Сколько должен сосать ребенок грудь

Ваше здоровье

  • Профилактика и диспансеризация
  • Сердечно-сосудистые заболевания
  • Онкология
  • Коронавирусная инфекция
  • Здоровый образ жизни
  • Важное в системе ОМС
  • Опросы и тесты

Сколько по времени ребёнок должен сосать грудь чтобы не остаться голодным — инструкция для молодых мам

Всемирная организация здравоохранения и детские врачи считают, что грудное молоко — это самое лучшее и здоровое питание, которое мы можем предложить ребенку.

Молоко является полноценной пищей. Оно идеально адаптировано под организм младенца, содержит более 400 питательных веществ, идеальный баланс жиров, белков и минеральных элементов, которые повышают иммунитет, помогают с пищеварением, способствуют правильному росту.

Младенцы, получающие грудное молоко в течении первых 6 месяцев, имеют меньше ушных инфекций, реже болеют простудными заболеваниями, не имеют приступов диареи, реже обращаются с жалобами к врачам.

Физическая близость матери и ребенка, грудное вскармливание, материнское дыхание, тепло кожи помогают младенцу ощущать себя при приеме пищи в безопасности. Дети выросшие на материнском молоке имеют здоровый вес, хорошо растут, отличаются спокойным, уравновешенным характером. Грудное вскармливание препятствует развитию синдрома внезапной младенческой смерти, диабета, ожирения, некоторых видов рака.

В этой статье вы узнаете как долго и как часто следует кормить малыша грудью и сколько по времени ребенок должен сосать грудь чтобы полностью насытиться во время кормления. А так же еще несколько очень важных аспектов.

Какова азбука грудного вскармливания?

• А = Абсолютно комфортные условия для матери. Это крайне важный момент. Руки, голова и шея матери должны иметь дополнительную поддержку. Ноги — помещены на подставку. Тело находиться в расслабленном положении.

• Б = Большое терпение. Малыша нужно накормить до полного насыщения. Нельзя торопить и прерывать прием пищи. О том сколько времени ребёнок должен сосать грудь за одно кормление речь пойдет ниже.

• В = Внимание к потребностям ребенка. Кормить младенца нужно тогда, когда он чувствует голод. Такой режим называется по требованию. В первые дни жизни младенец требует от 8 до 12 кормлений в течении суток. Проголодавшийся малыш просыпается, начинает двигать ручками, издаёт ротиком различные шумы, высовывает язычок, поджимает губы, так если бы он сосал мамину грудь. В этом случае не стоит ждать когда ребенок начнёт хныкать или плакать, так как — это сигнал сильного голода.

Как долго следует кормить ребенка грудью?

Детские педиатры рекомендуют в первые 6 месяцев кормить новорожденных исключительно грудным материнским молоком. Они так же рекомендуют вносить в рацион питания грудное молоко после, как младенец стал переводиться на твёрдую пищу, до конца года жизни и последующие периоды, если это может себе позволить мамочка.

Как часто нужно кормить ребенка грудью?

Новорождённый малыш должен получать питание 8-12 раз в день в течении первых 30 дней жизни. Если мамочка чувствует, что ее кроха не наедается, в режим питания может быть включена молочная смесь. Грудное молоко усваивается легче, чем искусственная молочная смесь, так как идеально подобрано под пищеварительную систему ребенка, быстро переваривается и чаще заставляет ребенка ощущать себя голодным.

Частые кормления стимулируют выработку молока, особенно в первые 7-14 дней. В последующие 2 месяца график грудного вскармливания будет постепенно сокращаться и может составлять 7-9 прикладываний к груди в сутки. Кормить младенца лучше по требованию, когда он голоден, каждые 1,5-3 часа. Интервал приёма пищи не должен быть более 4 часов даже в ночное время.

Как часто и как долго следует кормить ребенка — завит от организма матери, аппетита малыша, а так же многих других факторов:

• объема и качества материнского молока;
• скорости поступления молока в организм младенца;
• правильной позиции матери во время приема пищи;
• настроения мамы и ребенка;
• общей обстановки.

Сколько времени ребёнок должен сосать грудь за одно кормление?

Продолжительность кормления зависит так же от возраста младенца. Новорождённым для получения пищи требуется от 20-40 минут на каждой груди. Но поскольку ребёнок растет, он приобретает навыки быстрого приёма пищи и со временем получает питание в течении 5-10 минут на одной груди.

Как часто нужно чередовать грудь при кормлении?

