Во сколько ребенок узнает маму

Во сколько ребенок узнает маму

В период вынашивания ребенка между матерью и плодом устанавливается тесный контакт, который осуществляется в основном через пуповину. Уже во втором триместре ребенок выпивает по подсчетам от 15 до 40 мл амниотической жидкости, запах которой схож с запахом секрета, выделяемого ареолами молочной железы. Такое питание подготавливает ребенка к дальнейшему грудному вскармливанию. Таким образом, ребенок учиться буквально по запаху узнавать свою настоящую мать. Конечно, малыш чувствует биоритмы матери, ее эмоции и переживания, биение ее сердца. После того, как ребенок выходит из утробы и теряет последнюю связь с матерью в момент обрезания пуповины, наступает «кризис рождения». Малыш вступает в совершенно новый мир.

На смену водной среде приходит воздушная, не такая теплая и влажная. На маленький организм начинает действовать сила тяжести и обрушивается большое количество антигенов — бактерий, вирусов, грибков. Новорожденный испытывает воздействия сразу множества раздражителей: звуков, света, прикосновения и многих других, которые не тревожили его в утробе. Все это — огромный стресс для ребенка, и чтобы сгладить его, необходимо сделать переход из одной среды в другую наиболее плавным. Это достигается за счет материнского тепла, запаха, голоса, прикосновений и, конечно, грудного вскармливания.

Связь ребенка с матерью в первые часы после рождения

Первые часы после появления ребенка на свет — один из самых важных периодов в становлении связи между матерью и ребенком. Специалисты установили прямую параллель между тем, насколько часто плачет младенец и тем, сколько времени мать проводила с ним в первые часы после рождения. Слабый контакт между матерью и ребенком может обернуться в дальнейшем психологическими проблемами в развитии малыша и отсутствии привязанности к маме. Прикосновение к матери для ребенка необходимо не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Телесный контакт помогает новорожденному регулировать температуру собственного тела, количество выделяемых гормонов и ферментов и все обменные процессы в целом. Связь устанавливается уже в первые минуты после рождения. Когда ребенка кладут на живот матери, у него включается безусловный рефлекс, он находит сосок и дает начало периоду лактации.

Однако поддержание тесной связи с новорожденным важно не только ему, но и самой матери. Специалисты сделали вывод, что плач ребенка и количество контактов с ним также влияют на процесс образования молока. Кроме того, первые 30 минут контакта сразу после рождения включают материнский инстинкт, в той или иной степени заложенный в каждой женщине. Формированию прочной связи между матерью и ребенком способствует тот факт, что оба они находятся в состоянии сильного эмоционального всплеска. Ребенок — из-за перехода в другую среду и потери физиологической связи с матерью. Мать — из-за потери связи с ребенком и чувства эйфории, радости по причине того, что малыш появился на свет. Чувствуя в унисон, мама и ее малыш объединяются под воздействием сильных эмоций.

Связь мамы с ребенком во время грудного вскармливания

Грудное вскармливание является очень важным аспектом в процессе нормального психологического развития ребенка потому, что это — своеобразная форма общения. В этот момент грудничок чувствует знакомый запах родного человека, биение сердца мамы, ее дыхание, слышит голос, ощущает нежные прикосновения и чувствует себя полностью защищенным. Поэтому так важно в процессе кормления разговаривать с ребенком, поглаживать его, прижимать к себе.

Связь мамы с ребенком во время кормления сцеженным молоком

Бывают ситуации, когда ребенок самостоятельно отказывается от груди. Многие мамы испытывают из-за этого некое чувство вины, подвергая себя стрессу и психологическим переживаниям. Важно помнить, что в такой ситуации мать вовсе не виновата. В таком случае приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком. Конечно, вся польза вскармливания все равно имеет место, и при этом младенец получает необходимые ему вещества и защитные агенты, укрепляет свой иммунитет. Но связь с мамой, присутствующая в момент кормления грудью, пропадает, если бутылочку малышу дает папа, бабушка или няня, а это наблюдается довольно часто.

Стоит не забывать и о том, что со временем процесс кормления завершается уже быстрее, и если новорожденный ребенок кормится в течение 30-40 минут, то к трем месяцам ему достаточно уже 15-20 минут. А кормление из бутылочки может занять и того меньше — всего 10 минут. К тому же контакт получается не таким прочным, если ребенка кормят, не вынимая из кроватки. Чтобы не терять связи, маме необходимо как можно чаще самостоятельно кормить ребенка сцеженным молоком, при этом брать его на руки, как и при грудном кормлении, прикасаться и разговаривать. Всегда помните о том, что процесс кормления несет на себе функцию общения примерно в той же степени, что и питательную, поэтому не пренебрегайте им, чтобы иметь со своим ребенком прочный контакт.

Связь мамы и ребенка при искусственном вскармливании

Если вскармливание собственным молоком по каким-либо причинам стало невозможным, задача мамы опять же сводится к тому, чтобы не потерять связь с ребенком, появившуюся еще в период беременности. Несомненно, важную роль играет подбор подходящей по составу питательной смеси, в этом вам поможет педиатр, и мы частично касались этого вопроса в предыдущих статьях, рассматривая, чем нужно кормить детей, имеющих проблемы с пищеварением.

Однако если грудного вскармливания не было вовсе, это может послужить причиной тотально дефицита материнского внимания. Во избежание этого мать должна кормить ребенка из бутылочки самостоятельно, поглаживая его, и глядя малышу в глаза. Важно, чтобы ручки ребенка оставались свободными, и он мог самостоятельно прикасаться к матери. Не забывайте о том, что кормление из бутылочки занимает куда меньше времени, чем грудью, поэтому после того, как ребенок поел, его нужно некоторое время подержать на руках. Это важно для соблюдения неких временных норм при поддержании связи.

Таким образом, кормление — акт общения между мамой и малышом, который влияет на дальнейшее развитие родительско-детских отношений, гармоничного развития личности ребенка.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Определение пола плода по крови матери

1. Принцип анализа

Во время беременности, уже на первом месяце, в крови матери в очень низкой концентрации появляются клетки и ДНК ребенка, которые специалисты называют фетальные клетки и ДНК.

Если женщина носит мальчика, то в ее крови появляется фетальная ДНК Y-хромосомы. Выявление маркеров Y-хромосомы позволяет определить пол будущего малыша. Так как концентрация фетальной ДНК очень низкая, то выявить ее можно только очень высокочувствительным методом.

Фетальная ДНК появляется в крови матери с 4-5 недели беременности. Однако индивидуальные особенности развития беременности не всегда позволяют получать достоверные результаты на этих сроках.

В период с 6 по 8 неделю уровень достоверности анализа составляет в среднем 90-95%. В этот период концентрация фетальной ДНК в крови матери повышается, и после 8-ми недель достоверность анализа достигает 100%.

2. Фрагментный анализ

Партнеры Медикал Геномикс смогут предлагать данную услугу на принципиально новом уровне. Нам удалось кардинально улучшить существующую несовершенную технологию определения пола плода и довести точность анализа до максимально возможной – более 99% — благодаря предварительной оценке количества свободно циркулирующей ДНК ребенка в крови матери с помощью фрагментного анализа.

Технология определения пола основана на выделении ДНК ребенка из крови матери и поиске в ней У-хромосомы, наличие которой свидетельствует о мужском поле плода, отсутствие – о женском. Но прежде чем тестировать образец на наличие У-хромосомы, мы устанавливаем, достаточно ли в крови матери ДНК ребенка для того, чтобы делать выводы о его поле. Таким образом, мы избегаем ложноотрицательных результатов, вероятность которых в отсутствие фрагментрого анализа весьма высока.

2. Факторы, которые влияют на уровень фетальной ДНК:

· неточное определение срока беременности (при очень ранних сроках)

· индивидуальные особенности организма женщины (например, низкий уровень свободно – циркулирующей внеклеточной ДНК1) и процесс развития плода (например, синдром «исчезнувшего близнеца»)

· принятие антикоагулянтов или препаратов для лечения заболеваний крови

· в последние 3 месяца было прерывание беременности или выкидыш, переливание крови или пересадка костного мозга от мужчины (или пол донора не известен)

Кроме того, при определении маркера Y-хромосомы (т.е. мальчик) достоверность анализа выше, т.к. отрицательный результат (т.е. девочка) может быть связан не с отсутствием маркера, а с необычно низкой концентрацией фетальной ДНК.

3. Обязательно ли сдавать кровь натощак?

Нет, не обязательно. Легкий завтрак допустим. Рекомендовано не употреблять жирное и сладкое

4. Какие сведения необходимо предоставить при сдаче крови на исследование?

Смотрите «Форму заказа».

5. Сколько времени выполняется анализ?

От 3 –х до 5 – ти дней.

6. Какова надежность/достоверность результатов?

Достоверность результатов зависит, прежде всего, от срока беременности.

При сроках беременности более 8 недель достоверность результатов исследования практически приближается к 100%.

При меньших сроках не всегда можно получить однозначные результаты. Как правило, если определяемый пол «мальчик», то результат надежен. Если – «девочка», то мы рекомендуем повторное исследование через 7-10 дней.

7. Можно ли добиться 100% достоверности результатов определения пола?

Да, можно. Для этого необходимо провести два последовательных исследования с независимым забором крови с интервалом в 7-10 дней.

8. Можно ли определить пол ребенка в случае двойни/тройни?

Можно, но следует учитывать, что если один из детей мальчик, то мы не можем определить пол другого ребенка. Поэтому возможны следующие варианты. Маркер Y-хромосомы не определен – все девочки. Маркер Y-хромосомы определен – один из детей – мальчик, другие дети могут быть как мальчиками, так и девочками. Кроме того, было замечено, что при многоплодной беременности один плод может подавлять развитие другого, что также может отразиться на результатах анализа.

9. Были ли случаи несовпадения результатов вашего анализа и УЗИ?

Да. Результат по крови оказался верным.

11. Можно ли определить резус – фактор плода по этому анализу?

Да, только с 12 – ой недели (информация по этому вопросу будет озвучена дополнительно).

ООО «Медицинский центр «Здоровье» © 2016 – 2021

Во сколько месяцев ребенок начинает узнавать родителей

Рано или поздно наступает момент, когда малыш узнает родителей. В каком возрасте это происходит и от чего зависит?

Нет в мире ни одной мамы и ни одного папы, которых не интересовал бы вопрос, когда малыш начнет их узнавать . Впервые держа на руках долгожданное сокровище, они задумываются, о чем же размышляет самый дорогой человечек, кому улыбается, почему плачет, узнает ли их. Вглядываясь в родное личико, взрослые мечтают, чтобы малыш быстрее адаптировался в новом для него мире и быстрее начал осознавать, что происходит вокруг. Именно поэтому с первого дня рождения младенца его необходимо окружить любовью, заботой, позитивным настроением, потому что способность узнавать родных людей зависит не только от зрения, как кажется на первый взгляд, но и от эмоциональных, тактильных ощущений, обоняния и слуха. Когда ребенок начинает узнавать родителей — после полутора месяцев.

Новорожденный ребенок может все

Ребенок появляется на свет не беззащитным слепым котенком, а полноценным маленьким человечком, у которого еще в материнской утробе развивается нервная система, формируются слух и зрение. Научно доказано, что пузожители остро реагируют на яркое освещение, музыку, голос мамы. Уже на последних месяцах беременности устанавливается эмоциональная связь между младенцем и самыми родными людьми, которые регулярно разговаривают с ним, рассказывают сказки и поют песенки. От внимательного и заботливого отношения во многом зависит, как развивается ребенок.

Читайте также  Желтушка при рождении у ребенка

Тактильные ощущения и обоняние новорожденного

В советское время сразу после рождения ребенка забирали няни и уносили в отдельную комнату, возвращая матери только для очередного кормления. Эта практика давно ушла в прошлое, потому что медики пришли к выводу, что с первых секунд жизни у ребенка формируется эмоциональная связь с мамой, которая основана, прежде всего, на тактильных ощущениях и обонянии. В современной акушерской практике ребенка сразу после появления на свет прикладывают к материнской груди, чтобы он почувствовал мамины руки, исходящее от нее тепло, запах грудного молока. Кроме того, в первые недели жизни мамам и папам советуют как можно чаще брать чадо на руки и прижимать к себе, чтобы малыш постепенно запоминал родные запахи и энергетику. Именно на всех этих способностях основано умение младенца распознавать среди взрослых самых родных людей. И от этого во многом зависит, когда дети узнают родителей.

Когда новорожденный начинает видеть и узнавать родителей

Зрение ребенка формируется еще во время беременности, но это не значит, что малыш появляется на свет с идеальной способностью видеть окружающий мир. Нет, его зрительные способности ограничены, то есть распознавать он может лишь те предметы, которые находятся близко от его глаз. И это не единственная особенность зрения малыша, которую необходимо учитывать:

  1. Объекты или предметы, находящиеся на расстоянии 25-30 см от личика ребенка, он видит лучше всего. Мама его кормит, переодевает, носит на ручках чаще других родственников, она рядом с малышом 24 часа в сутки. Именно поэтому материнское лицо кроха начинает узнавать раньше всех остальных. Происходит это приблизительно через 1-1,5 месяца после рождения. А уже к 3-4 месяцам он четко способен различить маму, улыбаться ей, гулить и радоваться при ее появлении.
  2. До трех месяцев дети видят окружающий мир в черно-белой гамме.
  3. В трехмесячном возрасте малыш различает желтый и красный цвета, реагирует на яркие и цветные предметы, начинает проявлять интерес к первым игрушкам-погремушкам. 3 месяца — это возраст, когда младенец начинает узнавать родителей.
  4. В 4-месячном возрасте карапуз начинает различать цвета, задерживать взгляд на предметах, узнавать близких людей, которых часто видит в доме.

Видит малыш с самого рождения, а вот способность узнавать формируется на протяжении нескольких первых месяцев. В каком возрасте дети узнают родителей — в 4 месяца, а также бабушек и дедушек, братьев и сестер, которые ежедневно и регулярно контактируют с малышом. К 8-10 месяцам кроха уже узнает и других людей, часто бывающих в его окружении. А вот в 10 месяцев он четко определяет своих и чужих и даже может заплакать, если посторонний человек подойдет близко или возьмет на руки.

При оценке способностей и возможностей своего крохи не забывайте главное правило: все сроки указаны лишь приблизительно и существуют допустимые границы нормы, потому что каждый малыш индивидуален и развивается по своему собственному пути.

Когда ребенок начинает узнавать маму и папу

В первые месяцы новорожденный видит окружающий мир размытым. Рано или поздно он начинает узнавать своих родителей. Им интересно знать, когда ребенок начинает узнавать маму.

Когда ребенок узнает маму

Когда младенец начинает узнавать маму по запаху

Молодых матерей спрашивают, чувствует ли новорожденный маму. Обоняние развивается у грудничка самым первым. Маленький человек способен определять мамочку, благодаря тактильному и обонятельному опыту. Интересно, что даже в месячном возрасте младенец ищет грудь, находясь в бабушкиных руках.

Грудничок ощущает материнский запах уже с трехдневного возраста. Примерно с 2 мес. он запоминает его. Его он не спутает ни с чем, ведь мама пахнет молоком. Вот почему после рождения новорожденного обязательно кладут матери на живот. Через неделю-две он узнает материнские вещи.

Новорожденный узнает маму по запаху

Обратите внимание! В это время другие члены семьи могут применять мамину одежду для успокоения малыша.

В связи с ухудшением экологической ситуации, несовместимости детского организма с материнским молоком или его отсутствием ребенку чаще дают смеси. При искусственном вскармливании кормить может каждый член семьи. Из-за этого ему намного сложнее узнать мать, используя только осязание.

Когда дети определяют маму по голосу

Еще во внутриутробном периоде дети могут слышать звуки. Материнский голос воспринимается лучше всего.

Важно! Поскольку грудничок воспринимает голос мамы, будучи в ее утробе, очень важно разговаривать с ним. Ведь в этом периоде вырабатывается прочная душевная связь матери и ребенка.

Малыш выделяет родной голос из богатого мира звуков уже примерно в 3 месяца. В это же время он начинает реагировать на мамин разговор. Чем больше молодая мама разговаривает с ребенком, тем лучше он привыкает к ней и тем раньше начинает говорить.

Когда дети определяют маму зрительно

Зрение у эмбриона формируется еще в период беременности. После появления на свет способности ребенка четко видеть слабые. Первые недели он видит окружающий мир словно в тумане и зрительно ощущает очертания предметов. Ему безразлично, кто прошел возле него: родители, а может, совсем незнакомый человек.

Обратите внимание! Грудничок четко воспринимает только те вещи, которые находятся ближе всего от него.

Малыш в возрасте нескольких недель способен узнавать:

  • яркий свет или его полное отсутствие;
  • передвижение людей;
  • отдельные близко расположенные предметы.

Начиная примерно с трех месяцев, окружающий мир обретает для грудничка красочность. Как раз это время, когда ребенок способен узнавать мать. Именно она кормит малыша, чаще всех носит его на руках. Поэтому материнское лицо, мимику и улыбку он определяет раньше. Это происходит в трехмесячном возрасте. К этому времени младенец четко различает маму, может улыбаться ей, агукать.

В 4-5 месяцев при появлении мамы дитя начинает активно двигать ручками, ножками, тянуться к ней (при условии, что она улыбается и разговаривает с ним). То же малыш делает, посмотрев на незнакомого человека.

Ребенку 5 месяцев

В полугодовалом возрасте дети четко различают родителей, других членов семьи и незнакомых лиц. Последних они часто сторонятся: не играют, не улыбаются, ведут себя несколько скованно. Это нормальная реакция новорожденного. Если родители заметили отличия в поведении малыша, необходимо срочно обратиться к педиатру.

Иногда сынок или дочка не сразу узнает родного человека, когда он находится сбоку. Этого не нужно бояться. В несколько месяцев боковое зрение еще достаточно узкое, младенец не способен распознавать близких людей с такого ракурса.

Часто бывает, что сын или дочка не узнает маму только потому, что она сменила запомнившуюся одежду, надела яркие украшения. Это тоже нормально – дитя воспринимает мать по наличию определенных внешних признаков, если привычных вещей нет, то карапуз теряется.

Когда и как дети начинают узнавать папу

Отца интересует, во сколько малыш способен узнавать его. Обычно это происходит примерно к 4 месяцам. При общении с ним чадо смеется, агукает. В этот период он начинает идентифицировать родственников, с которыми контактирует чаще.

Общение папы с малышом

Примерно в полугодовалом возрасте поведение младенца меняется. Он очень привязан к маме и хочет видеть только ее и остаться с ней подольше. С отцом ребенок в это время не хочет общаться и даже отталкивает его. Это временная реакция – с 9 месяцев начинается выстраивание новых отношений с папой. Отцу нужно найти подход к грудничку.

С этого возраста карапуз возобновляет отношения с отцом. Степень привязанности малыша к папе зависит от того, как тот вовлечен в процесс воспитания. Младенец в это время узнает отца и любит играть с ним. Однако папа занимает в младенческой жизни не такую значимую роль, как мать. Он становится более важным через несколько месяцев, может, лет.

Как малыш узнает родственников

Примерно в 8-9 месяцев начинается новый этап развития малыша: он начинает знакомиться с бабушкой, дедушкой, прочими членами семьи. То же относится к дальним родственникам, друзьям и знакомым родителей. Стойкая связь с ними устанавливается и крепнет по мере вовлеченности взрослого к малышу. К началу 10 месяца малыш четко определяет своих и чужих по внешности.

Как помочь сыну или дочке быстрее узнавать родителей

Чтобы дочь или сын начал быстрее определять родителей, нужно прислушаться к таким рекомендациям:

  1. Следует почаще улыбаться ребенку. Он будет отвечать тем же. Чем чаще мамочка улыбается сыну или дочери, тем сильнее между ними психологическая связь.

Ребенок улыбается матери

  1. Молодая мать должна проводить достаточно времени с грудничком. Так он лучше привыкнет к ней.
  2. Следует почаще разговаривать с младенцем. Тогда он быстрее привыкнет к материнскому голосу и раньше произнесет первое слово.

Важно! Даже одномесячного малыша нужно знакомить с предметами окружающего мира, говорить, как они называются. Ведь малыш активно познает окружающий мир. От того, как часто родители разговаривают с младенцем, зависит его умственное развитие.

  1. Демонстрируя игрушки, нужно помещать их возможно ближе к детским глазам. В противном случае это способствует формированию косоглазия. Также помещают на маленьком расстоянии от личика яркие предметы и периодически меняют их.
  2. Во время общения нужно активно задействовать мимику.

Знание, когда любой ребенок начинает узнавать родителей, очень важно – этот показатель свидетельствует о правильности развития младенца. Если с этим что-либо не так, стоит посетить детского врача. Младенец развивается правильно только в семье, где царят гармоничные отношения.

Видео

Шевеление плода

Каждая будущая мама с самого начала беременности начинает трепетно прислушиваться к ощущениям внутри растущего животика. Очень не терпится почувствовать шевеления своего малыша. Когда же плод начинает шевелиться? С какого срока беременной женщине можно начинать внимательно прислушиваться к себе, ожидая первые шевеления своего ребенка? Стоит ли волноваться, если они не ощущаются или кроха внезапно затих? И могут ли шевеления нести в себе еще какую-то информацию, кроме общения с мамой?

На каком сроке начинается шевеление плода

Первые шевеления будущий кроха начинает совершать рано — уже в 7-8 недель беременности. Именно в это время формируются первые мышцы и зачатки нервной системы плода. Естественно, в это время движения эмбриона еще очень примитивны – это сокращения мышц в ответ на нервные импульсы.

Примерно с 10 недель беременности плод начинает активнее перемещаться в матке, и, встречая на своем пути препятствие (стенки матки), изменять траекторию движений. Однако малыш еще совсем маленький и удары о стенку матки очень слабые, будущая мама еще не может ощущать их. На 11-12 неделе внутриуробной жизни маленький человечек уже умеет сжимать кулачки, гримасничать, морщиться, к 16 неделям беременности он начинает реагировать на громкие, резкие звуки усилением двигательной активности, в 17 недель появляется первая мимика, а в 18 недель закрывает лицо руками и играет с пуповиной, сжимает и разжимает пальчики рук.

Читайте также  Ребенок перед схватками шевелится

Постепенно, с увеличением срока беременности, движения становятся более координированными и более похожими на осознанные. Когда малыш подрастает, беременная женщина начинает ощущать его шевеления.

Когда начинается шевеление плода при первой и последующих беременностях

Принято считать, что при первой беременности будущая мама чувствует первые шевеления плода в 20 недель беременности, при повторных беременностях — в 18 недель. Это не совсем так. Мама, которая ждет первого ребенка, действительно, чаще всего начинает чувствовать шевеления плода несколько позже, чем повторнородящая женщина. Это связано с тем, что «опытные» мамы знают, как на первых порах ощущаются движения крохи и что они должны почувствовать. Первые шевеления плода некоторые первобеременные воспринимают за усиление перистальтики кишечника, «газики». Многие женщины описывают первые шевеления плода как чувство переливания жидкости в животе, «порхания бабочек» или «плавание рыбки».

Первые шевеления обычно бывают редкими, нерегулярными. Время первых ощущений шевелений плода естественно зависит от индивидуальной чувствительности женщины. Некоторые будущие мамы чувствуют первые шевеления уже в 15-16 недель, а кто-то только после 20. Стройные женщины, как правило, начинают ощущать шевеления раньше, чем полные. Женщины, ведущие активный образ жизни, много работающие, обычно ощущают движения плода позже.

К 20 неделям за счёт формирования спинного и головного мозга, а также накопления определённого количества мышечной массы у плода, движения становятся более регулярными и ощутимыми. С 24 недель беременности движения плода уже напоминают движения новорождённого – будущая мама чувствует, как плод изменяет положение, двигает ручками и ножками. Двигательная активность плода нарастает постепенно и пик ее приходится на период с 24-й по 32-ю неделю беременности. В это время активность движений малыша становятся одним из показателей нормального его развития. После 24 недели ребенок начинает «общаться» с мамой с помощью движений, реагировать на звуки голоса, музыки, на эмоциональное состояние мамы. С увеличением срока беременности более 32 недель двигательная активность плода постепенно снижается за счёт того, что малыш подрастает и ему просто не хватает места для активных движений. Особенно это становится заметно к моменту родов. К концу третьего триместра беременности количество шевелений плода может несколько уменьшиться, но интенсивность и сила их остаются прежними или нарастают.

Норма шевеления плода

Ребенок в животе у мамы двигается практически постоянно. На 20-й неделе беременности плод совершает около 200 движений в сутки, а в период между 28-й и 32-й неделями количество движений достигает 600 в сутки. Естественно, беременная женщина ощущает далеко не все движения плода, а лишь малую их часть. Так, после 28 недель обычно частота движения плода по ощущениям женщины составляет от 4 до 8 раз в час, за исключением периодов сна плода (3-4 часа подряд).

В третьем триместре беременная может заметить, что у малыша есть определенные циклы сна и бодрствования. Дети обычно наиболее активны с 19 часов до 4 часов утра, а период «покоя» наступает чаще с 4 до 9 часов утра. Конечно же движения плода зависят от настроения мамы, если мама волнуется или радуется, малыш может шевелиться более активно, или наоборот, затихнуть. Дело в том, что, когда мама радуется, в её организме значительно повышается количество гормонов радости – эндорфинов, которые регулируют работу сердца и сосудов, в том числе сосудов плаценты. Во время стресса или выраженных отрицательных эмоций также вырабатываются биологически активные вещества – гормоны стресса, они тоже действуют на работу сердца и сосудов. Именно благодаря такому биологическому взаимодействию организмов мамы и малыша плод и ощущает состояние матери. Когда будущая мама отдыхает, малыш обычно становится более активным, если беременная женщина активна, занята какой-либо работой, ребенок чаще всего затихает. Изменяются шевеления также в зависимости от сытости будущей мамы. Обычно малыш начинает активно шевелиться после того, как мама покушает, особенно что-то сладкое. При этом резко увеличивается уровень глюкозы в крови, что и заставляет плод быть более активным.

Шевеления плода – это язык, на котором будущий ребенок говорит с мамой. Естественно, беременная женщина должна прислушиваться к шевелениям ведь в ряде случаев изменения шевелений плода могут свидетельствовать о нарушении его внутриутробного состояния и не вполне благополучном течении беременности.

Если после 20 недель беременности будущая мама не чувствует шевеления плода, возможно стоит обратиться к врачу и убедиться, что с малышом все в порядке.

Способы оценки «достаточности» шевелений плода

Самый простой способ оценки шевелений плода – это подсчет количества шевелений самой беременной женщиной. Методы самооценки очень просты в применении, не требуют дополнительной аппаратуры, присутствия врача и легко воспроизводимы любой женщиной. Минусы их в том, что у каждой женщины разные пороги восприимчивости.

Самый распространенный метод оценки шевелений плода называется «считай до десяти». Его можно проводить после 28 недель беременности, когда плод достаточно зрел для активных движений. Суть его заключается в том, что будущая мама подсчитывает шевеления плода за 12-ти часовой интервал времени, например с 9 утра до 9 вечера. Время, когда беременная женщина улавливает десятое шевеление, записывается в табличку. Если плод совершает менее 10 шевелений за 12 часов – это повод обратиться к врачу для проведения дообследования.

Метод Садовски. Вечером после ужина (примерно в интервале с 19 до 23 часов) женщина ложится на левый бок и подсчитывает шевеления плода. При этом считают все, даже самые мелкие движения. Если в течение часа отмечается 10 и более шевелений, это говорит о том, что малыш шевелится достаточно активно и чувствует себя хорошо. Если за час плод шевелился менее 10 раз, то подсчитывают шевеления еще в течение следующего часа. Вечернее время для данного метода оценки выбрано не случайно. Именно в вечерние часы, тем более после ужина и связанного с ним повышения глюкозы, отмечается наибольшая активность плода. Если количество шевелений плода при этом тесте менее 10 за два часа, это нужно рассматривать как признак нарушения его состояния и проводить дополнительные исследования.

Для врача акушера-гинеколога шевеления плода также являются важным диагностическим критерием при некоторых отклонениях течения беременности от нормы. Слишком активное, буйное, болезненное шевеление плода или слабые, редкие движения могут свидетельствовать о его неблагополучном состоянии.

Изменения активности плода могут быть связаны с внешними воздействиями. К примеру, если беременная женщина долго лежит на спине, то увеличившаяся матка сдавливает крупный сосуд — нижнюю полую вену, нарушается поступление крови к плоду, что сразу же вызывает его бурную реакцию – активные шевеления. Такие же изменения активности малыша могут происходить в любом другом неудобном положении мамы – если она наклоняется вперед, сдавливая живот, сидит, закинув ногу на ногу, ребенок своей активностью заставляет маму менять позу. Аналогичная ситуация возникает, если малыш сам передавливает или прижимает петли пуповины, ограничивая поступление крови по ней. Он начинает активнее двигаться, меняет свое положение и ослабляет давление на пуповину. Однако, в ряде случаев, усиление или наоборот, затихание шевелений плода может быть признаком серьезной патологии.

Если после 28 недель беременности малыш не дает знать о себе в течение 3-4 часов, возможно, он просто спит. В этом случае будущей маме нужно съесть что-то сладкое и полежать на левом боку в течение получаса. Если эти простые манипуляции не приведут к результату, стоит повторить их еще раз через 2-3 часа. Если и в этот раз малыш не дает о себе знать, это повод обратиться к врачу. Редкие и слабые шевеления также могут свидетельствовать о неблагополучии плода, чаще всего о нехватке малышу кислорода, то есть гипоксии плода.

Для определения состояния плода врач проводит ряд обследований:

  1. Самое простое – это аускультация (выслушивание) с помощью специальной деревянной трубочки (акушерского стетоскопа) или специального аппаратика, улавливающего сердцебиения плода, врач выслушивает биение сердечка малыша. В норме оно составляет около 120-160 ударов в минуту. Снижение частоты сердечных сокращений менее 120 или увеличение более 160 свидетельствует о внутриутробном страдании ребенка.
  2. Ультразвуковое исследование и допплерометрия. При проведении УЗИ врач визуально оценивает размеры плода, соответствие развития плода сроку беременности, ведь при кислородном голодании замедляются темпы роста плода и размеры его отстают от нормативных для каждого срока беременности. Также имеет значение строение плаценты, наличие в ней признаков старения, в следствие чего обычно ухудшается функция переноса крови, кислорода и питательных веществ к плоду. Во время УЗИ оценивается количество и вид околоплодных вод, которое также может изменяться при внутриутробном страдании плода. Допплерометрия сосудов плаценты и пуповины – это метод исследования скоростей кровотоков в этих сосудах. При снижении скорости кровотока в каком-либо сосуде можно говорить о нарушениях питания плода различной степени тяжести.
  3. Кардиотокография (КТГ). Это важный метод оценки состояния плода. Проводится КТГ при сроке беременности 33 недели и более, поскольку только в этом сроке внутриутробного развития малыша устанавливается полноценная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы плода центрами спинного и головного мозга. Запись сердцебиений плода проводят в течение минимум 40 минут, а при необходимости исследование может быть продлено до полутора часов. Аппарат регистрирует и записывает частоту сердцебиений малыша. К примеру, при снижении концентрации кислорода в крови плода, снижается поступление кислорода к клеткам нервной системы, что в свою очередь отражается на частоте сердечных сокращений, особенно в период бодрствования ребенка. Врач акушер-гинеколог оценивает кривую записи сердцебиений, эпизоды урежения и резкого учащения частоты сердечных сокращений плода и на основании этих данных делает заключение о том, насколько комфортно малыш чувствует себя в животе у мамы.

Если во время проведения дополнительных методов оценки состояния плода выявляются начальные нарушения поступления кислорода к малышу, проводится медикаментозное лечение, направленное на увеличение доступа крови и кислорода через плаценту и обязательные контрольные обследования на фоне проводимой терапии. Если изменения глубокие и малыш испытывает выраженный дефицит кислорода и питательных веществ, состояние его страдает, проводится экстренное родоразрешение такой пациентки.

Шевеления плода – это не только показатель его состояния, это способ общения малыша с родителями. Шевеления крохи в животике мамы – это незабываемые ощущения, которые женщина может испытать только в этот короткий, но такой счастливый период своей жизни.

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

Читайте также  Как изучить время с ребенком

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва