Красный цвет в рисунке ребенка

Консультация педагога-психолога «Цвет в детском рисунке»

денисова ольга
Консультация педагога-психолога «Цвет в детском рисунке»

Совет от психолога

Цвет в детском рисунке

Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.

Психолог и исследователь Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.

Конечно, он встречается в рисунках очень редко, но если ребёнок явно проявляет любовь к белой краске, о нём можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Жёлтый цвет вызывает положительные эмоции и о фанате этого цвета можно сказать, что он свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазёр и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребёнок чувствует себя комфортно в своём окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зелёный – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках тёмно-зелёный цвет детям недостаёт внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый вызывает отвращение, чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности.

Красный цвет противоречив. С одной стороны, он агрессивен, символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребёнка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребёнку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Цвет девочек, символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Любящий лиловый цвет ребёнок живёт в собственном мире.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, весёлым, непосредственным, часто меняющим своё мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребёнка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Ещё один «женский» цвет, который, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также с робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребёнок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребёнок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди, — спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонен к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Фиолетовый – цвет фантазёров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходима забота и обязательно – консультация психолога.

Можно также обратить внимание на то, какие в целом оттенки чаще всего использует ваш ребёнок в своём творчестве.

Пастельные тона – это знак спокойствия, зависимости, инфантильности. Их, а также тёмные оттенки, любят тихие и скромные дети.

Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвет говорят о спокойствии и положительном настрое.

Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния и проблемы. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

И, конечно, не стоит беспокоиться, если вы сегодня нашли в рисунке своего ребёнка что-то настораживающее. Волноваться стоит тогда, когда определённый цвет или цветовая гамма используются постоянно на протяжении более чем двух недель.

Кроме того, любые сделанные по рисуночным тестам выводы – это лишь предположения, подтвердить или опровергнуть которые может только опытный специалист на основании полноценного обследования.

Консультация «Роль педагога-психолога в детском саду» Говорят, что все мы родом из детства. …Из такого прекрасного, маленького, волшебного, и такого короткого кусочка из всей киноленты в нашей.

Консультация педагога-психолога для родителей «Укрепляем иммунитет осенью» Консультация педагога-психолога для родителей: «Укрепляем иммунитет осенью» 1. Проследите, чтобы у ребенка был хороший сон Режим дня.

Фотозарисовка «Цвет как способ выражения в детском рисунке» Знакомясь с публикацией Натальи Сергеевны Поповой о картинах В. В. Кандинского, событиях жизни, которые привели художника к абстракционизму,.

Консультация педагога-психолога для воспитателей ДОУ «Если ребенок кусается» Консультация педагога-психолога для воспитателей ДОУ «Что делать воспитателю, если ребёнок кусается…» Увидеть, что ребенок обижает других.

Консультация педагога-психолога для педагогов «Дошкольник и мир социальных отношений» Консультация педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Сказка» для педагогов по теме: «Дошкольник и мир социальных.

Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация «Арт-терапия как метод работы педагога-психолога в ДОУ» Методическое объединение на тему: «Арт-терапия как метод работы педагога-психолога в ДОУ» (выступление из опыта работы) подготовила.

Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?» Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация.

Консультация педагога-психолога «Воспитание начинается с семьи» Выступление педагога-психолога на тему: «Воспитание начинается с семьи» Цели: Обратить внимание родителей на моменты воспитания ребёнка.

Тренинг педагога-психолога на родительском собрании в детском саду во второй младшей группе «Давайте знакомиться» Выступление психолога на родительском собрании в младшей группе «Давайте знакомиться»Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

Портал для родителей о детях

  • Планирование
  • Роды
  • Новорожденный
  • Развитие
  • Вопрос-ответ
  • Чат
  • Книги
    • Рекомендовано
    • Сказки
  • Психология
  • Здоровье
  • Мода и красота
  • Конкурсы
  • Сообщества
  • Блоги
  • Беременность
    • Календарь беременности
    • Энциклопедия
  • Мамина библиотека
    • Имена. Святцы
    • Энциклопедия беременных
    • Мамина энциклопедия
  • Сервисы и приложения
    • Сервис. Оценка роста и веса ребенка
    • Приложения для Android
    • Полезные ссылки
    • Опросы
  • Новости Лопотуна
    • Блог Администратора
    • О проекте
    • Сотрудничество. Авторам

Как расшифровать цвета детского рисунка

Мы уже писали о том, что детский рисунок, если его правильно расшифровать, может многое рассказать о ребенке, о ситуации в его семье и его мироощущении в целом. А сегодня мы расскажем о цветах детского рисунка, что они значат и как правильно их расшифровывать.

Как оценивать цвета в детском рисунке

Во-первых, вы должны помнить, что нельзя оценивать рисунки, которые рисунок нарисовал в школе или в детском саду. Рисунок должен быть нарисован непосредственно при вас или вы должны позаботиться, чтобы ребенку были доступны различные цветные карандаши.

Нередки случаи, когда педагоги (а иногда и детские психологи) делали заключение о неблагополучной обстановке в семье и вызывали службу опеки из-за детского рисунка, сделанного одним темным цветом. А потом оказывалось, что ребенку на занятиях в группе просто достался карандаш такого цвета.

Во-вторых, не надо расшифровывать каждый цвет, который ребенок использовал для своего рисунка. Нужно учитывать лишь общую цветовую гамму и один преобладающий цвет.

В-третьих, учитывайте, что именно рисует ребенок. Некоторые темы рисунков (например, небо, солнце, лес и т.д.) сами по себе требуют использования определённой цветовой гаммы. Именно поэтому для анализа рисунка используют в основном три темы — рисунок человека, рисунок семьи, рисунок несуществующего животного.

В-четвертых, обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Например, цвет, каким нарисован каждый член семьи, много расскажет о том, как малыш относится к ним. Цвет, которым нарисовал ребенок сам себя, расскажет, как ребенок воспринимает себя, как он себя чувствует.

Что значат цвета

Обращаем ваше внимание, что каждый цвет имеет несколько значений. Какое именно — зависит от других деталей рисунка, например, силе нажима на карандаш при рисовании, расположении фигур на рисунке и т.д.

Читайте также  Почему торчит язык у ребенка

Основные символические значения цветов:

темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость ;

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

серый – “отсутствие” цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

На что еще нужно обратить внимание

Необходимо учитывать количество использованных для рисунка цветов.

Дети, старше 3-4 лет с нормальным уровнем эмоционального развития используют 5-6 цветов.

Если ваш ребенок рисует только одним или двумя карандашами, то это, возможно, указывает на его негативное эмоциональное состояние в данный момент. Если в этом случае преобладает синий, то ребенка что-то сильно тревожит, красный — ребенок агрессивен, черный — ребенок в депрессия.

Если ребенок предпочитает использовать простой карандаш, то часто это означает, что в жизни ребенка не хватает ярких красок и положительных эмоций.

Также внимательно посмотрите, кого и как нарисовал ребенок. Фигуры, очень важные для него, будут нарисованы большим количеством цветов. А вот тех людей, кого ребенок не воспринимает, он нарисует черным или темно коричневым цветом.

Помните, что анализировать рисунок — не так просто, как кажется. Поэтому, если у вас возникли какие-то подозрения, обратитесь к профессиональному детскому психологу.

Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребёнок
консультация

Цвет — это то, как ребенок воспринимает этот мир. Воспринимает, а не видит. Часто рисунки- это именно отражение того, что ребенок видит за внешней оболочкой. И пусть он рисует неправильно с точки зрения взрослого, но ребенок передает то, что чувствует, глядя на то, что он рисует.

Скачать:

Вложение Размер
mart.docx 19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребёнок

Цвет — это то , как ребенок воспринимает этот мир. Воспринимает, а не видит. Часто рисунки — это именно отражение того, что ребенок видит за внешней оболочкой. И пусть он рисует неправильно с точки зрения взрослого, но ребенок передает то, что чувствует, глядя на то, что он рисует . Как он его чувствует, и что твориться у него на душе — ребенок так же показывает цветом . Поэтому можно выявить начало заболеваний, расстройств психики , усталости или иных проблем при помощи расшифровки его рисунка . В современном мире такая практика называется АРТ-ТЕРАПИЯ. Кроме цветовой гаммы внимание уделяют характеру линий, нахождению рисунка на листе , и еще нескольким параметрам. Выводы можно сделать исходя из нескольких работ.

Итак, начнем с простого — цвет .

Если в рисунке ребенка ПРЕОБЛАДАЕТ :

— красный цвет — это значит , что в ребенке сейчас скопилось много активной энергии, вплоть до агрессии, и если не дать вектор и выход это энергии, то это будет мини-бомба. Красный может, если не дать выхода, перейти в черный или коричневый.

— оранжевый — хороший позитивный цвет , цвет работы мозга . Если слишком много, то возможно ребенку нужно отдохнуть умственно.

— желтый — цвет солнца , тепла. Рисунок , залитый солнцем означает в реальности его нехватку. Возможно мало приятных, «солнечных» впечатлений, а ребенку это так хочется!

— зеленый — цвет жизни , лета. Дети часто его предпочитают, потому что все самое хорошее происходит летом. Но вот если на рисунке много темно-зеленого, это может указывать на потребность в уединении. Возможно ребенок устал от социума.

— голубой — не синий! — именно голубой может означать спокойствие, но если его слишком много, это уже пассивность, нерешительность. Небольшая похвала будет очень уместна.

— синий – цвет погруженности в себя. Задумчивость. Но когда много — это тревожный звонок для того, чтобы задуматься, что беспокоит или о чем так долго думает ребенок. Порой наличие синего цвета может показать , что есть некие проблемы, неразрешимые для ребенка в одиночку, но он не может это все обдумать самостоятельно и именно это его «напрягает».

— фиолетовый — цвет философов , фантазеров. Ну в большом количестве можно сказать, что ребенок не знает, ну как еще себя выразить! Подскажите, что фиолетовый (например) хорошо сочетается с розовым, синим, или даже с зеленым. Пусть ищет нестандартные сочетания — фантазирует!

— розовый — хоть в последние время это считается «гламурным» цветом , это не так. Много, перебор — да, это значит, что ребенок (особенно девочка) циклится только на внешности. И порой не очень ею доволен. Но в целом, розовый — это знак сердечности, доброго сердца.

— коричневый – двоякий цвет . С одной стороны – это цвет земли , приземленности, устойчивости. Но с другой стороны, коричневый – это цвет тупика , торможения развития личности, возможно — в некоторых ситуациях — нехватка опоры в жизни. Нужно рассматривать и другие детали рисунка .

— серый — безразличие. Усталость. «отстаньте от меня» — так можно перевести послания с большим количеством серого. Ребенок в тумане, не видит цели, ему трудно. Апатия. Особенно тревожно, если ребенок поверх приличного и хорошего рисунка вдруг начинает методично наносить серый цвет . Значит, то, что было — все надоело и не имеет ценности для ребенка.

— черный – тяжелый цвет . Депрессия. Хорошо и порой тщательно скрываемая. Нежелание шевелиться, думать, «кто бы за меня решил? а я не хочу!». Если просто линиями обрисовано, есть детали, закрашенные черным — это не повод для беспокойства. А вот именно все рисованное черным, малое количество иных цветов . Или закрашивание черным рисунка . Да еще рваными, не гибкими линиями. Тогда это прямой путь к тому, Чтобы разораться. а что действительно на душе и сердце у ребенка. Может все не так, как вы думаете, что надо поговорить и переделать что-то в жизни ребенка? Здесь можно вместе с рисунком подойти к психологу .

Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет , можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей .

• темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

• зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

• красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;

• желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;

• фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет ) ;

• коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;

• черный – цвет протеста , подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;

• если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

1. Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае , если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета . Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.

2. Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду . Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.

3. Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.

4. Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.

5. Простой вопрос : «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.

6. Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку, вряд ли это будет верным предположением. Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник) .

7. Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать)

Цвет детского рисунка

О чем расскажут рисунки — психология детского рисунка. Значение цвета в детском рисунке.

Феномену детского рисунка посвящены сотни научных работ. Ученые, художники, педагоги, психологи с разных сторон рассматривают детское творчество. Однако до последнего времени шли споры, можно ли назвать результаты этой деятельности искусством. Теперь смело можно утверждать, что можно! Ибо ценность детского рисунка доказана всеми вышеупомянутыми специалистами. С какой же точки зрения в первую очередь волнуют каждого родителя рисунки его чада? Умеет рисовать или не умеет, хорошо или плохо, стоит ли ходить на занятия в изо-студию или есть вещи поважней. И это далеко не весь список вопросов.

Цвет детского рисунка

Рисунок для самого ребенка является не искусством, а . речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Не являясь профессионалом, сложно оценить уровень развития своего малыша по тем «каракулям», которые он рисует всеми доступными ему материалами, способными оставить след на бумаге. И тут важно их предоставить в достаточном количестве. Мы попытаемся вам помочь.

Когда у ребенка есть выбор средств, полет его фантазии ничем не ограничен. Это позволяет сделать очень много полезных наблюдений. Одно из самых очевидных — это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет нам в первую очередь о психо-эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования. Когда ребенок раннего возраста из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, он еще может не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка, как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать «волшебные истории» и сказки, в которых все может быть иным, чем в реальном мире. И вот тут начинается самое интересное. Если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырех летний ребенок уже заставляет задуматься. И не зря.

Люшером давно разработаны психологические характеристики цвета, и мы их рассмотрим ниже. Однако нельзя сразу однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия или, хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. И вот тут должна придти вам на помощь ваша родительская интуиция. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции вызывает рисунок? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Как точнее определить это? Можно попробовать описать рисунок, используя понятия «светлый» — «темный», «яркий» — «тусклый», «гармоничный» — «негармоничный», «спокойный» — «неспокойный», «упорядоченный» — «беспорядочный», «веселый» — «грустный», «агрессивный» — «доброжелательный», «богатый» — «бедный», «тяжелый» — «легкий». Это поможет более точно понять состояние ребенка. Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Ну, и всегда можно и нужно обращаться к специалистам, которые вам с радостью помогут.

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше лет рисует цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование при наличии выбора только простого карандаша иногда трактуют как «отсутствие» цвета. Таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий — концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый — уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный — сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый — положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый — фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый — чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный — подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый — «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Наблюдайте, интересуйтесь, и общение с ребенком наполнится для вас более глубоким смыслом.

Анна Павловна Косьянова, художник-педагог

Статья предоставлена детским клубом «Пампа Грин»

Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

Психология детского рисунка

Преобладание одного из цветов может повествовать не только об особенностях характера ребенка, его темперамента, но и о том, в чем он нуждается, чего боится и о чем мечтает.

Ведь часто дети не могут рассказать о том, что их волнует, однако внимательные родители способны заметить неладное, всего лишь рассматривая детские рисунки.

Психология детского рисунка. Обозначим цветовые предпочтения детей в рисунке

Желтый цвет в детском рисунке. Желтый цвет выбирают мечтатели, фантазеры, шутники, дети, которые могут прекрасно занять сам себя, часами играя в одиночестве.

Родители удивляются: у сына много дорогих развивающих игрушек, а кроха увлеченно играет камушками или веточками, принесенными с прогулки, или простыми кубиками вместо навороченной железной дороги. Нарисуйте с ребёнком Дерево. Тест

Желтый цвет выбирают и любят творческие натуры, оптимисты, эти дети недостаточно приучены к порядку и не способны принимать решения.

Красный цвет в детском рисунке в психологии детского рисунка означает активность ребенка

Психология детского рисунка свидетельствует о том, что красный цвет любят активные непоседы, довольно непослушные, но открытые всему новому. С этими детьми не оберешься хлопот: они много бегают, шалят, забирают игрушки или ломают их, игнорируют запреты. В то же время для них очень важна похвала. Принципы ненасилия в семье

Главная задача родителей, ребенка, любимый цвет которого красный цвет — направить их энергию в созидательное русло, приучить к усидчивости, тогда им будет под силу любая цель.

Успокоить их можно, добавив в интерьер детской комнаты немного синего цвета, например, покрасив стены детской в голубой оттенок.

Психология детского рисунка: преобладание оранжевого цвета

Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая мама — это не очень хороший признак.

Ребенок, который предпочитает оранжевый цвет в своем рисунке — темпераментный, однако его возбуждение не находит выхода, так гласит психология детского рисунка. Нужно придумать, как избежать нервного срыва и истерики. Может, ребенка нужно отвести в спортивную секцию или позвать в гости других детей и пригласить клоуна? Как стать хорошей и счастливой мамой?

Психология детского рисунка — зеленый цвет

Зеленый цвет чаще всего предпочитают в рисунках дети, которым недостает материнской любви.

Ребенок скорее всего чувствует себя брошенным, никому не нужным, ему не хватает творчества и интереса к жизни. Такие дети обычно закрыты, излишне консервативны, очень боятся любых, даже мельчайших изменений в распорядке дня или интерьере детской комнаты.

Психология детского рисунка, в котором преобладает синий цвет

Синий цвет предпочитают и выбирают дети медленные, спокойные, основательные. Они любят делать все не торопясь, размышляя, а на любое свое «почему» ждут обстоятельного и подробного ответа.

Дети, у которых любимый цвет — это синий цвет, рано учатся читать и делают это с удовольствием, охотно делятся своими игрушками с другими детьми.

Но если синими рисунки стали внезапно, возможно, ребенку не хватает покоя.

Психология детского рисунка свидетельствует о том, что сочетание синего и зеленого цвета может означать внутреннее напряжение ребенка. Родительская вина

Дети, которые рисуют только этими цветами, скорее всего, замученные родительскими запретами и ограничениями. И дети бояться нарушать родительские запреты. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу и хотя бы временно сменить кнут на пряник.

Психология детского рисунка

Фиолетовый цвет в рисунке. Фиолетовый цвет предпочитают артистические, но очень чувствительные дети. Их совершенно нельзя ругать, ибо любое родительское недовольство сильно ранит.

Что означают тёмные цвета в психологии детского рисунка?

Черный цвет в детском рисунке может родителей насторожить, так как это очень мрачный цвет, и это пугает родителей. Что такое эмоциональный шантаж?

На самом деле, лет до 4-5 дети выбирают его потому, что он наиболее контрастный по отношению к белой бумаге, поэтому бояться его не следует.

О серьезных проблемах предпочтение черного цвета начинает говорить гораздо позже. Но когда это дочь, раньше видела мир в розовом цвете, вдруг стала приносить из сада только черно-белые рисунки, стоит поинтересоваться, не изменилась ли у нее воспитательница?

Психологи считают, что черный могут выбирать и дети, которые хотят донести что-то (не обязательно неприятное) до взрослых, но не могут понять, как это сделать.

Коричневый цвет начинает преобладать в рисунках, если ребенку неуютно или он болен (возможно, у него в принципе слабое здоровье). Коричневый цвет в психологии означает поиск надежного и безопасного убежища при внутренних и внешних проблемах.

Психология детского рисунка, в котором преобладает серый цвет. Если любимый цвет ребенка серый и он использует серый цвет в своих рисунках, то вы должны знать, что его выбирают дети незаметные, скрытные, замкнутые и стеснительные.

Серый цвет в рисунке может появиться и в том случае, если ребенок перегружен кружками и секциями: стоит подумать, так ли нужен ребенку ежедневный английский в сочетании с уроками пения и игры на фортепиано.