Чтобы сохранить выработку молока в обеих грудях и предотвратить болезненное набухание молочных желёз, важно чередовать груди при кормлении. Время кормления подбирается под аппетит ребенка и особенности выработки молока у женщины. Некоторые младенцы могут быть накормлены в течение 5 минут на одной груди, другим может потребоваться по 10-15 минут на каждой груди.

Некоторые специалисты рекомендуют менять грудь в середине каждого кормления, и начинать очередной приём пищи с отдыхающей груди. Некоторые женщины находят этот способ крайне полезным и держат при себе блокнот, чтобы отслеживать график кормлений. Другие отвергают этот путь и кормят младенца одной грудью за одно кормление.

В большинстве случаев младенцы предпочитают получать питание из двух грудей. Но есть отдельные малыши, которым нравится кормление только из одной груди. Какой путь выберет мамочка и ребенок — зависит от личных предпочтений, однако способ когда в питании участвуют две груди является более удобным.

Как понять что ребенок сыт?

Молодых мамочек, особенно ставшими мамами в первый раз, часто беспокоит вопрос о том, сыт младенец после кормления или нет. Кормящая мать может быть спокойной если ребёнок:

• остаётся довольной после каждого приёма пищи и сладко засыпает;
• производит примерно 4-6 мокрых подгузника в день и имеет регулярные дефекации;
• хорошо спит;
• внимателен и спокоен во время бодрствования;
• хорошо набирает вес.

Если ребенок не дополучает грудное молока он:
• бодрствует после кормления, продолжает искать материнскую грудь;
• не производит необходимого количества мокрых подгузников, имеет редкие и скудные дефекации;
• суетлив, много плачет;
• не набирает вес.

Если вы беспокоитесь о том, что ваш кроха не дополучает необходимого количества грудного молока, позвоните своему врачу. Грудное питание может быть дополнено молочными смесями.

Отрыжка после кормления — это норма или отклонение?

Для младенцев практикующих грудное вскармливание срыгивание небольшого количества пищи — нормальное явление. Однако рвота, в большом количестве, должна вызвать тревогу. Рвота после кормления — отклонение, которое нуждается в медицинской помощи.

Подгузники как индикатор правильного питания?

Подгузники являются прекрасным индикатором правильного питания. Первое молоко — молозиво, которое получает новорождённый. Оно позволяет ребенку произвести от 1 до 2 мокрых памперсов в первые 24 часа жизни.

В последующие 3-4 дня после рождения, молоко приобретает более жидкую консистенцию и позволяет производить 4-5 мокрых памперсов и зеленовато-желтые дефекации раз в день.

После 6-7 дней жизни младенец должен производить более 6 мокрых памперсов в день с прозрачной или очень бледной мочой. Меньшее количество памперсов сообщает о том, что младенец получает недостаточное количество питья. Если на поверхности памперсов появляются желтые кристаллы — следует срочно обратиться к врачу. Четыре и более желтых дефекаций в этот период сообщает о правильном питании новорожденного крохи.

Как кормить новорожденного грудным молоком

Грудное вскармливания новорожденного – это полностью естественный и физиологичный процесс, но у многих женщин в первый раз возникает множество вопросов. Очень важно разобраться, как кормить грудью правильно, чтобы избежать трудностей, таких как развитие лактостаза, отказ от груди, недостаток молока.

  1. Обязательно ли кормить ребенка грудью
  2. Правила кормления по требованию
  3. Правила кормления по режиму

Обязательно ли кормить ребенка грудью

Часто женщины интересуются, что будет с ребенком, если мама не кормила его грудным молоком. Подавляющее большинство неонатологов или педиатров рекомендуют именно грудное вскармливание хотя бы в первые месяцы жизни ребенка, так как в молоке матери содержится идеальное количество жиров, аминокислот и витаминов, необходимых малышу.

Сколько кормить малыша грудью, обычно решает сама мама, но врачи рекомендуют продолжать грудное вскармливание как минимум до шестимесячного возраста . До какого возраста лучше всего кормить ребенка? Крайнего срока вскармливания нет, но большинство женщин отлучают детей от груди в возрасте полутора-двух лет, реже кормление продолжают до трех-пяти лет.

Если грудное вскармливание по каким-то причинам невозможно, для питания ребенка необходимо использовать специальную молочную смесь, приближенную по составу к материнскому молоку. Заменять адаптированную смесь кашами, бульонами или обычным молоком запрещено. В этих продуктах недостаточно полезных веществ, такое питание навредит ребенку.

Правила кормления по требованию

Частота кормлений новорожденного грудным молоком зависит от выбранного способа вскармливания. Кормить малыша можно двумя способами: по требованию и по режиму.

Какой способ выбрать, решает, конечно, сама мама, но нужно учесть, что кормление по требованию является самым оптимальным вариантом. Только такой способ вскармливания гарантирует долгую и качественную лактацию, ведь регулярная стимуляция сосков вызывает выработку молока.

К грудному вскармливанию по требованию женщина приступает сразу после родов, как только врач отдает ей ребенка. И с этого момента, как только ребенок заплачет, женщина предлагает ему грудь.

Такой способ вскармливания обеспечивает достаточное питание ребенку, малыш мало плачет, так как всегда рядом с мамой, ему спокойно и тепло. Благодаря частым прикладываниям женщине не грозит недостаток молока, а также снижается вероятность развития лактостаза и мастита.

Часто женщин пугает вскармливание по требованию, так как появляется необходимость постоянно вставать и кормить ребенка ночью. Самый лучший способ избежать бессонных ночей – правильная организация кормления по требованию. Для этого спать рекомендуется с ребенком рядом.

Чтобы не брать малыша в родительскую кровать, стоит попробовать поставить детскую кроватку рядом и снять один бортик. В таком случае женщина сможет дать ребенку грудь по требованию, не вставая с постели.

  • Грудь нужно менять каждые два часа, независимо от частоты прикладываний, чтобы ребенок успевал высосать всю грудь без остатка.
  • Очень важно правильно прикладывать, чтобы во рту ребенка был не только сосок, а почти вся ареола, иначе возникнут трещины и застой из-за неэффективного опустошения железы.
  • В период грудного вскармливания нужно правильно питаться, не употреблять алкоголь и аллергены.
  • Кормление нужно проводить по требованию малыша, где бы женщина ни находилась.

Как часто придется кормить по требованию, зависит от возраста и состояния ребенка. Малыш до трех месяцев может прикладываться 20 раз в сутки. Если у ребенка режутся зубы или он болеет, ради успокоения малыш может находиться у груди почти весь день, это является нормой. Облегчить процесс женщине помогут специальные устройства – слинги и эрго-рюкзаки, которые помогают безопасно носить младенца и выполнять свои дела.

Правила кормления по режиму

Кормление по режиму – это вариант, которые более удобен для мамы, но менее полезен для ребенка. Преимущества режимного вскармливания:

  • Можно спланировать свой день, отлучиться при необходимости.
  • Когда ребенок привыкнет к режиму, можно будет избежать ночного кормления.

Недостатки кормления по часам:

  • Малыш может не наедаться. Из-за редких прикладываний ребенок получает недостаточно молока.
  • Первое время младенец будет сильно плакать, так как для него непонятен режим.
  • Сильно повышается вероятность развития застоя молока, так как длительные перерывы природой не предусмотрены. В норме грудь должна опорожнять постоянно, а не раз в три часа.
  • Высока вероятность снижения лактации, особенно при отсутствии ночных прикладываний, так как именно ночью происходит активный выброс пролактина.

Таким образом, кормление по часам не рекомендуется в настоящее время. Но если женщина все же приняла для себя решение, то нужно это делать правильно. В первую очередь необходимо понять, что кормление по режиму нельзя начинать с рождения ребенка. Новорожденный не сможет быстро привыкнуть к режиму и будет кричать днями и ночами, что плохо как для самого ребенка, так и для родителей.

Кроме того, в первые два месяца нормализуется процесс грудного вскармливания, устанавливается лактация. Если женщина будет редко кормить, выработка молока скорее всего приостановится, и уже к третьему месяцу жизни младенца оно перегорит.

Только со второго, а лучше с третьего месяца жизни можно переходить на режим, увеличивая интервалы между кормлениями. Ребенок постарше уже изучает окружающий мир, его легче отвлечь от груди, чем новорожденного.

Читайте также  Как приучить ребенка вытирать попу

Интервалы между кормлениями нужно увеличивать постепенно, это очень важно. Сначала кормить нужно каждые 2,5 часа, затем каждые 3 часа. После 6 месяцев – каждые 4 часа. Если сразу сделать интервал по 4 часа, ребенок будет плохо набирать вес, такого питания недостаточно.

Каждой маме рекомендуется прислушиваться к ребенку, и если малыш действительно хочет есть, нужно нарушить режим и накормить его. Также от режима лучше отказаться в период болезни и прорезывания зубов, а чтобы облегчить состояние малыша, грудь лучше предлагать по требованию.

Педиатр «СМ-Доктор» о том, до какого возраста следует кормить ребенка грудью

Некоторые новоиспеченные мамы стараются сделать это как можно раньше. Другие продолжают прикладывать ребенка к груди и в 4, и в 5 лет. Играют свою роль и «национальные» особенности. Например, в Великобритании только треть младенцев в свои полгода по-прежнему получают молоко матери, остальных же переводят на смеси. А в ОАЭ закон предписывает кормить детей грудью до двух лет, иначе можно получить суровое наказание.

стати, именно на цифре «два года» сходятся большинство врачей во всем мире. Считается, что после этого возраста дополнительной пользы для здоровья молоко матери уже не приносит. Так ли это? разбираемся со специалистами.

Татьяна Кузнецова
ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА
врач-педиатр, врач-нефролог, консультант по грудному вскармливанию клиники «СМ-Доктор».

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН грудное вскармливание желательно поддерживать до 2-х лет, дольше — по взаимному желанию матери и ребенка. Отечественные педиатры, основываясь на практическом опыте и научных исследованиях, озвучивают цифру до 1,5 лет.

Сейчас нередко можно встретить мам, которые кормят детей грудью после двух лет. Такое продолжительное грудное вскармливание принято называть долгокормлением.

В любом случае, после 2,5 лет у ребенка идет процесс естественного угасания сосательного рефлекса, происходит постепенное самоотлучение от груди и, таким образом, плавное завершение грудного вскармливания.

Вне зависимости от рекомендаций, выбор всегда остается за мамой. И продолжительность грудного вскармливания будет зависеть, прежде всего, от готовности и мамы, и ребенка прекратить этот процесс.

Чем грозит раннее отлучение от груди здоровью ребенка?

Заменители грудного молока не содержат антиинфекционные факторы, поэтому искусственно вскармливаемый ребенок чаще подвержен кишечным инфекциям, респираторным заболеваниям. К ним относятся частые ОРВИ, отиты, бронхиты, пневмонии, кишечные инфекции (чаще вирусной природы) с продолжительной диареей, грибковые заболевания кишечника, а также грозное жизнеугрожающее состояние — некротизирующий энтероколит новорожденных.

Довольно часто у детей на смесях формируется непереносимость белков молока животных (коровьего, козьего) с развитием аллергических реакций, в частности, пищевой аллергии в виде атопического дерматита. К сожалению, в будущем такие дети входят в группу риску по развитию аллергического бронхита, бронхиальной астмы.

Искусственное вскармливание увеличивает риск развития сахарного диабета, а также ожирения, связанного с избыточным потреблением смеси, превышающим потребности ребенка. Возможно развитие судорог из-за избыточного содержания в смесях натрия, кальция, фосфора.

У детей, получающих искусственную смесь, может снижаться интеллектуальное развитие из-за недостатка аминокислот, омега- жирных кислот, которые необходимы растущему мозгу ребенка.

Кроме того, согласно некоторым исследованиям, отказ от грудного вскармливания увеличивает риск синдрома внезапной смерти младенцев.

А какие минусы у позднего отлучения от груди?

Не только за рубежом, но и в России существует множество исследований, доказавших пользу материнского молока на любом сроке кормления. После года грудное молоко изменяет свой состав, но совсем не в худшую сторону.

Основная причина этих изменений состоит в том, что молоко уже не является основной пищей для малыша, и на первый план выходят другие функции.

Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается в молоке концентрация иммуноглобулинов, которые защищают ребенка от инфекционных болезней. Грудное молоко содержит в себе лейкоциты и ряд антиинфекционных факторов, а также антитела против возбудителей инфекций, перенесенных ранее мамой.

Как кормление грудью влияет на психику ребенка?

Сегодня становится очень модным воспитывать в детях раннюю самостоятельность, и преждевременное отлучение от груди видится некоторым родителям как средство сделать ребенка более независимым.

Однако психологи, которые вплотную занимаются исследованием детского развития, предупреждают: преждевременное насильственное отлучение может, наоборот, спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей. Навязанная независимость превращается в психологическую оторванность и заброшенность. Гораздо лучше дать ребенку возможность стать независимым, когда он к этому готов.

Это хорошо иллюстрируют результаты зарубежных исследований: так, одно из них показало, что самые большие достижения в школе были у детей, которых кормили дольше. А в ходе другого обнаружили, что чем дольше ребенок кормится грудью, тем лучше проходит социальная адаптация уже позже, в шести-восьмилетнем возрасте. И матери, и учителя признавали, что у деток, которые оставались на груди долго, гораздо реже возникает проблемное поведение.

Да и российские врачи, взявшиеся изучать влияние грудного вскармливания на нервно-психическое развитие детей, обнаружили, что малыши, которые долго питались маминым молоком, показывают гораздо лучшие результаты и в два года, при тестах речевого развития, и в три года, при тестах правильного выполнения навыков.

Многие долгокормящие мамы успешно совмещают кормление с работой, а также водят детей в детские сады. Прикладывания остаются только перед сном и ночью. В остальное время ребенок в груди, как правило, не нуждается. В идеале ребенок должен сам перестать просить грудь днем, а затем перед сном и ночью. Как правило, это происходит около 2,5 — 3 лет.

Но если ребенок продолжает прикладываться к груди после 3,5 лет, это может свидетельствовать о каких-либо психологических проблемах малыша или мамы, в этом случае желательно обратиться к психологу, но не к обычному, а к дружественно настроенному на длительное кормление.

А что делать, если грудью кормить не получается?

Сергей Бутрий
СЕРГЕЙ БУТРИЙ
Педиатр, автор книг о здоровье ребенка
Известный врач рассказал об этом в подкасте для «Купрум».

— Одна из самых «взрывоопасных» тем в кабинете у педиатра после прививок — это грудное вскармливание. Сейчас модно быть за ГВ. Конечно смеси — не совсем то, что грудное молоко. Только есть одно «но».

Мамы, у которых не получилось кормить грудью по состоянию здоровья, испытывают громадное чувство вины. Их прессует общество, другие мамы, консультанты по ГВ. Многие погружаются из-за этого в депрессию, пытаются кормить через физическую боль. Но не настолько уж ГВ и важно. «Умри, но корми», — это не наш метод. А таких матерей много, они приходят к врачу и плачут. Им больно даже думать, что они чего-то недодадут ребенку.

Грудное вскармливание — это отлично, но это не единственный метод. Искусственное вскармливание — это не зазорно. Можно вырастить здорового ребенка и на смесях. Главное, чтобы мама была спокойна.

Процесс образования грудного молока и как ребенок сосет грудь

Анатомия молочной железы.

Молочные железы по своему происхождению представляют видоизмененные кожные потовые железы. Но по своему функциональному значению они относятся к женской репродуктивной системе, так как обеспечивают первоначальное питание ребенка немедленно после рождения, когда прекращается получение им питательных веществ через плацентарную кровь.

У половозрелой женщины каждая молочная железа состоит из 15 – 20 отдельных железок, разделенных прослойками соединительной и жировой ткани. Размер груди определяется развитием в ней жировой ткани и не влияет на количество производимого молока. Железки по своему строению являются альвеолярными и их выводные протоки открываются на вершине соска.

Сосок представляет собой утолщение кожи, он сильно пигментирован. В области ареолы располагается множество нервных окончаний, обилие которых связано с тем, что выделение молока обусловлено рефлексом на раздражение этих окончаний актом сосания. Там же располагаются также железы Монтгомери, выделяющие бактерицидный секрет, по запаху напоминающий околоплодные воды. Отсюда следует, что частое мытье сосков, особенно с мылом ведет к нарушению защитного бактерицидного слоя и способствует возникновению трещин и гнойных процессов. Кроме этого, ребенок теряет обонятельный ориентир в процессе поиска соска.

Рассмотрим строение молочной железы от соска к альвеолам. Как мы уже отметили, на вершине соска открываются выводные протоки, которые переходят в молочные синусы, служащие резервуарами, где накапливается молоко, продуцируемое в альвеолах. В молочные синусы впадают многочисленные ветвящиеся и анастомозирующие молочные протоки, заканчивающиеся до наступления лактации тонкими слепыми трубочками – альвеолярными молочными ходами, которые во время беременности и лактации дают начало множеству альвеол. В железистых клетках альвеол (лактоцитах) происходит синтез молока.

Анатомия грудной железы

Выработка молока при помощи рефлексов и гормонов

Лактация – синтез молока молочной железой.

Регуляция деятельности молочной железы осуществляется в результате действия гормонов и рефлексов. Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную железу к выработке молока. Молочная железа развивается, и грудь увеличивается в размерах. Сразу же после родов гормоны заставляют грудь начинать вырабатывать молоко. Во время сосания ребенком груди два рефлекса стимулируют поступление молока в необходимом количестве и в нужное время.

Основные гормоны, принимающие участие в лактации – аденогипофизарный пролактин, который стимулирует железистые клетки альвеол (лактоциты) к биосинтезу молока и окситоцин – гипоталамический нейрогормон, под влиянием которого происходит выброс молока из млечных ходов.

Гипоталамус является высшим центром эндокринных функций. Он объединяет эндокринные механизмы регуляции с нервными. Субстратом объединения нервной и эндокринной систем служат нейросекреторные клетки, которые у высших позвоночных и человека располагаются в гипоталамусе.

Пролактин — гормон, стимулирующий выработку молока.

Каждый раз во время сосания ребенком груди происходит стимуляция нервных окончаний соска. Эти нервы посылают сигнал в переднюю часть гипофизарной железы, вырабатывающей пролактин. Пролактин начинает работать после того, как ребенок пососет грудь и стимулирует синтез молока для следующего кормления.

Процесс сосания ребенком груди заставляет ее вырабатывать молоко.

Эти процессы, от стимуляции соска до секреции молока, называются рефлексом секреции молока или рефлексом пролактина.

Гипофизарная железа выделяет больше пролактина в ночное время, чем в дневное, поэтому ночное кормление особенно помогает поддерживать исправное поступление молока.

Рефлекс пролактина или рефлекс секреции молока.

Поступление и требование.

Очень важно понять влияние сосания груди на выработку молока. Чем больше ребенок сосет грудь, тем больше молока она производит, и наоборот, чем меньше ребенок сосет, тем меньше молоко производит грудь.

Если же ребенок перестает сосать совсем или так и не начнет, молоко в груди перестанет вырабатываться. Если у матери близнецы, и она кормит их обоих, в ее груди будет вырабатываться прекрасное молоко, в количестве, необходимом обоим детям.

Это явление называется поступление и требование. В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Если мать хочет увеличить поступление молока, то лучший способ это сделать – это кормить ребенка грудью дольше и чаще. Не нужно стараться «сохранить» свое молоко – это приведет только к тому, что грудь будет вырабатывать меньшее количество молока. Давление остатков молока на клетки молочной железы снижает секрецию.

Более долгое и частое кормление приводит к увеличению количества молока.

Пролактин и другие родственные ему гормоны подавляют активность яичников. Таким образом, кормление грудью задерживает возвращение менструации и способности к деторождению.

Окситоцин – гормон, способствующий выделению молока.

При взгляде на кормящую женщину иногда можно увидеть тоненькие струйки молока, вытекающие из соска. Это называется выделением молока. Молоко выбрасывается маленькими мышечными клетками, располагающимися вокруг грудной железы, которые сокращаясь, повышают изнутри давление на молоко.

Давление заставляет молоко течь по протокам к млечному синусу, а иногда и протекать через сосок.

Мышечные клетки заставляет сокращаться гормон окситоцин. Многие женщины в начале каждого кормления чувствуют покалывание или «распирание» груди. Это – сигнал того, что молоко начинает прибывать. Окситоцин, также как и пролактин, вырабатывается во время сосания ребенком груди и стимуляции чувствительных нервных окончаний ареолы. Окситоцин вырабатывается гипоталамусом и током крови попадает в молочную железу. Окситоцин действует во время сосания ребенком груди и заставляет молоко выбрасываться из груди во время данного кормления.

Читайте также  Если ребенок родился с желтухой
Рефлекс окситоцина или рефлекс выделения молока.

Данные процессы представляют собой рефлекс выделения молока или рефлекс окситоцина. Ребенок не может получить достаточное количество молока из груди просто в процессе сосания. В этом ему должен помочь рефлекс окситоцина. Если рефлекс не срабатывает, ребенок может недополучать молока.

Что может воздействовать на проявление рефлекса окситоцина?

Рефлекс окситоцина – более сложен, чем рефлекс пролактина. На него могут оказывать влияние мысли, эмоции и чувства матери. Обычно ее чувства помогают рефлексу, но иногда они и препятствуют его проявлению.

Если мать с любовью думает о своем ребенке или слышит его плач, ее гипоталамус вырабатывает окситоцин. В этом случае она чувствует «распирание» в груди, и при этом молоко может самопроизвольно вытекать из груди.

Мешать женщине в проявлении рефлекса выделения молока могут из одно из следующих эмоций:

  • если она испытывает беспокойство или страх;
  • если она испытывает боль, особенно если эту боль ей доставляет кормление грудью (например, в случае, когда ребенок неправильно берет грудь);
  • если мать находится в смущении или замешательстве.

Таким образом, если женщина испытывает положительные эмоции, если она уверена, что может кормить грудью, то молоко у нее прибывает хорошо. Если же она сомневается в своей способности выкормить ребенка грудью, ее волнения могут остановить процесс пребывания молока.

Окситоцин заставляет матку сокращаться, что способствует рождению плаценты. Кормление грудью может помочь остановить кровотечение сразу же после родов, а также оно сокращает длительность послеродовых выделений. Недавно родившая мать может чувствовать сокращения матки во время кормления грудью. Боль может быть интенсивной, но это нормальное явление, которое скоро пройдет.

Как ребенок сосет грудь?

Новорожденному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему питаться.

Рефлекс захватывания

Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если прикоснуться чем-либо вблизи рта голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.

Когда сосок касается рта ребенка, он его открывает и пытается найти сосок.

Сосательный рефлекс

Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, касается его неба, он начинает сосать.

Сосательный рефлекс может быть очень сильным в первые часы жизни ребенка.

Глотательный рефлекс

Когда рот ребенка заполняется молоком, он его глотает.

Следует обратить внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ребенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако, нет рефлекса, помогающего ребенку удерживать во рту грудь. Как раз этому он должен научиться, в чем ему и требуется помощь матери.

Рассмотрим процесс сосания груди как два действия:

  1. Вытягивание груди по форме соски. Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу и участок груди, расположенный ниже, под которым располагается млечный синус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значительно длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». В момент, когда ребенок только что отпустил грудь, можно увидеть, как она вытянулась.
  2. Прижатие вытянутой ареолы языком к небу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, похожая на перистальтику. Волна «выжимает» молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать не поперхиваясь. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь подобно эффекту банок.

Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык надавливал на млечный синус.

Иногда ребенок не может сделать достаточно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует научиться правильно это делать.

Окончание кормления регламентирует ребенок. Нет нужды прерывать кормление через определенный промежуток времени или отнимать у ребенка грудь. Дело в том, что одни дети ленивые «сосуны», а другие наоборот. Предоставьте ребенку возможность самому решать, когда прекращать кормление.

Кормление в неправильном положении

Бывает, что ребенок не захватывает грудь в достаточной степени и сосет в основном сосок. Это явление называется «сосковым сосанием» и служит частой причиной проблем грудного вскармливания.

Если ребенок неправильно сосет грудь:

  1. Мать может испытывать боль. Ребенок втягивает сосок неправильно и натирает его нежную кожу. Если это вовремя не исправить, может образоваться травма соска – трещины, которые могут нагноиться и стать причиной мастита.
  2. Молоко не вытекает должным образом. Ребенок недостаточно надавливает языком на млечный синус, поэтому молоко из груди не вытекает.
  3. Ребенок может проявлять беспокойство. Ребенок может нервничать и требовать частого кормления или же отказаться от еды вообще. У матери может сложиться впечатление, что у нее не хватает молока.

Таким образом, неправильное положение при кормлении грудью может стать причиной:

  • воспаления и трещин сосков;
  • недостаточного поступления молока и медленного роста ребенка;
  • неудовлетворенности ребенка, постоянно требующего есть;
  • нагрубания груди.

Если у Вас возникло сомнение в правильности прикладывания ребенка к груди, не затягивайте с этой проблемой, не надо дожидаться осложнений. На помощь всегда готовы придти наши опытные специалисты, которые не ограничены по времени для проведения консультации на дому. Помимо практической помощи Вы получите ответы на все интересующие вопросы по кормлению и уходу за детьми раннего возраста.

Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении:

  • ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней;
  • подбородок ребенка прикасается к груди;
  • рот ребенка широко открыт;
  • нижняя губа вывернута наружу;
  • над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой;
  • заметно, как ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения;
  • ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения;
  • мать не испытывает боль в области сосков;
  • слышно, как ребенок глотает молоко.

Вскармливание ребёнка грудью по требованию. Подводные камни ночных кормлений.

Врач – неонатолог, КМН,
Шилова Наталия Александровна

Консультантам грудного вскармливания НЕ ЧИТАТЬ!

Ни для кого не секрет, что оптимальным при кормлении ребёнка грудью является вскармливание «по требованию».

И во всех роддомах, наш перинатальный центр не является исключением, все детские врачи рекомендуют ребёнка кормить именно «по требованию, особенно первый месяц жизни.
Вскармливание «по требованию» это такой способ кормления грудью малыша, когда он прикладывается к груди по любому его «писку».
И получается, что это приходится делать чуть ли каждый час.
Это хорошо и для малыша, и для мамы – для становления лактации, т.е. именно в такой ситуации идёт оптимально выработка молока.
Чаще всего такой ритм кормления бывает на первом месяце жизни, особенно в первые две недели.

Позднее малыши, всё-таки увеличивают перерывы между кормлениями, они могут становится и 2, и 3 часа по истечении первого месяца жизни, и ребёнок устанавливает себе режим.

Но не все малыши одинаковы.
И некоторые из них готовы буквально «висеть» на груди постоянно.
Если Вы к этому готовы – то здорово, продолжайте.
Но если вам это не нравится – это надо менять.
Одна ситуация, когда ребёнок сосёт грудь каждый час днём и другая ситуация, когда ребёнок прикладывается к груди каждый час ночью. Вы не можете выспаться.
И если вы на это готовы первые 2-3-4 месяца после родов, то если это продолжается и дольше, это до добра уже не доводит.

Ночью надо спать, максимум просыпаться 1-2 раза для кормления ребёнка. Почему это происходит? Дело в том, что частое прикладывание ребёнка к груди – хорошо для самого ребёнка: у маминой груди ему всегда комфортнее, да и еда тут сразу одновременно.
Но дело в том, что первые четыре месяца жизни у ребёнка фактически отсутствуют биоритмы, и он не понимает, когда день, когда ночь.
А после 4-х месяцев у ребёнка уже должно сформироваться понятие дня и ночи, и именно с этого времени жизни у ребёнка должны быть хорошие ночные перерывы, и Вы должны кормить его ночью таким образом: в 22-23 часа, затем в 3-4 часа и далее 6-7 утра.

Если ваш ребёнок делает перерывы больше, и он хорошо прибавляет – то это здорово.
Но если Вы относитесь в разряду мам, которым приходиться кормить грудью чуть ли не каждый час и днём, и вечером, и Вы к этому не готовы.
Надо это менять и чем быстрее, тем лучше.
Если Вы кормите ребёнка часто и ночью до четырех месяцев жизни, то дальше это закрепится уже в привычку.
И Вам будет всё труднее его отучать от частых ночных кормлений. Что делать?

  1. Не каждый плач ребёнка говорит о том, что он голодный и его надо срочно приложить к груди.
    Возможно его надо просто переложить на другой бочок, не много покачать (при этом старайтесь не брать его на руки).
    Прислушивайтесь к плачу ребёнка – он разный.
    И сможете по его поведению, его плачу понять, что ребёнку надо: приложить к груди, поменять подгузник, поменять положение в кроватке или у него болит животик.
  2. В комнате должно быть темно.
    Иногда дети видя, что светло – разгуливаются и тогда их не уложить.
    Мы должны ребёнка приучать к тому, что днём светло, ночью темно. Зашторьте окна, если вы пользуетесь ночником, то он должен быть не яркий.
  3. Постарайтесь ребёнка хорошенько накормить как можно ближе к ночи.
    Если вы его накормили его в 21.00, то понятно, что к часу ночи он скорее всего проснётся и если вы немного под затянете время, меняя ему подгузник или что-то ещё делая, он разгуляется и его будет трудно уложить.
  4. Используйте пустышку. У ребёнка есть сосательный рефлекс и его надо удовлетворять.
    Вы же сами часто замечали, что ребёнок часто и грудь то не сосёт, а так балуется, используя её в качестве соски.
    И если Вы прибегните к пустышке, я уверяю вас – ничего страшного не будет.

Купите обычную латексную круглую пустышку типа «ромашка».

Не смотря на свою дешевизну дети её больше любят, чем дорогие навороченные силиконовые ортодонтические.

Миллионы людей сосали пустышки в младенчестве и ничего страшного с ними не случилось.

Самое главное вовремя и правильно отучать, но это тема для отдельного видео.

Конечно оптимально, если ваш ребенок кормится грудью, пустышку вы ему не даёте, это спокойный ребёнок и он отлично спит по ночам.

Но речь то не про эту ситуацию, а про то, когда совсем не так.

Если Вы обращались к услугам консультантов по грудному вскармливанию, то мои рекомендации пойдут в разрез с рекомендациями этих консультантов.

Я не против консультантов по грудному вскармливанию. Они очень много помогают очень многим женщинам. Но мы все разные. И кто-то готов к тому, что ребенок находится круглосуточно на груди и ему естественно не нужна никакая пустышка.

Я думаю Вы видели кормящих женщин в городе, которые носят ребёнка в слинге, а он при этом сосёт грудь, где бы мама с малышом не находилась.
Я ни коем случае не против этого. Но это выбор этих женщин.
Если Вы к этому не готовы, то это тоже Ваш выбор, Вы имеете на это право. Прислушайтесь к моим рекомендациям.

Не становитесь заложницами грудного вскармливания по требованию! Наслаждайтесь материнством!

© Наталия Шилова — врач-неонатолог, педиатр,
Кандидат Медицинских наук и Мама двоих детей 😉

Понравился материал?

Тогда пожалуйста сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Сделайте ретвит.

3. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.

Читайте также  Режим дня ребенка в 2 месяца на грудном

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва