Вести ли ребенка в сад

Зачем ребенку ходить в детский сад?

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Колесникову Веру Николаевну, воспитателя СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Вера Николаевна предлагает вашему вниманию статью на тему » Зачем ребенку ходить в детский сад? «. Статья будет интересна родителям и педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Веры Николаевны:

«Все мы помним тот волнующий момент, когда врач произнес заветные слова: «Вы беременны»! Вскоре в семье появился малыш, который принес новые радости и заботы, новые вопросы и ответы, новые трудности и решения. Идет время, ребенок растет, проявляет свой уникальный характер: прыгает, бегает, что-то начинает лопотать на ему одному понятном языке. Приходит момент, когда родители задумываются: нужен ли ребенку детский сад?»

Полезного чтения…

До начала школьного возраста родители остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но необходимо помнить, что, начиная с трех лет, ребенку желательно начать общение со сверстниками. Детский сад предоставляет такую возможность в полном объеме. В коллективе малышу значительно проще освоить навыки самообслуживания: научиться самостоятельно одеваться, убирать за собой вещи и игрушки, соблюдать личную гигиену. Посещение детского сада формирует навыки общения, приучает учитывать общие интересы и взаимодействовать с другими детьми. (Особенно важно это для единственных детей в семье.) Установка «я – мое» трансформируется в установку «наше — общее». Ребенок начинает охотно делиться игрушками, помогать сверстникам.
Всеми этими полезными умениями малыш овладевает в детсадовской атмосфере за 3—4 месяца.
В детском саду гораздо больше времени уделяется различным играм, интеллектуальным занятиям, физическим упражнениям. Ребенок получает много информации и опыта, которые способствуют развитию логического мышления, речи, музыкальных и художественных способностей. Здесь же ребенок понимает, что есть другие взрослые, кроме мамы (воспитатели, няня), к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться. Опыт общения с воспитателями в дальнейшем помогает ребенку избежать трудностей в установлении отношений со школьными преподавателями. Еще один положительный момент – ознакомление ребенка с нормами и правилами поведения в обществе, установкой их соблюдать.

Преимущества детского сада
В детском учреждении малыш получает первые навыки общения, социализации. Он взаимодействует с такими же малышами, как он сам, а также учится слушаться старших.
Дети привыкают соблюдать режим дня — ложиться спать днем, в определенное время идти на прогулку и принимать пищу. Это очень важно для подрастающего организма. Распорядок дня в детском саду разрабатывается в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами, поэтому его соблюдение приносит только пользу.
Например, многие родители сетуют, что не могут заставить свое чадо спать днем. А в саду большинство детей приучаются к дневному сну.
Помимо этого там проводят ежедневную гимнастику, развивая воспитанников физически.
Посещение сада приучает ребенка к дисциплине. Там он приучается убирать за собой посуду после еды, складывать на место игрушки, застилать постель, вешать одежду в шкафчик после прогулки или на спинку стула перед отходом ко сну.
Малыш учится принимать свои первые самостоятельные решения, активно знакомится с окружающим миром. У него появляются первые друзья и подружки, с которыми веселее играть вместе в машинки и куклы.
Во время общения со сверстниками, они учатся взаимодействовать, привыкают делиться игрушками. Они совместно обедают, ходят на прогулки, учатся помогать друг другу. Все это, несомненно, оказывает положительное влияние на формирование личности и характера. Хотя бы именно поэтому и нужен сад ребенку.
На развитие способностей и талантов малышей влияют занятия по специальным творческим программам. Так, под руководством педагогов, дети занимаются рисованием, лепкой, познают окружающий мир. С ними проводят занятия по математике, развитию речи и творческого мышления.
Ребенок становится более внимательным, усидчивым, приучается слушать педагога. Все это оказывает неоценимую помощь к будущему посещению школы. Это тоже хороший аргумент в пользу того что детский сад нужен ребенку.
Многие педиатры отмечают, что дети, посещающие дошкольное учреждение обладают более высоким иммунитетом, так как в свое время успевают переболеть «детскими» болезнями вместе с другими воспитанниками. Что, конечно, не скажешь о тех, кто получает домашнее воспитание.

Недостатки детского сада
Помимо безусловных преимуществ, посещение сада имеет свои минусы. Именно они пугают родителей, когда те становятся перед выбором, отводить ребенка туда или отдать на попечение бабушки, например.
В частности, обычный государственный детсад не может обеспечить индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Конечно, педагогические программы разработаны с учетом индивидуальности каждого, однако на практике это очень трудно осуществить. Особенно, когда в группе находится более 20 человек.
Также к минусам дошкольного садовского воспитания можно отнести различные «побочные» свойства группового общения. Ведь малыши впитывают буквально все, как хорошее, так и плохое. Так, малыши шокируют родителей разными нехорошими словами и выражениями, которые узнали от других воспитанников.
Еще одним недостатком сада является, так называемое, «обезьянничество», когда ребенок начинает требовать от родителей купить кофточку с барби, «как у Тани», робота или машинку, «как и Пети» и т.д.
Так как коллектив детский, ребенку в нем трудно не заболеть. Все дело в том, что иммунная система в стадии становления у всех детей. Вот и болеют, вот и заражают других. Так что большинство родителей жалуются на частые респираторные и другие заболевания детей, особенно в самом начале посещения дошкольной группы. В саду дети часто простужаются, либо заражаются от других. В этом смысле нужно также учитывать психологический дискомфорт.
Все это пугает многих родителей. Но нужно понимать, что они на многое могут повлиять сами, сделав посещение группы более комфортной для малыша. Например, в силах родителей выбрать достойный сад, а также заранее сформировать у ребенка положительное отношение к садику.
Если в группе доброжелательная, спокойная обстановка и опытные воспитатели, малыш быстро привыкнет, освоится и посещение сада перестанет быть проблемой. Детям все же интереснее находится в компании сверстников, чем с постоянно занятой взрослыми проблемами, мамой.
Если же ваше чадо категорически отказывается посещать сад, не заставляйте его. Всегда есть возможность водить его туда всего на пол-дня или находиться там вместе с ним 2-3 часа, пока привыкнет.
Такая адаптация обычно бывает очень полезна в ясельных группах, которые посещают малыши с полутора лет.

Совет родителям, если Вы решаете вопрос о посещении ребёнка детского сада, следует знать, что:

• Лучший возраст для успешной и быстрой адаптации малыша к детскому саду – 2–3 года. Именно в это время дети легче переносят разлуку с мамой, привыкают к воспитательнице, учатся с уважением относиться ко взрослым, а адаптация к новой среде проходит менее болезненно.

• Присутствие ребенка в детском саду является условием для формирования у него самостоятельности. Там он гораздо легче и быстрее постигает умение себя обслуживать. Учится самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, справлять естественные потребности, соблюдать личную гигиену и убирать за собой.

• В детском саду сравнительно больше времени, чем дома, уделяется играм и развивающим занятиям. Это способствует физическому развитию ребенка, развитию речи, логического мышления, музыкальных и художественных способностей.

• Посещение детского сада помогает формированию у малыша умение общаться в группе, взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, с учетом общей заинтересованности. Этот факт особенно важен для единственных детей в семье. Потому что в процессе общения дети учатся ждать своей очереди, делиться игрушками или тем, что имеют, сдерживать свои желания. Дети не просто привыкают друг к другу, но и устанавливают дружеские отношения.

• В условиях детского сада пропадают такие понятия как: «я», «мое», и появляются новые «наше», «общее».

• Значительная роль в воспитании и обучении малыша в дошкольном учреждении отводится воспитателю. Именно он приучает к самообслуживанию, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Занимается всесторонним развитием ребенка. Цели и задачи работы с детьми разрабатывает с учетом возраста.

• Также преимуществом пребывания малыша в детском коллективе является исчезновение эгоистических черт характера. Ему приходится подчиняться общим правилам и нормам поведения, учится уважать мнение других ребят.

• Дети, которые ходили в детский сад, способны учитывать мнение и желание другого в 4 – 4,5 года. Те дети, которые воспитывались дома, эгоистические установки исчезают только к 5 – 6 годам, иногда сохраняются и до 7 – 8 лет.

Здесь были отмечены некоторые преимущества воспитания в детском саду. Но решать вопрос о посещении ребенком детского дошкольного учреждения следует индивидуально. Потому что не всех детей в силу физических или психологических особенностей можно оторвать от мамы, от дома и соответствующего домашнего режима.

ИСПОЛЬЗОВАНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

ДЛЯ ТЕХ КТО ПЕРВЫЙ РАЗ ИДЕТ В САДИК. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ!

ДЛЯ ТЕХ КТО ПЕРВЫЙ РАЗ ИДЕТ В САДИК. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ!

Уважаемые родители ВСЕХ детей поступающих в первый раз в дошкольное учреждение!

С первых дней посещения нашего учреждения, адаптация Ваших детей будет проходить следующим образом:

  • Т.к. каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2 -3 дня).
  • Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  • Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  • Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  • Первые три дня только по два часа, если у ребенка нет слез, его можно оставлять на 3-4 часа.
  • На четвертый день, оставляем на сон ( если ребенок спокойно зайдет в спальню).
  • Два — три дня ( если ребенок спит), забираем сразу после полдника.
  • Далее оставляем на целый день, если все хорошо ( ребенок не плачет, играет, кушает), в обратном случае все продолжаем, но не затягиваем. Обращаем внимание на период после длительного отсутствия ( пять и более дней). Будет все происходить сначала.
  • Адаптация длится 1-2-3 месяца ( для некоторых детей и больше).
  • Ребенку необходимо: очень удобная сменная обувь, головной убор, сменная одежда в пакете и чистый пакет для грязного белья. Всегда одеваем детей, как дома и по погоде. Категорически! Родители, не утепляем детей, у нас тепло – и не забывайте, что они двигаются.
  • Ни каких памперсов. ( Для группы кратковременного пребывания – разрешается).
  • Ни каких сосок!
  • Горшки свои не приносим. У нас маленькие унитазы и горшки.
  • Учим мальчиков ходить в туалет « по маленькому» стоя « как папа».
  • Любимую игрушку в крайнем случае…

Ниже приведена информация, следуя которой родители сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Необходимо:

  • Приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать.
  • В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
  • Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
  • Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
  • Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
Читайте также  Как правильно вводить прикорм в 6 месяцев ребенку

Так как в детском саду существует определенный режим и правила поведения, родители должны создавать подобные условия в семье. В возрасте 1 года 2 месяцев ребенок уже должен уметь самостоятельно сидеть за столом, пить из чашки, держать в руке ложку и пытаться самостоятельно кушать разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, задвигать за собой стул, активно участвовать в таких процессах, как одевание, раздевание и умывание.

С полутора лет малыша необходимо научить мыть руки самостоятельно, с двух лет – раскладывать вещи на свои места, тихо вести себя за столом и в спальне. Частое упражнение детей в приобретаемых навыках является гарантией того, что они смогут применять их на практике самостоятельно, а это в свою очередь положительно повлияет на адаптацию ребенка в детском саду.

Учите ребенка слышать взрослого и выполнять его просьбы!

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций ( динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Меры, облегчающие адаптацию ребенка ( для родителей):

  1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ:

— посетить игровую площадку;

— пройти с экскурсией по территории дошкольного учреждения.

  1. Приходя в детский сад, желательно познакомиться с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
  2. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные ( например, если ребенок сосет палец, не засыпает пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о « особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
  3. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
  4. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в дошкольном учреждении.
  5. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
  6. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный, период ( этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации.
  7. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
  8. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
  9. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
  10. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском учреждении — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Обращаем ваше внимание, что длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников — за 10 — 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней ( иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Этот вопрос задает себе любая мама.
И ответ на него и прост и сложен одновременно.

Прост тем, что — нет.
Не нужно отдавать в детский сад, если под «надо» понимать «должны».

Должен — обязан — нужно:
это все слова, которые отвечают некоторому принятому на себя обязательству.

Например, нужно отдавать ребенка в школу, потому что так определяет закон. И мы как граждане должны это сделать или понесем ответственность.

В случае с садом обязательств нет. Родители могут самостоятельно решать, хотят они отдавать ребенка в детский сад или нет.

И вопрос тогда звучит так: хочу ли я, чтобы мой ребенок посещал детский сад — и почему?

Сложность же состоит в том, чтобы правильно определить мотивацию и не чувствовать относительно своего решения вины.

Самые популярные идеи:

  • Чтобы он социализировался. То есть научился общаться с детьми.
  • Потому что я устала
  • Чтобы его там «правильно» воспитали, так как я не умею.

Детский сад — это место для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Если ребенок совсем маленький, то тогда это будет называться ясли.

Впервые был открыт в Германии Фридрихом Фрёделем в 1837 году. Именно он придумал называть детей «цветами жизни», ухаживать за которыми должны специально обученные садовницы.

Далее итальянская врач-физиолог Мария Монтессори предложила концепцию «Дома ребенка», в которой ставила задачу обучить детей самостоятельности и ответственности.

Первый бесплатный садик открыли в Петербурге в 1866 году.

Можно предположить, что развитие детских садов происходило, с одной стороны, с развитием психологии и приближением матери к ребенку, с другой — с необходимостью увеличить количество рабочих рук в эпоху индустриализации.

Раньше роль Матери не возводилась в культ. В богатых семьях воспитанием занимались няни, гувернантки и кормилицы. А в крестьянских семьх с младшим помогали старшие. Бабушки, братья и сестры.

К 1917 году по всей России было 280 детских садов.

Потом был всплеск во время второй Мировой Войны, когда количество отдаваемых в сады детей возросло вдвое ( с 14000 до 28000).

А в 50 годы садики уже посещали миллионы детей. Это было связано с политикой всеобщей занятости и необходимостью работать и маме, и папе.

В 1970 году в Советском Союзе было около 83 100 детских садов и яслей-садов. В них воспитывалось 8 099 700 детей.

Зачем нам эта информация?

  1. Мы привыкли к тому, что все ходили в сад и выросли более или менее ок.
  2. Нам нормально, что оба родителя работают. Родитям, которым сейчас 35+, непонятно, как можно работать «мамой»? Женщина часто испытывает чувство вины, если занимается ребенком и не приносит в семейный бюджет деньги.
  3. У родителей есть много своих воспоминаний из детских садов. Часто страх, обида и несправедливость. Потому что на 25 деток полагалась 1 воспитательница с неустроенной личной жизнью и 1 злая нянечка. Им платили маленькую зарплату. И не всегда эти женщины любили свое дело (читай — детей)

Это делало таких женщин не садовницами, а надзирательницами. Давало возможность вымещать всю свою обиду на жизнь на тех, кто не может ответить. Или возможность чувствовать свою власть.

Плюсом сюда идет куча разных концепций и теорий о том, как правильно воспитывать детей. От этого голова идет кругом, и родители мечутся в поисках ответа на вопрос «Как воспитать ребенка без травмы»? Ведь концепция привязанности Боулби гласит, что до 5 лет ребенок не может адекватно воспринять разлуку с близким человеком на весь день.

Как принять верное решение: ходить в детский сад или нет?

[b]1. Детский Сад — это заведение для Родителей![/b]

Оцените в первую очередь необходимость работать двоим родителям. Можете ли Вы себе позволить жить на доход только одного из супругов? И если нет, то и вариантов нет — ребенок идет в сад.

Мне в этом плане нравится положительный опыт американской писательницы Памелы Друкерман, которая переехала жить во Францию и отдала первую дочку в садик в 9 месяцев. Она это подробно описывает в книге «Французские дети не плюются едой».

Если же есть возможность пригласить няню, то это — оптимальный вариант.
Кстати, часто до 1 года нужна не няня, а помощница по хозяйству, которая освободит матери время для общения с ребенком.

Также ничего страшного, если с самого младенчества кто-то другой будет менять пеленки или гулять с коляской. Тогда у мамы останется больше сил на развивающие игры и выкладывание на животик. Это занятие тоже не всем доставляет радость и удовольствие.

Социализироваться же совсем не обязательно через детский сад. Вседа есть другие дети, с которыми ребенок может играть и общаться.

Помните, что примерно до 3 лет детей не очень интересуют сверстники. Они осваивают окружающий мир и как все устроено. Важнее вместе ходить в магазины, показывать, как и зачем закладывать тарелку в посудомойку, чем общение с друзьями.

[b]2. Вторым мотивом может быть действительно комплексный подход к образованию ребенка.[/b]

В саду он живет по режиму, привыкает к правилам, понимает, что такое делиться, и весь день с ним занимаются то песнями, то играми, то плясками.

Если Вы как родитель не ловите кайф от совместной сборки ежиков из желудей, то водить ребенка в такое место может быть вполне полезным.

Важно знать, что Воспитательница -это приложение к Вам, а не Ваша замена. Мама и Папа — главные, и Вы выбираете детское учереждение, а не сдаете туда ребенка на исправление.

[b]3. Еще важная составляющая — это материнская энергия женщины.[/b]

Есть женщины, которым в радость возиться с детьми. А есть те, кто своего ребенка любит, но при этом просто нуждается в паре часов свободного времени. Потому что нет ничего хуже, чем изможденная мать.

Таким образом, при выборе сада учитываем:

— Возраст ребенка. Нет правильного возраста для того, чтобы пойти в сад. Есть нужное время для родителя, когда он уже не может этого не делать.

Я свою дочку отдала в ясли в 1 год и 2 месяца на 20 часов в неделю (4 дня с 9 до 14 с дневным сном 2 часа). Считаю, что наша связь с ней не пострадала. Она с радостью шла в садик, через месяц адаптации не плакала, и у воспитательницы одновременно было всего 5 детей в группе. Ну просто вторая мама:)

— Доступность.

  • Государственный сад дешевле, но будут ли там учитывать особенности моего ребенка?
  • Есть ли возможность адаптации к саду?
  • Можно ли забирать раньше?
  • Какие принципы у заведения при воспитании?
  • Считают ли правильным повышать голос? Или бить по рукам? Или ставить в угол?
Читайте также  Постоянно красные щеки у ребенка

Эти вопросы нужно обсуждать с директором при выборе заведения.

Также стоит обратить внимание на удаленость от дома.
Возможно, стоит утром поспать подольше, чем ехать час до «лучшего развивающего центра».

— Личность воспитателя. Да, мы отдаем ребенка тому, с кем у него сформируется любовь. И если у женщины в группе 20 детей, то сколько времени она сможет уделить Вашему ребенку?

Самый лучший индикатор для сада — это реакция детей. Но не сразу, а через пару месяцев. И часто дети плачут из-за внутренней тревожности мамы, которая не уверена в правильности своего решения и отводит каждый раз ребенка с чувством вины. Дети это чувствуют и тогда начинают считать, что сад — это их наказание.

Тогда стоит работать с внутренним принятием своего решения. Объяснять себе и ребенку:

Я приняла решение отдать тебя в сад, чтобы. (что-то свое).
Я не могу поступить иначе и у меня нет возможности нанять няню. Поэтому я выбрала самое подходящее из доступного, чтобы жить и свою жизнь тоже.
Ты пришел в мой Мир, а не я в твой, поэтому ты живешь по тем правилам, которые я определила. А мне сейчас важно, чтобы ты ходил в сад для того, чтобы я (что-то свое).
Я люблю тебя. Ты мне очень важен и дорог.
Я обязательно приду за тобой. Я никогда тебя не оставлю.

Эти слова несут энергию спокойствия и уверенности, что Мама знает, что она делает. И ребенок с удовольствием будет ходить туда, где ему хорошо, и от чего Маме и Папе хорошо.

Таким образом, если детский сад помогает Вам:

  • сохранять или накапливать ресурсы (как материальные, так и душевные);
  • чувствовать себя хорошим родителем, который вкладывает в развитие ребенка;
  • прививать те ценности, которые созвучны Вашим;
  • а ребенок при этом довольный, радостный и не болеет каждые две недели —

то можно с уверенностью сказать, что Ваш выбор правильный.

Если же вы чувствуете внутренний конфликт, испытываете вину,
или ребенок не хочет ходить в садик, то стоит рассмотреть эту ситуацию подробно с психологом.

Плоды садов

Рискну предположить, что подобные сцены разыгрываются во многих семьях. Адаптация к детскому саду и для ребенка, и для родителей серьезное испытание.

Цветы за колючей проволокой

— Аачу каик! — кричит, обливаясь слезами, Миша. Что в переводе с его языка означает «не хочу в садик». Наши робкие аргументы вроде «там тебя ждут детки», «в садике много игрушек» не производят никакого эффекта.

Если честно, убеждать приходится не только Мишу, но и себя. Изнутри гложет червь сомнения. А действительно ли ребенок психологически готов пойти в детсад? Как это понять? Чем чревата неправильная адаптация? Как выбрать дошкольное образовательное учреждение? И, наконец, можно ли социализировать ребенка вне детского сада? С этими вопросами корреспондент «РГ» отправился к специалисту.

Психолог Юлия Смирнова придерживается точки зрения, что если можно не водить ребенка в детский сад, то лучше этого и не делать. Чтобы как можно глубже разобраться в вопросе, она предложила обратиться к истории. Само понятие «детский сад» в XIX веке придумал немецкий педагог Фридрих Фребель. По его замыслу это заведение должно было помочь раскрыть божественный потенциал ребенка. Девиз Фребеля таков: «Любовь, терпение и труд».

— И почему именно слово «сад»? А не дом, к примеру? — обращает внимание Юлия Смирнова. — Дети подобны семенам, которые мы сеем и взращиваем. И к каждому «растению» нужен свой подход. Одним — больше солнца, другим — влаги, третьим необходимо находиться в тени.

В детских садах времен СССР убрали все, что связано с Богом, а образовавшуюся пустоту заполнили советской идеологией. Воспитатель должен был сделать детей удобными и послушными. А поскольку в самой идеологии отсутствовала любовь, наши детские сады стали напоминать лагеря для заключенных. Хочется, честно говоря, обнести их колючей проволокой.

По мнению Юлии Смирновой, в детсадах все построено на психологическом насилии. Малышей заставляют делать то, что им неинтересно. А если и прививают что-то полезное, то не с любовью, а через морализаторство. Именно поэтому дети не хотят туда ходить. Они протестуют против насилия.

— Есть мнение, что только в детсадах дети социализируются. Но это же абсурд, — возмущается она. — А когда малыши гуляют на детской площадке во дворе, это не социальный мир? Научите детей взаимодействовать друг с другом. Да, это сложно. Родителям нужно потрудиться. А они ленятся и предпочитают куда-то сплавить ребенка.

Детская месть

Есть, по словам Юлии Смирновой, и такая категория детей, которые в принципе не приспособлены для детсадов.

— Не может он «расти» на одном поле с другими, — продолжает метафору психолог. — Ну, вот такое это растение. Ему нужно одному стоять на подоконнике. Но это не означает, что ребенок не нуждается в общении. Такие детки очень тонко чувствуют любые изменения: громкие голоса, колебание температуры в комнате и, разумеется, психологическую атмосферу. Они, как правило, болезненны. Чаще такими хрупкими «цветами» бывают девочки. Детский сад их просто сломает. А есть дети, которые, наоборот, очень активны. Их стоит опасаться уже воспитателю дошкольного учреждения.

— Это такие прирожденные воины, — поясняет Юлия Смирнова. — В основном это мальчики. Они попросту разрушают все вокруг себя, не умеют управлять своей энергией. А если их двое или трое? Это же катастрофа для детского сада!

Воспитательница вряд ли справится с этими атаманами, считает психолог. Таким детям нужен наставник-мужчина. Еще им желательно как можно больше времени проводить на природе: костер, палатка. В условиях выживания их энергия найдет правильное русло. А бывает так, что сын или дочка попросту не созрели для детского сада.

— Есть физиологическое рождение, а есть психологическое, — говорит Юлия Смирнова. — Это когда ребенок начинает осознавать себя личностью, а не частью мамы. Порой это происходит к пяти годам. А в садик детей отдают рано, и в этом случае они получают серьезную психологическую травму. Им кажется, что их бросили. Очень сложно потом с такой травмой жить. Ребенок начинает неосознанно мстить родителям: через болезни, депрессии, плохое поведение.

Как понять, что ребенок психологически родился? Это происходит тогда, когда он четко разделяет понятия «я», «ты», «мы», произносит фразу «я сам».

Впрочем, далеко не все могут позволить себе выбирать: семейное воспитание или детский сад. И тогда, считает Юлия Смирнова, при выборе учреждения нужно полагаться на родительское чутье.

— Если в детском саду стоит шум, раздается смех — смело ведите ребенка туда, — говорит она. — Если же там мертвая тишина — бегите из такого заведения.

Воспитание характера

Педагог-психолог одного из частных детских садов Казани Виктория Корнилова не столь категорична в оценках дошкольных учреждений.

— В свое время я провела исследование, — рассказывает она. — Сравнивала две группы детей. Одни не ходят в садик, но посещают развивающие группы, а другие ходят в муниципальный детский сад. Действительно, первая группа детей более способна к творчеству. Меньше правил, насилия — больше свободы и креативности. С этой точки зрения детсады как будто бы проигрывают. Но, с другой стороны, социализации детей не происходит и их креативность не воплощается в дела, потому что им не хватает характера.

А он, по мнению педагога, должен формироваться в среде сверстников, а не взрослых, которые ему покровительствуют. В противном случае у ребенка не вырабатывается уверенность в себе, внутренняя сила.

По словам Виктории Корниловой, оптимальными являются те детские сады, где социализация сочетается со свободой и индивидуальным подходом к ребенку. Но похвастать такими условиями в основном могут частные заведения.

Между тем однозначный ответ на вопрос «Стоит ли вести ребенка в детский сад?» дать сложно. Да и упирается он не только в этику, но и в «экономику». По крайней мере, автор этих строк после общения с экспертом по-прежнему водит сына в обычное муниципальное дошкольное учреждение. Хотя если бы была финансовая возможность, то, наверное, подыскал бы другой детский сад. Очевидно прошла эпоха, когда детсады были практически неизбежны, так же как пионерия и комсомол. Однако зачастую детей мы туда ведем по инерции.

Впрочем, взваливать все бремя адаптации лишь на воспитателей неправильно. Родители тоже должны помогать ребенку. И здесь надо помнить прописную истину: чем ближе домашний распорядок дня малыша к режиму детского сада, тем легче он будет привыкать к новому месту.

Очень важный момент — научить ребенка считаться с решениями мамы и папы. Даже если он переживает кризис трехлетнего возраста.

— Родителям нужно воспитывать ребенка по принципу справедливости: твои желания исполняются, и мои, — говорит Виктория Корнилова. — И надо занять твердую позицию, нужно объяснить, что в детском саду ему ничего не угрожает. Там хорошо. Переживание от расставания, конечно, будет. Но это в пределах нормы.

А как понять, что уровень стресса, который ребенок испытывает в детсаду, превысил норму? Оказывается, ориентироваться лишь на его настроение нельзя. Он может переживать внутренне, не выражая эмоций. Обращать внимание следует на физиологические признаки. Не нарушился ли сон, аппетит и стул? Тревожными сигналами могут быть излишняя возбудимость дома или, напротив, заторможенность либо резкие эмоциональные перепады. Еще один признак — у ребенка начинаются тяжелые и затяжные болезни.

Детский ад: как пойти в детский сад без слез

Вспоминаю события примерно месячной давности, как ужасный сон. Без преувеличения, для меня это был самый тяжелый период за последние полгода. Я повела ребенка в детский сад. Обычный муниципальный детский сад.

Сразу предупрежу, что вариант «поорет и перестанет» не рассматривался вообще. Я хотела для ребенка легкой веселой, насколько это возможно, адаптации к новой «общественной» жизни. Мне не хотелось, пусть и на время, делать из ребенка невротика, да и потом доказанный факт: меньше стрессов — крепче иммунитет.

Готовиться мы начали заранее. Именно «мы» — в процессе принимала участие вся семья. Кто во что горазд сочинял веселые сказки про гусеничку, которая пошла в садик, и про то, какие приключения в виде манной каши и сончаса ее там ждали.

Сказками подготовка не ограничилась. Я сходила на консультацию к психологу. Да, есть такие консультации: как легко адаптировать ребенка к детскому саду. На этой встрече мне дали подробный план действий. Правда ожидание и реальность не всегда совпадают. На словах все очень легко и просто, а на деле — валерьянка и корвалол.

По совету психолога я купила книжку Ольги Громовой «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации». К нашим «самиздатовским» сказкам о бесстрашной гусеничке добавился иллюстрированный рассказ о детском саде, о том, что и в какое время там делают. В книге даются попутные советы родителям. Я нашла ее в интернет-магазине «Лабиринт», думаю, ее можно скачать и в Сети в формате PDF. Мы зачитали историю о Зайке до дыр! Так что теоретически ребенок представлял, что его ждало.

Начало посещений мы подгадали на лето. Во-первых, дети меньше болеют, а во-вторых, мы решили начать с совместных (с мамой) двухчасовых прогулок на улице. Так ребенку проще узнать новый коллектив.

Читайте также  Сколько должен сосать грудь ребенок

Я заранее сходила в садик, познакомилась с нашим воспитателем и получила благословение сидеть тихонько в уголке во время прогулки. Но мне все-таки пришлось выслушать совет привести дочь в группу и оставить на два часа, «пусть поорет, все дети орут». Предложение заманчивое, но мы его отклонили.

В понедельник, отпросившись с работы на полдня (отпуск подгадать не получилось), мы с дочерью отправились знакомиться с детьми. Дочь радостно припрыгивала, я шла, как ударенная пыльным мешком, от волнения плохо соображала: не выгонят ли меня, в первый день как назло подменный воспитатель. Дети уже гуляли на площадке, и с разных сторон доносилось зычное: «Ты куда залез? А ну слезай!», «Куда пошел?» — «На море…» — «Я тебе сейчас такое море покажу! Ты у меня поплывешь!» В книжке про Зайку о таком не писали.

Набор детей в нашей группе оказался традиционным: несколько детей с соплями, есть мальчик, который всех бьет, и есть мальчик, который бегает и орет, просто без цели – бегает по кругу и орет.

Мне разрешили посидеть рядом, я мимикрировала под лавочку, сидела тихо, не вмешивалась. Дочь тут же рванула на горку и под дружное визжание сразу же скатилась по «серпантину», потом срочно побежала предлагать дружбу и игру в догонялки всем девочкам. О маме ей пришлось вспомнить, когда мальчик, который всех бьет, несколько раз ударил ее кулаком по голове, потому что тоже хотел качаться на качели.

Примерно в это же время воспитатель из другой группы, проходя мимо нашей площадки, поинтересовалась громко у «нашей»: чего это на прогулке делают родители? Стоит ли взрослому человеку с высшим педагогическим образованием, воспитывающему детей, объяснять, что невежливо говорить о человеке в третьем лице, если он стоит рядом и слышит? Как бы наша воспитатель что-то в ответ прошептала, и вопрос больше не поднимался.

Дети засобирались в группу на обед, а мы — домой. Так прошел первый день. Дочь радовалась, а мне требовалась валерьянка.

Остальные дни первой недели мы отходили по такому же сценарию кое-как. Дочь поняла, что садик — это не так уж интересно, и во второй же день потеряла к нему всякий интерес. Ходила туда, похоже, только за компанию со мной. Вечером в пятницу сопли не заставили себя ждать.

Через две с половиной недели, которые ушли на выздоровление, нам пришлось начинать все сначала. Так прошли еще 5 дней. В эти дни мы познакомились с самой группой. Желательно это делать, когда там никого нет. Вместе с ребенком посмотрели, где дети переодеваются после прогулки, где моют руки, где играют, где кушают и где спят.

Дочь ни в какую не хотела оставаться без меня там. Со следующего понедельника я приняла важное стратегическое решение: в садик ее отводит папа и оставляет до обеда. Надо сказать, что в этот период у меня резко отпала необходимость в валерьянке.

Психолог научила нас, что, оставляя ребенка в группе, надо конкретно говорить, когда мама или папа придут, ведь дети еще не понимают, что такое через час или через два. «Я приду за тобой, когда ты пообедаешь», — говорил папа, прощаясь. Эта неделя прошла практически без слез! Дочь немного плакала, собираясь по утрам, но в группе уже не грустила. Забирали мы ее тоже в хорошем настроении. К концу этой недели я наконец услышала от ребенка: «Мама, давай вставать, а то мы опоздаем в садик!» То, что у дочки появились подружки, тоже помогло. А их было проще завести, когда рядом не было «лучшей подружки» — мамы.

Период адаптации у нас еще не завершился. Мы пока так и водим ребенка на полдня, забирая после обеда. Следующий этап — оставление на сончас. И мы будем говорить дочери: «Я приду за тобой после того, как все детки поспят».

На каждый этап адаптации (совместные прогулки, оставление в группе без мамы) должно уходить примерно по 5—7 дней. И в идеале на успешную адаптацию уходит месяц-полтора. Если ребенок неохотно идет в сад, а вечером он «сам на себя не похож», то, скорее всего, он еще не привык к садику.

Вот несколько советов, которые мне на консультации дал психолог и которые помогли нам избежать ошибок:

— если есть возможность не водить ребенка в садик до его 3—4 лет, надо этой возможностью пользоваться;

— поход в садик нельзя сопрягать с какими-то другими серьезными изменениями в жизни ребенка. Например, такими, как отлучение от груди, выход мамы на работу, переезд и так далее;

— научить ребенка просыпаться за час-полтора до выхода из дома;

— приблизить домашний режим и меню к садиковскому;

— не говорить о детском саде и воспитателях плохо в присутствии ребенка;

— не пугать детским садом, например, «если будешь плохо себя вести, отведу в садик», или «будешь плакать, мама за тобой не придет»;

— не брать с ребенка невыполнимых обещаний: «обещай, что не будешь в садике без меня плакать».

Это далеко не все нюансы, которые надо учесть, когда твой ребенок собирается пойти в сад. Но даже эта малость уже поможет не наломать дров. Часто люди предпочитают не усложнять, ведь у наших родителей не было времени на все эти нежности, мы все «поорали и привыкли». Но только я ребенком ненавидела детский сад. Пусть хоть у моей дочери останутся о нем воспоминания поприятнее.

По теме:

  • Как попасть в детский сад: кто получит путевку, почему не двигается электронная очередь и где работает «мобильный детсад»
  • «Укрепляйте иммунитет правильно»: врач-иммунолог о прививках и родительской борьбе за детский иммунитет

Еще материалы этого автора:

Вести ли ребенка в сад

Что об этом думают родители и психологи?

Каждая мама рано или поздно задается вопросом, где ребенку лучше: дома или в садике?

Фото: Алексей Волхонский / V1.RU

Общепринятая модель поведения диктует нам, что с трех лет нужно отдавать ребенка в садик. Но мнения мам по этому поводу расходятся — есть сторонники как социализации, так и домашнего воспитания. Мы поговорили с обеими сторонами и спросили, что на этот счет думают эксперты.

«Ребенку хочется общаться с ровесниками, а не только с родителями и бабушками»

Сына Евгении зовут Марк, ему уже 2 с половиной года. Все это время мама проводит с ребенком дома и признается, что очень скучает по работе и просто хочет отдохнуть. Марк просыпается в 07:00 и ложится спать в 23:00, единственный перерыв в его активности на дневной сон Евгения проводит за готовкой и уборкой. В магазин — с сыном, на прогулку — с сыном, времени на себя совсем не остается. Такой сценарий знаком многим мамам, и выходов из ситуации может быть несколько.

— Конечно, если есть бабушки и дедушки, это хорошо. Даже если вы проводите время все вместе, ребенок кем-то занят, — рассуждает Евгения. — Но у меня такой возможности нет, до муниципального садика еще полгода, в частный отдавать не хочу — это, как правило, трехкомнатная квартира, в которой 40 детей и один воспитатель.

Многие мамы боятся садиков по той причине, что дети с их посещением начинают часто болеть, заражая родителей или просто забирая у них возможность нормально работать.

— Дети с небольшой температурой и насморком продолжают бегать, играть, а нам, взрослым, и так тяжело с простудой, приходится еще и за ребенком следить. Проще не работать и сидеть дома с ребенком здоровым, чем все равно не работать и сидеть с ним же, но простуженным, — продолжает Евгения. — Конечно, садик лучше, но если он рассчитан на 20 человек, а не такой, куда детей привозят со всего города на общественном транспорте вместе с самыми разными болячками.

Родители могут спокойно поработать, пока ребенок в садике

Фото: Алексей Волхонский / V1.RU

В своем возрасте Марк рвется общаться с другими детьми, а этого ему не хватает без садика — вот другая сторона медали.

— Выходим на площадку — а друзей у нас, гуляет одна девочка, но она младше на полгода. Полгода в этом возрасте — это полжизни, дети сильно отличаются, — рассказывает Евгения. — Ребенку хочется общаться с ровесниками, а не только с родителями и бабушками. Я думаю, что занятия в развивашках несильно компенсируют эту нехватку: в группе дети заняты, на общение времени не отведено. В садике было бы проще.

Плюсы воспитания ребенка дома — это удобный режим отдыха. Если малыш капризный и с трудом ложится спать днем, в садике его никто не будет успокаивать в течение часа, а то и больше. Не каждый ребенок способен заснуть в общей спальне, где рядом кто-то ворочается и хнычет.

«Малыш психологически не готов потерять маму на целый день»

Среди мам немало и тех, кто считает, что слишком рано отдавать ребенка в детский сад не стоит. Юлия одна воспитывает дочь и хотела бы отдать ее в садик в три года — как и рекомендуется. Но ей нужно выходить на работу, и приходится искать компромисс — просить помощи бабушки и дедушки до тех пор, пока дочке Вике не исполнится хотя бы два.

— Я считаю, что ребенок должен все время проводить с родителями, получать заботу, ласку, пока он совсем маленький. Но для того чтобы он развивался, социализировался, ему нужно посещать какие-нибудь занятия вместе с мамой — например, ходить в бассейн, — делится Юлия. — Также мы часто играем на площадке возле дома и уже завели друзей, с которыми Вика общается при мне. Но так чтобы взять и отдать ребенка в детский сад на день или полдня… Нет, слишком рано.

Плюсы воспитания ребенка дома — это удобный режим отдыха

Фото: Александра Савельева / 76.RU

Потерпеть до того, как Вике исполнится два года, Юлия решила после разговора с врачом, ведущим дочку с рождения. Он считает, что в раннем возрасте дети неустойчивы не только к каким-то болезням, но еще и психологически. Для них стресс — внезапно потерять маму из виду, и они не понимают, что вечером их заберут домой. Не все дети показывают свою тревогу, но переживания есть у каждого.

«Не дайте детям стать индивидуалистами и эгоистами»

Очевидно, что сотрудники детских садов не будут сторонниками домашнего воспитания. Нина Кислова, воспитатель с 30-летним стажем, считает, что ребенка можно отдать в садик и пораньше, чтобы он быстрее привыкал к обществу других людей.

— Сейчас дети очень тяжело идут в социум, дома их воспитывают как индивидуалистов и отчасти эгоистов, — говорит Нина. — В садике процесс развития не нарушается, он идет интереснее и легче. Дом есть дом, там ребенок всегда расслаблен и забывает о дисциплине. Посещение садика прививает детям и любовь к учебе в том числе. Здесь они усваивают лучше любую информацию.

«Сначала маску наденьте на себя, потом на ребенка»

Что говорят психологи? Как правило, они сначала изучают личности мамы и ребенка и только потом дают наводку, стоит ли малышу отправляться в детский садик. Психолог Надежда Иванова (по совместительству — мама двухлетнего сына) считает, что нужно отталкиваться от темперамента и стиля жизни матери.

Будет ли хватать ребенку общения, пока он на домашнем воспитании?