Моторная дизартрия у детей

Дизартрия у детей — что это

Время чтения — 18 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Дизартрия — дефект речи, при котором страдает произносительная сторона речи. Причиной являются нарушение иннервации мышц, которые участвуют в артикуляции. У детей, кроме речевых дисфункций, может присутствовать и другая неврологическая симптоматика. Иногда речь отсутствует полностью. В статье расскажем, что значит дизартрия, какие причины у нее бывают, и самое главное — как ее лечить.

Диагноз дизартрия у ребенка — что это такое

Прежде чем изучить причины и виды дефекта, нужно узнать что значит дизартрия. Это речевое расстройство, которое развивается в результате повреждения головного мозга, нарушения его работы с последующим ухудшением иннервации артикуляционных мышц. Сопровождается дискоординированным сокращением мышц органов артикуляции, изменением голоса, дыхания, ритма и мелодичности речи. Часто дефект сопутствует детскому церебральному параличу.

Причины дизартрии у детей

К поражению головного мозга приводят следующие факторы:

  • перинатальное поражение — вследствие токсикоза, угрозы выкидыша, болезней и вредных привычек будущей мамы, резус-конфликта, фетоплацентарной недостаточности, гипоксии головного мозга, отслойки плаценты;
  • осложненное течение родов — преждевременные роды, травмы, неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов, аспирация околоплодными водами, асфиксия в родах, обвитие пуповиной;
  • черепно-мозговые травмы — особенно опасны травмы в раннем детском возрасте;
  • воспалительные процессы головного мозга и оболочек — нейроинфекции: энцефалит, менингит, в том числе осложненное течение ОРВИ, отита, синусита, гайморита;
  • дегенеративные процессы — отличаются прогрессирующим течением;
  • патология нервной системы — гидроцефалия, врожденные аномалии головного мозга и сосудов головного мозга.

Виды и стадии дизартрии

Выделяют 5 видов патологии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую. Возможно их сочетание.

Бульбарная дизартрия

Причиной этой формы болезни является поражение ядер черепно-мозговых нервов: блуждающего, языкоглоточного, подъязычного, которые иннервируют артикуляционные органы. Нарушаются функции мышц, которые иннервируют эти органы — жевание, мимика, глотание, выделение слюны. У маленьких детей страдает сосание.

Псевдобульбарная дизартрия

Возникает вследствие повреждения корково-ядерных проводящих путей. Сопровождается парезом и излишним сокращением мускулатуры. Нарушено глотание, произвольное и координированное действие мышц. Ребенку сложно переключиться с одного звука на другой.

Подкорковая дизартрия

Эта форма, которая называется также экстрапирамидной, возникает вследствие поражения подкорковых ядер. Характерны сокращения артикуляционных мышц, которые не поддаются контролю. Они присутствуют постоянно и усиливаются во время разговора. Голос тихий, возможны выкрики, изменение темпа речи в любую сторону, заикание.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковый вид расстройства речи возникает из-за вовлечения в патологический процесс структур мозжечка. Сопровождаются дрожанием языка, выкриками, неравномерной речью. Разговор медленный, непонятный. Звуки с участием кончика языка и губ произносятся неправильно. Шаткость походки, проблемы с равновесием, неуклюжесть являются подтверждением, что это диагноз мозжечковая дизартрия у ребенка.

Корковая дизартрия

Обусловлена поражением коры головного мозга. Изменены произвольные движения артикуляционных мышц. Характерно изменение голоса, сбой дыхания во время разговора. Дошкольники не владеют письменной речью, не могут читать, понимать речь другого человека, что затрудняет обучение, интеллектуальное развитие.

Стадии дизартрии

Выделяют 4 степени дефекта по степени выраженности клинических проявлений:

  • 1 степень тяжести, или стертая форма. Ее можно заметить по артикуляционным нарушениям, ограничению объема движений, отклонению языка, его дрожанию, трудностям, когда органы речи нужно с одного положения перевести в другое. Признаки обычно слабо выражены. У маленьких детей нарушен процесс сосания;
  • При 2 степени тяжести проявления дефекты более выражены. Они заметны для окружающих, но особо не ограничивают общение;
  • 3 степень характеризуется выраженной клинической картиной. Расстройства речи заметны, поэтому незнакомые люди в большинстве не понимают ребенка. Общение с близкими людьми и теми, кого ребенок видит каждый день, доступно;
  • 4 степень, самая тяжелая, характеризуется полным отсутствием речевой функции или ее затруднением. Общение даже с родственниками возможно только жестом и мимикой.

Симптомы и проявления у детей

У пациентов нарушено проведение нервного импульса к речевым органам. Из-за этого речь непонятная, смазанная, звуки нечеткие. Тонус мышц меняется по-разному:

  1. В мышцах может быть спазм. Губы сомкнуты из-за спазма, что затрудняет разговор;
  2. Снижение тонуса приводит к расслабленности мышц, их неспособности сокращаться. Рот открыт, губы разомкнуты. Наблюдается слюнотечение. Из-за паралича мышц мягкого нёба голос приобретает гнусавость;
  3. Дистония — патологическое сокращение мышц, приводит к резкому повышению тонуса мускулатуры во время разговора.

Расстройства звукопроизношения проявляются различными симптомами. Если у дошкольника психофизическое развитие в норме, дефект речи заключается в единичных нарушениях в произношении звуков. В противном случае речь изобилует неправильным произношением звуков, их заменой более простыми или пропусками. Разговор медленный, трудный для понимания.

Из-за сложности воспроизведения и из-за того, что приходится прикладывать усилия, чтобы что-то сказать, малыши быстро устают, поэтому мало разговаривают или молчат.

Характерной особенностью речевых дефектов являются сложность коррекции и их устойчивость. Изменены все звуковые единицы, включая гласные звуки. Шипящие и свистящие произносить трудно, поэтому их заменяют межзубной и боковой парой. Есть проблема и в твердых согласных: их дошкольник или школьник произносит слишком звонко или мягко.

Патология сопровождается изменением дыхания. Выдох продолжительный, дыхательные движения частые, прерываются во время разговора. Голос тихий, как будто угасает во время разговора. Интонация отсутствует. Нарушено восприятие звуков, их анализ. Наблюдается дефицит словарного запаса, страдает грамматическая сторона речи. Характерны общее и фонематическое недоразвитие речи. Страдает и письмо.

Диагностика дизартрии у детей

Методика обследования детей носит комплексный характер и направлена на выявление как речевых, так и неречевых нарушений, оценку психоневрологического состояния, определение типа дизартрии. Диагностика включает:

  1. Неврологическое обследование — осмотр, опрос, выяснение анамнеза, особенностей протекания беременности у матери, раннего развития. Специалист выявляет патологические рефлексы, состояние и тонус артикуляционных органов;
  2. Логопедическое обследование — оценка функционирования органов речи, выявление речевых нарушений. Когда есть явные симптомы, проблем с диагностикой нет. Стертая форма требует более пристального внимания. Помогут пробы, например, ребенка просят высунуть язык и держать его в таком положении, а глазами следить за подвижным предметом. При патологии направление движений языка будет совпадать с движением глазных яблок. Логопед определяет вид нарушений, оценивает мимику, дыхание, характеристики голоса, способность к удержанию артикуляционной позы. Выявляет отклонения в совершении произвольных движений языком и губами, участие мягкого нёба в произведении речи;
  3. Инструментальные методы исследования — электроэнцефалография, МРТ, КТ позволяют выявить структурные изменения головного мозга, аномалии развития, нарушения кровотока, объемные образования.

После тщательной диагностики логопед выносит заключение о том, что это диагноз дизартрия у ребенка, и определяет тактику лечения.

Лечение и коррекция дизартрии у детей

Лечебные мероприятия контролируют несколько специалистов: логопед, невролог. В терапевтический курс входят:

  1. Неврологическое лечение включает медикаментозную терапию, направленную на снятие спазма мышц, нормализацию кровотока и иннервации в них;
  2. Занятия с логопедом заключаются в специальном массаже, который поможет расслабить артикуляционную мускулатуру. Полезна пальчиковая гимнастика. Специалист разрабатывает мышцы, которые участвуют в воспроизведении речи, тренирует речь и мимику, обучает правильному дыханию во время разговора, ставит интонацию. Показаны артикуляционная гимнастика, ортофонические упражнения. После выработки правильного произношения логопед доводит звуки до автоматизма и закрепляет их;
  3. Реабилитационная программа — физиолечение, массаж, иглорефлексотерапия, гирудотерапия, лечебная физкультура.

В качестве дополнительных методов показаны арттерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, плавание, лечение песком, психотерапия. Эти методы оказывают успокаивающий эффект, создают благоприятную атмосферу, способствуют общему развитию малышей. Если родители с ним будут заниматься дополнительно в домашних условиях, это повысит эффективность лечения.

В результате терапии у ребенка речь становится внятной, понятной для окружающих. Появляется выразительность, мелодичность, ритмичность. Постепенно нормализуется письмо и чтение. Именно поэтому важно вовремя начать лечение: пока ребенок не пошел в школу и речевые дефекты не закрепились.

Прогноз и профилактика дизартрии

Лечение дизартрии длительное, так как дефект носит стойкий характер. Родители должны запастись терпением, настойчивостью, чтобы добиться результата.

На прогноз влияют степень тяжести дефекта, адекватность лечения и своевременность начала терапии. При легкой степени расстройства, комплексной терапии и вовремя начатом лечении эффект от него будет выше. Пациент после этого сможет учиться в обычной школе.

Тяжелая степень требует больше усилий со стороны родителей и самого пациента. Это значит, что дизартрия будет скорректирована только частично. Ребенку показано посещение специализированных учреждений: речевой группы в детском садике, школы для детей с речевыми нарушениями. В таких учреждениях осуществляют постоянное наблюдение за такими детьми, и проводят комплексную коррекционную работу.

Большую роль играет поддержка родителей. Важно строго следовать рекомендациям врачей, четко выполнять все их указания. Если вашему ребенку назначили медикаментозную терапию, давайте все лекарства точно по схеме, не снижая дозировку, не отменяя самостоятельно курс.

Профилактика

Первичная профилактика направлена на предотвращение неврологических заболеваний, в том числе и речевых. Включает в себя планирование беременности и улучшение здоровья женщин. Необходимо исключить вредные привычки, пройти курс лечения по поводу хронических заболеваний, санировать все источники инфекций.

После наступления беременности женщине стоит избегать стресса, контакта с инфекционными больными. Важно вовремя проходить осмотры и сдавать анализы, а при возникновении каких-либо проблем — обратиться к врачу и пройти лечение. Откажитесь от вредных привычек, стресса. Вам необходимы достаточный сон и отдых, рациональное питание, положительные эмоции.

Адекватно подойдите к выбору метода родоразрешения. Если есть показания к кесареву сечению — не отказывайтесь от операции, даже если вы сторонница естественных родов. Это сохранит здоровье вам и малышу, предотвратит родовые травмы.

Период новорожденности — самое уязвимое время для малыша. Его нужно оградить от инфекций, травм. Соблюдайте план диспансерных осмотров. Ранняя диагностика — один из основных методов профилактики речевых нарушений.

Также, если у вашего ребенка диагностирована дизартрия, вы прошли курс лечения, следует принять меры, чтобы болезнь не рецидивировала. Для этого требуется устранить все провоцирующие факторы, а также регулярно консультироваться у логопеда.

Советы родителям

Внимательно следите за развитием вашего малыша. Вы уже знаете, что значит дизартрия и чем оно чревато. Если заметите проблемы с сосанием, поперхивание во время кормления, необычное дыхание — обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Помните: чем раньше вы начнете терапию — тем быстрее добьетесь результата.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дизартрии у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение дизартрии у детей
    • Терапия и реабилитация
    • Логопедическая коррекция
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение
Читайте также  Пульсирует родничок у ребенка

Общие сведения

Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Причины

Дизартрия детского возраста – это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки для ее развития возникают в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей выступают:

1. В пренатальном периоде:

  • генетическая патология;
  • внутриутробные интоксикации и инфекции;
  • гипоксия плода;
  • иммунологический конфликт по резус-фактору.

2. В интранатальном периоде:

3. В постнатальном периоде:

  • ядерная желтуха новорожденных;
  • гидроцефалия;
  • менингоэнцефалиты различной этиологии;
  • травмы головы;
  • церебральные опухоли;
  • детские инсульты.

Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (ДЦП), ЗПР и олигофренией. Нередко она сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.

Патогенез

Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Классификация

Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:

  • Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
  • Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
  • Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
  • Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:

  • анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
  • дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
  • стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.

Симптомы дизартрии у детей

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.

При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).

Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.

Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

Осложнения

Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Диагностика

Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:

  1. Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
  2. Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
  3. Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
  4. Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
  5. Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.

При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Лечение дизартрии у детей

Терапия и реабилитация

Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.

Логопедическая коррекция

Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:

  1. Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
  2. Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
  3. Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
  4. Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.

Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.

Прогноз и профилактика

Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Дизартрия у детей.

Дизартрия у детей является одним из разновидностей речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы. Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.

Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать. Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.
Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это связано с тем, что невролог после постановки диагноза «дизартрия» обязан проводить серьезную терапию по лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде и не заметно.

Продолговатый мозг ствола, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам.

Причины возникновения дизартрии

1. Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.

2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору.

3. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев.

Классификация клинических форм дизартрии

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

Формы дизартрии

Бульбарная дизартрия

Подкорковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия

Корковая дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия — наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Читайте также  Что держит в руках ганеша?

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.
Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.
Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.

2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки » a» и «у» недостаточно четкие, звуки «и» и «ы» обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.
Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.

3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно. Сложным для ребенка является произнесение стечений согласных: в этом случае выпадает один согласный (белка — «бека») или оба (змея — «ия»). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда — «посюся», ножницы — «носисы»).

Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе.

Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям-дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот, называет п, а, к, а; к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звук б, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку.
Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок, например отбирают на звук «с» следующие картинки: сумку, осу, самолет, шар.
Детям, страдающим анартрией, такие формы звукового анализа недоступны.

Лечение дизартрии

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние ребенка. Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия: логопедическая коррекция; лечение медикаментозное; массаж; дыхательная гимнастика; ЛФК.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует. Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ДИЗАРТРИИ

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения дизартрии проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Алматы, Нурсултан, Шимкент, Ташкент,Фергана.

Дизартрия у детей в 2-4 года: что это, признаки и лечение

Дизартрия – это нарушение всей произносительной стороны речи, которое вызвано буквально «отсутствием» связи между мышцами речевого аппарата и центральной нервной системой. В результате речь получается неясная, нарушается ее темп и мелодичность, непонятны почти все звуки.

О том, что у ребенка развивается дизартрия, свидетельствуют следующие симптомы:

  • Ему тяжело даются любые сложные движения, которые требуют точности. Например, не получается поднести ложку ко рту, застегнуть одежду (даже на липучки), брать мелкие предметы, делать зарядку, соединить пальцы в определенном порядке.
  • Ребенок неуклюжий, с трудом удерживает равновесие, плохо координирует свои движения.
  • Для дизартрии характерна излишняя слабость или повышенная напряженность лицевых и мимических мышц, из ротика часто течет слюна. В первом случае уголки рта всегда опущены, язык чаще высунут наружу, губы малоподвижны и почти не смыкаются. Во втором ротик плотно сжат, язык во время разговора часто дрожит и напряжен.
  • Очень быстро устает, его нельзя назвать активным.
  • Нарушения речевого дыхания: из-за очень короткого выдоха конец фразы еле слышен и сильно смазан.
  • Голос либо тихий, либо, наоборот, очень тонкий и высокий. Ему сложно управлять тоном, поэтому кажется, что ребенок что-то бубнит на одной ноте.
  • Темп речи слишком медленный, или чересчур быстрый, в любой случае, неясно, что малыш хочет сказать.
  • Практически все звуки произносит неправильно.
  • Почти не улыбается и вообще проявляет мало эмоций, вяло реагирует на родителей и близких, когда те появляются рядом.
  • Плохо различает форму, цвет, размер предметов, их положение в пространстве.
  • Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют вообще.

Первые признаки дизартрии могут проявляться еще в грудном возрасте. У таких детей очень слабый сосательный рефлекс, они быстро устают, поэтому не наедаются, даже если у матери много молока. У них очень плохой тревожный сон, они часто плачут, просыпаются. Общее развитие замедляется, например, ребенок поздно начинает держать головку, ползать, сидеть, ходить. К 1,5 годам у него появляются только слабые, очень нечеткие звуки, слова как таковые отсутствуют вообще.

Тест — проверьте, все ли в порядке с вашим малышом

Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.

Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.

  • Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
  • Покажите язык и спрячьте его.
  • Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
  • Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
  • Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
  • Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.

Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.

Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.

Виды и степени дизартрии

Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.

  • Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно.
  • Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей.
  • Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга.
  • Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие.
  • Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.

Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.

  • Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед.
  • При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна.
  • Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу.
  • При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.
Читайте также  Аллергия у ребенка на мучное

Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:

  • логопедический массаж;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на формирование речевого дыхания;
  • упражнения для мелкой моторики;
  • общее укрепление нервной системы.

Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома при дизартрии. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе.

Дата публикации: 17.02.2020. Последнее изменение: 05.05.2021.

Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка — кровного или приемного — наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными. Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать, рассказывает специалист Ресурсного центра «Спутник», учитель-логопед высшей категории, член Российской ассоциации дислексии Галина Орлова.

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, — объясняет Галина. — В более легких случаях это искажение определенных звуков. При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.

Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов органов артикуляции. В этом случае малопонятная речь — это следствие диагноза, вплоть до отсутствия речи из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрии.

Причины дизартрии могут быть разными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития из-за токсикоза, гипертонии, нефропатии у матери, инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах.

С самых первых дней жизни такие дети наблюдаются у невролога. Им нередко назначают медикаментозное лечение, массаж и другие реабилитационные процедуры.

Как распознать дизартрию?

Внимательный родитель может заподозрить ее по необычной мимике ребенка, обильном слюноотделении, по форме и положению языка, способности зафиксировать артикуляционную позицию, звукопроизношению.

− Когда необходимо начинать работать с дизартриками?

Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.

− Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?

— Первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только корректирует некоторые неврологические симптомы. Также важна консультация логопеда, владеющего техникой логопедического массажа, который после полного обследования даст заключение и рекомендации.

Кроме того, специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество игр, развивающих маленькие пальчики. Можно применять нетрадиционные методы воздействия, такие как су-джок-терапия. Самый простой метод су-джок-терапии — занятия со специальными мячиками-массажерами.

Детям двух-трех лет показаны занятия логоритмикой , например, по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей пяти лет к занятиям подключается специалист-дефектолог.

− На что направлена работа логопеда на занятиях?

— Специалист занимается развитием просодической стороны речи — ритма, силы, тембра, мелодики, темпа, логического ударения, дикции, а также артикуляции и звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, коррекцией речевого дыхания. Также логопед уделит внимание нормализации мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитию произвольных мимических движений.

Если у вас нет возможности посещать логопеда, то можно самостоятельно заниматься с ребенком дома, предварительно пройдя курс занятий у специалиста.

Приведу примеры некоторых элементов логопедического массажа и самомассажа: по очереди надуваем щеки, втягиваем щеки; закрываем и открываем рот, щелкаем зубами; рассасываем небольшой кусок сахара или леденец; имитируем рассасывание леденца; облизываем губы; зажимаем зубами кусок бинта или марли на длительное время, задача взрослого − пытаться с осторожностью убрать ткань.

Также важно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики — это упражнения «Хоботок» (вытягиваем вперед губы, зубы и губы сомкнуты, держим пять секунд), «Заборчик» (губы в улыбке напряжены с приоткрытым ртом, зубы сжаты, нижняя челюсть в спокойном состоянии, держим пять секунд) и их чередования, «Окно» (с каждым счетом открываем и закрываем рот), «Лопатка» (при улыбке с открытым ртом на расслабленную нижнюю губу кладем язык в плоском состоянии, держим пять секунд), «Иголка» (улыбаемся с открытым ртом, выставляем язык вперед, стараясь не загибать его вверх), «Лопатка-иголка» (чередуем упражнения), «Часы» (улыбаемся с открытым ртом, высовываем язык и производим движения вправо и влево, при этом касаясь языком уголков рта), «Качели» (улыбаемся с открытым ртом, кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние зубы), «Лошадь» (щелкаем кончиком языка, имитируя цоканье копыт).

За годы работы я достаточно часто встречала детей с диагнозом «дизартрия» разной степени выраженности. Этот вид нарушения речи в последние годы становится глобальной проблемой, поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения и обратиться к специалисту. Но родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми-дизартриками не должна ограничиваться занятиями с логопедом. Для наилучшего результата эту работу следует продолжать дома, на прогулке и в любых совместных делах.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Дизартрия – одно из самых распространённых речевых расстройств у детей

Дизартрия проявляется в нарушении произношения различных групп звуков. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, Л и Р. Однако при тяжёлой дизартрии нарушенными могут оказаться даже звуки раннего онтогенеза, появляющиеся в речи ребёнка одними из самых первых – губные (п, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (к, г, х).

В зависимости от сохранности произносительных возможностей выделяют следующие степени выраженности дизартрического расстройства:

  • стёртая дизартрия (нарушена одна или несколько групп звуков, как правило, позднего онтогенеза);
  • дизартрия (нарушено большое количество звуков, речь плохо понятна, “каша во рту”);
  • анартрия (страдает артикуляция не только согласных, но даже гласных, речь невозможна, состоит из нечленораздельных звуков). Анартрия встречается достаточно редко: зачастую сопровождает ДЦП или наблюдается после перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм.

Однако симптоматика дизартрии не ограничивается только лишь нарушениями звукопроизношения. Часто встречающимися проявлениями этого речевого нарушения бывают следующие симптомы:

  • смазанность, нечёткость дикции;
  • недостаточная выразительность речи;
  • короткий, слабый речевой выдох, что вынуждает ребенка часто делать паузы.

В некоторых случаях к этим нарушениям добавляются расстройства звукослоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия (различения звуков) и лексико-грамматического строя речи. Тогда речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией. Какие же механизмы вызывают дизартрию? Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (примерно 90% случаев дизартрии у детей). Она возникает вследствие нарушения тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Фактором риска для такой дизартрии является наличие у ребёнка в раннем периоде жизни синдрома пирамидной недостаточности.

Синдром пирамидной недостаточности – это неврологический диагноз, который ставится неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Узнать о его наличии можно, ознакомившись с первыми записями этого специалиста в медицинской карте ребёнка.

Часто синдром пирамидной недостаточности отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП). Признаками, подтверждающими наличие пирамидного синдрома, являются разнообразные нарушения мышечного тонуса:

  • гипертонус (повышение мышечного тонуса);
  • гипотонус (понижение мышечного тонуса); — мышечная дистония (как повышение, так и понижение мышечного тонуса). Нарушения мышечного тонуса могут быть односторонними или затрагивать обе половины тела.

Дети с повышенным мышечным тонусом могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях. При выраженном понижении мышечного тонуса может отмечаться задержка психомоторного развития – ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить. В более позднем периоде у детей с нарушенным тонусом отмечается неуклюжесть, моторная неловкость. Подобные проблемы возникают из-за двустороннего поражения пирамидного пути.

Пирамидный путь – это нервный путь, состоящий из нейронов (нервных клеток), идущих от моторных зон коры головного мозга к спинному мозгу. Нейроны, образующие пирамидный путь, — гигантские (пирамидные) клетки (клетки Беца). Они имеют очень длинные аксоны (отростки), по которым двигательные импульсы от коры доставляются к органам движений. Часть этого пути представлена пучком клеток, образующих кортико-бульбарный (кортико-нуклеарный) путь. Он начинается от коры головного мозга и заканчивается не в спинном мозге, а выше – в продолговатом. Именно в нём находятся ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих (снабжающих нервными импульсами) органы артикуляции. Поэтому очень часто патогенный фактор, повреждающий мотонейроны кортико-спинального пирамидного пути, вызывает нарушения кортико-бульбарного пути, что приводит к появлению дизартрии.

Поражение кортико-бульбарного пути может проявляться в следующих симптомах:

1. Нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба.

При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Затруднено выполнение упражнений на распластывание языка (“лопаточка”). Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение (“Сябака и коська зивут недрузьня”). При сниженном тонусе (паретичность), наоборот, ребёнок не может сузить язык (“иголочка”), затруднён подъём кончика языка наверх (облизывание верхней губы, верхних зубов). Паретичное состояние кончика языка может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л. При слабости боковых краёв языка, вместо нормальных, произносятся “хлюпающие” звуки – л’х (собака –“л’хабака”). При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У. Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.

2. Имеется гиперсаливация (слюнотечение).

Гиперсаливация усиливает смазанность, нечёткость дикции.

3 . Наблюдаются синкенезии (содружественные движения). Наиболее частыми синкинезиями являются:

  • запрокидывание головы при подъёме кончика языка наверх;
  • закрывание рта при подъеме кончика языка наверх,
  • движение кончика языка из стороны в сторону вслед за движениями глаз вправо-влево;
  • движения (поднятие) пальцев рук при подъёме кончика языка наверх.

Однако было бы неправильным утверждать, что у всех детей с синдромом пирамидной недостаточности рано или поздно обнаружится дизартрия. Все зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортико-бульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений. Однако наличие пирамидного синдрома должно восприниматься как фактор риска дизартрии.

Дети с синдромом пирамидной недостаточности должны проходить обязательную диспансеризацию у врача-невролога – 2 раз в год, раннюю логопедическую диагностику.

От тщательности выполнения рекомендаций невролога (медикаментозная и физиотерапия, массаж, ЛФК) будут зависеть сроки и эффективность восстановительного лечения и результативность логопедической работы.

Автор: Елена Моисеенко, 2016