Навязчивые движения руками у детей

Навязчивые движения руками у детей

Нервный тик представляет собой навязчивые непроизвольные движения, стереотипные и повторяющиеся периодически. С этой проблемой сталкиваются до 10 % детей, причем мальчики в три раза чаще, чем девочки. Тики обычно дебютируют в возрасте 5-7 лет, при этом дети-подростки часто могут подавить их усилием воли, в то время, как дети младшего возраста на это не способны. Как считают педиатры и невропатологи, более 90 % тиков имеют благоприятный прогноз, иначе говоря, могут полностью уйти при должном лечении. Примерно половина всех тиков проходит самостоятельно даже при отсутствии какого-то конкретной терапии, просто с течением времени. Однако 10 % тиков могут стать хроническими, то есть они практически исчезают после лечения, но могут усиливаться и дополняться другими типами тиков после вновь перенесенной стрессовой ситуации. Обычно тики возникают у детей до 11 лет.

Причины, по которым возникают навязчивые неконтролируемые движения, самые различные, во многих из них специалисты до сих пор не разобрались окончательно. Однозначно можно сказать, что более половины нервных тиков у детей являются психогенными, то есть возникают из-за какой-то психологической травмы, о которой родители могут и не знать, да и сам пациент иногда не сразу вспомнит о событии, потрясшем его нервную систему. Чаще всего такими стрессовыми ситуациями является сильный испуг, развод родителей, скандал дома или неловкая ситуация в школе.

Серьезными провокаторами появления тиков являются компьютер и телевизор, словом, любое длительное напряжение зрительного аппарата, которое может вызвать сбой в его работе. Также установлено, что тики возникают у нервозных или гиперактивных детей, которые часто капризничают, обладают избирательным аппетитом и плохо спят, нередко страдают головными болями. Если врач установил, что причина тика — психологическая травма, это в некоторой степени хорошо, так как такие состояния легче всего поддаются относительно безопасному лечению, да и длятся они не долго — от нескольких недель, до нескольких лет.
Иногда такие тики, как покашливание или шмыганье носом возникают у детей, которые часто страдали от респираторных инфекций. Фактически, эти движения просто вошли в привычку.

Неврогенный тик может возникать в том случае, если ребенок часто повторяет типичные движения человека, который является для него непререкаемым авторитетом, стремясь походить на него.

Однако причины тиков могут быть куда более серьезными, чем стресс, и бороться с ними становится труднее. Нередко тики бывают врожденными состояниями. Чаще они наблюдаются, если женщина забеременела и родила уже после 30 лет, страдала анемией, если имела место родовая травма, или ребенок родился недоношенным. Все это влияет на формирование определенных структур головного мозга, которые отвечают за выработку вещества допамина. Функция допамина заключается в концентрации внимания, снижении излишней двигательной активности. При недостатке этого вещества и возникают нервные тики.

Нервный тик может появляться при черепно-мозговых травмах, после менингита или энцефалита, иначе говоря, в результате органических поражений различных структур головного мозга.
Установлена также наследственная предрасположенность к развитию тиков, проще говоря, они могут передаваться по наследству. Этот факт наглядно иллюстрируется целыми семьями, в которых тиками страдали люди многих поколений. Иногда тики могут сопровождать какие-то другие наследственные заболевания, в частности, синдром Туррета, который характеризуется наличием двигательных тиков и одного вокального.

Тики классифицируют по-разному. Так, в зависимости от того, сколько групп мышц вовлечены в процесс непроизвольного сокращения, выделяют локальные тики, то есть сокращается всего одна группа мышц, например, периодически дергается глаз. Бывают генерализованные — распространенные тики, когда в процессе участвуют сразу несколько групп мышц, то есть к подмигиванию добавляется, например, приседание.

Если еще одна классификация, которая основывается на том, какие именно мышцы сокращаются в процессе тика. Выделяют мимические тики, при этом сокращаются мышцы лица. Это может выглядеть как подмигивание, ухмылка, подергивание уголка рта, зажмуривание, «раздувание» крыльев носа, гримасничанье. Есть так же вокальные тики, при них ребенок покашливает, сопит, произносит различные звуки или даже целые слова. Это связано с сокращением мышц голосового аппарата. Часто вокальные тики воспринимаются окружающими как признак дурного воспитания, на ребенка оказывается дополнительное давление, и ситуация усугубляется. Наконец, выделяют тики конечностей, при этом дети как бы пожимают плечами, делают жест рукой или хлопок, подергивают ногой, приседают, подпрыгивают и т.п.

По своему составу тики делят на простые и сложные. Простые подразумевают элементарные движения, например, подергивание уголком рта, яркий пример сложного вокального тика — произношение какого-либо целого слова.

Диагностика нервных тиков обычно не составляет особого труда. При этом врач первым делом исключает необходимость консультации у других специалистов, например у инфекциониста или травматолога. То есть устанавливается истинная причина: инфекционный процесс (менингит, энцефалит и т.д.), органические поражения нервной системы (травмы мозга, опухоли, нарушение мозгового кровообращения) и другие. Для этого бывает необходимо сдать общий анализ крови и других биологических жидкостей, сделать рентген или томографию. Также исключается вероятность наследственной болезни. Таким образом, психогенная причина возникновения нервного тика устанавливается методом исключения других, более серьезных причин. В таких случаях подключается уже психолог, выясняя, какая стрессовая ситуация была стартом для развития тика.

Лечение этого состояния, конечно, комплексное, и оно требуется тогда, когда тик очень навязчив и мешает нормальной жизнедеятельности ребенка. Изначально устраняется первопричина, если это была травма — то необходимо максимально убрать ее последствия, если инфекционная болезнь — пройти курс антибактериальной терапии, нарушение мозгового кровообращения лечится другими специальными препаратами. Нервные тики, возникшие по причине психологической травмы, помогает вылечить психолог, путем беседы с пациентом, выяснения стрессовой ситуации и обучению как с ней справиться. Иногда необходимо назначение седативных — успокоительных средств, из них применяются новопассит, флуоксетин, фенибут, также используются метоклопрамид и галоперидол.

Тем не менее, лечение тиков, связанных со стрессом, часто бывает успешным и без серьезных лекарств. Важно не подвергать ребенка повторным переживаниям, уделять ему больше внимания. Следите за тем, чтобы малыш отдыхал, ограничьте просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером. Если проблема ребенка — это такой мимический тик, как подмигивание, проводите с ним гимнастику для глаз, проверьте, качественно ли освещение за его рабочим столом.
Неплохой эффект дает иглоукалывание, точечный массаж, физиотерапия. Эти методы воздействуют на нервную систему благотворно.

Если ребенок плохо засыпает или часто нервничает, поможет и фитотерапия. Дайте малышу перед сном ромашковый чай, отвар мяты или пустырника с несколькими каплями пчелиного меда — это прекрасные натуральные успокоительные средства. Возможно, плохой сон связан с неудобным спальным местом, страхом темноты или одиночества.

Иногда от нервного тика можно избавиться, создавая некое встречное более сильное раздражение. Необходимо сконцентрировать внимание ребенка на чем-либо другом. В этом хорошо помогают подвижные игры, полное расслабление, головоломки и ребусы. Также можно сознательно подвергать сокращению те мышцы, которые сокращаются непроизвольно. Например, в тот момент, когда у ребенка дергается глаз или рука, попросите его специально зажмуриться или сделать рукой какое-то другое движение. Встречный, более сильный сознательно созданный импульс станет преградой для возникшего произвольно. Однако не зацикливайте внимание ребенка на наличии тика, это может привести к дополнительной невротизации.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Навязчивые движения у детей

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.
Читайте также  Как лечить фурункул у детей?

