Детский невроз навязчивых движений лечение

Навязчивые движения у детей

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Синдром навязчивых движений у детей ( Навязчивый невроз у детей )

Синдром навязчивых движений у детей — это один из компонентов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). На его развитие влияет ряд факторов: отягощенный акушерский анамнез, генетические и приобретенные неврологические отклонения, особенности воспитания и воздействия социума. Синдром проявляется неконтролируемыми движениями конечностями и туловищем, гримасничаньем, бессмысленными ритуалами. Для диагностики требуется клиническое обследование у психиатра и невролога. Лечение патологии включает прием медикаментов (антидепрессантов, ноотропов, транквилизаторов), индивидуальную, групповую, семейную психотерапию.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение синдрома навязчивых движений у детей
    • Медикаментозная терапия
    • Психотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Истинный навязчивый невроз бывает в 0,5-2% случаев, а распространенность субклинических расстройств достигает 19% в детской популяции. Синдром может начаться в любом возрасте, даже в периоде младенчества. Пик его клинических проявлений приходится на возрастной интервал 7-11 лет. Состояние чаще встречается у девочек, в то же время мальчики более подвержены раннему дебюту и тяжелому течению ОКР. Расстройство представляет серьезную проблему для психиатров, поскольку с трудом поддается терапии, нарушает социальную адаптацию и вызывает у детей депрессивные нарушения.

Причины

Синдром навязчивых действий имеет полиэтиологическую природу, что значительно затрудняет его лечение. Обычно на формирование патологии влияют сразу несколько факторов, причем их не всегда удается выявить и правильно идентифицировать. В современной детской психиатрии все причины навязчивостей объединяют в несколько групп:

  • Биологические факторы. Сюда относят перинатальные поражения нервной системы, которые провоцируют обсессивно-компульсивные нарушения в 15% случаев. Синдром также формируется под влиянием приобретенных заболеваний ЦНС, нарушений вегетативной регуляции, затяжных соматических болезней. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
  • Социальные предпосылки. Навязчивые действия зачастую проявляются у детей, проживающих в неблагоприятных семейных обстоятельствах, что подразумевает неполные семьи, асоциальных родителей, плохие материально-бытовые условия. Авторитарное воспитание и гиперопека также являются независимыми факторами риска невроза.
  • Психологические причины. К этой группе относят психические травмы, которые наблюдаются при сильном эмоциональном потрясении либо при причинении ребенку физического насилия и являются триггером для 35% неврозов. Компульсивное поведение более характерно для детей с акцентуациями личности — чрезмерным усилением отдельных черт характера.
  • Инфекционные воздействия. Появление навязчивых движений возможно при синдроме PANDAS — аутоиммунном нейропсихическом расстройстве, которое провоцируется стрептококковой инфекцией группы А. Состояние отличается внезапным возникновением симптомов и их эпизодическим течением, оно может встречаться у абсолютно психически здоровых детей.

Патогенез

Современные психиатры рассматривают навязчивые движения как наиболее простой вариант реализации патологической избыточности двигательного акта. Синдром возникает при нарушениях передачи импульсов в стриопаллидарной области головного мозга, которые обусловлены недостаточностью ГАМКергической трансмиссии. В формировании патологии не принимают участие высшие центры церебральной коры, поэтому типично наличие максимально простых и однотипных движений.

Двигательная активность направлена на нормализацию работы нейронов и улучшение нейротрансмиттерной передачи в разных отделах экстрапирамидной системы. При этом у пациента уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в ЦНС, отмечается субъективное ощущение комфорта. При совершении навязчивых действий аналитическая и контролирующая функции нервной системы сохранены, ребенок полностью осознает свои поступки.

Симптомы

Ребенок с компульсивным неврозом имеет непреодолимое и необъяснимое желание совершать и многократно повторять однотипные движения. Синдром отличается разнообразием клинических симптомов. Среди типичных двигательных расстройств выделяют кивания головой, «болтания» конечностями, непроизвольное вытягивание или сгибание туловища. Некоторые больные постоянно двигают руками, поправляя волосы либо расправляя складки одежды.

Многие дети начинают непроизвольно и слишком часто зажмуриваться, складывать губы трубочкой, морщить нос и выдавать «хрюкающие» звуки. Подобные движения, возникающие в дошкольном возрасте, часто воспринимаются родителями как гримасничанье. Родители пытаются отучить малыша от таких привычек, слишком эмоционально реагируют на непослушание, в результате чего невротические расстройства усугубляются.

У подростков компульсивный синдром иногда проявляется в виде ритуалов, которые носят защитный характер и могут сопровождаться различными фобиями. Ритуалы могут включать многократные проверки закрытого окна и двери, раскладывание книг и письменных принадлежностей в определенном порядке, использование одних и тех же маршрутов для передвижения по городу.

Осложнения

Без коррекции все проявления навязчивостей усиливаются, вследствие чего у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией. Постоянно повторяющиеся бессмысленные движения делают его объектом для насмешек сверстников, мешают целенаправленной учебной деятельности, снижают способности к концентрации внимания. Такие дети отказываются посещать школу и общаться с ровесниками, в тяжелых случаях ситуация заканчивается полной изоляцией.

Читайте также  Отруби ржаные для похудения

Пациенты с навязчивыми неврозами, как правило, страдают от множественных фобий: насекомых, высоты, замкнутых пространств, тяжелых заболеваний. К распространенным навязчивым страхам при ОКР у детей относят эритрофобию (боязнь покраснеть), лалофобию (боязнь разговора из-за опасения заикания), никтофобию (страх темноты). Распространенным последствием компульсивного невроза являются тревожно-депрессивные состояния.

Диагностика

Синдром навязчивых движений выявляется при клиническом обследовании ребенка психиатром. Врач беседует с пациентом и его родителями, подробно узнает об особенностях компульсивных движений, собирает анамнез жизни с момента рождения. Для оценки психоэмоционального состояния используются специальные тесты и опросники (шкала Йеля-Брауна), у малышей для психодиагностики применяют тесты с картинками.

Навязчивые действия по клиническим признакам напоминают тики, возникающие при органических поражениях ЦНС, для исключения которых назначается консультация детского невролога. Врач проводит стандартный физикальный осмотр, оценивает работу вегетативной нервной системы, проверяет рефлексы и делают пробы на координацию движений. По показаниям ребенку выполняют инструментальные методы: ЭЭГ, эхоэнцефалографию, КТ или МРТ головного мозга.

Лечение синдрома навязчивых движений у детей

Медикаментозная терапия

Лечение навязчивостей представляет собой сложную задачу для детского психиатра, что обусловлено сложным переплетением этиологических и триггерных факторов, невозможностью полностью исключить негативные влияния социума и отсутствием четких схем терапии. При компульсивных неврозах у детей применяется комплексный терапевтический подход, который предполагает лечение медикаментами и разнообразные методы психотерапии. Фармакотерапия состоит из 3 этапов:

  1. Купирующая терапия. Начинается после постановки диагноза для полного устранения или редукции симптоматики навязчивых движений и продолжается в течение 1-2 месяцев. Лечение включает анксиолитики, антидепрессанты и ноотропы, реже рекомендуют нейролептики и нормотимики.
  2. Стабилизация. Ребенку назначают препараты первого этапа в поддерживающих дозах, чтобы добиться стойкой ремиссии, улучшить прогноз для социальной адаптации. Второй этап продолжается до полугода и более с учетом клинической ситуации.
  3. Поддержание ремиссии. Детям с хроническим или рецидивирующим течением синдрома показана длительная амбулаторная терапия, которая рассматривается как вторичная профилактика осложнений и средство для повышения уровня социального функционирования.

Психотерапия

Высокую эффективность при навязчивых неврозах имеют методы психологической коррекции, которые дополняют или заменяют медикаментозное лечение в зависимости от степени выраженности симптоматики. Детские психологи используют, групповую, парную, индивидуальную формы работы, применяют игровую терапию, арт-терапию и релаксационные упражнения. Большую роль в социальной адаптации играют тренировки коммуникативных навыков.

Комплексное лечение навязчивых движений включает методику семейной психотерапии. Психологи работают с улучшением эмоционального фона в семье, помогают достичь взаимопонимания, мягко корректируют неправильные родительские подходы к воспитанию. Изменение отношения членов семьи к психологическим особенностям ребенка и принятие имеющихся у него отклонений очень важно для успеха дальнейшей терапии.

Прогноз и профилактика

При неврозе навязчивых движений врачи не дают однозначных прогнозов. В среднем у 2/3 детей, несмотря на проводимое лечение, остаются отдельные проявления компульсивного поведения, которые усугубляются на фоне психотравм. Однако комплексная психологическая и медикаментозная помощь помогает больным минимизировать проблему, научиться контролировать свое состояние и не допустить дальнейшего прогрессирования невроза.

Профилактика навязчивостей должна начинаться еще в антенатальном периоде развития и включать регулярный контроль беременности, выбор оптимальной тактики родов и предупреждение гипоксических повреждений ЦНС. В постнатальном периоде родителям необходимо обеспечить ребенку комфортную и доверительную семейную обстановку, максимально оградить от психотравмирующих ситуаций.

Тики и невроз у детей

Невроз – собирательный термин, указывающий на функциональное расстройство высшей нервной деятельности. Проблема относится к психогенной группе и имеет тенденцию быть естественно затяжной. Тики и невроз у детей представляют собой нарушение, требующее назначения тяжелых медикаментов. В медицинском центре «Юг-Клиник» работают лучшие специалисты в Ростове на Дону, которые определят истинную причину заболевания и подберут максимально эффективную и безопасную терапию.

Частота возникновения

Около 6-10% пациентов детского возраста страдают невротическими расстройствами. Не всегда симптомы постоянны: у 80-95% всех пациентов один раз в жизни возникают невротические проявления, не перерастающие в психические отклонения. Девочки чаще страдают от подобных нарушений, чем мальчики.

Чаще всего нервные тики и неврозы возникают у детей в периоды, когда происходит перестройка нервной системы – в 1 год, с 3 до 4 лет, с 6 до 7 лет. Отклонения от нормы могут наблюдаться во время полового созревания.

Тики и невроз у детей причины расстройств нервной системы

Основным провоцирующим фактором являются конфликты, как внешние, так и внутренние, постоянные стрессы и психическая травма. Подразумевается наличие психогенного расстройства, склонного к затяжному и даже хроническому течению.

Хорошая новость для родителей – это обратимо и при правильном подходе к лечению удается полностью избавиться от проблемы. Определить причину развития невроза и нервного тика у ребенка непросто. Для этого нужно обратиться к опытному специалисту.

Основные причины развития расстройства нервной системы в детском возрасте:

  • неблагоприятная обстановка в семье (частые конфликты между родителями, алкоголизм);
  • допущение тотальных ошибок в воспитании (дефицит внимания, гиперопека, чрезмерная требовательность);
  • проживание в регионе с загрязненной экологией, радиационное воздействие;
  • перенапряжение и переутомление (недосып, посещение большого количества секций);
  • психологические травмы (смерть родственника, развод родителей, потеря семьи, моральное или физическое насилие, испуг);
  • темперамент (меланхолики и холерики имеют большую склонность).

Невроз в детском возрасте – это защитная реакция психики от негативных социальных факторов. Это может связано с тем, что родители не додают любви или унижают свое чадо. Важна социальная обстановка, т. е. взаимоотношение с другими детьми, которые также могут пренебрегать уважением или же проявлять агрессию.

Для защиты от этих факторов организм образует своего рода психическую защиту: от людей, к людям и даже против людей. Это проявляется в необходимости независимости, свободы и дистанции. Имеется необходимость в подчинении, любви и защите. Движение против людей проявляется в потребности в успехе, признании и триумфе.

Сегодня выделяют такие психологические факторы развития нарушений у детей, как:

  • особенности, условия развития;
  • образовательная деятельность;
  • уровень претензий;
  • отношения в обществе.

Нельзя оставлять без внимания биологически-функциональный сбой нейрофизиологических и нейротрансмиттерных систем, которые делают более восприимчивыми к воздействию психогенных факторов.

Тики и невроз у детей основные проявления

При неврозах поведение ребенка меняется и проявляется замедлением психического развития, склонностью к истерии. Отмечается ухудшение умственных способностей. Нервные тики у детей возникают в том случае, если внутреннее напряжение находит так называемый выход на физическом уровне. Тики – это не самостоятельные нарушения, а следствие. Но появляются они не всегда, что зависит от состояния нервной системы, особенностей восприятия, личности и характера.

Симптомы, проявляющиеся в виде душевных жалоб:

  • различные страхи, фобии;
  • депрессии;
  • отчуждение эмоций (проявление психического автоматизма);
  • ипохондрия (страх болеть).
  • нерешительность, эмоциональные проблемы, нестабильность настроения;
  • проблемы взаимопонимания;
  • искаженное самоуважение;
  • тревога, панические атаки;
  • чрезмерная раздражительность;
  • повышенная чувствительность к стрессу;
  • плаксивость, уязвимость;
  • занятость травматической ситуацией;
  • чувствительность к изменениям температуры, яркому свету, внезапным или громким звукам.

К телесным синдромам расстройства нервной системы в детском возрасте, относятся нарушения внутренних органов (например, синдром раздраженного кишечника, параличи), которые не основаны на физических проблемах. Среди физических симптомов следует выделить головную, брюшную и сердечную боль, низкую производительность. Для пациентов детского возраста характерно падение давления, головокружение, пищеварительные дисфункции и нарушения сна.

Нервные транзиторные тики у пациентов детского возраста также имеют определенную классификацию:

  • Мимические (губ, крыльев носа, глаз). Характеризуются непроизвольным сокращением лицевых мышц.
  • Вокальные (заикание, покашливание, ненавязчивое повторение определенного звука). Сопровождаются непроизвольным сокращением голосовых связок.
  • Моторные (подергивание ногами, руками, всплески, взмахи). Сокращения мышц конечностей, не имеющие логического объяснения.

Классификация расстройств нервной системы

Таблица – Основные психические расстройства нервной системы в детском возрасте, классификация и их характеристики

Психическое расстройство Неврозы Основные характеристики болезни
Тревожное Тревожные состояния Страх, не ограниченный конкретными ситуациями, например, генерализованные тревоги или панические атаки.
Синдром деперсонализации и дереализации/ синдром отчуждения Синдром невротической деперсонализации Восприятия, чувства, телесные ощущения и мысли не воспринимаются как принадлежащие собственному «Я» (деперсонализация) или окружающая среда не воспринимается должным образом (дереализация).
Диссоциативное, конверсионное Истерический (конверсионная реакция) Физические симптомы (напр., парезы) возникают из-за душевных конфликтов или восприятий, воспоминаний, представлений и чувств не приспособлены к реальности.
Дистимия Депрессивный (невротическая депрессия) Хронические депрессии, но оно не настолько выражено, чтобы его можно было классифицировать как (легкое, среднее).
Ипохондрическое Ипохондрический Чрезмерная озабоченность собственным здоровьем , что сопровождается тревожным самонаблюдением.
Фобическое Фобия (также: принудительное опасение) Страх перед конкретными ситуациями или объектами, например, агорафобия (боязнь широких площадей или большого количества людей), социальная фобия, клаустрофобия (страх замкнутых пространств).
Обсессивно-компульсивное Навязчивое состояние Повторяющиеся мысли, действия, которые имеют взаимосвязь со страхом перед предстоящими последствиями, если они не будут соблюдены.

Возможные осложнения невроза

Расстройства нервной системы у детей, в зависимости от вида и типа, могут вызывать, следующие осложнения, которые могут остаться на всю жизнь:

  • Фобии. Начинаются с детства, при отсутствии своевременного лечения могут приобрести хроническое течение. Отличаются разноплановостью.
  • Дистимия. Отличается хроническим, часто волнообразным течением, при котором фазы чередуются с легкой депрессией и бессимптомным течением.
  • Ипохондрическое. Протекает хронически и сопровождается проблемой в убеждении в том, что риски заражения болезнью исключены.
  • Диссоциативное. Протекают по-разному, но часто имеют довольно неблагоприятное для пациента течение.

Тики и невроз у детей постановка диагноза в медицинском центре «Юг-Клиник»

Диагноз невроза основан на инструментальном обследовании пациента. Исключение соматических заболеваний крайне важно для объективной проверки, так как некоторые заболевания организма могут спровоцировать изменения в психологическом и психоэмоциональном поведении человека.

Диагноз невроза у пациентов детского возраста может быть обозначен врачами различных специальностей: терапевтами, неврологами, гастролерами, кардиологами. Хотя патология относится в основном к компетенции неврологии, психиатрии. Важен комплексный подход к диагностике, чтобы исключить наличие иных заболеваний, имеющих схожую симптоматику. Врачи часто ошибаются с диагнозом, что усложняет ситуацию.

Основные методы диагностики нарушений со стороны нервной системы:

  • Биохимический, общий анализ крови;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • КТ, рентгенография головного мозга.

В медицинском центре «Юг-Клиник» для выявления болезни нервной системы и ее устранения собирается врачебный консилиум. Такой подход позволяет поставить верный диагноз и назначить максимально эффективное и безопасное лечение для пациентов детского возраста.

Лечение невроза в детском возрасте в «Юг-Клинике»

Своевременный поход в медицинский центр поможет предотвратить хронический процесс. При лечении пациентов детского возраста эффективна фитотерапия, психотерапия, психотропные и седативные препараты. Хороший эффект дает иглоукалывание и массаж.

Для лечения неврозов и тиков у детей в медицинском центре «Юг-Клиник» назначаются следующие виды терапии:

  • Лечение творчеством. Вместе с пациентом специалист занимается рисованием или лепкой. Параллельно общаясь с ним для того, чтобы разобраться в проблеме и решить ее.
  • Аутотренинг (аутогенная тренировка). Расслабление на психологическом и физиологическом уровне. Психотерапевтическая методика направлена на нормализацию динамического равновесия гомеостатических механизмов.
  • Пет-терапия. Лечение подразумевает взаимодействие и общение с домашним животным. Иппотерапия (езда верхом), канистерапия (терапия с использованием собак), дельфинотерапия, фелинотерапия (терапия с помощью кошек) и пр.
  • Сказкотерапия. Психокоррекция для пациентов детского возраста, которая проводится с помощью понятного и забавного способа позволяет проработать и принять модели правильного поведения.
  • Гипнотерапия. Методика для коррекции психики посредством создания новых установок с помощью погружения в транс. Проводится только для подростков и детей старшего школьного возраста.
  • Игровая психотерапия. Занятия проводятся по специальным методикам, в ходе которых врач оценивает поведенческие факторы и принимает меры для их коррекции.
Читайте также  Восстановление после кесарева сечения

Отличный результат при лечении невроза дают групповые занятия у психотерапевта. Такой подход максимально эффективно корректирует нарушения нервной системы, которые имеют связь с трудностями при общении у пациентов. Групповые тренинги в медицинском центре «Юг-Клиник» позволяют быстро адаптироваться к новым условиям.

Болезнь в детском возрасте не приводит к инвалидности, но часто нарушает качество жизни пациента детского возраста и его семьи. Хроническая форма заболевания может привести к развитию невротической личности.

Профилактика невроза в детском возрасте может включать социальные и психогигиенические меры, целью которых является устранение эмоционального стресса. Для этой цели используются различные методы, но первое место занимает отдых и коррекция ритма жизни. При появлении первичных проявлений болезни рекомендуется не откладывать визит в медицинский центр.

Неврозы навязчивых состояний (движений) у детей: симптомы и лечение

Примерно каждый десятый ребенок школьного возраста страдает от невроза. «Болезнь нервов» – так переводится с греческого языка название этого распространенного нервно-психического расстройства. Неврозы изматывают детей, истощают их психику и физические силы, мешают приспособиться к окружающему миру. Поэтому родителям следует знать, как проявляется навязчивый невроз у детей и как бороться с этим недугом.

Содержание

Чтобы оградить маленького человечка от травмирующих факторов, вызывающих невроз навязчивых состояний, родителям необходимо обратить особое внимание на его поведение в период между 2–3 и 5–7 годами. Именно в этом кризисном возрасте, когда происходит противостояние между подрастающими малышами и их родителями, а также окружающим миром, чаще всего начинает развиваться нервное расстройство.

—>
КОНЕЦ БЛОКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ —>

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

Невроз – сложное заболевание, которое может развиться вследствие множества причин и предпосылок.

По своей сути, детский навязчивый невроз является болезненной реакцией ребенка на трудные жизненные ситуации. К счастью, невротическое расстройство можно полностью излечить. Главное – как можно раньше обратить внимание на подозрительные симптомы и предупредить переход недуга в хроническую стадию, которая требует более серьезного и продолжительного лечения.

Основные предпосылки развития неврозов – психологические травмы, частые и длительные стрессы, сильный испуг. Однако психотравмирующие ситуации (ссора родителей, первый поход в ясли или в школу) встречаются в жизни каждого малыша, почему же у одних детей развивается невроз, а у других нет? Психологи советуют обратить внимание на особенности темперамента маленького человека. Навязчивый невроз чаще встречается у детей:

  • робких, тревожных и мнительных;
  • с повышенной внушаемостью;
  • педантичных;
  • чрезмерно обидчивых;
  • тяжело переживающих собственные неудачи.

Если вы замечаете у своего ребенка перечисленные особенности поведения, проконсультируйтесь с психологом. Своевременная психологическая коррекция является лучшей профилактикой невроза навязчивых состояний. Чтобы предупредить невротические расстройства, специалисты рекомендуют с раннего возраста развивать у малыша настойчивость, выдержку, трудолюбие.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ НЕВРОЗОВ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

О наличии невроза навязчивых состояний у ребенка свидетельствуют повторяющиеся вновь и вновь мысли, поступки или целые «ритуалы», выполняемые помимо воли.

Навязчивые мысли могут быть связаны с различными страхами. Одни дети боятся оставаться сами дома, другие боятся темноты, высоты, вызова к школьной доске и т.д.

Не менее разнообразны навязчивые действия – многократно повторяемые движения, например, хмыканье, облизывание или покусывание губ, причмокивание, частое поправление одежды или мытье рук, подергивание различными частями тела (головой, плечами, руками) и др.

В некоторых случаях навязчивые действия принимают форму достаточно сложных ритуалов, которые также являются защитной реакцией ребенка на пугающий его фактор. Так, в медицинской практике известны случаи, когда дети ходят по кругу и обходят различные предметы только справа или только слева. В других ситуациях дети перед тем, как лечь спать, выполняют странные ритуалы с прыжками, которых должно быть определенное количество, например, 10, – таким образом они «защищают» себя от страха темноты. Есть и много других примеров необъяснимых навязчивых движений, от которых дети не могут отказаться самостоятельно.

Родителям не следует надеяться, что такое странное поведение пройдет со временем «само по себе». Тем более что помимо навязчивых, постоянно повторяющихся движений, неврозы обычно сопровождаются плаксивостью, бессонницей, ухудшением работоспособности и аппетита у ребенка. К тому же над такими детьми постоянно подтрунивают одногодки, что наносит дополнительную психологическую травму и усугубляет проблему.

ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Заметив первые признаки и симптомы неврозов навязчивых состояний у детей, родителям необходимо сразу же обратиться за консультацией к психологу или психоневрологу. Специалист назначит индивидуальное лечение после обследования маленького пациента и выяснения причин проявления невроза. Терапия должна учитывать и личностные особенности ребенка, его темперамент.

Длительность и методика лечения зависят от тяжести расстройства (терапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет). При легкой форме применяются общеукрепляющие и психотерапевтические методики (в том числе игровая психотерапия, поведенческая терапия, предполагающая столкновение ребенка с пугающим фактором, аутогенные тренировки и др.).

При неврозах в той или иной степени нарушаются вегетативные, моторные и поведенческие реакции. Чтобы восстановить все эти функции, применяется комплексное лечение, включающее прием медикаментозных средств, в том числе успокаивающих препаратов.

В тех случаях, когда требуется коррекция и профилактика неврозов навязчивых состояний у детей, хорошо зарекомендовал себя препарат Тенотен детский, который может устранить состояния тревожности и страха. Его преимущества – мягкое воздействие без побочных эффектов. Тенотен детский не вызывает привыкания и зависимости.

Чтобы лечение неврозов навязчивых движений у детей было эффективным, родителям придется проявить терпение и такт. Заметив повторение навязчивых движений и ритуалов, нельзя кричать на ребенка, необходимо уделить ему время и поговорить о том, что его беспокоит.

Навязчивые состояния у детей

В большинстве случае у детей навязчивые состояния отмечаются в возрасте 7-8 лет. Однако, и в зарубежной, и особенно отечественной психиатрии, описаны навязчивые состояния и ритуалы в возрасте 5 лет и даже ранее.

D. Tolin (2001) приводит случай успешного лечения навязчивых состояний у детей с помощью таких психотерапевтических техник, как «экстернализация», библиотерапия и семейная терапия.

Для детей старше 10 лет и подростков общие принципы лечения навязчивых состояний мало чем отличаются от терапии взрослых и обычно включают в себя: образование в области психиатрии, изменение убеждений, поведенческие техники, профилактику рецидивов. Замечено, что более эффективна психотерапия навязчивых состояний у подростков в том случае, если она насыщена юмором, творческой активностью (рисунки), а психотерапевт избегает использование медицинских и психологических терминов. Во всех случаях считается обязательным вовлечение членов семьи больного в процесс психотерапии, поскольку для многих ее членов здесь характерно использование ошибочных убеждений.

L. Atkinson (2009) приводит вариант когнитивно-бихевиоральной терапии навязчивой мысли ребенка ударить мать ножом. В процессе психотерапии ребенок обучается не скрывать подобные мысли от матери, задавать ей те вопросы, которые тревожат его, говорить о своих чувствах, а главное — не бояться «опасных» мыслей. В конечном итоге, важно не только раскрыть «опасные» мысли, но и «работать» с ними в определенной последовательности: «эти мысли опасны», «эти мысли не нормальны», «наличие этих мыслей не означает, что они могут реализоваться», «я могу контролировать подобные мысли и останавливать их, когда они появляются».

Процесс обучения играет в терапии навязчивых состояний детей важную роль. Здесь имеет значение и своевременная поддержка ребенка и использование родителей в качестве «проводников» терапевтических интервенций врача. Нередко психотерапевт замечает, что без устранения патологических стереотипов общения родителей практически невозможно лечить навязчивые состояния у детей.

В нашей практике был случай лечения 6-летнего мальчика, у которого отмечались ритуалы повороты головы то в одну, то в другую сторону. Как выяснилось в процессе психотерапевтической сессии (моделирование вариантов общения в семье), в которой принимали участие родители ребенка, ритуалы возникали в тот момент, когда ребенок играл в центральной комнате, а родители ссорились между собой громко разговаривая — один из спальни, другой — находясь на кухне.

Портативные устройства с внешней обратной связью, в которых в качестве регулируемого параметра служат изменения электрофизиологических показателей, оказались эффективными при лечении обсессивно-компульсивных расстройств у детей. Так, в частности, изменения электрофизиологической активности мышц способны обеспечить сигнализацию об осуществлении мышцами нежелательного «поведенческого рисунка». Этот эффект может быть использован при лечении таких привычных действий, как трихотилломания, онихолофагия, сосание пальца, а также автоматизированных навязчивых действий и ритуалов, в сохранении которых важную роль играют условно-рефлекторные механизмы, недостаточный уровень активного внимания к совершаемым двигательным навыкам (Шевченко Ю.С., Васильев М.В., 1995).

Портативное устройство, состоящее из двух автономных блоков, взаимодействующих по типу радиолокационного механизма, обеспечивает подачу сигнала при нахождении их на определенном расстоянии друг от друга. Если один миниатюрный блок с передающей магнитной антенной зафиксировать на запястье, а второй в зоне привычной манипуляции (ритуалов), то предупреждающий звуковой сигнал, возникающий перед началом повторяющийся действий способен остановить ритуал в момент его появления. Подобная терапия дает возможность выработать и закрепить у больного навык конкурирующего поведения и контролировать рецидив патологических привычных действий самостоятельно в любых условиях. Согласно рекомендациям Ю.С. Шевченко и М.В. Васильева (1995) терапия с использованием биологической обратной связи может проводиться в несколько этапов и занимать около четырех недель. На начальном этапе психотерапевт вводит пациента в гипнотическое состояние, внушая ему пребывание в обычной ситуации и параллельно соответствующее этой ситуации эмоциональное состояние, включая негативные эмоции, сочетание которых обусловливает возникновение патологически привычных действий. В дальнейшем провоцируется начало их осуществления, которое прерывается сигналом устройства. Одновременно с произвольным прекращением двигательного стереотипа внушается разрешение негативного эмоционального состояния и его смена противоположным. Длительность первого этапа — 1 неделя, количество сеансов — 7, продолжительность каждого сеанса — 30-45 минут. На следующем этапе лечения, по мере формирования установки на активное преодоление привычных действий и усвоения приемом аутогенной тренировки, психотерапевт направляет усилия пациента на самостоятельное приобретение навыка вытеснения автоматизированных двигательных стереотипов конкурирующего поведения. В состоянии аутогенного погружения больной моделирует в воображении соответствующие ситуации типичного возникновения ритуалов и прерывает их в начальной фазе, по сигналу устройства, соотнося с этим мысленный приказ «Стоп», возвращающий его в спокойное и активное состояние. Длительность данного этапа — 2 недели, количество психотерапевтических сеансов — 14, продолжительность каждого — 30 минут. На завершающем этапе лечения проводят функциональную тренировку в обычных условиях жизни пациента, при этом он носит аппарат биологической обратной связи с собой с целью получения предупреждающего звукового сигнала в случае начала патологического стереотипа действия при ослаблении или отвлечении активного внимания, что обеспечивает повышение устойчивости сформированного навыка самоконтроля и вторичную профилактику. После окончания основного курса пациентам предлагается использовать портативное устройство регулярно или эпизодически в домашних условиях для самостоятельного подкрепления навыка самостоятельной регуляции и предупреждения рецидива навязчивых действий.

Читайте также  Сочится шов после кесарева сечения

Книга «Навязчивые состояния»

Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь?

Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь?

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их детей появляются странные, необъяснимые и очень устойчивые привычные действия. Эти странные «привычки» могут появиться внезапно или нарастать постепенно. Сначала появляется один элемент действия, некоторое время повторяется, затем к нему присоединяется другой, третий… Родители начинают бить тревогу тогда, когда эти странные, непривычные и не имеющие никакого рационального объяснения «привычки» становятся заметными для окружающих или мешают ребенку учиться, общаться в детском саду или выполнять обычные ежедневные действия.

Одной из сложностей для родителей выступает то, что нет какого-то определенного описания этих «привычек». У каждого ребенка они свои. Родители задаются вопросом «что это»? Это издержки воспитания, странные склонности ребенка или болезнь? Приведу несколько примеров.

Девочка, 5 лет. В возрасте 4 года, 8 мес. наотрез отказалась надевать шапку. По мере изменения температуры на улице (наступления осени и зимы) проблема усугублялась. Каждый раз, при одевании шапки или любого другого головного убора – истерика, которая не прекращается даже если родители настаивают и одевают ребенка, выводят на улицу. На улице постоянные попытки снять шапку, непрекращающийся плач, падения на землю и т.п. Девочка успокаивается и «забывается» только спустя 2 – 3 часа прогулки. Но в каждый следующий выход на улицу все повторяется сначала.

Мальчик, 11 лет. Сначала появился страх темноты. Боялся ложиться спать, если выключен свет. Потом к этому страху присоединился страх туалетной комнаты. Избегает заходить в туалетную комнату один. Соглашается зайти и справить нужду только в присутствии отца. Может по долгу не ходить в туалет или просит, чтобы ему дали горшок… Ребенок не может объяснить, чего именно он боится. Никакие уговоры родителей не помогают ребенку справиться со страхом. Попытки родителей не поддаваться на «манипуляции» сына приводили к тому, что мальчик справлял нужду в штаны….

А. девочка, 10 лет. Обратились по поводу школьных проблем. Несколько месяцев девочка под разными предлогами пытается избегать посещать школу. По утрам сказывается больной или сбегает с уроков. Причиной такого поведения послужили навязчивые звуки, которые издает девочка. С некоторой периодичностью А. выкрикивает протяжное «Ииии». После этого кажется испуганной и подавленной, но через некоторое время вновь издает этот же звук. По словам мамы, эта особенность появилась примерно полгода назад. Сначала не обращали внимания, считали, что обычная детская игра и пройдет самостоятельно. Но А. издавала звуки не только, когда играла одна, но и во время принятия пищи или когда всей семьей смотрели телевизор. Никакие попытки уговорить А. не делать этого не имели успеха. Поскольку такое поведение продолжалось и в школе на уроках, это привело к тому, что одноклассники стали не только дразнить А., но и применять физическую силу – толкали и на уроках и на переменах, рвали ее тетради и т.п.

Столкнувшись с подобными особенностями поведения у детей, большинство родителей в первую очередь обращаются к неврологам. Чаще всего у таких детей не находят каких-либо отклонений и патологий в развитии. Иногда неврологи назначают успокаивающие препараты. Но, в подавляющем большинстве случаев, эффект от приема медикаментов либо не стойкий, либо полностью отсутствует.

Так что же это такое? И что делать родителям, если у их ребенка появляются навязчивые действия?

Устойчивые навязчивые действия, практически не поддающиеся волевому контролю и коррекции могут говорить об обсессивно-компульсивном расстройстве личности (обсессии – навязчивее мысли, компульсии – навязчивости в двигательной сфере). Обсессивно-компульсивное расстройство у детей может проявляться не только в описанных выше «странных» привычках или страхах, но и в виде тиков, простых и сложных. К простым тикам относятся моргания, подергивания головой, плечами, вокализации (голосовые тики). К сложным тикам относят навязчивые действия в виде прикосновения к отдельным частям тела в определенной последовательности, сгибания и разгибания пальцев рук, подпрыгивания и т.п.

Для детей с подобными особенностями развития характерно появление ритуалов – закономерной цепочки действий, которая обязательно должна быть выполнена. Это может быть простой ритуал в виде раскладывания одежды или предметов в определенной последовательности, ритуал умывания или сборов в школу. Или это может быть довольно сложная цепочка действий, не всегда имеющая рациональную природу – совершение последовательности определенных действий перед выходом на улицу или перед отходом ко сну (например, три раза обойти вокруг стула, затем посидеть на нем 1 минуту и вновь обойти вокруг него, но уже в обратную сторону). Если ребенку не удается совершить привычные действия или ритуал, нарастает напряжение, тревога, вплоть до панических состояний.

Следующая категория состояний, характерных для обсессивно-компульсивного расстройства – навязчивые сомнения и навязчивые страхи, такие как страх того, что что-то может случиться с родителями, страх заболеть какой-то болезнью, страх заражения.

К причинам подобных расстройств чаще всего относят конституциональные (врожденные) особенности личности. Исследователи чаще всего указывают на врожденную повышенную чувствительность таких детей, что приводит к выраженной боязливости и формированию тревожности как свойства личности. С недавних пор стали говорить о возможной роли стрептококковых инфекций, так как в ряде случаев расстройство возникало после перенесенного заболевания.

Поскольку имеет место повышенная чувствительность, то для провоцирования начала расстройства таким детям достаточно малозаметного для окружающих людей стресса. Именно из-за этого появление «странностей» в поведении ребенка для взрослых кажется не связанным с какими-то событиями. Тем не менее, первичный «пусковой момент» всегда присутствует.

В последние пятнадцать лет в мировой практике изменилось отношение к данному расстройству. Если раньше считалось, что обсессивно-компульсивное расстройство встречается довольно редко, то теперь известно, что распространенность данного расстройства довольно высока, но его диагностика затруднена в связи с тем, что дети, подростки и взрослые скрывают свои симптомы, так как осознают их необычность, «странность» и опасаются реакции окружающих людей.

Необходимо отметить, что далеко не все повторяющиеся действия действительно являются признаками обсессивно-компульсивного расстройства. Особенно важно учитывать возраст ребенка. Нередко в возрасте 5 – 6 лет у детей появляются навязчивые действия, которые имеют характер «внушенных» — ребенок мог увидеть и «подцепить» какое-то действие, жест или гримасу. Такие «внушенные» привычки проходят самостоятельно или легко поддаются психологической коррекции.

В целом же прогноз при обсессивно-компульсивном расстройстве неутешительный. По данным исследователей, только незначительное меньшинство детей выздоравливают через 2 – 3 года. У большинства детей симптомы устойчивы не только на протяжении всего детства, но и сохраняются в зрелом возрасте. Кроме того, симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства не ограничивается навязчивыми действиями или тиками – как правило, имеет место специфические особенности мышления и формирования структуры личности.

Какие методы лечения существуют? Безусловно, существует медикаментозная терапия, которую может назначить врач-психиатр. Но, повторюсь, лишь малое количество детей избавляются от симптомов. Когда медикаментозное лечение исчерпало себя, родители обращаются к психологам. Основным методом лечения является поведенческая терапия, дающая заметный эффект. Желательно, чтобы программу терапии для ребенка разрабатывал и проводил специалист не только специализирующийся на лечении обсессивно-компульсивых расстройств, но и умеющий работать с детьми. Программа лечения специфична для каждого возраста и чем младше ребенок, тем сложнее, зачастую, ему помочь.

Очевидно, что терапия подобных нарушений не может быть кратковременной.

Многие родители сталкиваются с проблемой поиска специалиста и, что немаловажно, с финансовым вопросом. Посещение психолога в течение нескольких месяцев – довольно дорого. Какие рекомендации можно дать родителям, если нет возможности обратиться за квалифицированной помощью?

Первое, что необходимо помнить, если у вашего ребенка есть вышеперечисленные симптомы, это то, что для таких детей нужна максимально благоприятная обстановка в семье, чтобы снизить уровень тревоги. Характерный для этих детей высокий уровень базовой тревоги зачастую является основой для появления симптомов и даже небольшой стресс может свести на нет полученные результаты.

Родителям не следует концентрировать внимание на симптомах, тем более наказывать ребенка за них. Лучшей стратегией является отвлечение. В момент, когда у ребенка начинаются привычные навязчивые действия, постараться переключить его внимание на что-то другое, желательно, чтобы то, на что родители переключают внимание ребенка, было достаточно сильным впечатлением, способным «захватить» внимание ребенка и некоторое время удерживать его.

Важен режим активности и отдыха. Достаточный сон и достаточная активность сами по себе являются факторами, улучшающими психическое и физическое здоровье детей, а в случае с детьми с обсессивно-компульсивным расстройством выступают как одно из важнейших условий. Активность помогает сбросить и нейтрализовать избыточное напряжение, накапливающееся из-за высокой тревожности ребенка. Кстати, родители не всегда замечают высокий уровень тревожности у ребенка, так как не знают, что именно относится к нормальным реакциям ребенка, а что свидетельствует о повышении уровня тревоги.

Для тех родителей, у кого достаточно времени, чтобы заниматься самостоятельно со своим ребенком для преодоления симптомов обсессивно-компульсивного расстройства могу предложить курс (www.b17.ru/courses/help_your_child/), в котором приведены методы для работы с детьми и даны инструкции, как самостоятельно провести с ребенком терапию, направленную на избавление от навязчивых действий и страхов у ребенка.

В заключение хотелось бы сказать, что не смотря на то, что обсессивно-компульсивное расстройство признается плохо поддающимся терапии и склонным к хроническому или рецидивирующему течению, самое опасное – «не замечать» проблемы. Все исследователи отмечают, что при проводимой терапии симптомы обсессивно-компульсивного расстройства если и сохраняются, то имеют значительно меньшую выраженность и склонность к расширению. Если же ребенок или подросток остается «один на один» со своей проблемой, симптоматика может утяжеляться и расширяться – к уже имеющимся навязчивым действиям добавляются новые, усугубляется склонность к обсессивному мышлению.

За консультацией к автору статьи можно обратиться по скайпу Login: mzayriy.