Навязчивое поведение у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями. Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

  • Причины ОКР у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы ОКР у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение ОКР у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%. С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни. До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Причины ОКР у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Патогенез

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку. Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога. Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

Классификация

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Симптомы ОКР у детей

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях. Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы). Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе. Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями. Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»). Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным. Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии. Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

Осложнения

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации. В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда. Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

Диагностика

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния. По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала. Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.
  • Шизофрения. Среди симптомов патологии выделяются повторяющиеся ритуалы, действия, доминирующие идеи. Они являются навязанными (а не навязчивыми). Выражаются бредом, голосовыми галлюцинациями, приказывающими выполнять что-либо.
  • Нервная анорексия. Присутствуют мысли, идеи о питании, действия направлены на избегание пищи, грязи. При ОКР сохраняется реалистичный образ тела. Возможно одновременная постановка двух диагнозов.
  • Синдром Туретта. Заболевание проявляется тиками, но основа их происхождения иная, чем при развитии ОКР.

Лечение ОКР у детей

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства включает прием медикаментов, психотерапию. Обычно сначала осуществляется коррекция лекарственными препаратами, после снятия острых симптомов назначаются сеансы психотерапии. Каждый из лечебных подходов является комплексным:

  • Медикаментозная терапия. В лечении обсессивно-компульсивного расстройства используются антидепрессанты, ингибирующие обратный захват серотонина (СИОЗС). Выбор препарата, определение дозы выполняется врачом индивидуально с учетом возраста, общего соматического состояния, выраженности проявлений невроза. Иногда фармакотерапия дополняется антипсихотическими средствами.
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основным инструментом психотерапевта является когнитивно-поведенческая терапия. С помощью специалиста ребенок работает над осознанием ошибочных, нелогичных мыслей, учится определять их, заменять конструктивными. Вторая часть работы предусматривает формирование поведенческих паттернов, постепенную замену ими компульсий.
  • Индивидуальные методы психотерапии. С учетом конкретного клинического случая подбираются дополнительные методики. Травматическая ситуация прорабатывается техниками гештальт-терапии, эмоциональные нарушения – проективными методиками, ситуации утраты близкого человека – логотерапией, психосоматические симптомы – телесно-ориентированной терапией.
  • Семейная психотерапия. Встречи членов семьи и психотерапевта проводятся с целью коррекции отношений, освоения способов взаимодействия, уменьшающих напряженность, тревожность пациента. Подчеркивается необходимость доброжелательного отношения, снижения требований, смещения фокуса с понятий морали на эмоциональные контакты.

Важным условием успешного лечения обсессивно-компульсивного расстройства является сотрудничество, системность приема лекарств, выполнения заданий психотерапевта. Распространенной техникой является ведение дневника, самоотчета. Она позволяет детям заметить возникновение навязчивостей, определить их причину, является инструментом контроля эффективности психотерапевтической работы.

Прогноз и профилактика

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется устойчивостью. Без помощи специалистов у детей формируется социальная дезадаптация. Медикаментозная и психотерапевтическая помощь сдерживают прогресс заболевания, в некоторых случаях приводят к полному выздоровлению. Улучшение самочувствия не является поводом для самостоятельного отказа от лечения, поскольку существует высокий риск рецидива. В профилактике ОКР основную роль играет гармоничность семейных отношений. Родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие тревоги: избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренности, поддерживать ребенка, отказаться от критики, завышенных требований.

Навязчивое поведение у детей

В центре глубинно-психологической терапии навязчивостей лежит тезис о том, что в симптоматике данной патологии проявляется защитная работа Я, направленная на достижение компромисса между импульсами-влечениями Оной ограничениями Сверх-Я. В психотерапевтическом процессе, который всегда начинается с построения доверительных отношений (Strunk), особое значение имеют следующие особенности пациента:
• в преморбидном периоде — тормозимость при контактах и в проявлениях чувств;
• роль навязчивых действий как факторов, уменьшающих страх;
• часто выявляемая взаимосвязь с сексуальными проблемами;
• нередко четко проявляющиеся агрессивные компоненты навязчиво-стей;
• склонность к разрыву межчеловеческих отношений, часто приводящая к противоречию между описаниями пациента и реальными условиями;
• затрудненный доступ пациента к миру собственных чувств.

Нередко эти особенности существенно затрудняют процесс терапии. Ввиду тормозимости пациента рекомендуется при его лечении использовать гештальтные и креативные элементы, например рисование, моделирование, «сны наяву». Часто только таким путем пациент может получить доступ в мир собственных переживаний. В психотерапии подростков всегда играет также роль аспект практической жизни. Подростки нередко спонтанно вырабатывают копинг-стратегии, чтобы с их помощью лучше уживаться со своими страхами и навязчивостями, т.е. уменьшать степень страдания и в известной мере социально адаптироваться.

При лечении, которое должно проводиться особенно осторожно, рекомендуется совместно с пациентом добиваться понимания уже имеющихся копинг-стратегий, которые здесь отчасти идентичны симптоматике, использовать их с целью постепенной модификации, например навязчивого мытья рук, связанного со страхами заразиться опасной болезнью.

Технические приемы терапии в каждом случае ориентируются на возраст, состояние развития, когнитивные и эмоциональные возможности пациентов, а также их семей. В детском возрасте на первом месте стоят невербальные методики, особенно игровая терапия и использование других творческих возможностей. Таким путем можно добиться необходимого доверия пациента и вместе с тем получить представление о структуре защитных механизмов.

Читайте также  Прививка в плечо от чего

Ребенок с навязчивостями может в поддерживающей и защищающей терапевтической ситуации приобрести опыт избавления от агрессивных импульсов без наказаний со стороны взрослых. Он научается видеть свои внутренние потребности и выражать их в социально приемлемой форме.

К подросткам шире, чем к детям, можно применять вербальные методики. Существенную роль в практике глубинно-психологической разговорной терапии играют поведение терапевта, манера беседы; содержание, способы возникновения и функции навязчивых расстройств, а также типично возрастные проблемы и конфликты.

В поведении терапевта должны постоянно отражаться понимание и принятие им симптомов навязчивостей. Это помогает пациенту без заниженной самооценки признавать и не «отделять» свою собственную симптоматику как один из ограниченных во времени элементов своей личности. Доброжелательное отношение, особенно к симптомам навязчивостей, вопринимаемым отчасти как лишенные смысла, побуждает подростков сообщать обо всех таких симптомах, причем нередко лишь при этом выясняется степень их связи с разными сферами жизни.

Целесообразно также ознакомить пациента с теориями возникновения и функциями навязчивых состояний с целью ясно показать ему, что в его случае речь идет не о единичном феномене и что в принципе существуют терапевтические возможности успешного воздействия на навязчивости. В связи с этим можно, например, вместе с пациентом прийти к осознанию того, что определенные навязчивые действия выполняют функцию торможения прорывов импульсивных влечений, противоречащих здравому смыслу.

Скажем, с помощью навязчивого мытья рук отрицается и тормозится удовольствие быть испачканным в буквальном или переносном смысле, а за чрезмерной заботой о здоровье членов семьи скрывается стремление устранить направленные против них агрессивные влечения и т.п. Последний пример показывает также, что в симптоматику навязчивостей часто оказываются вовлеченными родители и сибсы, и от этого они могут иногда страдать больше, чем сами пациенты. Поэтому на определенных этапах подключаются методы семейной терапии.

Динамические аспекты влечений, большей частью неосознаваемые, при навязчивых расстройствах следует подвергать терапевтическому воздействию с особой осторожностью, их никогда не нужно критиковать и недооценивать. У подростков они часто связаны с типично возрастными проявлениями (сексуальность, отделение от родительского дома, стремление к самостоятельности, успехи в школе и в профессиональной деятельности). Особое значение для подростков приобретает проблема автономности.

Значение конфликта автономии проявляется в том, что пациенты с их специфичной для навязчивостей личностной структурой пытаются рабски следовать терапевтическим правилам, но, с другой стороны — из-за сильного стремления к автономии — бойкотируют лечение и активно противостоят ему, недооценивая свое состояние. Наконец, подавленное стремление к автономии у подростков может проявляться в виде агрессивных и антисоциальных импульсов и переноситься на терапевта.

Все психоаналитики единодушны в том, что эта фаза неуправляемой и неконтролируемой агрессии составляет необходимую переходную стадию на пути к личностной автономии и к устранению навязчивостей, которую терапевт должен выдержать (Quint).

Несмотря на детально разработанные теории феномена навязчивостей и многочисленные работы по их лечению на основе психоаналитических представлений (например, Benedetti), для обсуждения предлагаются также методы поведенческой терапии, особенно в случаях навязчивых действий.

Методы поведенческой терапии навязчивостей у детей и подростков

Эти методы основаны на представлении о навязчивых симптомах как результатах научения. А это означало бы возможность с помощью надлежащих процессов добиться переучивания. Современная поведенческая терапия явно проистекает из ранее относительно изолированно применявшихся методов, ныне оцениваемых как механистичные. Наряду с рассмотрением исключительно связей «стимул—реакция» в настоящее время анализируется во всей ее сложности структура условий, влияющих на возникновение, поддержание и, наконец, излечение симптоматики (Hand).

Некоторые методы поведенческой терапии следует упомянуть, так как они четко демонстрируют принципы этого рода терапии и все еще имеют определенное практическое значение.

Аверсивная терапия (научение избеганию) навязчивостей у детей и подростков

При проявлениях навязчивостей применяются аверсивно действующие раздражители. В литературе описаны различные случаи позитивных результатов таких воздействий на синдромы навязчивостей (чаще всего изолированных).

В настоящее время их если и применяют, то лишь совместно с другими методами в рамках широкой терапевтической концепции, которая может не иметь преимущественно аверсивного характера.

Негативные упражнения (насыщение) при навязчивостях у детей и подростков

С помощью этого метода пытаются добиться эффекта насыщения путем многократного (до усталости) повторения навязчивых действий. По механизму действия метод близок к парадоксальной интенции и с успехом используется при навязчивостях моторного типа.

Остановка мыслей при навязчивостях у детей и подростков

Этот метод, предложенный Тэйлором (Taylor), успешно используется при феноменах идеаторных навязчивостей, вызываемых страхом (навязчивые мысли, опасения и т. п.). При этом пациенту предлагается выразить свои навязчивые мысли вербально, а терапевт прерывает пациента с помощью криков или неприятных громких звуков. В связи с развитием новых методик поведенческой терапии три названные выше методики изолированно уже не применяются.

Систематическая десенсибилизация с помощью методов, уменьшающих страх

Этот способ успешно применяется еще и сегодня, особенно при навязчивостях, вызванных страхами, и фобиях. Основа этой методики — тесная связь между страхами и синдромами навязчивостей, на которую указывает теория научения. При этом пациенты переживают симптоматику навязчивостей как уменьшающую страх. Причиной навязчивостей оказываются страхи, нередко фобии. Отсюда следует, что при лечении первично осуществляется воздействие на страхи, а не на синдромы навязчивостей (см. Niebergall, Weber).

Конфронтация и подавление реакций

Этот метод, разработанный Мейер (Meyer), состоит в следующем. После подробного ознакомления с теориями научения и с опытом практического применения этого метода, а также общей психотерапевтической подготовки пациент вначале вступает в конфронтацию с ситуацией, которая вызывает у него появление навязчивостей. При этом, как правило, возникает массивный страх, который должен контролироваться совместно терапевтом и пациентом. По мере учащения конфронтации с такой ситуацией реакция страха ослабевает.

Поскольку негативных последствий не возникает, появляется чувство, что ситуация может быть преодолена. При этом пытаются вначале выявить стратегии преодоления, применявшиеся самим пациентом, выбрать из них те, которые с наибольшим успехом можно применить для преодоления навязчивостей и целенаправленно использовать в терапии (см. статью на сайте с описанием случая из практики).

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

Навязчивые движения у детей

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Читайте также  Как добиться красивых волос в домашних условиях

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Синдром навязчивых движений у детей ( Навязчивый невроз у детей )

Синдром навязчивых движений у детей — это один из компонентов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). На его развитие влияет ряд факторов: отягощенный акушерский анамнез, генетические и приобретенные неврологические отклонения, особенности воспитания и воздействия социума. Синдром проявляется неконтролируемыми движениями конечностями и туловищем, гримасничаньем, бессмысленными ритуалами. Для диагностики требуется клиническое обследование у психиатра и невролога. Лечение патологии включает прием медикаментов (антидепрессантов, ноотропов, транквилизаторов), индивидуальную, групповую, семейную психотерапию.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение синдрома навязчивых движений у детей
    • Медикаментозная терапия
    • Психотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Истинный навязчивый невроз бывает в 0,5-2% случаев, а распространенность субклинических расстройств достигает 19% в детской популяции. Синдром может начаться в любом возрасте, даже в периоде младенчества. Пик его клинических проявлений приходится на возрастной интервал 7-11 лет. Состояние чаще встречается у девочек, в то же время мальчики более подвержены раннему дебюту и тяжелому течению ОКР. Расстройство представляет серьезную проблему для психиатров, поскольку с трудом поддается терапии, нарушает социальную адаптацию и вызывает у детей депрессивные нарушения.

Причины

Синдром навязчивых действий имеет полиэтиологическую природу, что значительно затрудняет его лечение. Обычно на формирование патологии влияют сразу несколько факторов, причем их не всегда удается выявить и правильно идентифицировать. В современной детской психиатрии все причины навязчивостей объединяют в несколько групп:

  • Биологические факторы. Сюда относят перинатальные поражения нервной системы, которые провоцируют обсессивно-компульсивные нарушения в 15% случаев. Синдром также формируется под влиянием приобретенных заболеваний ЦНС, нарушений вегетативной регуляции, затяжных соматических болезней. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
  • Социальные предпосылки. Навязчивые действия зачастую проявляются у детей, проживающих в неблагоприятных семейных обстоятельствах, что подразумевает неполные семьи, асоциальных родителей, плохие материально-бытовые условия. Авторитарное воспитание и гиперопека также являются независимыми факторами риска невроза.
  • Психологические причины. К этой группе относят психические травмы, которые наблюдаются при сильном эмоциональном потрясении либо при причинении ребенку физического насилия и являются триггером для 35% неврозов. Компульсивное поведение более характерно для детей с акцентуациями личности — чрезмерным усилением отдельных черт характера.
  • Инфекционные воздействия. Появление навязчивых движений возможно при синдроме PANDAS — аутоиммунном нейропсихическом расстройстве, которое провоцируется стрептококковой инфекцией группы А. Состояние отличается внезапным возникновением симптомов и их эпизодическим течением, оно может встречаться у абсолютно психически здоровых детей.

Патогенез

Современные психиатры рассматривают навязчивые движения как наиболее простой вариант реализации патологической избыточности двигательного акта. Синдром возникает при нарушениях передачи импульсов в стриопаллидарной области головного мозга, которые обусловлены недостаточностью ГАМКергической трансмиссии. В формировании патологии не принимают участие высшие центры церебральной коры, поэтому типично наличие максимально простых и однотипных движений.

Двигательная активность направлена на нормализацию работы нейронов и улучшение нейротрансмиттерной передачи в разных отделах экстрапирамидной системы. При этом у пациента уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в ЦНС, отмечается субъективное ощущение комфорта. При совершении навязчивых действий аналитическая и контролирующая функции нервной системы сохранены, ребенок полностью осознает свои поступки.

Симптомы

Ребенок с компульсивным неврозом имеет непреодолимое и необъяснимое желание совершать и многократно повторять однотипные движения. Синдром отличается разнообразием клинических симптомов. Среди типичных двигательных расстройств выделяют кивания головой, «болтания» конечностями, непроизвольное вытягивание или сгибание туловища. Некоторые больные постоянно двигают руками, поправляя волосы либо расправляя складки одежды.

Многие дети начинают непроизвольно и слишком часто зажмуриваться, складывать губы трубочкой, морщить нос и выдавать «хрюкающие» звуки. Подобные движения, возникающие в дошкольном возрасте, часто воспринимаются родителями как гримасничанье. Родители пытаются отучить малыша от таких привычек, слишком эмоционально реагируют на непослушание, в результате чего невротические расстройства усугубляются.

У подростков компульсивный синдром иногда проявляется в виде ритуалов, которые носят защитный характер и могут сопровождаться различными фобиями. Ритуалы могут включать многократные проверки закрытого окна и двери, раскладывание книг и письменных принадлежностей в определенном порядке, использование одних и тех же маршрутов для передвижения по городу.

Осложнения

Без коррекции все проявления навязчивостей усиливаются, вследствие чего у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией. Постоянно повторяющиеся бессмысленные движения делают его объектом для насмешек сверстников, мешают целенаправленной учебной деятельности, снижают способности к концентрации внимания. Такие дети отказываются посещать школу и общаться с ровесниками, в тяжелых случаях ситуация заканчивается полной изоляцией.

Пациенты с навязчивыми неврозами, как правило, страдают от множественных фобий: насекомых, высоты, замкнутых пространств, тяжелых заболеваний. К распространенным навязчивым страхам при ОКР у детей относят эритрофобию (боязнь покраснеть), лалофобию (боязнь разговора из-за опасения заикания), никтофобию (страх темноты). Распространенным последствием компульсивного невроза являются тревожно-депрессивные состояния.

Диагностика

Синдром навязчивых движений выявляется при клиническом обследовании ребенка психиатром. Врач беседует с пациентом и его родителями, подробно узнает об особенностях компульсивных движений, собирает анамнез жизни с момента рождения. Для оценки психоэмоционального состояния используются специальные тесты и опросники (шкала Йеля-Брауна), у малышей для психодиагностики применяют тесты с картинками.

Навязчивые действия по клиническим признакам напоминают тики, возникающие при органических поражениях ЦНС, для исключения которых назначается консультация детского невролога. Врач проводит стандартный физикальный осмотр, оценивает работу вегетативной нервной системы, проверяет рефлексы и делают пробы на координацию движений. По показаниям ребенку выполняют инструментальные методы: ЭЭГ, эхоэнцефалографию, КТ или МРТ головного мозга.

Лечение синдрома навязчивых движений у детей

Медикаментозная терапия

Лечение навязчивостей представляет собой сложную задачу для детского психиатра, что обусловлено сложным переплетением этиологических и триггерных факторов, невозможностью полностью исключить негативные влияния социума и отсутствием четких схем терапии. При компульсивных неврозах у детей применяется комплексный терапевтический подход, который предполагает лечение медикаментами и разнообразные методы психотерапии. Фармакотерапия состоит из 3 этапов:

  1. Купирующая терапия. Начинается после постановки диагноза для полного устранения или редукции симптоматики навязчивых движений и продолжается в течение 1-2 месяцев. Лечение включает анксиолитики, антидепрессанты и ноотропы, реже рекомендуют нейролептики и нормотимики.
  2. Стабилизация. Ребенку назначают препараты первого этапа в поддерживающих дозах, чтобы добиться стойкой ремиссии, улучшить прогноз для социальной адаптации. Второй этап продолжается до полугода и более с учетом клинической ситуации.
  3. Поддержание ремиссии. Детям с хроническим или рецидивирующим течением синдрома показана длительная амбулаторная терапия, которая рассматривается как вторичная профилактика осложнений и средство для повышения уровня социального функционирования.

Психотерапия

Высокую эффективность при навязчивых неврозах имеют методы психологической коррекции, которые дополняют или заменяют медикаментозное лечение в зависимости от степени выраженности симптоматики. Детские психологи используют, групповую, парную, индивидуальную формы работы, применяют игровую терапию, арт-терапию и релаксационные упражнения. Большую роль в социальной адаптации играют тренировки коммуникативных навыков.

Комплексное лечение навязчивых движений включает методику семейной психотерапии. Психологи работают с улучшением эмоционального фона в семье, помогают достичь взаимопонимания, мягко корректируют неправильные родительские подходы к воспитанию. Изменение отношения членов семьи к психологическим особенностям ребенка и принятие имеющихся у него отклонений очень важно для успеха дальнейшей терапии.

Прогноз и профилактика

При неврозе навязчивых движений врачи не дают однозначных прогнозов. В среднем у 2/3 детей, несмотря на проводимое лечение, остаются отдельные проявления компульсивного поведения, которые усугубляются на фоне психотравм. Однако комплексная психологическая и медикаментозная помощь помогает больным минимизировать проблему, научиться контролировать свое состояние и не допустить дальнейшего прогрессирования невроза.

Профилактика навязчивостей должна начинаться еще в антенатальном периоде развития и включать регулярный контроль беременности, выбор оптимальной тактики родов и предупреждение гипоксических повреждений ЦНС. В постнатальном периоде родителям необходимо обеспечить ребенку комфортную и доверительную семейную обстановку, максимально оградить от психотравмирующих ситуаций.

ОКР у детей и подростков

Сегодня поговорим о том, что же из себя представляет обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков.

Итак, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей – это психическое расстройство, основными проявлениями которого являются обсессии и, как следствие, компульсии. Разберем эти понятия более подробно.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: обсессии

Обсессии (навязчивости) – мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, которые возникают вопреки желанию и воли человека, отличающиеся выраженным упорством. Человек понимает и осознает всю абсурдность, нелепость и чужеродность навязчивостей, но никак не может с ними справиться. Различают несколько видов обсессий:

1.Навязчивый счет – навязчивая потребность в подсчете различных предметов. Например, количество пройденных шагов, увиденных домов, ступеней, деревьев, прохожих, количество автомобилей одинакового цвета или одинаковых марок.

2.Навязчивые мысли (по-другому «умственная жвачка», «пережевывание мыслей», бесплодное мудрствование) – навязчивое стремление обдумывать бессмысленные вопросы, которые порой не имеют решения («Почему светит солнце? Почему зима названа зимой, а не весной? Почему собака лает? Почему снег белый?) или же постоянное «кручение» в голове одной и той же мысли, подчас негативной, с невозможностью избавится от нее.

3.Навязчивые сомнения – сомнения, которые проявляются в отсутствии уверенности в правильности или завершенности своих настоящих или прошлых поступков. Например, пациент по нескольку раз проверяет выключен ли свет в комнате, заперта ли дверь, правильно ли написано сообщение и т.д.

Читайте также  Сок алоэ при насморке у детей

4.Навязчивые воспоминания – воспоминания, мучительно возникающие в сознании пациента, как правило, о каком-то неприятном или порочащем его событии и сопровождающиеся тягостным чувством стыда и раскаяния.

5.Навязчивые страхи – мучительное переживание страха, вызванного самыми различными предметами: страх загрязнения (мизофобия), боязнь кем-либо заболеть (нозофобия), страх за жизнь и здоровье родителей, за собственную жизнь (например, страх подавиться во время прима пищи, страх встретиться с героями фильмов ужасов и компьютерных игр).

6.Навязчивые влечения – навязчивое стремление совершить какой-либо бессмысленный, опасный или недостойный поступок. Например, желание выкрикивать непристойные слова, ударить или плюнуть в прохожего, навязчивое стремление совершить убийство или самоубийство (при этом действия никогда не совершаются).

В большинстве случаев, навязчивости сопровождаются тревогой и сниженным фоном настроения и для того, чтобы как-то предотвратить развитие объективно маловероятных событий, пациенты прибегают к компульсиям.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: компульсии

Компульсии – ряд повторяющихся действий (ритуалов), которые необходимо совершить, чтобы «справится» с навязчивостями, снизить уровень тревоги и общего напряжения.

Можно привести несколько примеров ритуалов:

1.При страхе заражения ребенок определенное количество раз моет руки, при этом с каждым разом частота и продолжительность процедуры может увеличиваться.

2.При страхе за жизнь родителей ребенок при их отсутствии дома может по нескольку раз звонить им по телефону или писать бесконечные смс-сообщения, а перед сном определенное количество раз читать молитву за их здоровье.

3.При навязчивых сомнениях – проверяет закрыта ли дверь в комнату или квартиру, а убедившись в правильности своих действий, в дальнейшем повторяет их вновь и вновь, с каждым разом все чаще.

4.Составляет определенный маршрута в школу и из школы для того, чтобы «ничего плохого не произошло». Раскладывает вещи в определенном порядке. Носит одежду определенного цвета.

Так же как и навязчивости, компульсии воспринимаются ребенком как чуждые и абсурдные. Он страдает от них и пытается им сопротивляться.

ОКР у детей. Порочный круг

Развитие обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) у детей и подростков напоминает порочный круг: навязчивость (обсессия) — тревога и напряжение — компульсия (ритуал) — временное ослабление тревоги и напряжения — повторение навязчивости. Круг замкнулся.

Главная задача врача-психиатра – разорвать эту цепочку и вернуть пациенту психическое равновесие.

Следует обратить внимание, что симптомы ОКР у детей могут указывать на более тяжелое заболевание, такое как шизофрения. Уважаемые родители, при появлении у ребенка симптомов ОКР не бойтесь обращаться за помощью к врачу-психиатру!

Пример из практики. Анастасия М. 16 лет обратилась в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. С детства отличалась пунктуальностью, аккуратностью, склонностью к перфекционизму. За последние месяцы стала обращать повышенное внимание на порядок в своем шкафу для одежды. По нескольку раз в день проверяла аккуратно ли сложены вещи. Стала просыпаться среди ночи с чувством тревоги. Не могла заснуть, пока не проверит порядок в шкафу. Понимала всю нелепость и абсурдность переживаний, но справиться самостоятельно с ними не могла. Совместно с родителями приняла решение обратиться за помощью к специалистам.

На фоне проведенного лечения удалось достичь улучшения психологического состояния. Девочка вернулась к привычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает врача для контроля состояния.

Пример из практики. Глеб, 8 лет. Родители обратились в Центр. Мальчик с детства отличался тревожно-мнительными чертами характера, много читал, изучал энциклопедии. В возрасте 7 лет во время пикника случайно подавился шашлыком, был сильно напуган данным фактом, после чего появился страх за свою жизнь, категорически отказался принимать пищу в твердом виде, требовал измельчать ее на 12 кусков. Присоединился страх заражения, мог по нескольку раз мыть руки, в том числе ночью. Школьный психолог рекомендовал проконсультироваться у врача-психиатра.

На фоне проведенного лечения психологическое состояние мальчика стабилизировалось, ребенок вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию.

Подводим итоги

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков требует лечения и наблюдения у врача-психиатра. Имеющиеся в арсенале современной психиатрии препараты могут способствовать полному исчезновению или значительному ослаблению симптомов и возвращению ребенка к обычной жизни. Обязательным элементом является психотерапия.

Обсессивно-компульсивное расстройство – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например Дэниэл Рэдклифф, актер сыгравший Гарри Поттера в одноименной франшизе; актер Леонардо ди Каприо, певица Кэти Пэрри, актрисы Кэмерон Диаз, Джессика Альба, Шарлиз Терон.

Ярко описаны пациенты с ОКР персонажами Леонардо ди Каприо в фильме 2004 года «Авиатор», Джека Николсона в фильме 1997 года «Лучше не бывает».

Шиманов Павел, врач-психиатр, заведующий отделением №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.