбудимости, иногда к ухудшению сна и поэтому должны применяться с осторожностью.

Среди других препаратов стимулирующего действия следует назвать глутаминовую кислоту, церебролизин, витамины B 1 и В 6 — в инъекциях, витамин B 15 внутрь и др.

Больным с церебрастеническим синдромом, а также при наличии сосудистых и ликвородинамических нарушений показана дегидратационная терапия (внутримышечные инъекции 25 % раствора сульфата магния, прием диакарба, триампура, глицерола и др.), а также препараты сосудистого действия (стугерон, кавинтон и др.).

В целях рассасывания рубцовых изменений в ЦНС целесообразно назначение йодистых препаратов (сироп йодида железа, 1 % раствор йодида кальция, лидаза), а также препараты алоэ. Умственно отсталым детям с судорожным синдромом наряду с общеукрепляющей и дегидратационной терапией показано непрерывное противосудорожное лечение. Больным олигофренией с синдромом двигательной расторможенности, психопатоподобными и неврозоподобными расстройствами показаны нейролептические препараты и транквилизаторы, обладающие седативным эффектом (аминазин, тизерцин, неулептил, меллерил, элениум, седуксен, триоксазин, феназепам и др.).

Лечебно-педагогическая работа должна строиться в каждом конкретном случае с учетом клинических особенностей заболевания, структуры интеллектуального дефекта, особенностей личности, речи и моторики больных. Большое значение в улучшении нервно-психического развития детей-олигофренов имеют логопедические мероприятия, направленные на формирование речевых функций и устранение дефектов речи. При интеллектуальной недостаточности, сочетающейся с нарушениями в соматическом и неврологическом состоянии, а также в двигательной сфере, большое значение имеет лечебная физкультура, способствующая развитию моторики, координации, внимания, подвижности психических процессов, укреплению общего соматического состояния больных.

Трудовая адаптация. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате включает начальные этапы организации трудового обучения, которое занимает одно из основных мест в процессе подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной общественно-полезной деятельности. Социально-трудовая адаптация лиц с умственным недоразвитием имеет ряд специфических особенностей, требует специальных последовательных приемов и методов профессионального обучения с последующим постепенным включением подростков в самостоятельную трудовую деятельность.

В профилактике умственной отсталости основные успехи достигнуты на пути патогенетически обоснованной своевременной терапии некоторых заболеваний, следствием которых является интеллектуальный дефект, а также на пути широкого внедрения медико-генетического консультирования, направленного на предупреждение рождения детей с тяжелым поражением мозга. Работа врачей медико-генетической консультации заключается в определении прогноза рождения больного ребенка, а также в разъяснении вероятности этого события обратившейся за советом семье. Во многих случаях врач медико-генетической консультации может помочь семье принять правильное решение. Наиболее перспективной задачей этой службы является организация пренатальной диагностики наследственных заболеваний в тех случаях, когда это возможно на современном этапе развития исследований в области медицинской генетики. Практически все семьи, в которых имеются умственно отсталые лица среди родственников, при возникновении вопроса о рождении ребенка должны направляться в медико-генетические консультации.

Применение таких лечебно-профилактических мероприятий, как обменное переливание крови новорожденным при резус-конфликте матери и плода, массовое обследование новорожденных на ФКУ и гипотиреоз с последующей патогенетической терапией выявленных больных также приводят к некоторому сокращению числа больных с глубоким интеллектуальным дефектом.

Профилактика умственной отсталости тесно связана также с предупреждением различных экзогенных вредностей пренатального периода: заболеваний матери, различных химических и лекарственных интоксикаций, воздействия ионизирующей радиации, инфекций и других патогенных факторов.

Особое внимание должно быть уделено профилактике интранатальных асфиксий и родовой травмы, которые нередко ведут к возникновению органических поражений ЦНС и тяжелых форм психического недоразвития. В этой связи большое значение приобретают меры, направленные на улучшение помощи беременным женщинам и совершенствование родовспоможения. Интенсивной борьбы требует ликвидация женского алкоголизма — самой распространенной из внешнесредовых причин умственной отсталости.

Определенное значение для профилактики умственной отсталости имеет предупреждение инфекций и травм новорожденных и детей раннего возраста.

Возможность сокращения числа умственно отсталых лиц во многом зависит от общих социальных мероприятий, направленных на улучшение гигиенических условий среды, на устранение таких отрицательных социальных явлений, как пьянство и алкоголизм, на улучшение условий воспитания детей раннего возраста, особенно в таких учреждениях, как дома ребенка и детские дома. Устранение депривации при воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, должно способствовать сокращению числа детей с умственной отсталостью и деформацией личности.

