С какого возраста ребенку соль

Соль и сахар в детском питании до года

Соль и сахар довольно спорные продукты в рационе даже взрослого человека. А как же быть с питанием детей, тем более самых маленьких – малышей до года?

Всем известно, что вкусовые предпочтения и пищевые привычки вырабатываются у человека с самого раннего детства – с момента введения первого прикорма. И главная задача родителей в этот период привить ребенку любовь к натуральному вкусу продуктов, не провоцировать развитие вкусовых рецепторов только одних зон, например, сладкого и соленого.

Соль и сахар для детей до года

Многие мамы и папы переживают, что без введения сахара и соли ребенок не будет получать сахарозы, дающей энергию и минеральных солей, необходимых для клеточного обмена. Однако это большое заблуждение, как давно доказано учеными диетологами, сахароза совершенно не нужна детям до года. Полезные сахара должны попадать в детский организм в виде фруктозы, которая содержится во фруктах и овощах.

Что же касается соли, то продукт, который мы видим на полках магазинов с надписью «Поваренная соль», это опять же не та соль, которая нужна растущему организму. Минеральные соли, участвующие в каждом обменном процессе нашего организма – это сложнейшие по своему химическому составу вещества. Вот лишь некоторые составляющие этих соединений – хлорид натрия (сама соль), цинк, медь, марганец, йод, селен и т.д. – и все эти микроэлементы содержатся в продуктах прикорма (овощах, мясе, рыбе и других), и могут полностью покрыть суточную потребность организма ребенка.

Потому детское молочное и безмолочное питание Матерна не содержит в своем составе рафинированных сахаров и поваренной соли. Необходимое количество питательных веществ и микроэлементов питания Матерна рассчитывается с учетом возрастных потребностей ребенка. Детские смеси Матерна для детей первого года жизни максимально приближены по составу к материнскому молоку и обогащены дополнительными компонентами для комфортного пищеварения и полноценного роста ребенка.

Сахар в детском питании

Потребность в сахаре у ребенка до года составляет всего 4 г (чуть меньше чайной ложечки). Малыши до 4-6 месяцев получают легкоусвояемые сахара из молока матери или молочной смеси. С момента введения прикорма добавляются натуральные сахара овощей и фруктов, соков.

Желательно добавлять в еду рафинированный белый сахар детям после года, в количестве не больше 6 г в сутки (полная чайная ложка). Использовать его для подслащивания кислых морсов, при запекании фруктов, в десертах или выпечке.

Слишком раннее или избыточное введение сахара в рацион ребенка приводит к ряду проблем:

  • усиливаются процессы брожения в кишечнике, что провоцирует вздутие и болезненные колики. Продукты неполного расщепления белка из кишечника всасываются в кровь, тем самым вызывая аллергические реакции;
  • лишний сахар откладывается в жировых депо, появляются предпосылки к развитию ожирения, сахарного диабета и изменений центральной нервной системы;
  • разрушается эмаль зубов;
  • создаются помехи для правильного питания: подслащенная пища создаёт у ребенка «иллюзию» насыщения, потому съев совсем немного, например, сладкой каши или печенья, он откажется от основной еды;
  • сахар у детей вызывает зависимость! Как ни страшно это звучит, но подобная закономерность уже неоднократно доказана: ребенок, получая порцию глюкозы, испытывает эмоциональный подъем, он весел и активен, но как только уровень сахара в крови опустится до нормы, наступит вялость и скука, потому ребенок начнет сам просить, а потом и требовать сладости.

Детская смесь без сахара Матерна лишена этих недостатков.

Соль в питании детей до года

Годами укрепившийся стереотип о том, что человеческий организм без соли может получить серьезные функциональные нарушения, и по сей день подталкивает молодых мам подсаливать прикорм для любимого чада. Но действительно ли так нужна соль детям до года? Многие педиатры сходятся во мнении, что все необходимые минеральные соли ребенок получает из молочного питания или прикорма без добавления привычной для всех поваренной соли.

Суточная потребность в соли ребенка до года составляет 0,3 г (после года 0,5г). Все это количество малыши до введения прикорма получают из молока матери или адаптированной молочной смеси. После добавляются минеральные соли прикорма: из овощей, фруктов, круп, мяса и другой еды. Если же родители захотят дополнительно «обогатить» рацион ребенка солью, и подсолить прикорм, это создаст большую нагрузку на почки (так как соль задерживает жидкость) и поджелудочную железу ребенка.

Еще одно опасение молодых родителей – это отсутствие вкусового разнообразия, которое теряется при отсутствии соли в прикорме. Этот миф тоже стоит развеять. Вкусовые рецепторы ребенка развиты очень слабо, и в первый год жизни он плохо различает тонкий вкус блюд. Но в то же время, если регулярно подсаливать или подслащивать еду, зоны рецепторов, воспринимающие сладкое или соленое начнут развиваться быстрее и требовать большее количество «усилителей вкуса».

Соль и сахар. Стоит ли давать ребенку?

Соль и сахар — неоднозначные продукты не только в системе питания взрослых, но и в детском рационе. А вообще, стоит ли давать ребенку соль и сахар или лучше обойтись без них?

Соль
Свойства соли

  • Не вызывает аллергии (т.к. входит в состав всех клеток организма).
  • Способствует поддержанию водного баланса в организме, не допускает обезвоживания.
  • Улучшает вкус пищи.
  • Задерживает жидкость в организме.
  • Увеличивает нагрузку на почки.

Когда вводить соль в рацион ребенка?
Мы привыкли считать, что соль — очень важный компонент любого рациона, поэтому если его нет в питании ребенка, родители начинают волноваться.
Однако надо учесть, что в рационе новорожденных и детей до первого года жизни суточная норма соли составляет 0,3 г (после года — 0,5 г), которую он получает из маминого молока или молочных смесей. Если помимо этого вы захотите обогатить рацион малыша солью, то его почки и поджелудочная железа просто не справятся с такой колоссальной нагрузкой.
Также одной из причин для споров по теме соли в детском питании является опасение родителей, что они обделяют любимое чадо, лишая его привычных для нас вкусовых ощущений при применении данного продукта. На самом деле, проблемы здесь нет: рецепторы, воспринимающие соль, у ребенка с рождения не развиты, поэтому он не понимает, соленая ли его еда или нет, и, соответственно, не чувствует нехватки. Но вот когда вы познакомите ребенка со вкусом соли, эти рецепторы начнут развиваться и требовать соль в пище в тех или иных объемах. В связи с этим большинство педиатров настоятельно рекомендуют отказаться от соли, пока ребенку не исполнится хотя бы год.
После этого родителям нужно придерживаться следующей дозировки: не более 0,25-0,35 г соли (фактически на кончике ножа) в сутки, затем можно увеличить до 0,5-1 г (до 3 лет) и постепенно довести до взрослой дозы в 4-5 г соли в сутки.

Какую соль нужно давать ребенку?
Покупайте обычную поваренную соль. Если вы живете в средней полосе России, которая считается йододефицитным регионом, приобретайте йодированную соль (имейте в виду, ее срок годности всего 3-4 месяца).
Также существует гипонатриевая соль, в которой содержание натрия, по сравнению с поваренной, значительно ниже. Как правило, ее назначают при гипертонической болезни, ожирении и заболеваниях почек. Чтобы определиться с видом соли, который действительно необходим вашему ребенку, проконсультируйтесь с врачом.
Внимание! Морская соль в питании детей до года не используется.

Полезные советы родителям

  • Солить продукты «на глазок» нежелательно — это может привести к избыточному употреблению поваренной соли. Например, 1 ч. л. содержит 10 г соли (что в 2 раза выше взрослой суточной нормы).
  • Старайтесь минимизировать употребление ребенком следующих продуктов, содержащих соль: кетчупов, майонеза, консервированных соленых продуктов, соленой рыбы, колбасы и т. п.
  • Будьте аккуратны с модной бессолевой диетой: ее назначают только в лечебных целях и проводят под строгим наблюдением педиатра.

Сахар
Свойства сахара

  • Является легко усваиваемым источником энергии.
  • Ускоряет многие жизненно важные процессы в организме.
  • Способствует активности головного мозга.
  • Является отличным консервантом, останавливающим развитие многих вредных бактерий.
  • Усиливает процессы гниения и брожения в кишечнике (что вызывает вздутие), в результате чего продукты неполного расщепления белка всасываются в кровь и вызывают аллергию.
  • Является одной из главных причин ожирения, сахарного диабета и изменений центральной нервной системы.
  • При чрезмерном употреблении приводит к разрушению эмали зубов.
  • Вызывает погрешности в правильном питании: подслащенная пища дает иллюзию насыщения, от чего ребенок начинает меньше есть.
  • Вызывает зависимость: от полученной глюкозы ребенок испытывает эмоциональный подъем, но когда уровень сахара в крови понижается, доходя до нормы, малышу начинает не доставать чувства радости, он начинает просить, а потом и требовать сладкую пищу.

Когда вводить сахар в рацион ребенка?
У ребенка до 1 года потребность в сахаре всего 4 г в день (это чуть меньше 1 ч.л.), соответственно, если у малыша нет аллергии, можно добавлять сахар в указанном объеме в кислые морсы. Однако многие педиатры утверждают, что до года ребенка можно не знакомить со вкусом сахара.
Ребенку от 1,5 до 3 лет нужно уже 6 г сахара в сутки, а от 3 до 6 лет – 7 г.

Правила ввода сладостей в рацион ребенка:

  • От 1 года — сладкая выпечка и варенье.
  • От 1,5 лет — пастила, зефир, мармелад.
  • С 2-3 лет — карамель, ирис.
  • С 3 лет — мороженое (сливочное или молочное).
  • С 3-4 лет — шоколад (20 г или одна конфета в день), торты и пирожные (с кремом из взбитых сливок или фруктовой начинкой).
  • С 3-5 лет — мед.
  • С 5 лет — шоколадные конфеты с начинкой.
Читайте также  Ребенок не хочет есть прикорм в 5 месяцев

Полезные советы родителям

  • Нельзя подслащивать прикорм: это может привести к формированию вредных пищевых привычек. Педиатры рекомендуют начинать первый прикорм с овощных пюре, а не с более сладких фруктовых.
  • В детское питание врачами рекомендуется добавлять не обычный сахар (сахарозу), а натуральный фруктовый сахар (фруктозу). Природные источники глюкозы и фруктозы — овощи и фрукты.
  • Не давайте конфеты детям на завтрак: утром им достаточно сладкого какао или чая. Десертом балуйте малыша во время полдника, но при этом контролируйте порции сладкого.
  • Под запретом следующие вредные сладкие продукты: сладкие газированные напитки, жевательные резинки, товары возле кассы супермаркетов, сладкие плитки-заменители шоколада.

Сахар детям не игрушка или выбираем здоровое лечебное питание

Список рисков, которые несет с собой сахар, велик. Крупные международные медицинские организации рекомендуют снижать количество сахара в продуктах для детей, что особенно касается детского питания и лечебно-профилактических смесей.

Сахар скорее вреден для малышей или скорее полезен? Этот вопрос уже многие годы не теряет своей сложности актуальности, и здесь мы постараемся систематизировать последние медицинские данные на этот счет и сделать самый практичный вывод.

Бесспорные факты о пользе сахара.

Сахар – простой углевод, который является основным источником энергии, необходимой ребенку для активного роста, развития и познания мира. Доказанным фактом является и то, что углеводы являются необходимым материалом для синтеза ферментов и гормонов, являются «пищей» для мозга, стимулируют умственную деятельность.

Невозможно отрицать, что углеводы жизненно необходимы детям, и их дефицит без сомнения чреват нарушением метаболизма, и особенно опасен при стрессах или при инфекционных заболеваниях. Но значит ли это, что сахар – безусловное благо и его не следует ограничивать?

Количество имеет значение!

Сахар, при всей его пользе, недаром называют «белой смертью». Его вкус, стимулирующее действие, эффект привыкания заставляют нас употреблять его больше, чем стоило бы. Снизить ежедневную дозу сахара трудно даже взрослым, не говоря уже о детях, которые при желании питались бы исключительно шоколадом.

По данным ВОЗ без вреда для здоровья взрослый может съесть не больше 10-12 чайных ложек сахара в день. Для детей же, в зависимости от возраста, эта доза в 2-3 раза меньше. Мало кто из нас, однако, питается чистым сахаром, и свою ежедневную норму мы получаем из самых разных, порой неожиданных, продуктов питания.

Сахар попадает на наш стол в виде фруктов и меда, кукурузного сиропа и ячменного солода, сахарозы и декстрозы. Сахар можно найти не только в варенье или конфетах, но и например, в кетчупе, арахисовом масле, приправах, сыре и масле, которые мы намазываем на хлеб, в самом хлебе и даже в мясных изделиях. Если глюкоза и фруктоза, содержащиеся в овощах, фруктах, меде, усваиваются легко и благотворно влияют на наш метаболизм, то любые формы добавленного сахара являются причиной серьезных неприятностей.

Чем опасен сахар для малышей?

Среди самых распространенных, и, без сомнения доказанных, опасностей, которые влечет за собой употребление сладкого, можно отметить:

Нарушения поведения и перепады настроения

Сахар «манипулирует» настроением ребенка с помощью тонких биохимических механизмов.

Большое количество сладкого, которое поступает в организм малыша, резко увеличивает содержание глюкозы в крови, что сопровождается бурным выбросом энергии, бодростью и веселостью. Чтобы утилизировать глюкозу, поджелудочная железа вырабатывает увеличенный объем инсулина, который, в свою очередь, приводит к быстрому снижению концентрации сахара – то есть, к гипогликемии. Автоматическим ответом организма является выработка глутамата, и ребенок становится тревожен, раздражителен, подавлен. Нередко отмечаются депрессивные эпизоды и панические атаки.

Именно состояние гипогликемии Американская ассоциация питания называет одной из причин гиперактивности, неусидчивости детей и невозможности их сосредоточиться на одном деле.

Те же последствия с точки зрения поведения и настроения вызываются и другим механизмом. Сахар, как вещество антипитательное, требует вовлечения собственных ресурсов и резервов организма для своего усвоения. В частности, тело активно расходует магний, цинк и некоторые другие незаменимые микроэлементы, дефицит которых также дестабилизируют состояние нервной системы.

Дисфункция поджелудочной железы

Неумеренное потребление сахара приводит к перегрузке поджелудочной железы. Если ребенок не превышает суточной нормы сладкого, глюкоза усваивается медленно, и для этого достаточно обычного количества инсулина. «Ударные» дозы требуют немедленного синтеза адекватного объема инсулина, что заставляет поджелудочную железу работать на повышенных оборотах.

Аллергия и нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта

Особенности пищеварительной системы детей младшего возраста и прием большого количества сахара в сумме приводят к значительному усилению процесса брожения в кишечнике, что проявляется в виде вздутия живота и болезненных спазмов. Нарушение процессов расщепления пищи, в том числе белкового происхождения, вызывают накопление токсинов и аллергические реакции.

Снижение защитных свойств организма

Недавние исследования продемонстрировали, что превышение суточной нормы сахара в 4 раза, что эквивалентно примерно двум банкам газировки, подавляет иммунитет на несколько часов. В сезон простуд, например, эти несколько часов, когда ребенок беззащитен перед вирусной атакой, могут оказаться критическими.

Витамин С и глюкоза являются биохимическими конкурентами: для транспортировки как одного, так и второй, требуется инсулин. Поэтому потребление сладких продуктов моментально снижает шансы витамина С попасть внутрь клетки. Во время болезни врачи крайне рекомендуют максимально снизить прием сахара в любой форме.

Повышение риска развития бронхиальной астмы

Работа швейцарских ученых исследовала взаимосвязь потребления большого количества сахара и астмы. Вывод оказался неутешительным: переработанный сахар повышает реактивность дыхательных путей. Повышенная концентрация инсулина, высвобождающегося в ответ на сладкую пищу, запускает цепь воспалительных процессов, ухудшающих состояние бронхов.

Ухудшение состояния зубов

Мы все с детства знаем, что конфеты ухудшают качество эмали и вызывают кариес. Но влияние сладкого на зубы, на самом деле, гораздо глубже. Дело в том, что для переработки чистого сахара организм затрачивает кальций, находящийся не только в зубах, но и в костях. Именно поэтому регулярный прием большого количества сахара чреват и стоматологическими проблемами, и хрупкостью костей.

Сладкое приводит к катастрофически быстрому набору веса у детей и не только за счет количества калорий. Глюкоза в больших количествах нарушает выработку гормона голода, в результате чего ребенку сложно регулировать объем съеденного и вовремя остановиться. А так как сахар вызывает привыкание, малыш с большей охотой продолжит есть сладкое, что еще больше усугубит ситуацию.

Ослабление когнитивных функций

Утверждение, что глюкоза полезна для мозга, верно лишь при соблюдении ежедневной нормы потребления сладкого. Ученые доказали, что большое количество глюкозы снижает синтез нейротрофического фактора головного мозга (BDNF), а следовательно и способность к запоминанию и общую обучаемость.

Выбор врачей – лечебное питание без сахара!

Список рисков, которые несет с собой сахар, действительно велик. Поэтому не удивительно, что крупные международные медицинские организации рекомендуют снижать количество сахара в продуктах для детей, что особенно касается детского питания и лечебно-профилактических смесей.

Resource Clinutren Junior: безопасная формула профилактического питания

При создании своего нового продукта для детей от 1 до 11 лет Resource Clinutren Junior, компания Nestle внимательно изучила последние исследования в области педиатрии и детской диетологии. В состав готовой к употреблению смеси входит тщательно сбалансированное количество молочного белка, жиров, углеводов, 29 витаминов и минералов.

Несмотря на то, что напиток имеет сладковатый, приятный детям, шоколадный, клубничный или ванильный вкус, его углеводный состав представлен преимущественно мальтодекстрином – расщепленным крахмалом, который легко всасывается в кишечнике и быстро усваивается.

Смесь Resource Clinutren Junior прекрасно подойдет как в качестве дополнительного питания, так и станет заменой целого суточного рациона. В бутылочке 200 мл общее количество сахара не превышает 2 чайных ложечек, а потому даже при исключительном питании с помощью этой смеси, суточная норма будет идеально соблюдена, но не перевыполнена!

Resource Clinutren Junior помогает заботиться о здоровье вашего малыша разумно, ответственно и максимально бережно!

Питание ребенка до года и старше по ВОЗ и ЮНИСЕФ (рекомендации, нормы и возраст)

  • Акции
  • Новости
  • Статьи
    • Аллергология
    • Беременность
    • Гастроэнтерология
    • Генетические исследования
    • Гинекология
    • Дерматовенерология
    • Кардиология
    • Косметология
    • Лабораторная диагностика
    • Лазерные методы лечения
    • Логопедия
    • Массаж
    • Неврология
    • Онкология
    • Оториноларингология
    • Пульмонология
    • Ревматология
    • Советы педиатра
    • Ультразвуковая диагностика
    • Терапия
    • Урология
    • Хирургия
    • Эндокринология
    • Эндоскопия
    • Нефрология
    • Контрацепция
    • Педиатрия
    • Инфекциология
    • Осмотры и комиссии
    • Офтальмология
    • Семейная клиника
  • Вопрос ответ


Дети с рождения и до 6 месяцев не нуждаются в прикорме. Идеальная созданная природой еда для младенцев — это грудное молоко матери, с которым он получает необходимые питательные вещества, витамины, минералы и антитела. Если у мамы нет либо недостаточно молока, то ребенку необходимо ввести прикорм в виде искусственных смесей. Но сейчас это уже не является проблемой, так как производители большинства искусственных смесей довели продукт до должного уровня, который способен полноценно заменить грудное молоко. И вне зависимости от того, какой вид кормления ребенка выберет мать — грудное вскармливание или искусственные смеси, основной прикорм ребенка должен начинаться не ранее 6 месяцев по рекомендациям ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), если другое не предусмотрено медицинскими рекомендациями по состоянию здоровья ребенка. Ранний прикорм (раньше, чем 6 месяцев) вводится по рекомендации педиатра в соответствии с медицинскими показаниями, поэтому его еще называют педиатрическим.
Начиная с 6-ти месячного возраста, потребность детского организма в питательных веществах перестает удовлетворяться только материнским молоком и необходимо постепенно вводить прикорм. В этом возрасте малыши начинают проявлять интерес к взрослой пище. Вводить прикорм необходимо с небольших количеств новых для ребенка пищевых продуктов и постепенно увеличивать их по мере того, как ребенок становится старше.

Читайте также  Как шевелится ребенок на 35 неделе беременности

Ребенка приучают к новой пище постепенно, начиная с совсем маленьких порций . К новому виду питания малыша относят пищевые добавки и прикорм.

Пищевые добавки:

    фруктово-ягодные соки; фруктово-ягодные пюре; желток куриного яйца или перепелиных; творог

Прикорм:

Правила введения прикормов:

  1. Прикорм следует давать перед кормлением грудью.
  2. Каждый вид прикорма надо вводить постепенно, начиная с небольшого количества (10-15 г) и увеличивая его до нужного объема в течение 7-10 дней, полностью замещая одно грудное кормление.
  3. Нельзя одновременно вводить два или несколько новых блюд. Переходить к новому виду пищи можно только тогда, когда ребенок привыкнет к предыдущему.
  4. По консистенции блюда прикорма должны быть гомогенными и не вызывать затруднения при глотании.
  5. Прикорм следует давать только с ложки.
  6. Число кормлений с введением прикорма сокращается до 5 раз, затем до 3-х основных и 2 перекусов по желанию ребенка.
  7. Температура блюда должна равняться температуре получаемого материнского молока (примерно 37 С).

Схема введения пищевых добавок

Фруктово-ягодный сок (вводится с 7-8 месяцев)
Сок нужно начинать с капель. В течение 7-10 дней довести до необходимого суточного объема. Давать после кормления или между кормлениями. Желательно использовать свежеприготовленные соки (необходимо разбавлять водой в соотношении 1:1), но подойдут и соки в пакетах, специально предназначенные для детского питания. Последовательность введения соков из ягод, фруктов и овощей: яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, вишневый, черносмородиновый, гранатовый, клюквенный, лимонный, морковный, свекольный, капустный. Цитрусовые, томатный, малиновый, клубничный соки, соки из тропических плодов (манго, папайя, гуава…) — эти соки следует давать не ранее 11-12 месяцев. Виноградный сок не рекомендуется включать в рацион ребенка в столь раннем возрасте, так как он может вызывать вздутие животика.
Фруктово-ягодное пюре (вводится с 7 месяцев)
Пюре нужно начинать с 0,5 чайной ложки. В течение 7-10 дней довести до необходимого суточного объема. Давать после кормления или между кормлениями. Используются как свежеприготовленные пюре, так и в виде фруктово-ягодных консервов для детского питания.
Желток (вводится в 8-9 месяцев)
Начинать нужно с 1/4 желтка. Давать можно ежедневно до конца года по 1/2 желтка в начале кормления, предварительно растерев с молоком или с блюдом прикорма.
Творог (вводится в 9-10 месяцев)
Начинать вводить с 5 граммов (1 чайная ложка). Постепенно, в течение месяца довести до 20 граммов. К концу первого года – 50-70 г. Давать творог нужно в конце кормления.

Примечание:

  1. Для сохранения лактации после прикорма целесообразно предложить ребенку грудь.
  2. При условии хорошего состояния здоровья, оптимальных показателей физического и нервно-психического развития, устойчивой и достаточной лактации у матери, качественном ее питании, первый прикорм можно вводить не ранее 6 месяца.
  3. При приготовлении блюд прикормов (безмолочные каши, пюре) оптимальной жидкостью для их разведения является грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Пять ключевых рекомендаций относительно безопасности еды:

    Еда должна быть чистой. Сырую и готовую еду нужно держать отдельно. Готовить еду нужно тщательно. Хранить еду нужно при безопасной температуре. Для приготовления еды нужно использовать чистую воду и продукты.

О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)

О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)

Для гармоничного физического развития и роста детей и подростков питание должно удовлетворять их физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии.

В дошкольных организациях нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах должны быть не меньше значений, указанных в таблице№1.

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах в дошкольных организациях

* – потребности для детей первого года жизни в энергии, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.

** – потребности для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании

Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в дошкольной организации рекомендуется проводить с учетом таблицы№2.

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в дошкольных организациях, %

Для детей с круглосуточным пребыванием

Для детей с дневным пребыванием 8-10 час.

Для детей с дневным пребыванием 12 час.

дополнительный прием пищи перед сном – кисломолочный напиток с булочным или мучным кулинарным изделием

Полдник (10-15%) */ или уплотненный полдник (30-35%)

* вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30-35%)

В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

В общеобразовательных организациях при одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% (для обучающихся во вторую смену – до 20-25%), ужин – 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак – 20%, обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 25%, второй ужин – 5-10%. При организации шестиразового питания: завтрак – 20%, второй завтрак – 10%, обед – 30%, полдник – 15%, ужин – 20%, второй ужин – 5%. Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

В суточном рационе питания обучающихся оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5.

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрастес 7 до 11 и с 11 лет и старше

Название пищевых веществ

Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп

с 11 лет и старше

Энергетическая ценность, ккал

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

Название пищевых веществ

Потребность в пищевых веществах для обучающихся юношей и девушек

Девушки 15-18 лет

в т.ч. животного происхождения

в т. ч. растительного происхождения

Энергетическая ценность, ккал

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях

Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %

Завтрак в школе (первая смена)

Полдник в школе

Рекомендации по распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (школы-интернаты, кадетские корпуса и др.)

Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %

Питание воспитанников детских домов и школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации должно полностью обеспечивать растущий организм энергией и основными пищевыми веществами (табл. №7). Следует учитывать общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (белки: жиры: углеводы – 1:1:4). Организация рационального питания предусматривает строгое выполнение режима. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч. Суточная калорийность рациона должна распределяться: завтрак – 25% калорий, второй завтрак – 10%, обед – 35-40%, полдник – 10%, ужин – 20-25%.

Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии

6 лет школьники

Примечание:Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).

Питание в загородных стационарных оздоровительных организациях должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и быть не меньше значений, указанных в таблице 8.

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей

Название пищевых веществ

Усредненная потребность в пищевых веществах для детей возрастных групп:

с 11 лет и старше

Энергетическая ценность – калорийность, ккал

* – без учета повышенных энерготрат

Распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в загородных стационарных организациях следует проводить с учетом таблицы 9.

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в течение дня

Доля суточной потребности в энергии, %

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня в загородных стационарных оздоровительных организациях допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Распределение калорийности в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%.Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за оздоровительную смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

Читайте также  Ребенок срыгивает фонтаном 1 месяц

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей с учетом их возраста

Название пищевых веществ

Усредненная потребность в пищевых веществах для детей возрастных групп:

с 11 лет и старше

(допускается 335 за счет фруктов)

(допускается 383 за счет фруктов)

Энергетическая ценность – калорийность, ккал

(2359 при увеличении углеводов)

(2720 при увеличении углеводов)

Питание подростков в лагерях труда и отдыха должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (табл. №11).

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет

Показатели (в сутки)

от 14 до 18 лет

Энергия и пищевые вещества

При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности, нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 11.

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным – 4-разовое.

Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Не менее 3-х приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.

Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

1-й и 2-й завтраки (суммарно) – 20-30%

1-й и 2-й ужины (суммарно) – 20-30%.

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Указанные нормы физиологических потребностей детей в энергии и пищевых веществах устанавливают ниже перечисленные документы:

— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26;

— СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и реднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. №45;

— СП 2.4.990-00 «2.4.Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 г.);

— СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 марта 2003 г.;

— СанПиН 2.4.4. 3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №73;

— СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. №25;

— СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. №22.

Они уже зеленые!

Поделиться:

Многие люди уверены: как только выделения из носа из прозрачных и «текучих» превращаются в зеленые и густые, пора заканчивать «игры» с солевыми растворами и переходить к активному, «настоящему» лечению. В ход идут знаменитые сложные капли, препараты серебра (протаргол и колларгол), готовые капли с антибиотиками и прочие лекарства из категории «сильных».

«Представляете, пришлось сменить трое капель, чтобы подобрать те, которые по-настоящему помогают!» — нередко сетуют излечившиеся от насморка. И они даже не догадываются, что секрет свободного дыхания на самом деле не в «настоящих лекарствах», а во… времени.

Ринит по сценарию

Итак, разберем стандартное течение простудного насморка. В подавляющем большинстве случаев он имеет вирусное происхождение: его провоцируют респираторные вирусы — возбудители ОРВИ. Начало вирусного ринита, как правило, довольно типично: прозрачные обильные выделения из носа буквально льют рекой на протяжении нескольких дней.

За этим периодом следует фаза резкого изменения консистенции и — внимание! — цвета выделений. Они становятся густыми и желтыми, а иногда и зелеными. И вот тут-то многие больные делают ошибочный вывод о причине перемен, полагая, что они напрямую связаны с подключением нового возбудителя, бактерии. На самом деле «позеленение» при вирусном рините — явление закономерное и ни в коем разе не свидетельствующее о бактериальной инфекции.

После «зеленых соплей» неизбежно следует фаза прозрачных выделений, которые вскоре сходят на нет. При этом и скорость выздоровления, и сам факт его не зависят от того, какие усилия к этому прикладывал сам больной. Вливал ли он в полость носа флаконы капель или ждал безмятежно погоды у моря — вирус непременно погибнет, а вместе с ним закончится и насморк. Обычно это происходит через 7–10 дней — именно столько длится острый вирусный ринит. Немного по-другому развиваются события при бактериальном насморке.

Реже, но дольше

Бактериальный ринит, или риносинусит (воспаление слизистой носа и носовых пазух), случается довольно редко. Его можно заподозрить в трех случаях:

  1. Болезнь начинается внезапно с появления зеленых (не прозрачных, а именно зеленых) выделений, высокой температуры (39 градусов и выше), которые длятся более 3 суток без каких-либо признаков улучшения.
  2. Сначала ринит имеет типичную вирусную «картину», но после уже наступившего улучшения (обычно к концу недели) наступает резкое ухудшение состояния, т. е. наблюдается четкая закономерность: улучшение — ухудшение.
  3. Простуда протекает гладко, без «сюрпризов», однако к 10-му дню положительная динамика так и не наблюдается.

Во всех этих случаях необходимо обратиться к лор-врачу или педиатру (если речь идет о ребенке), и тот должен сделать окончательный вывод о происхождении насморка и способах его лечения.

Читайте также:
Детская простуда

Кстати, лечение бактериального ринита — вопрос тоже довольно интересный. Бактериальный насморк, как и вирусный, проходит самостоятельно, просто выздоровление занимает дольше времени — на порядок больше, чем традиционные 10 дней. Ринит и риносинусит, связанный с бактериальной инфекцией, может длиться месяц и даже дольше, что, конечно же, вселяет тревогу и вынуждает больных (или родителей, когда болен ребенок) активно включиться в процесс выздоровления.

Путь первый, непростой

Признаться, родители часто начинают действовать еще раньше — как только выделения «перекрасились» из прозрачных в зеленые. Решив, что это — сигнал к антибактериальному лечению, в схему нередко вводят различные препараты, которые не только не помогают избавиться от насморка, но и способны навредить, раздражая слизистую оболочку носа. Среди них:

  • капли с антибиотиками;
  • сложные капли (могут содержать диоксидин, гидрокортизон, цефтриаксон и другие компоненты);
  • препараты серебра — колларгол и протаргол;
  • препараты, содержащие интерферон;
  • иммуномодуляторы и т. д.

Процветанию самолечения и лечения с помощью препаратов с отсутствующей эффективностью и к тому же не самым высоким профилем безопасности способствует тот факт, что зачастую после их применения состояние улучшается. Это не более чем совпадение, ведь бактериальный насморк — явление временное и самоизлечивающееся.

Нет ничего более благодарного, чем лечить болезнь, которая проходит сама. Препарат, который применялся накануне выздоровления, автоматом попадает в перечень тех, которые «помогают». Правда, при следующем эпизоде ринита в списке «эффективных капель в нос» обычно возникают существенные корректировки. Таким образом, первый путь к выздоровлению бывает обычно сложным, мучительным, связанным с поиском лор-врачей, знающих тайну выздоровления от насморка, и «настоящих» лекарств.

Путь второй, физиоЛогичный

Второй способ лечения, безусловно, гораздо менее затратный и усилиям, и по материальным вложениям. Он зиждется на одном-единственном правиле: чтобы помочь слизистой носа, нужно просто не допускать ее пересыхания. Для этого необходимо:

  • обеспечить высокую влажность воздуха, проветривая помещение, проводя влажную уборку и используя увлажнитель;
  • регулярно промывать полость носа изотоническим раствором натрия хлорида.

Если выполнять эти два условия, можно ускорить выздоровление как от вирусного, так и от бактериального насморка. Чаще всего бактериальный ринит тоже не нуждается в каком-то специфическом лечении, за исключением случаев, когда он доставляет массу неприятных моментов и снижает качество жизни. Тогда для облегчения состояния врач (не сосед, не приятель и даже не провизор) может назначить препараты двух групп:

  • назальные кортикостероиды (например, Назонекс), которые уменьшают выраженность воспаления;
  • системные антибиотики (т. е. применяемые внутрь).

Использование средств этих категорий при бактериальном насморке действительно может быть оправдано. Необходимость же во всех остальных лекарствах и процедурах, например известной на постсоветском пространстве «кукушке» и даже любимых многими ингаляциях, просто отсутствует.

И если вам вдруг показалось, что «кукушка», капли с эфирными маслами, домашнее снадобье из вышибающего слезу сока лука или цикламена в комбинации с «очень хорошими» каплями с антибиотиками избавили вас от надоедливого насморка, вспомните, что он проходит сам. Просто это вопрос времени.