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Синдром навязчивых движений у детей ( Навязчивый невроз у детей )

Синдром навязчивых движений у детей — это один из компонентов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). На его развитие влияет ряд факторов: отягощенный акушерский анамнез, генетические и приобретенные неврологические отклонения, особенности воспитания и воздействия социума. Синдром проявляется неконтролируемыми движениями конечностями и туловищем, гримасничаньем, бессмысленными ритуалами. Для диагностики требуется клиническое обследование у психиатра и невролога. Лечение патологии включает прием медикаментов (антидепрессантов, ноотропов, транквилизаторов), индивидуальную, групповую, семейную психотерапию.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение синдрома навязчивых движений у детей
    • Медикаментозная терапия
    • Психотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Истинный навязчивый невроз бывает в 0,5-2% случаев, а распространенность субклинических расстройств достигает 19% в детской популяции. Синдром может начаться в любом возрасте, даже в периоде младенчества. Пик его клинических проявлений приходится на возрастной интервал 7-11 лет. Состояние чаще встречается у девочек, в то же время мальчики более подвержены раннему дебюту и тяжелому течению ОКР. Расстройство представляет серьезную проблему для психиатров, поскольку с трудом поддается терапии, нарушает социальную адаптацию и вызывает у детей депрессивные нарушения.

Причины

Синдром навязчивых действий имеет полиэтиологическую природу, что значительно затрудняет его лечение. Обычно на формирование патологии влияют сразу несколько факторов, причем их не всегда удается выявить и правильно идентифицировать. В современной детской психиатрии все причины навязчивостей объединяют в несколько групп:

  • Биологические факторы. Сюда относят перинатальные поражения нервной системы, которые провоцируют обсессивно-компульсивные нарушения в 15% случаев. Синдром также формируется под влиянием приобретенных заболеваний ЦНС, нарушений вегетативной регуляции, затяжных соматических болезней. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
  • Социальные предпосылки. Навязчивые действия зачастую проявляются у детей, проживающих в неблагоприятных семейных обстоятельствах, что подразумевает неполные семьи, асоциальных родителей, плохие материально-бытовые условия. Авторитарное воспитание и гиперопека также являются независимыми факторами риска невроза.
  • Психологические причины. К этой группе относят психические травмы, которые наблюдаются при сильном эмоциональном потрясении либо при причинении ребенку физического насилия и являются триггером для 35% неврозов. Компульсивное поведение более характерно для детей с акцентуациями личности — чрезмерным усилением отдельных черт характера.
  • Инфекционные воздействия. Появление навязчивых движений возможно при синдроме PANDAS — аутоиммунном нейропсихическом расстройстве, которое провоцируется стрептококковой инфекцией группы А. Состояние отличается внезапным возникновением симптомов и их эпизодическим течением, оно может встречаться у абсолютно психически здоровых детей.

Патогенез

Современные психиатры рассматривают навязчивые движения как наиболее простой вариант реализации патологической избыточности двигательного акта. Синдром возникает при нарушениях передачи импульсов в стриопаллидарной области головного мозга, которые обусловлены недостаточностью ГАМКергической трансмиссии. В формировании патологии не принимают участие высшие центры церебральной коры, поэтому типично наличие максимально простых и однотипных движений.

Двигательная активность направлена на нормализацию работы нейронов и улучшение нейротрансмиттерной передачи в разных отделах экстрапирамидной системы. При этом у пациента уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в ЦНС, отмечается субъективное ощущение комфорта. При совершении навязчивых действий аналитическая и контролирующая функции нервной системы сохранены, ребенок полностью осознает свои поступки.

Симптомы

Ребенок с компульсивным неврозом имеет непреодолимое и необъяснимое желание совершать и многократно повторять однотипные движения. Синдром отличается разнообразием клинических симптомов. Среди типичных двигательных расстройств выделяют кивания головой, «болтания» конечностями, непроизвольное вытягивание или сгибание туловища. Некоторые больные постоянно двигают руками, поправляя волосы либо расправляя складки одежды.

Многие дети начинают непроизвольно и слишком часто зажмуриваться, складывать губы трубочкой, морщить нос и выдавать «хрюкающие» звуки. Подобные движения, возникающие в дошкольном возрасте, часто воспринимаются родителями как гримасничанье. Родители пытаются отучить малыша от таких привычек, слишком эмоционально реагируют на непослушание, в результате чего невротические расстройства усугубляются.

У подростков компульсивный синдром иногда проявляется в виде ритуалов, которые носят защитный характер и могут сопровождаться различными фобиями. Ритуалы могут включать многократные проверки закрытого окна и двери, раскладывание книг и письменных принадлежностей в определенном порядке, использование одних и тех же маршрутов для передвижения по городу.

Осложнения

Без коррекции все проявления навязчивостей усиливаются, вследствие чего у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией. Постоянно повторяющиеся бессмысленные движения делают его объектом для насмешек сверстников, мешают целенаправленной учебной деятельности, снижают способности к концентрации внимания. Такие дети отказываются посещать школу и общаться с ровесниками, в тяжелых случаях ситуация заканчивается полной изоляцией.

Пациенты с навязчивыми неврозами, как правило, страдают от множественных фобий: насекомых, высоты, замкнутых пространств, тяжелых заболеваний. К распространенным навязчивым страхам при ОКР у детей относят эритрофобию (боязнь покраснеть), лалофобию (боязнь разговора из-за опасения заикания), никтофобию (страх темноты). Распространенным последствием компульсивного невроза являются тревожно-депрессивные состояния.

Диагностика

Синдром навязчивых движений выявляется при клиническом обследовании ребенка психиатром. Врач беседует с пациентом и его родителями, подробно узнает об особенностях компульсивных движений, собирает анамнез жизни с момента рождения. Для оценки психоэмоционального состояния используются специальные тесты и опросники (шкала Йеля-Брауна), у малышей для психодиагностики применяют тесты с картинками.

Навязчивые действия по клиническим признакам напоминают тики, возникающие при органических поражениях ЦНС, для исключения которых назначается консультация детского невролога. Врач проводит стандартный физикальный осмотр, оценивает работу вегетативной нервной системы, проверяет рефлексы и делают пробы на координацию движений. По показаниям ребенку выполняют инструментальные методы: ЭЭГ, эхоэнцефалографию, КТ или МРТ головного мозга.

Лечение синдрома навязчивых движений у детей

Медикаментозная терапия

Лечение навязчивостей представляет собой сложную задачу для детского психиатра, что обусловлено сложным переплетением этиологических и триггерных факторов, невозможностью полностью исключить негативные влияния социума и отсутствием четких схем терапии. При компульсивных неврозах у детей применяется комплексный терапевтический подход, который предполагает лечение медикаментами и разнообразные методы психотерапии. Фармакотерапия состоит из 3 этапов:

  1. Купирующая терапия. Начинается после постановки диагноза для полного устранения или редукции симптоматики навязчивых движений и продолжается в течение 1-2 месяцев. Лечение включает анксиолитики, антидепрессанты и ноотропы, реже рекомендуют нейролептики и нормотимики.
  2. Стабилизация. Ребенку назначают препараты первого этапа в поддерживающих дозах, чтобы добиться стойкой ремиссии, улучшить прогноз для социальной адаптации. Второй этап продолжается до полугода и более с учетом клинической ситуации.
  3. Поддержание ремиссии. Детям с хроническим или рецидивирующим течением синдрома показана длительная амбулаторная терапия, которая рассматривается как вторичная профилактика осложнений и средство для повышения уровня социального функционирования.

Психотерапия

Высокую эффективность при навязчивых неврозах имеют методы психологической коррекции, которые дополняют или заменяют медикаментозное лечение в зависимости от степени выраженности симптоматики. Детские психологи используют, групповую, парную, индивидуальную формы работы, применяют игровую терапию, арт-терапию и релаксационные упражнения. Большую роль в социальной адаптации играют тренировки коммуникативных навыков.

Комплексное лечение навязчивых движений включает методику семейной психотерапии. Психологи работают с улучшением эмоционального фона в семье, помогают достичь взаимопонимания, мягко корректируют неправильные родительские подходы к воспитанию. Изменение отношения членов семьи к психологическим особенностям ребенка и принятие имеющихся у него отклонений очень важно для успеха дальнейшей терапии.

Читайте также  Как убрать животик после кесарева сечения?

Прогноз и профилактика

При неврозе навязчивых движений врачи не дают однозначных прогнозов. В среднем у 2/3 детей, несмотря на проводимое лечение, остаются отдельные проявления компульсивного поведения, которые усугубляются на фоне психотравм. Однако комплексная психологическая и медикаментозная помощь помогает больным минимизировать проблему, научиться контролировать свое состояние и не допустить дальнейшего прогрессирования невроза.

Профилактика навязчивостей должна начинаться еще в антенатальном периоде развития и включать регулярный контроль беременности, выбор оптимальной тактики родов и предупреждение гипоксических повреждений ЦНС. В постнатальном периоде родителям необходимо обеспечить ребенку комфортную и доверительную семейную обстановку, максимально оградить от психотравмирующих ситуаций.

Детские тики — диагностика, лечение

Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной

Представляем врача

Новикова Елена Борисовна – врач с 30-летним опытом, всю жизнь занимается лечением заболеваний нервной системы у детей, а также научной и преподавательской работой (доцент кафедры детской неврологии РМАПО). В сфере её научных интересов – тики и нейроиммунология (защищена диссертация по этой теме). Имеет более 50 публикаций по специальности. Ведёт приём на русском и английском языках.

услуги

Неврология

Наши специалисты:

Как проявляются тики у ребёнка?

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся, навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш поправляет воротник или шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные, соответствующие ситуации. Но с течением времени родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов. То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

А что такое звуковые тики?

Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию он уже выздоровел, а постоянный кашель тик — навязчивое желание прочистить горло, симптом, который закрепился после перенесенной болезни.

Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные, издавать короткий писк на высокой ноте.

Человек, который издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

В каком возрасте чаще проявляются детские тики?

Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.

Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы. На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика — может выступить испуг, стресс. Провоцировать их появление могут трудности в школе, длительные нагрузки, эмоциональное напряжение, которые накапливаются. Например, проблемы в отношениях с воспитательницей или детьми в детском саду — это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания — ОРВИ. Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте. Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?

Родители, заметив у ребёнка навязчивые движения или звуки, сами обращаются с ним к неврологу. Потому что, хотя тики не угрожают жизни, но они мешают социализации детей, вызывают насмешки. Выраженные тики просто мешают человеку учиться. Он не может сосредоточиться на занятиях, у него всё время происходят какие-то движения.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков, причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение детей с тиками нужно с консультации детского невролога. Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у врача возникнут какие-то вопросы, он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное. Подбор препаратов осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков — это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии. Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься. Это всё важно для успешности лечения.

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков. Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики — пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно лечить. Если это редкие остаточные единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется.

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения сильных препаратов. Чаще чередуются периоды ремиссии (выздоровления) и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог. Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Обслуживание на двух языках: русский, английский.
Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно перезвоним вам.

—>

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Читайте также  Паротит лечение у детей

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Тики и навязчивости

Рассказывает Голицына Оксана Сергеевна,

Врач-невролог детских медицинских центров ГК «ВИРИЛИС»

Должны ли родители беспокоиться, если ребенок постоянно грызет ногти или кусает губы, постоянно повторяет одни и те же движения, и что нужно делать, чтобы ребенок вырос здоровым?

Навязчивые движения (тики) – это один из видов невроза, который возникает в случае появления страхов, тревог у детей. Примерами навязчивых движений являются взмахи руками, кивание головой, раскачивание тела вперед и назад, сосание пальца, закручивание волос, мигание глазками, кусание губ и ногтей.

Причины невротических навязчивых движений не специфичны и почти одинаковы для всех детских случаев:

  • кратковременная, но острая психологическая травма: испуг, тревога;
  • длительная эмоциональная перегрузка в семье;
  • вседозволенность или наоборот — «диктаторский» тип воспитания;
  • переход в другой сад либо школу,
  • развод родителей;
  • черепно-мозговая травма;
  • длительное или хроническое заболевание ребенка.
  • переутомление;

Еще одна причина — это принуждение к нежелательному действию.

Для возникновения тиков характерны определенные периоды жизни ребенка: 3 года и 7-10 лет.

Если навязчивые движения возникают у детей раннего возраста – это, скорее всего доброкачественные детские стереотипии. Они не требуют специфического лечения и проходят, как правило самостоятельно с взрослением ребенка.

Что такое двигательные расстройства у детей?

У детей с двигательными расстройствами возникают нежелательные движения или проблемы с осуществлением движений в соответствии с их намерениями. Термин «двигательные расстройства» является достаточно широким и включает широкий спектр состояний с большим разнообразием причин. Двигательные расстройства отличаются тем, что аномальные движения являются «дополнительными» к движениям, которые дети намереваются делать.

Двигательные расстройства могут проявляться в одной или нескольких частях тела. При этом они могут со временем изменяться по локализации и степени тяжести. Аномальные движения могут происходить сами по себе или могут возникать только тогда, когда ребенок двигается или пытается сделать определенное движение. Иногда движения более очевидны в определенное время дня или имеют определенные провоцирующие факторы (триггеры) или ситуации, которые усугубляют их.

Какие бывают типы двигательных нарушений?

К основным типам двигательных расстройств у детей относятся:

Тиковые расстройства

Тики — это внезапные непроизвольные движения или звуки, которые самопроизвольно возникают и также проходят с течением времени. Они довольно часто встречаются у детей. Мышечные тики могут поражать любую часть тела и могут различаться по степени тяжести — от очень легких и малозаметных до очень сильных, частых и тяжелых. Дети обычно способны подавлять тики, по крайней мере, временно, но при сопротивлении тикам они будут чувствовать нарастающее чувство «неправильности» или «толчка».

Если тики сохраняются, несмотря на лечение, ребенку, возможно, необходимо обратиться к специалисту по двигательным расстройствам. Приблизительно от 10% до 15% детей страдают от прогрессирующих тиков и потенциально могут стать инвалидами. Но большинство тиковых расстройств проходят или становятся минимальными к тому времени, когда человек исполняется 20 лет.

Если у ребенка наблюдаются как голосовые, так и двигательные тики, длящиеся более года, вероятнее всего, у него наблюдается синдром Туретта.

Хорея

Хорея — это симптом проявления неврологического заболевания, а не самостоятельное расстройство. Дети с хореей отличаются нерегулярными плавные движения, которые иногда называют «танцевальными». Иногда движения включаются в другие движения, которые ребенок намеревается произвести. Они могут быть медленными или беспорядочными и отрывистыми, слабыми или более интенсивными. Если хорея поражает ноги, дети могут часто спотыкаться и испытывать трудности при ходьбе, но при этом редко падают.

Хорея у детей может быть вызвана травмой головного мозга при рождении, травмой головы, инфекцией, воспалением или токсической реакцией на лекарства. В некоторых случаях это может быть генетическая причина.

Тремор

Тремор — это ритмичное сотрясение или дрожание конечности. Иногда это происходит у детей как осложнение основного заболевания или травмы головы, как побочный эффект приема определенных лекарств или как следствие генетического заболевания. Тремор может возникать в покое или во время движения, отдельно или вместе с другими симптомами, такими как слабость конечности и трудности с точной координацией движений.

Иногда тремор передается по наследству. Наиболее распространенная наследственная форма известна как эссенциальный тремор. Иногда тремор может являться лишь временным функциональным расстройством во время двигательного развития ребенка. В отличие от большинства других двигательных расстройств, дети иногда могут сознательно подавлять тремор.

Миоклонус

Миоклонус — это двигательное расстройство, включающее очень быстрые, внезапные непроизвольные мышечные сокращения, которые ребенок не может подавить. Подергивания могут быть случайными или частыми, а также полуритмическими. Миоклонус иногда имеет триггеры, такие как удерживание тела в определенной позе, прикосновение или испуг. В других случаях может показаться, что симптомы появляются без причины. Миоклонус часто является доброкачественным заболеванием, не оказывающим долгосрочного воздействия на здоровье ребенка, но очень важно, чтобы его обследовал специалист по двигательным расстройствам, чтобы определить тип миоклонуса и его причину.

Миоклонус может возникнуть после тяжелой черепно-мозговой травмы, а также может быть следствием нарушения обмена веществ или нейродегенеративного заболевания. Это также может быть частью судорожного расстройства, называемого миоклонической эпилепсией. По этой причине часто рекомендуется проверять детей с миоклонусом на наличие эпилепсии.

Дистония

У детей с дистонией неправильные сигналы мозга вызывают ненормальное сокращение групп мышц. Вместо того чтобы сокращаться скоординированным образом, мышцы могут сокращаться противодействуя друг другу: мышцы «толкания» и «тяги» активны одновременно, вызывая болезненные или дискомфортные скручивающие движения и неловкие изгибающиеся позы. Дистония часто вызывается конкретными действиями, такими как письмо или ходьба, но также может возникать, когда ребенок находится в состоянии покоя. Симптомы часто начинаются в одной части тела, например, на руке, ноге или во рту, а затем распространяются на другие части тела.

Паркинсонизм

У детей с паркинсонизмом есть как минимум несколько проявлений симптомов болезни Паркинсона: ригидность мышц, проблемы с равновесием или частые падения, медленные движения или тремор в состоянии покоя. Сам по себе паркинсонизм является наименее распространенным двигательным расстройством у детей. Чаще всего симптомы возникают как побочное действие лекарств. Паркинсонизм также может быть результатом генетических состояний, вызывающих дегенерацию мозга, таких как болезнь Вильсона, ювенильная болезнь Хантингтона и лизосомные расстройства, а также различные формы травм головного мозга.

Атаксия

Атаксия — это нарушение координации движений, вызванное травмой или дисфункцией мозжечка. Его симптомы — неуклюжесть, нарушение равновесия, неравномерность движений и неспособность выполнять точные или плавные движения. В некоторых случаях заболевание начинается внезапно в результате инсульта, воспаления или инфекции и обычно улучшается по мере лечения этих причин. Другие типы атаксии постоянно приходят и уходят и вызываются эпилепсией, генетическими мутациями, метаболическими нарушениями или атипичными формами мигрени.

Функциональные неврологические расстройства

Помимо вышеперечисленных состояний, двигательные расстройства у детей нередко возникают после стрессовых ситуаций. Состояние, известное как расстройство с функциональными неврологическими симптомами, иногда называемое конверсионным расстройством (ранее называлось истерическим расстройством), может вызывать любое из двигательных расстройств, описанных выше, даже если неврологическая причина или состояние не могут быть идентифицированы. Функциональные расстройства также могут возникать у детей с другими неврологическими проблемами и усугублять существующее двигательное расстройство. Хорошая новость заключается в том, что большинство детей выздоравливают от этого типа двигательного расстройства после психотерапии и постоянной поддерживающей терапии у невролога.

Во всех случаях, при наличии двигательных расстройств у детей, важно вовремя установить их причину и провести лечение. Начать необходимо с консультации у детского невролога.