Олигофрения

  • Пансионат для пожилых людей /
  • Статьи /
  • Олигофрения

Олигофрения

Олигофрения (умственная слабость, умственная отсталость) – группа заболеваний, характеризующихся недоразвитием психики. Ее часто путают с деменцией. У больных олигофренией отмечается не только слабоумие, у них часто обнаруживаются проблемы в эмоциональной сфере, речи, движениях.

В зависимости от степени недоразвитости мозговых структур больные нуждаются в помощи со стороны близких и родственников, или им требуется постоянный уход.

Несмотря на схожесть симптоматики, олигофрения и деменция — это разные заболевания. Деменция развивается вследствие поражения головного мозга различными факторами, она довольно часто наблюдается у пожилых людей, стариков. Олигофрения – это изначальное недоразвитие мозговых структур, которое обнаруживается в детском возрасте.

Описание болезни

Обнаружение недоразвитости головного мозга у ребенка, ставит родителей в сложное положение. В зависимости от степени заболевания, прогноз его различен. При легкой степени олигофрении в некоторых случаях можно постараться социально адаптировать ребенка, он научится читать, писать, но будет отставать в развитии и даже во взрослом возрасте, его поведение будет напоминать поведение подростка. Взрослых больных олигофренией обучают определенным простым действиям, и они даже с удовольствием трудятся на производстве, выполняя тяжелую, монотонную работу. Но, несмотря на это, такие больные требуют присмотра, поскольку они слишком наивны, доверчивы.

Читайте также  Ложные схватки сколько длятся по времени

При средней степени олигофрении человек уже зависит от окружающих, иногда он может научиться обслуживать себя, но чаще бывают большие проблемы с речью и двигательной активностью. При тяжелой степени больной является полным инвалидом, за ним требуется постоянный уход и присмотр.

Иногда родители отказываются от детей с олигофренией, они не могут взять на себя ответственность за них и нести эту ношу до конца жизни, другие же, наоборот, пытаются лечить своего малыша, адаптировать его в обществе, научить обслуживать себя. Актуальность проблемы в том, что даже при легкой степени олигофрении, больной не может стать полностью самостоятельным и забота о нем ложится на родителей и близких родственников.

Олигофрения у взрослых – это обычно продолжение детского заболевания. С возрастом даже небольшая степень олигофрении усугубляется, особенно сильно это выражается в эмоциональной сфере. Больной становится более раздражительным, легко возбудимым, иногда агрессивным. При тяжелой степени олигофрении, пациенты редко доживают до пожилого возраста. Необходимость постоянного ухода и обслуживания, а уход при олигофрении у таких больных специфический и требует профессиональных навыков, приводит к развитию осложнений со стороны мочеполовой системы, дыхательной. Развиваются пролежни, воспалительные процессы в легких и больные погибают после присоединения, генерализации инфекции.

Наши пансионаты:

Уход за взрослым пациентами с олигофренией, которые со временем теряют родителей, так как такова природа жизни, также достаточно сложен. Они требуют постоянного присмотра, а в некоторых случаях и медицинской помощи. Таким людям лучше находиться в доме престарелых, где им обеспечат надлежащий уход.

Причины развития

На развитие олигофрении влияет множество факторов:

  • для периода беременности опасны такие инфекции, как корь, краснуха, ветряная оспа, ОРВИ, вирусный гепатит, поскольку они могут привести к внутриутробной инфекции плода;
  • токсоплазмоз (паразитарная инфекция);
  • асфиксия плода, травмы в родах;
  • наследственный фактор (малоумие обоих или одного из родителей);
  • хромосомные нарушения (синдром Дауна);
  • сахарный диабет и другие тяжелые расстройства эндокринной системы;
  • резус-конфликт;
  • вредные привычки матери;
  • интоксикация (медикаментами, химическими средствами);
  • нейроинфекции и ЧМТ у ребенка в первые месяцы жизни гораздо реже становятся причиной малоумия. Это приобретенная олигофрения, в отличие от других причин, при которых поражение мозга происходит внутриутробно.

Стадии заболевания

Клинические особенности олигофрении зависят от стадии и формы заболевания, а также возраста больного.

  • легкая степень умственной отсталости (дебильность) характеризуется снижением интеллекта, но речь больного хорошо развита, он умеет складывать простые числа, решать незначительные бытовые вопросы и выполнять примитивный ручной труд, но не может абстрактно мыслить;
  • средняя степень (имбецильность) характеризуется бедным словарным запасом, он может научиться обслуживать себя, но неспособен выполнять примитивную работу;
  • глубокая степень (идиотия) человек практически полный инвалид, мышление почти не развито, общение, и проявление эмоций ограничено. Эти больные наиболее уязвимы, поскольку не могут за собой ухаживать и полностью зависят от окружающих.

Диагностика

При постановке диагноза, олигофрения и деменция нуждаются в дифференциации, поскольку отличить эти два заболевания в раннем возрасте очень сложно. Коэффициент интеллекта не может служить критерием в постановке диагноза. Для выявления олигофрении и постановки диагноза группой специалистов оценивается общее психическое развитие человека, бытовые навыки, умение общаться и проявлять эмоции, способность к обучению и адаптации. Проводятся неврологические тесты.

Лечение и профилактика

Лечение умственной отсталости назначается врачом с учетом стадии, формы и особенностей течения болезни. Используются такие группы препаратов: гормоны, йодосодержащие медикаменты, ноотропы, витамины, аминокислоты. При необходимости назначаются нейролептики и транквилизаторы. К сожалению, одного терапевтического лечения при олигофрении мало. Здесь нужен комплекс мероприятий, включающий медикаментозную терапию, правильное питание, обучение, психокоррекция, занятия с логопедом. Специфических мер профилактики умственной отсталости не существует.

Особенности ухода за больным олигофренией

Умственная отсталость (олигофрения), деменция – тяжелые патологии, при которых больные люди нуждаются в профессиональном уходе. Мало кто может ухаживать за умственно отсталым взрослым родственником, в силу стечения обстоятельств оставшемуся одному. Такой уход при олигофрении могут обеспечить в пансионате для пожилых людей, где персонал знает, как общаться с такими людьми и имеет огромный опыт в общении, уходе и лечении пациентов с олигофренией. Поэтому наилучшим решением будет помещение такого человека в пансионат. Это поможет родственникам решить многие проблемы, а больному человеку – получить грамотное лечение и уход.

Олигофрения

ЧТО ТАКОЕ ОЛИГОФРЕНИЯ

Олигофрения – патологическое состояние, при котором существенно недоразвиты мозговые структуры, что ведёт к нарушениям в развитии ребёнка. Прежде термином олигофрения обозначали любые психические расстройства. В начале ХХ века заболевание было изучено и выделено в отдельную группу.

На Западе олигофрению у детей считают отклонением от норм развития. Российская психиатрия склоняется к выводам, что олигофрения — это принципиально иное развитие психики. Структура дефекта при олигофрении отличается тотальностью. При органическом поражении центральной нервной системы происходит изменение интеллекта, речи, эмоциональной сферы, то есть всех нервно-психических функций. Такая структура дефекта при олигофрении ведёт к изменению личности в целом.

Олигофрения или умственная отсталость может развиваться сама по себе, а может сопровождать другое заболевание, например, ДЦП. Диагноз умственная отсталость имеет 1-3% населения земли. Статистика условная, пациенты с лёгкой формой олигофрении могут вполне успешно адаптироваться в жизни и не состоять на учёте у врачей.

СИМПТОМЫ ОЛИГОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ

Выявить олигофрению у детей в возрасте до 3-х лет бывает проблематично. Критерии определения уровня зрелости и развитости психики рассчитаны преимущественно на детей дошкольного и школьного возраста. К тому же, в лёгкой степени олигофрения в первые годы жизни ребёнка может не сказываться на физиологическом развитии. Малыш может научиться переворачиваться, сидеть, стоять вовремя, по возрастным нормам. При этом именно ранняя диагностика симптомов олигофрении у детей даёт шанс на успешную адаптацию.

У новорождённых детей по следующим симптомам олигофрению можно заподозрить:

  • непропорциональное строение лица и головы (слишком выпуклый лоб, расплющенный нос и т.д.)
  • патологии внутренних органов (диагностируемые соответствующими специалистами)
  • очень бледная кожа с кисловатым запахом
  • светло-голубой, почти прозрачный цвет глаз
  • отсутствие рефлексов и др.

После года дети, страдающие олигофренией, особенно в тяжёлой форме, уже заметно отличаются от ровесников. В этом возрасте к симптомам олигофрении относят:

  • речевые нарушения (отсутствие лепета, простых слов, неправильное звукосочетание);
  • сниженный интерес к окружающим предметам, природе, животным;
  • отставание в физическом и психическом развитии (неустойчивая походка, непроизвольные движения рук, покачивания);
  • отсутствие узнавания близких людей, даже матери;
  • несоответствие эмоций и ситуации (истерики на пустом месте и, напротив, смех в присутствии плачущих детей) и др.

С двух до трёх лет дети, страдающие олигофренией, по развитию не отличаются от годовалых малышей, поскольку не способны к обучению и познанию мира. Как правило, в этом возрасте уже очевидны симптомы олигофрении, можно ставить диагноз и определять степень поражения.

Важно!

В НИИ Дети Индиго представлено уникальное диагностическое оборудование, способное оценить работу и сделать прогноз дальнейшего развития нервной системы уже с первых месяцев жизни. ранняя диагностика – залог успешной коррекции многих неврологических патологий!

СТЕПЕНИ ОЛИГОФРЕНИИ

Выделяют 4 степени олигофрении:

  • лёгкая (ранее обозначалась термином дебильность). Внешне могут не отличаться от других детей. Обладают достаточным словарным запасом, могут выражать свои мысли, считать, читать, выполнять бытовые действия. Однако, в обычной школе учиться им крайне тяжело: плохо запоминают материал, не способны усваивать большой объём информации, нарушено абстрактное и логическое мышление.
  • умеренная (имбецильность) – дети, страдающие олигофренией умеренной степени, имеют скудный словарный запас, испытывают трудности в общении с окружающими. Способны самостоятельно есть, одеваться, умываться. Более сложные бытовые действия им не поддаются, как и полноценное обучение. Дети с умеренной степенью олигофрении могут заниматься только в коррекционных школах.
  • тяжёлая степень — отклонения в развитии психики заметны даже внешне: изменённые черты лица, дефектная речь, нарушение моторики, повторяющиеся действия. Тяжёлая степень олигофрении у детей не позволяет им обучаться. Такие дети, даже становясь старше, не способны существовать без помощи родных.
  • глубокая (идиотия) – часто не способны на простые действия (не могут держать даже ложку в руках), не могут разговаривать (лишь издают отдельные звуки), не могут воспринимать речь окружающих, не понимают названия предметов. Эмоции демонстрируют двух видов: безудержная радость и негатив (слёзы, истерика). Задать вопрос

ПРИЧИНЫ ОЛИГОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ

Вызывать врождённую олигофрению у детей могут внутренние факторы – это наследственные, генетические патологии. В частности, хромосомные аномалии (яркий пример – синдром Дауна), обменные нарушения и т.д. Хромосомные аномалии сегодня выявляют на раннем этапе беременности, это даёт возможность родителям заранее быть готовым к рождению необычного ребёнка.

Вызывать олигофрению у детей могу внешние факторы: перенесённые во время беременности матери серьёзные инфекционные заболевания, употребление при беременности алкоголя и наркотиков, гипоксия или асфиксия при родах, родовые травмы головы, резус-конфликт у матери и будущего ребёнка и т.д.

Спровоцировать олигофрению могут сразу несколько факторов, тогда заболевание относят к смешанному типу. Приобретённая олигофрения у детей может развиться из-за черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга, перенесённой кори, менингита в младенческом возрасте и др. причин.

Читайте также  Сколько заживает пупок у младенца

МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ ОЛИГОФРЕНИЮ

Заболевание не поддаётся полному излечению, кроме вовремя обнаруженной олигофрении, вызванной нарушением обмена веществ. В качестве поддерживающей терапии детям с диагнозом олигофрения назначают специальную диету, витаминные комплексы, а также препараты для улучшения деятельности головного мозга.

Важно!

Очень важна для детей с олигофренией психологическая и социальная реабилитация по специальным программам. В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Приём ведётся в Челябинске. Запишитесь на консультацию по лечению заболевания — олигофрения.

Задержка умственного, интеллектуального развития

Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.

Причины умственной отсталости.

Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.

Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны. Наиболее распространенными из них являются:

  • Инфекции во время беременности:
  • ВИЧ;
  • Токсоплазмоз;
  • Простой герпес;
  • Краснуха;
  • Сифилис;
  • ЦМВ-инфекция;
  • Поведенческие проблемы во время беременности:
  • Курение;
  • Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
  • Недоедание;
  • Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
  • Проблемы при рождении:
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
  • Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
  • Травмирование ребенка во время родов;
  • Факторы в детстве:
  • Дефицит питательных веществ;
  • Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
  • Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
  • Травмы головы или утопление;
  • Социальные факторы;
  • Недостаток образования.
  • Факторы риска интеллектуальной инвалидности
  • Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
  • Травмы головы у ребенка

Слабоумие

Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.

В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).

Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).

Умственно отсталые дети. Олигофрения.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

Интеллектуальная инвалидность.

Симптомы интеллектуальной инвалидности (интеллектуального развития).

Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями.

Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя: