Почему ребенок плачет как понять

Истерика младенца: 8 уважительных причин, почему малыш плачет

Плач ребенка, не умеющего говорить, не способ манипулирования мамой, а единственный доступный ему язык общения с миром взрослых. Что хочет «сказать» малыш своими слезами, почему плакать более 10 минут для него вредно и как успокоить истерику — рассказываем

3 ноября 2020 · Текст: Евгения Карповская

Мария Чахнашвили

педиатр сети медицинских клиник «Семейная»

Юлия Рахимбекова

«Здоровый ребенок закатывает истерики! Куда это годится?!» — так обычно реагируют на детские слезы бабушки, а вслед за ними нередко и мамы с папами. Но плач и крик на первом году жизни, когда кроха еще не умеет говорить, абсолютно естественны: для новорожденного это практически единственный способ сообщить взрослым о своих желаниях или о том, что с ним что-то не так. Здоровый и ухоженный младенец не будет плакать без причины! И чем быстрее мама приходит ребенку на помощь, когда он на что-то жалуется, тем меньше страдает его нервная система и тем более благоприятное впечатление складывается у него о среде обитания — доме, в котором он живет.

Не слушайте тех, кто говорит: «Поплачет и успокоится». Избаловать малыша до года нельзя! Зато в таком возрасте можно либо создать у малыша уверенность в безопасности и надежности этого мира, либо разрушить ее.

Если ребенок плачет часто, на это стоит обратить особое внимание и проконсультироваться с педиатром. Причиной частого плача может быть повышенное внутричерепное давление, инфекционный процесс или другое состояние, требующее лечения — крайне важно не пропустить начало возникновения заболевания.

Почему ребенок закатывает истерики?

Причины плача могут быть разными, но объединяет их одно: малыш ощущает дискомфорт, который мама должна своевременно заметить и устранить. Итак, как успокоить истерику? Вот примерная классификация причин плача, которая поможет родителям быстро сориентироваться в ситуации и угомонить малыша.

1. Голод

Одна из самых распространенных причин, по которой грудной ребенок закатывает истерики. Отличить «голодный» плач от других видов истерики довольно легко: малыш начинает плакать спустя определенное время после кормления, делать ртом сосательные движения, «ловить» грудь, протягивать ручки. Плач при этом требовательный, громкий, личико — жалостливое. Если мама не дает ему грудь или бутылочку, он становится захлебывающимся и истеричным. Как успокоить истерику в таком случае? Если плач вызван голодом, после кормления кроха сразу утихомирится.

2. Кишечные колики

Возникают из-за незрелости ферментативных систем ребенка, аллергических реакций, нарушения питания кормящей мамы. В кишечнике малыша копятся газы и давят на стенки, вызывая боль. Как успокоить истерику, вызванную коликами? Прежде всего, обратите внимание, что плач при этом прерывистый, приступами. Младенец пронзительно вскрикивает и заходится от плача, а затем успокаивается на короткий период. Во время плача он может подтягивать ножки. Кормление не устраняет плач, и малыш начинает вскрикивать сразу после еды. Борются с коликами следующим образом. Попробуйте согреть малыша, возьмите его на руки, прижмите к себе. На животик положите грелку с теплой водой или пленку, свернутую в несколько раз и проглаженную горячим утюгом. Часто помогает газоотводная трубочка: газы отойдут, и ребенок почувствует себя легче. Также есть специальные препараты, которые не всасываются кишечником, а действуют только на газовый пузырь, разбивая его стенку и таким образом избавляя кроху от боли (перед их применением необходимо проконсультироваться с врачом!).

3. Дискомфорт

Нередко ребенок закатывает истерики в том случае, если просто намочил пеленки или «наполнил» подгузник. Не допускайте опрелостей, они доставляют деткам неудобство и, конечно, вызывают плач. То же происходит, если под одежду попала какая-то крошка, или же на одежде есть швы или аппликации, которые могут накалывать или натирать нежную кожу малыша. Кроха может заплакать, если он просто устал лежать в одном положении и хочет перевернуться. А иногда он жаждет пообщаться или не желает спать, а его усиленно пытаются усыпить — в таком случае протест обеспечен.

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Почему плачут новорожденные? | Что делать и как успокоить. Подробнее

Почему младенец кричит Подробнее

Причины детского плача — Школа доктора Комаровского Подробнее

Как помочь ребенку, если он зашелся в плаче? — Доктор Комаровский Подробнее

18 важных намеков, которые пытаются вам дать малыши Подробнее

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК 1-2 МЕСЯЦА ПЛАЧЕТ? СОВЕТЫ МАМАМ Подробнее

Как плачет ребенок — виды плача новорожденного малыша Подробнее

Как быстро успокоить новорожденного. Советы педиатра Подробнее

Причины детского плача — Школа доктора Комаровского Подробнее

Почему новорожденный ребенок плачет. Как понять причины плача ребенка Подробнее

ПЛАЧ НОВОРОЖДЕННОГО / Почему новорожденный часто плачет и что с этим сделать? Подробнее

Новорожденный Плачет — Что Делать. Почему Плачут Новорожденные Подробнее

Почему ребенок плачет перед сном — причины Подробнее

Почему ребенок в 3 месяца стал капризным и постоянно плачет Подробнее

Почему ребенок плачет? Как справляться с плачем ребенка от 0 до 1 года? Как успокоить малыша? Подробнее

Почему малыш плачет по вечерам Подробнее

Почему КРИЧИТ/ОРЕТ ребенок?! 5 ПРИЧИН. От 0 до года. — Ollysadvice Подробнее

Ребенок выгибает спину, запрокидывает голову назад — что делать? Подробнее

Каковы причины плача новорождённого? Почему ребёнок плачет? Подробнее

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Читайте также  Живот большой а ребенок маленький

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Почему плачет малыш

Чаще всего малыш плачет потому, что хочет есть. И понять, что он именно голоден, проще всего. Сначала кроха проявляет беспокойство, причмокивает губами, поворачивает голову к маминой руке, поглаживающей его щеку, пытается засунуть в ротик собственный кулачок. Все это значит, что до голодного плача осталось совсем немного времени. Заметив подобные признаки, не стоит ждать: кормите ребенка по требованию. Иначе, начав плакать, он вынужден будет потратить много сил на то, чтобы успокоиться, а следовательно, съест меньше и в следующий раз вновь проголодается слишком рано. Вообще, для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления. Новорожденного можно прикладывать к груди до 10–12 раз в день.

Следующей причиной крика является, как ни странно, желание спать. Многие родители думают, что младенец способен уснуть в любое время, в любом месте и даже практически в любом положении. Нет, это не так – ему надо помочь. А как узнать, что малыш хочет спать? Догадаться об этом несложно. Сначала он будет вести себя беспокойно, плакать, выталкивать соску, тереть глазки, зевать. И только после этого начинает плакать. Здесь тоже надо как можно быстрее постараться успокоить ребенка, чтобы он не разошелся в плаче, иначе ему сложнее будет заснуть. Помогут ритуалы: кроху можно покачать, спеть песенку, положить в привычное спальное место.

Плач может служить сигналом того, что младенцу неудобно: например, у него мокрые пеленки. Холодные и мокрые, они раздражают кожу, вот он и кричит: «Мама, папа, быстрее переоденьте меня!» Плач по этому поводу хныкающий, непрекращающийся, хотя и звучит то сильнее, то слабее, может сопровождаться икотой, так как в мокрых пеленках дитя мерзнет. Если пеленки сменить, а малыша потеплее укрыть, он успокоится. Если ребенок не в пеленках, а в многоразовых подгузниках, тоже не стоит расслабляться: и они могут протекать или намокать внутри. А значит, малышу тоже мокро и холодно. Если же ребенок спит в одном подгузнике всю ночь, то его может беспокоить сильно увеличившийся объем подгузника. И конечно, дети не любят находиться в грязных пеленках (подгузниках): кал быстро раздражает нежную кожу.

Если малышу жарко, он тоже сообщит об этом плачем. Начнет хныкать, раскидывать ручки и ножки, кожа его покраснеет, под одеждой на ней может появиться мелкая красная сыпь (потница). При этом у малыша иногда даже повышается температура до 37,5 °С. Спасает здесь вот что: ребенка надо раздеть (и снять подгузники, особенно одноразовые), обтереть полотенцем, смоченным водой комнатной температуры, и дать полежать на воздухе несколько минут. Потом надо одеть малыша, но уже в другую, чистую одежду. В борьбе с перегреванием и потницей поможет прежде всего разумное количество одежды и комфортная температура в помещении – не выше 24–25 °С.

Мне неудобно!

Причина неудобства может быть любая: ребенок может кричать при перепаде температур, когда его переодевают, меняют подгузник или протирают его попку влажной салфеткой. Новорожденные чувствуют себя более комфортно, когда они одеты или завернуты в пеленки, потому что прикосновение воздуха к коже им не всегда приятно. Кроме того, дети часто не любят, когда их переодевают, особенно если зима и надо надеть много одежды. Выход один: научиться действовать как можно быстрее, причиняя крохе минимум неудобств.

Несколько слов об одежде. Лучше не покупать одежду с застежками на спине и грубыми швами внутри – малышу это может не понравиться. А иногда даже малейшая ниточка или волос, попавшие между одеждой и кожей малыша, причиняют ему большое неудобство.

Хочу внимания!

Для ребенка очень важны внимание и тактильные ощущения. Он любит видеть лица своих маму и папу, слышать их голоса, общаться с ними. Но пока что малыш не может попросить родителей взять его на ручки, почитать ему сказку, спеть песенку, поиграть – но ведь это вовсе не значит, что он в этом не нуждается. Поэтому, плача, кроха хочет, чтобы на него обратили внимание, требует общения. Не стоит переживать, что малыш слишком привыкнет к рукам. Пока он такой маленький, ему необходимо испытывать чувство защищенности – именно оно впоследствии поможет ему обрести уверенность в своих силах. Ну а разные люльки-шезлонги, манежи, детские кресла только помогут маме и папе освободить руки и в то же время расположить любимое чадо рядом с собой.

Научившись понимать «язык» вашего малыша, вы увидите, что в каждом конкретном случае причины плача бывают разными. Немного времени и терпения – и совсем скоро вы поймете, чего ребенок хочет, уже с первых секунд его недовольства.

В целях улучшения работы сайта использует cookie

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы выражаете свое согласие на обработку ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов «Google Analytics» и «Яндекс Метрика».

В случае отказа от обработки ваших персональных данных вы можете отключить сохранение cookie в настройках вашего браузера или прекратить использование сайта.

Почему ребенок капризничает: ошибки воспитания или болезнь

Автор: Марфа Гончарова, журнал «Мой Кроха и Я»; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.

Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.

Юлия Андронникова: «Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция. Ведь уже за первые 2–3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.

Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди. Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть. Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее».

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Метеочувствительность

Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.

Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе. У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство. Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.

Хронические заболевания

Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.

Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».

Читайте также  Почему ребенок в 4 месяца

Переутомление

Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.

Каприз как послание родителям

Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.

Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.

Борьба за самостоятельность

Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.

В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!». Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.

Упрямые факты

  • Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
  • Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.
  • Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ

Нет, наверное, таких детей, которые бы не плакали, как и нет таких родителей, которые не волновались бы, услышав плач своего чада. Плач – это единственная возможность, при помощи которой дети в первые месяцы своей жизни могут общаться со взрослыми. В первый месяц жизни ребенка молодая мама не всегда может определить причины беспокойства малыша, однако позже она начнет почти безошибочно различать даже самые тонкие оттенки его плача.

Советов по поводу того, что именно следует сделать, чтобы ребенок перестал плакать, существует вели­кое множество. Иногда предлагают не подходить к малышу или даже прикрикнуть на него; кто-то го­ворит, что плач «способствует развитию легких». Все это неверно. Ведь ваш кроха все чувствует, но не мо­жет выразить словами. Если малыш плачет, значит, он чем-то недоволен, и надо попытаться установить и устранить причину детского плача.

К сожалению, нет единого универсального ре­цепта, позволяющего успокоить ребенка, ведь каж­дый малыш индивидуален. Мы попытаемся описать несколько способов. Вы можете воспользоваться как одним из них, так и сразу несколькими. Когда вы будете применять тот или иной способ, обязательно понаблюдайте за ребенком: посмотрите на реакцию вашего крохи и постарайтесь понять, что в данный момент он хочет вам сообщить. Поверьте, очень ско­ро методом проб и ошибок вы найдете оптимальный путь успокоения вашего ребенка.

«Мама, покорми меня!» Наиболее частой причи­ной детского плача является голод, и почти каждый малыш успокаивается у маминой груди. Поэтому первое, что следует попробовать сделать при плаче вашего крохи, – это предложить ему грудь. Питание – основная потребность новорожденного ребенка, и он незамедлительно заявит о ней, как только за­хочет есть. Сначала он будет «ворчать», затем тихонь­ко плакать, ненадолго успокаиваясь при отвлечении его внимания, и снова плакать, но уже более интен­сивно; успокоение ребенка произойдет только при кормлении. Плач от голода имеет повелительный ха­рактер, сопровождается сосательными движениями губ и языка, ребенок вертит головой в поисках мате­ринской груди или соски.

Число кормлений новорожденного обычно со­ставляет 8-ю, но может достигать 15-20 раз в сутки, включая и ночные прикладывания к груди (от 2 до 4 раз за ночь). В этот период кормление ребенка осу­ществляется «по требованию», а не по расписанию. Поэтому, если малыш плачет, ему в первую очередь нужно предложить грудь. К месяцу кроха сам уста­навливает режим, и обычно в возрасте от 1 до 4 ме­сяцев число кормлений составляет 6-7 раз в сутки.

Если вы пытаетесь кормить ребенка, а он отказы­вается, то, возможно, он хочет пить. Детям, которые питаются материнским молоком при хорошей лакта­ции матери, дополнительно вода не нужна (по мне­нию ведущих российских и зарубежных ученых, молоко содержит необходимое количество жидко­сти), но во время летней жары, а также при высокой температуре воздуха в помещении, где находится ребенок, ему можно давать кипяченую воду. При ис­кусственном вскармливании потребности в жидко­сти более высоки, поэтому ребенку, которого кормят смесями, можно предложить попить.

«Мама, я мокрый». Часто дети плачут из-за того, что испытывают чувство неудобства. Плач, вызван­ный каким-нибудь неудобством (наиболее часто это грязный подгузник или мокрая пеленка), непре­рывный, монотонный по сравнению с плачем от го­лода, он сопровождается беспокойством ребенка, а как только вы обнаружите причину этого недоволь­ства и устраните ее, малыш сразу же успокоится.

Ребенок первого месяца жизни мочится до 20 раз в сутки. При естественном вскармливании стул ребенка достигает 5-6, а при искусственном – 3-4 раз в сутки. Для того чтобы малыш чувствовал себя комфортно и в качестве профилактики раздра­жений кожи – пеленочного дерматита, необходимо регулярно менять ребенку подгузники (каждые 2-3 часа, а также перед сном, прогулкой и после стула).

Причинами плача «от неудобства» также могут быть слишком тесное пеленание, тугой подгузник, складки пеленок. Тугое пеленание (с выпрямлен­ными ножками и плотно прижатыми к туловищу выпрямленными ручками), которое было весьма распространено раньше, нарушает естественное положение новорожденного, нормальное дыхание и кровообращение, что, конечно, не нравится ре­бенку. В настоящее время рекомендуется «свобод­ное» пеленание, при котором малыш может двигать ножками и принимать удобное для него положение, с последующим переходом на кофточки и ползунки (обычно ребенка пеленают до 2-3-недельного воз­раста, однако этот период индивидуален для каждо­го малыша).

«Мама, мне жарко (холодно)». Температура очень важна для хорошего самочувствия и настроения кро­хи. В комнате, в которой находится ребенок, следует поддерживать постоянную температуру (22-24°С -для новорожденных, 20-22°С – для более старших детей). Не следует «кутать» ребенка: одежда малыша должна быть «дышащей» (из натуральных тканей -например, хлопка), свободной. Достаточно сложно рационально одеть малыша: необходимо соблюдать принцип разумной умеренности и подбирать одежду в соответствии с температурой. Если малыш сладко спит, значит, вы одели его правильно; если не спит и постоянно кричит, то надо задуматься о том, что он мерзнет или перегревается, и, вероятно, следует одеть его иначе (если вы находитесь на прогулке, то нужно вернуться домой). Если кроха перегрелся, у него пот­ная шейка и лобик, температура тела может поднять­ся до з8°С. В этом случае необходимо раскрыть малы­ша, снять с него один слой одежды, переодеть в сухое белье. Если крохе холодно, его ручки, ножки, носик будут холодными. В этом случае нужно завернуть малыша в одеяло, взять на руки, приложить к груди. Когда кроха согреется, перед тем как положить его в кроватку, не забудьте надеть на него еще один слой одежды.

Читайте также  Страх за здоровье ребенка перед родами

Причиной дискомфорта и плача ребенка также могут быть слишком яркое освещение, шум, не­достаточно свежий воздух. Плач подобного рода по своему характеру напоминает предыдущий. Что­бы ребенку было комфортно, не следует устанавли­вать его кроватку на сквозняке, вблизи источников шума, под прямыми солнечными лучами, непосред­ственно около окна, однако она не должна распола­гаться и в темном месте. Детская комната должна быть легко проветриваемой и чистой, оптимальная влажность в ней 6о%.

«Мама, я хочу спать». Ребенок устал, но ни­как не может заснуть, как это нередко случается и со взрослыми, и он начинает плакать… Плач, пред­вещающий сон, имеет монотонный характер и появ­ляется после длительного бодрствования, часто при перевозбуждении ребенка (например, при посеще­нии незнакомых малышу людей).

В данном случае иногда бывает достаточно пере­вернуть ребенка на другой бок или на спинку, т. е. по­менять его положение. Малыша можно взять на руки и походить с ним по комнате (но помните, что у ре­бенка не должно входить в привычку всегда засы­пать на руках).

Можно попробовать успокоить кроху ласковыми словами (голос должен быть тихим и спокойным), напеть ему колыбельную песенку или включить спо­койную, мелодичную, тихую музыку, взять за ручку, погладить по головке, по спинке.

«У меня болит животик». Плач, обусловленный коликами (часто наблюдаются в первые три месяца жизни), имеет резкий характер (похож на визг), со­провождается сгибанием ножек, стремлением при­жать их к животику, беспокойством, покраснением кожи, выпусканием газов. Кишечные колики возни­кают в результате спазма на фоне перестройки работы кишечника, недостаточного созревания его ферментов при увеличении объема питания. Обыч­но спазмы появляются во время кормления или че­рез некоторое время после еды, вечером и ночью (это связано с активностью кишечника). Ребенок вначале спокоен, возможно, засыпает у груди, а спу­стя 30-60 минут внезапно просыпается с криком.

Что можно сделать для устранения детских колик:

«Мама, мне страшно». Ребенок может реагиро­вать на раздражение, тревогу, испуг мамы или об­щую недоброжелательную обстановку в семье. Плач как признак тревоги пронзительный, часто появля­ется внезапно, без всякой видимой причины. В дан­ной ситуации маме и окружающим надо успокоиться и по возможности устранить источник раздражения. Однако если плач не прекращается, несмотря на все ваши действия, надо немедленно вызвать врача.

«Возьми меня на ручки». Когда ребенок плачет, каждая мама чувствует желание немедленно взять своего малыша на руки, приласкать и покачать. В то же время ничто так не успокаивает младенца, как ощущение защищенности и уверенности в любви родителей. Поэтому забудьте о «теориях» неправиль­ного воспитания (нет опасности избаловать ребенка в первые полгода жизни): ребенок, который знает, что может рассчитывать на вас в любое время, рас­тет более спокойным и меньше плачет. Запомните: чем дольше кроха плачет, тем сложнее потом вам бу­дет его утешить.

Каждому малышу необходим физический кон­такт с матерью, ему нравится чувствовать теплоту ее тела, ее запах, ее объятия. Если вы возьмете его на руки, обнимите, приласкаете, ребенок сразу же успокоится. Часто бывает достаточно просто уделить малышу внимание: спокойно поговорите с ребен­ком, глядя ему в глаза; поставьте спокойную музыку, дайте игрушку, сядьте рядом с ребенком, чтобы он видел вас. Можно попробовать сменить обстановку: выйдите с крохой из комнаты (пусть он увидит другое помещение и предметы, которые могут привлечь его внимание).

Таким образом, при помощи плача ребенок дает вам знать о появившихся у него потребности или боли; здоровый ухоженный младенец не будет плакать, если устранены все причины дискомфорта. Речь идет именно о здоровом ребенке: не стоит забывать, что малыш может плакать, если у него что-то болит (например, ушко) или просто заложен нос (ребенку трудно дышать), однако в данных случаях всегда есть еще какие-нибудь признаки болезни (например, повышение температуры, насморк) и надо обязательно вызвать врача. Если вы не можете выявить причину плача крохи, не стесняйтесь вызвать врача: доктор обязательно поможет исключить плач, связанный с болезнью.

Эмоционально-поведенческие нарушения у детей раннего возраста. Агрессия и истерики.

Самыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Агрессия — разрушительное поведение, противоречащее принятым нормам и правилам в обществе, приносящее физический или моральный вред людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

  • негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
  • терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
  • чрезмерно уступчивое поведение родителей;
  • индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

  1. Неврологические особенности.
  2. Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение.
  3. Утомление, недосыпание, чувство голода.
  4. Состояние во время или после болезни.

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

  • Истерика характера. Её цель — разрядить эмоциональное напряжение.
  • Цель манипулятивной истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми.

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

  • физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

  • Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.
  • Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
  • Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
  • Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

Во время истерики:

  1. Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
  2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
  3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением
  4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.
  5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.