Ребенок на пятом месяце жизни

Развитие ребенка на пятом месяце

Поздравляем – теперь у Вас вдвое больше счастья! Почему? Да потому, что к середине пятого месяца вес Вашего малыша должен стать примерно в два раза больше, чем в момент рождения.

У крохи могут начать резаться зубки, и, возможно, он готов к первому прикорму, ведь ребенок уже способен захватывать губами более густую, чем молоко, пищу, в частности – пюре, а его желудочно-кишечный тракт созрел для переваривания более «взрослой» еды. Кроме того, малыш начинает интересоваться едой взрослых: он наблюдает за тем, как Вы едите, и даже хватает кусочки с Вашей тарелки.

Что малыш будет уметь к концу пятого месяца

  • Ребенок уже может долгое время сидеть при поддержке спины. Например, в детском стульчике, шезлонге, или среди подушек. Самостоятельно сидеть он пока не может – не присаживайте его специально, мышцы спины малыша еще не готовы к такой нагрузке, и в дальнейшем это может обернуться проблемами с позвоночником.
  • Если Вы поднимете малыша в воздух и будете держать параллельно полу лицом вниз, то он приподнимет верхнюю часть тела с головой и будет держать их. Лежа на животе, ребенок сможет сделать «самолетик» – двигать руками и ногами с приподнятой головой.

  • Положите малыша на спину и потяните за ручки вверх. Он самостоятельно подтянется и будет держать голову, чтобы она не запрокинулась назад. Помимо этого, в лежачем положении ребенок может поднимать ножки и ручки, чтобы рассмотреть их, и даже пытаться взять ступни в рот.
  • К пяти месяцам ребенок тянет ручки к движущимся предметам и хватает их – например, он может отнять у Вас игрушку. А еще он уверенно берет предмет сразу двумя руками и перекладывает из одной в другую. Малыш хорошо умеет и очень любит самостоятельно держать бутылочку со смесью или водой. Еще одна привычка крохи – бросать игрушки на пол. Важно не ругать его за такое поведение, ведь оно помогает ребенку развиваться.
  • Вас несомненно порадует тот факт, что теперь малыш способен играть в одиночку 5-10 минут. Ведь иногда так важно немножко отдохнуть.

Вступайте в клуб Similac «Растем вместе!» и получайте скидки, подарки и советы от экспертов.

Массаж и гимнастика

Для развития организма крохи важно регулярно делать ему массаж и гимнастику. Они полезны не только для укрепления мышц и костей, но и для сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной систем. Легкий массаж Вы можете освоить самостоятельно, а лечебный лучше доверить квалифицированным специалистам.

Очень полезными будут и гимнастические упражнения на фитболе. Они тоже укрепят и поспособствуют развитию мышц рук и ног, брюшного пресса, простимулируют работу пищеварительной системы, помогут научиться координировать движения и хорошо помогут развить вестибулярный аппарат.

Что нового в общении

  • В гулении ребенка появляются согласные звуки: «ня», «ма», «ба» и так далее. Он повторяет их по нескольку раз, но пока не наделяет смыслом. Даже если он произнесет заветные «мама» или «папа», то на данном этапе это, к сожалению, не будет означать, что он Вас зовет.
  • Зато малыш легко узнает тех людей, которые ему знакомы. Он понимает связь между конкретным человеком и его цветом волос, глаз, чертами лица, образом в целом. Поэтому сейчас не время для кардинальных перемен во внешности родителей. Если папа сбреет бороду, то кроха может его не узнать. А к незнакомцам малыш сейчас проявляет большое недоверие. Далеко не всем он позволяет взять себя на руки. Если мамы нет рядом, то ребенок и вовсе может испугаться чужого человека.
  • Малыш уже чувствует разницу в интонациях Вашего голоса. Не кричите и не ругайте его, рискуете получить в ответ обиду. Ведь если раньше восприятие ребенка делилось на «хорошо» или «плохо», то сейчас спектр его чувств огромен: здесь и радость, и возбуждение, и страх, и печаль, и настороженность, и много-много других эмоций.

Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.

Материал носит информационно-справочный характер и не заменяет консультацию специалиста или визита к лечащему врачу.

Важное примечание: Грудное молоко — лучшее питание для ребёнка, его необходимо сохранять как можно дольше. Если грудное вскармливание невозможно, педиатр поможет Вам подобрать молочную смесь, по составу и свойствам приближенную к грудному молоку. Similac Gold 2, Similac Комфорт 2, Similac Гипоаллергенный 2 предназначены для детей от 6 до 12 месяцев.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

В первый год ребенок растет и развивается гораздо быстрее, чем в последующие годы. Каждый день приносит радость узнавания и открытия мира. Развитие малыша в 5 месяцев существенно отличается от новорожденного. В этой статье мы расскажем о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, во что с ним можно играть и на что обратить внимание.

Режим дня

В 5 месяцев малыш уже меньше спит, больше играет и общается. В общей сложности он спит 15 часов. Количество дневных снов – 3. В 5 месяцев ребенок должен уметь себя занять самостоятельно в течение 10-15 минут.

Питание

В этом возрасте многие мамы начинают вводить первый прикорм. В качестве первого прикорма лучше вводить овощное пюре или кашу. Обязательно посоветуйтесь с педиатром и внимательно следите за реакцией малыша на новую пищу.

Физическое развитие

Рост и вес

По тому, как ребенок растет и набирает вес, врач делает выводы о его развитии и о том, насколько малыш здоров в целом. Каждый месяц малыша измеряют и взвешивают на приеме у врача, чтобы вовремя выявить отклонения (нехватку или избыток роста и веса) и начать принимать меры. Прибавка в весе и росте зависит от типа питания ребенка. На грудном вскармливании показатели будут меньше, чем на искусственном. Также больше прибавляют детки, в рацион которых уже введены каши.

Согласно данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), нормы роста и веса для мальчиков и девочек немного отличаются. Это связано с тем, что мальчики рождаются чуть крупнее девочек.

Нормы ВОЗ роста детей в 5 месяцев

Нижняя граница нормы, см

Верхняя граница нормы, см

Нормы ВОЗ веса детей в 5 месяцев

Нижняя граница нормы, кг

Верхняя граница нормы, кг

В среднем ребенок с 4 до 5 месяцев прибавляет около 700 г веса и около 2 см роста.

Двигательные навыки

К 5 месяцам двигательная активность малыша существенно расширяется:

переворачивается на спину из положения лежа на животе и с боку на бок;

учится перекатываться и вертеться на животе по кругу (это предвестники ползанья, их нужно всячески стимулировать и поощрять);

берет понравившийся предмет в руку и может достаточно долго его удерживать и манипулировать им – тянуть в рот, ударять о поверхность, трясти;

может схватить движущийся предмет;

захватив ножку, пытается засунуть ее в рот;

делает «лодочку», лежа на животе – поднимает одновременно головку и ножки и остается в таком положении несколько секунд, двигая при этом ручками и ножками;

из положения лежа на животе уверенно поднимает туловище, опираясь на предплечья и руки;

если потянуть малыша за ручки, он может присесть;

если поставить малыша на твердую поверхность, он будет стоять практически полностью, выпрямив ножки;

некоторые малыши уже к 5 месяцам могут самостоятельно придерживать бутылочку при кормлении.

Внимание! Не сажайте ребенка до 6 месяцев, если он самостоятельно не садится!

В этом возрасте появляются предвестники первых зубов – обильное слюноотделение, малыш все тянет в рот, могут появляться сопли, ребенок может становиться капризным, плохо спать и т. д.

Повышенная двигательная активность вашего малыша требует дополнительных мер безопасности: если ребенок находится на любой поверхности, кроме пола, то позаботьтесь о том, чтобы он не упал с нее. Если вы выкладываете его на пол, следует максимально обезопасить пространство: убрать все, что может упасть на ребенка; проверить, чтобы по полу не дули сквозняки; убрать электроприборы и шнуры; проверить, что малыш может потянуть и свалить на себя, потянуть в рот и т. д. Уберите все мелкие предметы – скорее всего, ребенок потянет в рот оказавшиеся в поле досягаемости пуговицы, шурупы, бусины, монеты и т. д. Хрупкие предметы тоже лучше убрать.

Психологическое и эмоциональное развитие

К 5 месяцам малыш уже хорошо различает близких и чужих людей. Устанавливается тесная эмоциональная связь с мамой. Психолого-эмоциональное развитие в 5 месяцев характеризуется устойчивым и долгим гулением. Появляются новые реакции:

различает выражения лиц окружающих его людей и оттенки интонации в их речи;

с интересом реагирует на музыку;

появляются любимые игрушки;

на громкие и резкие звуки может отреагировать плачем;

плач выражает не только чувство голода и жажды, но и протест против одиночества;

в гулении появляются новые звуки;

учится привлекать к себе внимание не только плачем;

эмоции становятся разнообразнее – малыш уже может радоваться и обижаться, проявлять любопытство и страх;

может узнать любимую игрушку по фрагменту;

может надолго задерживать внимание на заинтересовавшем его предмете;

некоторые дети в этом возрасте могут начать бояться незнакомых взрослых;

интересуется едой взрослых.

Следует обратить внимание

Когда мы говорим о том, что ребенок должен уметь в 5 месяцев, мы не имеем в виду, что есть некие обязательные и неукоснительно соблюдаемые нормы. Все детки индивидуальны, и если ваш малыш начал что-то делать раньше или позже, это не говорит о нарушениях в развитии. Насторожиться нужно, если вы заметили следующие признаки:

гипертонус – это сигнал о наличии у ребенка неврологической патологии и необходимости консультации специалиста, также обратиться к неврологу нужно, если у малыша не исчезли врожденные рефлексы;

неуверенно держит головку, особенно из положения лежа на спине;

не может дотянуться до игрушки;

с трудом переворачивается, особенно с живота на спину;

маленькая прибавка в весе: если прибавка меньше 500 г – это повод подумать о прикорме;

проблемы со стулом с началом введения прикорма: если у ребенка после введения прикорма появились запоры – это может сигнализировать о том, что ребенку не хватает жидкости или малышу не подходит белковый и молочный прикорм.

В любом случае, если вас что-то настораживает в поведении ребенка – обязательно обратитесь к своему педиатру.

Игры и упражнения для детей в 5 месяцев

Для ребенка по-прежнему очень важен эмоциональный и тактильный контакт с матерью. Чем больше мама гулит и разговаривает с малышом, играет и занимается, тем лучше для его развития. Особое внимание в 5 месяцев уделяется физическому развитию. Скоро малыш начнет сидеть и ползать, стоять и ходить, поэтому важно укреплять и подготавливать к таким серьезным нагрузкам все группы мышц.

Читайте также  Температура от переохлаждения у ребенка

Массаж

Ежедневный массаж становится более сложным. К используемым раньше похлопываниям, растираниям, поглаживаниям и вибрации прибавляются пощипывания, легкие разминания и постукивания кончиками пальцев. Хорошо сопровождать массаж песенками и стишками («У жирафа пятна-пятна» и т. п.).

Гимнастика

Гимнастика должна проводиться ежедневно не меньше 10 минут, в идеале – 20-30 минут. Гимнастика должна носить характер игры, сопровождаться стишками и песенками или просто эмоциональной речью. Хорошо укрепляют мышцы занятия на фитболе. Если вы еще не ввели мяч в ежедневный комплекс занятий – сейчас самое время это сделать.

Несколько упражнений для укрепления спинных мышц на фитболе:

положить малыша на мяч, удерживая его под мышками, ножками к себе, покачать мяч назад-вперед, ребенок должен прогнуться лодочкой, опираясь на мяч животом, в течение 8-10 секунд, повторить 3-5 раз;

исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но мяч поворачивается вначале по часовой стрелке, а после – против;

это упражнение можно усложнить, взяв ребенка не за подмышки, а за бедра, и проделать вышеописанные покачивания и повороты в таком положении; добейтесь того, чтобы малыш держал верхнюю часть туловища самостоятельно;

положив ребенка на спину на мяч, осторожно присаживаем его, держа за ручки, под углом 45 градусов, после опускаем в исходное положение – 3-5 раз.

Игры с игрушками

Ребенок начинает взаимодействовать с игрушками, ему интересно их рассматривать, трогать и хватать. В это время можно показывать малышу, как можно играть с ними.

«Поймай меня!»: исходное положение ребенка – лежа на спине. Поставить рядом с его ручкой игрушку и заинтересовать малыша. После того, как он схватит ее, положить другую игрушку рядом с другой ручкой. В результате малыш должен удержать обе игрушки одновременно.

Стимуляция ползания: положите на небольшом расстоянии от ребенка игрушку, когда малыш сделает попытку дотянуться – чуть-чуть отодвиньте ее. Помните, что в результате игры малыш обязательно должен схватить игрушку, иначе его интерес быстро пропадет.

«Догоню-догоню!»: покажите малышу игрушку в движении, протяните мимо него, например, машинку на веревочке. Пусть малыш постарается схватить игрушку.

Игры с мячом: покатайте мяч перед малышом, покажите, что если толкнуть его, он покатится. Пусть малыш попробует толкнуть мячик сам.

Тактильные мешочки: их можно сшить из разных тканей, наполнить разными на ощупь мелочами – фасолью, бусинами, крупой, шелестящими бумажками, пуговицами, макаронами и т. д. В таком мешочке главное, чтобы он не развязался и не разорвался и малыш не смог добраться до мелкого содержимого.

Игры с мамой

Очень важно продолжать носить малыша на ручках. Это очень полезный тактильный контакт с мамой, дающий ребенку чувство защиты и уверенности.

Игры «ладушки», «ку-ку!», «сорока-ворона» принесут много радости малышу – в 5 месяцев самое время начать в них играть. Обязательно сопровождайте все игры комментарием, в идеале – стишками, пестушками и потешками. Если вы их не помните – ничего страшного, просто разговаривайте с ребенком, для него важно слышать ваш голос и различать интонации.

Называем части тела: легко прикасаясь к носику, животику, ручкам и ножкам ребенка, называйте их, можно показывать те же части на себе и игрушках.

Перекличка: вводите в речь ребенка новые звуки и слоги, ребенок будет пытаться повторить за вами, таким образом расширяя свой словарный запас. Сопровождайте свою речь мимикой и жестами. Читайте книжки, рассматривайте вместе картинки, озвучивайте, как говорят животные – это тоже стимулирует речь малыша.

Можно много писать о том, что ребенок должен уметь, но ребенок никому и ничего не должен, он развивается по собственному плану, заложенному в нем природой. А ваша задача – помочь ему этот план выполнить. Если ваш малыш чего-то еще не делает или не умеет – это не повод расстраиваться. Главное, окружайте его любовью и заботой, радуйтесь каждому дню и каждой маленькой победе своего ребенка.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Развитие ребенка в 5 месяцев

Физиологическое и психологическое развитие

Теперь малыш растет и набирает вес не так интенсивно, как в первые месяцы после рождения. В этом возрасте мальчики весят 6,7—8,4 кг при росте 63,8—68,0 см, соответствующие показатели для девочек: 6,1—7,8 кг и 61,8—66,2 см.

Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками, поэтому он может брать и удерживать даже маленькие предметы.

Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Когда ребенок не может дотянуться до игрушки, он рассматривает ее, медленно сжимая и разжимая пальчики.

Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот. У малыша тонкий слух, он поворачивает голову и пытается найти источник даже самых тихих звуков. Кроха чувствует музыкальный ритм и оживляется, когда слышит бодрую веселую мелодию.

Возможно, ваш ребенок уже умеет произносить некое подобие слов «ма-ма-ма», «на-на-на» или «да-да-да-да», причем, он почти никогда не произносит слоги по одному, а выдает целые серии повторяющихся звуков. Он пока еще не вкладывает смысл в «слова», которые произносит, но, отвечая на восторженную реакцию окружающих, повторяет их снова и снова.

Самые шустрые дети уже научились ползать, более спокойные освоят это умение только через несколько месяцев. Помните, что все малыши разные, и темпы развития у них могут не совпадать.

Раньше жизнь ребенка протекала между двумя состояниями: он был счастлив или несчастлив. Теперь многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которую он пытается выразить всеми доступными ему способами, в том числе — бессвязным лепетом.

В поведении крохи начинают проявляться индивидуальные особенности характера и темперамента. Увидев маму и папу, малыш улыбается, машет руками и издает громкие звуки.

Появление других близких людей он отмечает гораздо более сдержанно, а незнакомый гость удостоится простой приветливой улыбки. Когда ребенок пытается произнести некоторые «слова», например, «ма-ма» или «па-па», то бурная одобрительная реакция окружающих побуждает его повторять их снова и снова. Он уже понимает, что, используя эти сочетания звуков, можно привлечь внимание родителей, даже когда они находятся вне поля его зрения.

Свое недовольство малыш выражает столь же громко и непосредственно, как и восторг. Мама, например, может вызвать гнев ребенка, если слишком долго его переодевает. Мама и папа — любимые объекты для изучения ребенка. Кроха будет внимательно наблюдать за всеми их действиями и прислушиваться к их речи. Если мама вышла из комнаты, взгляд малыша еще некоторое время будет прикован к тому месту, где она только что находилась, как будто он пытается мысленно позвать ее обратно.

Среди игрушек у вашего крохи теперь есть любимчики, и он не станет скрывать свое раздражение, если разлучить его с любимой погремушкой.

Безопасный дом

Готовьте детскую комнату к тому, что совсем скоро в ней будет ползать и изучать местность активный малыш. По возможности уберите лишнюю мебель. Комоды, шкафы, телевизор и крупная бытовая техника должны быть прикреплены к стене. На полу должно быть достаточно свободного места для игр и физических упражнений.

Детский сон

Постепенно режим дня у детей выравнивается, ночной сон становится длиннее. Многие дети, находящиеся на искусственном вскармливании, легко выдерживают 6-часовой ночной перерыв между кормлениями; дети, питающиеся грудным молоком, предпочитают ночью от еды не отказываться.

Если ребенок устал, но не может самостоятельно успокоиться, прислоните его к плечу, ласково и ритмично похлопывайте по спинке. Постепенно малыш расслабится и заснет.

Если у вас есть кресло-качалка, то отдохните в нем вместе с ребенком. Укачивая малыша, шепчите ему на ушко нежные слова, это тоже поможет ему быстрее успокоиться.

Колыбельная — проверенное веками средство для засыпания. Она наверняка поможет крохе скорее уснуть, если ее будет исполнять знакомый голос, особенно мамин.

В этом возрасте малыш комфортно себя чувствует в обществе только самых близких людей, поэтому будет лучше, если укладывать его спать будут мама или папа.

Важное о здоровье

У некоторых детей уже начинают прорезываться первые зубки. Выбирая игрушки-прорезыватели, обращайте внимание на материал, из которого они сделаны. Наиболее безопасны плоские, из прозрачного пищевого силикона. Они легко дезинфицируются и их трудно прокусить (в отличие объемных прорезывателей, наполненных охлаждающим гелем).

Будьте особенно осторожны, выбирая игрушки для малыша, у которого уже вылез хотя бы один зуб. Ребенок с легкостью может откусить кусочек от самого твердого на первый взгляд предмета.

Меню малыша

Постепенно количество грудного молока (или адаптированной молочной смеси, в случае невозможности грудного вскармливания), необходимого для полноценного питания малыша, уменьшается.

Ежедневная норма потребления в 5 месяцев составляет 800–900 г. В пять месяцев малышам, находящимся на искусственном вскармливании, начинают вводить первый прикорм.

Готовностью к введению прикорма служат следующие критерии:

  • должен угаснуть рефлекс выталкивания ложки изо рта;
  • должен присутствовать пищевой интерес;
  • малыш должен мочь находиться в сидячем (под 45 градусов) положении некоторое время. Если ребенок хорошо набирает вес, прикорм начинают с овощных пюре, если кроха маловесный – то с безмолочных каш. Предпочтение в любом случае отдают монопродуктам (только кабачок или только цветная капуста) домашнего приготовления с использованием блендера или фабричного производства (баночное детское питание).

Введение начинают с ¼ ч. ложки и, внимательно наблюдая за реакцией малыша (отсутствие расстройства пищеварения и аллергических проявлений), увеличивают порцию в течение недели до 50–70 г.

Безмолочные каши вводят по тому же принципу (от ¼ ч. ложки к полной порции), можно готовить их на смеси, которая является базовой для малыша, или на основе грудного молока.

Во время грудного кормления кроха получает не только пищу: это время важного общения с мамой, когда ребенок как никогда чувствует ее любовь и поддержку. Поэтому, кроме трех полноценных кормлений грудным молоком, необходимо докармливать малыша по требованию в течение дня.

Совет месяца

Используйте рюкзачок-кенгуру, чтобы заниматься домашними делами вместе с малышом, и обязательно описывайте вслух все, что вы делаете, своему маленькому помощнику.

Ребенок на пятом месяце жизни

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги
Читайте также  Можно ли кормить ребенка грудью при высокой температуре

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять — по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.

Первые успехи малыша: развитие ребёнка в 5 месяцев

Основные физические, физиологические и психологические параметры развития ребёнка в 5 месяцев, что должны уметь мальчики и девочки. Особенности режима дня и питания.

В семье, в которой совсем недавно появился малыш, внимание взрослых привлекает каждый новый звук и навык ребенка. Но это совсем другой человечек: он уже не тот привезённый из роддома беспомощный грудничок, в 5 месяцев развитие ребёнка характеризуется множеством достижений. Он успешно осваивает окружающую обстановку и изучает игрушки, собственное тело и возможности.

Контрольные цифры

К пяти месяцам ребёнок набирает в среднем 700 г, а рост увеличивается на 2 см. У пятимесячного грудничка нормальный вес может находиться в пределах от 6,900 до 7,500 кг, рост — от 64 до 65,9 см.

Важно понимать, что ориентиром служат не точные, а усреднённые показатели роста и веса для детей этого возраста. В таблицах с указанием параметров для мальчиков и для девочек цифры более адаптированы.

Кроме того, на контрольные показатели оказывают заметное влияние такие факторы:

  • Наследственность — если родители рослые, высока вероятность того, что их отпрыск тоже будет выше своих сверстников;
  • Состояние здоровья — часто болеющие малыши нередко отстают и в росте, и в весе;
  • Характер питания — сбалансированная по максимально возможному количеству полезных компонентов пища поставляет все необходимые вещества для нормального развития ребёнка.

С анатомической точки зрения, активно формируются все внутренние органы: размеры лёгких за 5 месяцев становятся вдвое, а поджелудочной железы в полтора раза больше, чем они были при рождении, печень тяжелеет почти на 50 г. Совершенствуется работа пищеварительного тракта, еда усваивается лучше, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении. В результате увеличивается длительность беспрерывного ночного сна. На сон по-прежнему приходится и большая часть дня. Обычно малышу нужно поспать четыре двухчасовых периода, между которыми — интервалы бодрствования, длящиеся всего по 90 минут.

Российские педиатры установили нормы развития малыша в пять месяцев следующим образом:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,1 8,3
Вес девочек, кг 5,9 7,7
Рост мальчиков, см 61,1 67,0
Рост девочек, см 60,8 66,0
Окружность головы мальчиков, см 41,2 44,6
Окружность головы девочек, см 40,3 43,2
Окружность груди мальчиков, см 40,1 45,7
Окружность груди девочек, см 40,3 44,5

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,0 9,3
Вес девочек, кг 5,4 8,8
Рост мальчиков, см 61,7 70,1
Рост девочек, см 59,6 68,5
Окружность головы мальчиков, см 40,1 45,0
Окружность головы девочек, см 38,9 44,0

Детям на искусственном вскармливании можно давать прикорм, при этом родителям нужно быть очень внимательными и осторожными, особенно если организм пятимесячного малыша склонен выдавать аллергические реакции. За сутки общий вес порции, в состав которой включены пюрированные фрукты и сок, доходит до килограмма. Кишечные колики ещё случаются, но всё реже. Тем не менее расслабиться вряд ли получится: начинается период прорезывания зубов.

Физическая активность и физиологическое развитие

Каждый этап жизни малыша характеризуется определёнными успехами, которые становятся предметом гордости родителей. К 5 месяцам их появляется ещё больше.

Развивающие занятия

Малыш уже не пробует переворачиваться на живот и обратно на спину — он делает это всё увереннее. В связи с этим становится опасно оставлять егозу без присмотра на диване, пеленальном столе, поэтому лучшим вариантом будет расстеленный на полу плед или одеяло: даже если мама отлучится на минутку, ребёнок не упадёт.

Интересный опыт у маленького исследователя возникает, когда он, лёжа на животе, приподнимается на выпрямленных руках или локтях. Новый ракурс наблюдения за окружающими и ощущения ему определённо нравятся.

Кроме того, малыши в пятимесячном возрасте могут начать осваивать технику ползанияпо-пластунски. Конечно, с маминой помощью. Для этого занятия потребуется стимул — яркая игрушка, к которой у крохи есть интерес. Её обычно ставят на таком расстоянии, чтобы маленькая ручка не могла сразу дотянуться. В стремлении получить ту же погремушку или неваляшку ребёнок постарается достать её, но взрослый слегка отодвигает предмет. Как бы ни хотелось поскорее воспитать настойчивость и целеустремлённость, кроха быстро устаёт, поэтому лучше подобные упражнения делать не дольше минуты.

Поддерживая пятимесячного человечка подмышки, можно поиграть с пользой для физического развития мышц. Он будет болтать ножками, а это уже подготовка к ходьбе.

Первые попытки сесть

Как бы ни был велик соблазн поскорее научить малютку сидеть, торопиться с этим крайне нежелательно. В пятимесячном возрасте мышцы спины ещё недостаточно окрепшие, и существует опасность того, что искривится позвоночный столб.

Поэтому учить ребёнка новому навыку нужно, чтобы он мог подняться при упоре на одну ручку — за другую мама слегка помогает — и ненадолго присесть. Можно усадить, приподняв за обе ручки (у детей хорошо развит хватательный рефлекс, они достаточно крепко держатся за пальцы мамы). Кроха наклонён вперёд, и это правильно: максимальная нагрузка на спину возникает при стремлении придать позвоночнику положение, приближающееся к вертикальному.

На очень короткое время (секунды) можно усадить человечка к себе на колени, но так, чтобы ягодички оказались «в ямке», провисли и не расположились на ноге взрослого. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию родителям мальчиков.

Недопустимо устраивать малышу уютное (по крайней мере, так думают некоторые бабушки) обкладывание из трёх подушек: сзади и по бокам. В такой позе сильно перегружается спина, детские мышцы быстро устают. Ребёнку нужно лечь, он нуждается в отдыхе, а подушки не позволяют принять горизонтальное положение.

Если ребёнок не хочет присаживаться, у него на это могут оказаться веские причины от слабых мышечных групп на спине до гипо- или гипертонуса. Самое правильное, что может сделать мама в такой ситуации, это обратиться за советом к опытному педиатру. В случае необходимости он направит пациента к специалисту по лечебному массажу. Для коррекции будет подобран комплекс физических упражнений, которые обязательны к исполнению.

Психоэмоциональные изменения

Если ещё в три и даже в четыре месяца младенец эмоционально реагировал на внимание к себе со стороны всех окружающих, теперь он начинает выделять тех, кого видит рядом особенно часто: маму, папу, братьев или сестёр, бабушек. А вот присутствие посторонних людей кроху заметно смущает.

Ребёнок радостно улыбается родным, энергично двигая ножками и ручками, издаёт звуки и, е, й, м, б, п. Кроме того, он улавливает эмоциональную окраску фраз и старается подражать мимике близких. Умения малыша вызывают у старших родственников бурю эмоций, ведь он уже, почти как большой, может:

  • Захохотать;
  • Потребовать;
  • Рассердиться, обрадоваться;
  • Выражать эмоции, лепеча по-разному, отвечая на разные события не только смехом или плачем, но и интонациями.

Услышав голос или другой звук, он поворачивает голову в эту сторону. Малыш с интересом осваивает новые игрушки, ему нравится музыка. Вполне можно такому крохе включать композиции, написанные композиторами для детей. У некоторых малышей может постепенно сформироваться привычка засыпать под нежную колыбельную мелодию, классическую или более современную.

Кроху привлекают яркие и движущиеся предметы. Он может наблюдать за перемещениями людей по комнате. Важной составляющей общения со взрослыми становятся игровые моменты. Но не стоит чрезмерно увлекаться количеством погремушек и прочих ярких предметов: задействовать лучше не более трёх одновременно. Ну а пальчиковые игры, например «Пальчики здороваются», начинают занимать особое место в развитии малыша, потому что центр речи и движения пальчиками тесно взаимодействуют и активно развивают друг друга.

Прогуливаясь на улице, родители могут привлечь внимание ребёнка к проезжающему транспорту, птицам, животным и прохожим. Но чтобы интерес был устойчивым, нужно рассказывать маленькому человеку обо всём, что он видит, например:

  • Кошка говорит «мяу»;
  • Собачка лает «гав»;
  • Птичка поёт «чик-чирик».

Развитие и питание, вес и рост — по-прежнему самые распространённые темы для общения мам на детской площадке и в интернете. Как и во все времена, самое большое беспокойство родительницам доставляет вопрос о сроках и нормах: уж не отстаёт ли любимое чадо от сверстников, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Девочка может делать всё то же самое, что и её сверстник, только присаживать её не стоит торопиться. Дело в том, что у малышек изгибы позвоночного столба формируются на шестом или восьмом месяце, на 50—60 дней позже, чем у мальчиков.

Пятый месяц — важный период в маленькой жизни. Когда родители оценивают развитие ребёнка в 5 месяцев, они часто спрашивают, что должен уметь мальчик или девочка. Такая постановка вопроса немного некорректна. Дело в том, что на этом этапе у всех грудничков формируются одни и те же навыки. И не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, маленький — в том числе.

Развитие ребенка в 2 месяца: рост, вес, навыки

К 2 месяцу ребенок обнаруживает, что в жизни есть нечто большее, чем просто еда, сон и плач. Когда малыш бодрствует дольше, у него появляется больше времени для игр, а у вас — для фото или видео его забавных проделок!

Что ребенок делает в два месяца

Развитие малыша во второй месяц жизни идет семимильными шагами. Он очень быстро учится новому, и вы можете ему помочь в освоении навыков, предоставив множество возможностей для сенсорной стимуляции даже во время процедур по уходу за лицом и телом.

Например, используйте яркие игрушки (младенцев очаровывают высококонтрастные узоры и яркие цвета), детские игровые коврики и все остальное, на что может обращать внимание ваш ребенок. Но не переусердствуйте. На втором месяце жизни младенцы довольно легко перегружаются. Поэтому, если ваш ребенок начинает суетиться или хныкать, он дает вам понять, что с него достаточно.

Дети в возрасте двух месяцев складывают согласные и гласные (ах-гу!) и, могут даже начать переворачиваются (обычно сначала животик к спине). Скорее всего, он улыбается во время общения и, возможно, даже смеется (самый восхитительный звук в мире).

Рост и вес ребенка в два месяца

В среднем, 2-месячная девочка весит примерно 5,1 кг; вес ребенка мальчика в 2,5 месяца составляет 5,5 кг. Средний рост ребенка в 2 месяца составляет 57 см для девочек и 58 см для мальчиков. Такой активный рост поддерживается полностью жидкой диетой — будь то смесь, грудное молоко или комбинация того и другого. Но то, сколько ребенок должен весить , во многом зависит от исходного веса при рождении. В среднем, прибавка в весе должна составлять от 500 г.

Питание: что можно ребенку в два месяца

В этом возрасте дети должны получать исключительно грудное молоко.

Ребенок после 2 месяцев обычно потребляет от 140 до 170 мл пищи каждые три-четыре часа. Если вы кормите грудью, вам следует практиковать кормления грудью от 6 до 10 раз за 24 часа.

Сколько какает ребенок в два месяца

Многие родители жалуются — ребенку два месяца, не какает по 2-3 дня. Это нормально, даже учитывая, что он много ест. Постепенно ваш малыш начнет меньше испражняться каждый день. Не беспокойтесь, если ваш ребенок целый день или два не какает. Это потому, что по мере того, как дети становятся крупнее, их кишечник тоже становится больше, позволяя отходам задерживаться дольше перед выходом. Ваш ребенок все еще много какает? Это тоже нормально.

Здоровье и психическое развитие ребенка в 2 месяца

Пришло время посетить врача. В этом месяце малыш пройдет медицинский осмотр — вместе с измерением веса, длины тела и окружности головы ребенка , — врач оценит показатели развития . Некоторые этапы развития, о которых ваш врач может спросить: улыбается ли он в ответ на улыбку, замечает ли он свои руки и поворачивается ли он на звук.

Особенности развития ребенка 2 месяца: моторные навыки

Двухмесячные младенцы постепенно приобретают все больше контроля над своим телом. Они могут немного устойчивее держать голову, лежа на животе или находясь в вертикальном положении, на руках родителей.

На втором месяце жизни у грудного ребенка сохраняется сильный сосательный рефлекс. Вы можете заметить, что крохе нравится посасывать кулак или несколько пальцев. Это один из лучших способов утешить себя.

У детей в 2 месяца еще нет координации, чтобы играть с игрушками. Но он может ударить по красочному объекту, висящему перед лицом. Ваш ребенок может даже ненадолго подержать игрушку, которую вы положите в одну из его рук.

Жизнь ребенка в первые два месяца: сон

Один из ключевых вопросов родителей — сколько должен спать ребенок в месяц . Режим сна вашего ребенка меняется, но к двум месяцам он еще не полностью сформировался. В этом возрасте младенцы спят от 15 до 16 часов в сутки. Но эти часы бывают прерывистыми, и грудничок обычно не готов спать всю ночь. Это особенно верно для малышей на грудном вскармливании, которые обычно просыпаются, чтобы поесть каждые три часа или около того.

Подождите там еще несколько недель, и вы сможете немного отдохнуть, если поможете своему ребенку научиться засыпать самостоятельно. Для этого положите ребенка в кроватку, когда он дремлет, а не крепко спит. Всех младенцев необходимо укладывать спать на спине. Малыш может проводить достаточно времени на животике, когда он бодрствует и находится под присмотром. Кроме того, удалите из детской кроватки все мягкие предметы, включая подушки, одеяла, мягкие игрушки и мягкие бортики.

Второй месяц жизни новорожденного: развитие органов чувств

В два месяца младенцы могут видеть предметы и людей — на расстоянии до 40-50 см. Это означает, что вам все равно нужно подойти довольно близко, но ваш ребенок сможет довольно хорошо видеть ваше лицо во время кормления. Он также должен уметь следить за движениями, когда вы идете рядом.

Слух у ребенка тоже улучшается. В два-три месяца ребенку особенно понравится слушать звук вашего голоса.

Нормы ребенка в 2 месяца: общение

В два месяца у ребенка большая часть общения состоит из плача. Но вы можете услышать бульканье, ворчание и даже сладкое воркование. Ваш ребенок должен узнавать ваше лицо и голос и реагировать на них. Возможно, вы даже увидите первый очаровательный намек на улыбку.

Одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать в этом возрасте, — это поговорить с ребенком. Даже если двухмесячные младенцы не могут отвечать, они будут реагировать на звук вашего голоса, и это побудит их начать формировать свои собственные первые слова в ближайшие месяцы.

Советы для второго месяца вашего ребенка

Первые несколько месяцев жизни ребенка являются волнующими и нервными для молодых родителей. Не бойтесь спрашивать совета, когда он вам нужен. Ваш педиатр — лучший источник информации, но наш сайт тоже готов помочь вам.

Сегодня родители всегда в пути. В следствии, младенцы проводят много времени в автокреслах и переносках. Дети для раннего развития в 2 месяца должны иметь возможность перемещаться в разных положениях в течение дня, чтобы они могли задействовать мышцы, которые им понадобятся для катания, ползания и, в конечном итоге, ходьбы. Чередуйте использование переноски с периодами отдыха на животе, прогулками с коляской и большим количеством объятий на руках. Младенцы не должны регулярно спать в переносках, автокреслах или надувных креслах.

Прикосновение очень важно в первые месяцы жизни ребенка. Попробуйте прикоснуться к телу своей обнаженной кожей. Некоторые специалисты рекомендуют детский массаж, но достаточно просто подержать малыша или покачать его. Не менее важно знать и как держать ребенка двух месяцев . Хотя кроха уже держит голову, нужно поддерживать мышцы шеи и голову своей рукой.

Когда ваш младенец плачет или часто стал кричать , попробуйте различные успокаивающие техники. Некоторые младенцы реагируют на мягкую музыку или пение. Других успокаивает «белый шум» (например, включение пылесоса или установка переключателя радиоприемника между станциями).

У ребенка два месяца текут слюни

В детском возрасте избыток слюны обусловлен незрелостью системы слюноконтроля, ребенок ее не может пока глотать. Масла в огонь добавляет желание все пробовать на вкус, что вызывает дополнительное раздражение слюнных желез. К 9 месяцам выработка слюны нормализуется, и слюнотечение замедляется и прекращается. По мере взросления ребенок все лучше контролирует выработку слюны, научиться ее глотать.

Когда ребенку два месяца , он иногда срыгивает . Это связано с попаданием при сосании в желудок небольшого количества воздуха и слабостью нижнего пищеводного сфинктера, который отделяет желудок от пищевода. Для того, чтобы уменьшить срыгивания, после кормления рекомендуется 5-10 минут подержать ребенка «столбиком», положив голову себе на плечо и слегка похлопать по спинке, чтобы отошел воздух. Если срыгивания частые, отходит много воздуха, стоит проверить правильность прикладывания к груди или отверстие на соске у бутылочки.