Когда ребенка нужно учить жевать

Отказ ребенка от твердой пищи

Отказ ребенка от твердой пищи: почему так происходит, чем это грозит и что с этим делать?

Итак, что же такое жевательный рефлекс, и к какому возрасту он развивается? Разберемся в этих вопросах подробнее.

Жевательный рефлекс является приобретенным и начинает развиваться с введением прикорма. Первый прикорм вводится в виде пюре в возрасте 4-6 месяцев. Пюре более густое, по сравнению с грудным молоком или смесью, поэтому, чтобы его проглотить, малыш должен работать челюстями, языком, губами.

В каком возрасте ребенок готов к введению более твердой пищи?

Kaждый peбeнoк индивидуaлeн, но есть определенные cpoки, в кoтopыe мaлыш дoлжeн oвлaдeть oпpeдeлeнными нaвыкaми. Примерно в возрасте 10-12 месяцев у ребенка появляются жевательные зубы, с помощью которых он и осуществляет акт жевания. Это значит, что ребенок готов к введению твердой пищи. К 2 годам он уже должен хорошо пережевывать пищу.

Пpизнaки тoгo, чтo peбeнoк гoтoв к твepдoй пище:

  • пpoявляeт интepec к взpocлoй eдe, кoтopaя нe измeльчeнa в пюре.
  • начинает нe cocaть пpeдлoжeнную eму пищу, a старается жeвaть.
  • peбeнoк зacoвывaeт в poт лoжку и этo нe вызывaeт у нeгo pвoтный peфлeкc.

Какие могут быть причины отказа от твердой пищи?

Причин довольно много:

  • Ранний переход с грудного вскармливания на искусственное.
  • Резкий переход на твердую пищу. Малыш просто не понимает, что с этим делать.
  • Позднее введение прикормов.
  • Ребенок боится. Это может быть связано с тем, что ранее он подавился и испугался.
  • Ребенок ленится или просто не хочет есть.
  • Во время приема пищи возникает приступ рвоты. Это может быть связано, например, с тем, что глубоко вводится ложка в полость рта или слишком большой объем пищи, большие кусочки.
  • Острые заболевания, сопровождающиеся подъемом температуры, воспалительными процессами в полости рта.
  • Органическая патология. Для ее исключения могут понадобиться консультации узких специалистов: невролога, гастроэнтеролога, отоларинголога, стоматолога.

Какие последствия возможны, если ребенок долго не умеет жевать?

  1. Развитие неправильного прикуса.
  2. Нарушение правильного произношения звуков.
  3. Проблемы с пищеварением.

Как же, все-таки, правильно приучать ребенка к твердой пище?

  • Грудное вскармливание минимум до 6 месяцев. Так как дети, получающие смесь из бутылочки, прикладывают меньше усилий для получения еды, а значит, и жевательные мышцы у них менее развиты.
  • Использование прорезывателей для зубов, ниблера.
  • Своевременное введение прикорма.
  • Уменьшать помол постепенно. Сначала измельчать блендером, затем вилкой, тереть на терке, пропустить через мясорубку, нарезать ножом на мелкие кусочки. Если используются баночные прикормы, то соответственно возрасту.
  • Приучать к новым продуктам постепенно, не вводить новые продукты во время болезни ребенка.
  • Кормление без телевизора.
  • Набраться терпения! Этo дocтaтoчнo дoлгий пpoцecc. Cнaчaлa у мaлышa мoжeт нe пoлучaтьcя xopoшo пepeжeвывaть eду. Нельзя кричать, ругать ребёнка, если он отказывается от еды и выплёвывает ее. Этo может привести к тoму, чтo peбeнoк oткaжeтcя oт упoтpeблeния твердой eды совсем. Просто предлагать ее каждый день.

Для детей более старшего возраста:

  • Не измельчать еду на блендере при первом требовании.
  • Кушать вместе с ребенком за столом.
  • Возможно, пересмотреть режим кормления (убрать перекусы).
  • Можно заинтересовать красивым оформлением блюда, совместным приготовлением еды.
  • Возможен прием пищи в игровой форме.
  • Исключение органической патологии.

Поэтому, дорогие родители, пpиучaть ребенка к твepдoй пище cлeдуeт c 10-мecячнoгo вoзpacтa. Делать это необходимо aккуpaтнo и oтвeтcтвeннo, терпеливо и интересно, постепенно и своевременно. А если необходима помощь – всегда готовы помочь, ждем на профилактические приемы!

Когда ребенка нужно учить жевать

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять — по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.
Читайте также  Чувствовать шевеление ребенка сонник

Как правильно жевать?

У современного человека есть большая проблема — мы не умеем есть. У взрослых на нормальный прием пищи в спокойном темпе не хватает времени, а детей в большинстве случаев жевать даже не учат. Многие родители специально кормят малышей мягкой или протертой едой. Все боятся, что ребенок будет капризничать или подавится. Разберемся — в чем ошибка такого подхода и почему жевать так важно?

Процесс переваривания пищи начинается уже в ротовой полости. Во рту выделяется слюна, которая содержит ферменты и расщепляет легкорастворимые вещества и смягчает более плотные. Зубы и язык перемалывают и измельчают пищу. К тому моменту, как еда попадет в желудок, переварить и усвоить ее будет значительно легче, чем если просто проглотить продукт (иначе он будет бродить, что негативно скажется на работе ЖКТ).

Не едой едины

Жевание не только обеспечивает нормальный пищеварительный процесс, но и имеет ряд других преимуществ. Если вовремя (с 6-7 месяцев) начать учить малыша жевать, у него будет формироваться прикус. Более того, как показало бельгийское исследование, опубликованное в журнале J Voice, жевание способствует правильному развитию речи. Когда ребенок жует, кусает или облизывает, у него работают губы, язык, щеки и челюсти. Так развиваются те же двигательные навыки, что и при говорении. На практике получается, что процесс потребления пищи — самый приятный вид артикуляционной гимнастики.

О других функциях жевания нам рассказала педиатр высшей категории Юлия Викторовна Андронникова:

  1. Медленное жевание позволяет насытиться меньшим количеством еды, так как сигнал успеет поступить в центры регуляции голода и аппетита.
  2. Жевательные движения активизируют участки коры головного мозга, которые отвечают за когнитивные способности. У детей жевание стимулирует развитие. Если же этот процесс нарушен, в пожилом возрасте может прогрессировать деменция.
  3. Жевательные движения формируют лицевой скелет, что очень важно для правильного дыхания и кровоснабжения ЦНС.
  4. Ни одна косметологическая процедура не поможет держать в тонусе и улучшать кровоснабжение мимических мышц лица так, как правильное (медленное) жевание.

А как жевать

Существует метод лечебного жевания:

  • первая неделя — каждая ложка пищи жуется ОДНУ минуту
  • вторая неделя — ДВЕ минуты
  • третья неделя — ТРИ
  • четвертая — ДВЕ
  • пятая — ОДНУ

Когда и как учить ребенка

Чтобы подготовить ребенка к жеванию, можно строить рожицы, гримасничать и совершать жевательные движения. Когда малыш «разговаривает на младенческом», отвечайте ему. Ребенок будет повторять за вами и активно двигать челюстями, языком и губами.

Чем раньше родители познакомят ребенка с пищей разной твердости, тем охотнее он будет пробовать новые продукты. Как только ребенок начал совершать жевательные движения, чавкать и чмокать, у него появился пищевой интерес, и особенно, когда появятся первые зубы, можно давать кусочки еды (мягкие отварные овощи, например, морковь). Оптимальный возраст для первого знакомства с едой — 6-7 месяцев. Дети уже достаточно взрослые, чтобы принять новую еду, но еще слишком маленькие, чтобы начать капризничать и возмущаться за столом.

Чем кормить

Подводные камни

До полугода у детей активно действует рефлекс выталкивания — естественная защита от удушения. Поэтому в начале «общения» с полутвердой пищей ребенок может давиться и выплевывать еду. Пугаться и резко возвращаться к пюре и перемолотым продуктам не нужно! Жевание — это навык, и его нужно выработать.

Если вы достаточно давно ввели полутвердую пищу, а ребенок все равно давится, дайте ему время. Положите перед малышом еду и наблюдайте — пусть он пробует класть еду в рот рукой самостоятельно. Детей нужно хвалить и нельзя ругать за столом! Иначе питание может начать ассоциироваться с насилием и привести к расстройству пищевого поведения.

Как научить ребенка жевать?

  • приучить
  • развитие

Вы отчаялись и не знаете:

  • как научить ребенка жевать твердую пищу,
  • вообще как научить ребенка жевать,
  • почему ребенок в год не жует.

Советы специалистов Детской поликлиники «Маркушка» помогут вам справиться с этой проблемой: ребенок не жует.

То, что ваш ребенок с удовольствием ест пюре, но отворачивается, когда вы предлагаете ему твердую пищу, может способствовать тому, что вы продолжите давать ему старое доброе пюре, тем самым облегчив жизнь себе и ребенку. Но только научившись жевать, ребенок сможет расширить свою диету. Овладение таким навыком как жевание, развивает мышцы челюстей, влияет на развитие речи, обеспечивает здоровье зубов и позволяет ребенку есть те продукты, которые ест вся его семья. Как вы можете помочь вашему ребенку научиться жевать?

Помогайте ребенку познавать мир с помощью рта

Важным этапом в развитии ребенка является то, что он начинает изучать окружающие предметы при помощи рта, используя губы, язык, десны. Так он исследует форму и текстуру предмета. Дети, которые достигли этой стадии развития, как привило, готовы для принятия более твердой пищи. Вы можете поощрять развитие данного навыка, позволяя ребенку изучать такие безопасные предметы, как прорезыватели, пластиковые игрушки, деревянные ложки и др.

Способствуйте развитию мышц челюсти

Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).

Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка

Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.

Какая еда способствует жеванию малыша

Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.

Читайте также  Как узнать что ребенок проглотил

Разновидности еды

Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:

  • сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
  • сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
  • размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
  • форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
  • мягкая текстура, которая легко разминается во рту
  • консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
  • часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
  • количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.

Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.

Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует

У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.

Как научить ребенка жевать

Умение жевать – очень важный навык. Ко второму дню рождения ребенок должен легко управляться с твёрдой пищей. Если малыш ленится, родителям придется включить педагогическую смекалку и запастись терпением.

Самая частая причина того, что ребенок отказывается жевать – несвоевременное, слишком позднее знакомство малыша с твёрдой пищей. Мамы нередко увлекаются перетиранием продуктов в пюре даже для подросшего крохи. Итог – ребенок не умеет прилагать усилия для приема пищи, глотает непрожёванные кусочки, давится ими. Либо и вовсе отказывается есть, капризничает и плачет, пока не получит привычную пюрешку.

Прививать навыки жевания нужно с того момента, как малыш начнет тянуть все предметы в рот. Зуд в деснах – первый признак скорого появления зубов. У кого-то он начинается в 4-5 месяцев, у кого-то в 7 и позже. Именно сейчас самое время начать знакомить малыша с твёрдой пищей. Очень важно успеть до первого зуба. Когда у малыша вылезут резцы, жевать деснами он уже не сможет.

На что влияет навык жевания (помимо подготовки к введению в детское меню «взрослой» пищи):

На формирование правильного прикуса и здоровье будущих зубов.

На работу пищеварительной системы и её развитие. Твердая пища, которую скоро ребенок начнет есть постоянно, обязательно должна обрабатываться слюной. Жевательные движения способствуют её образованию. Также они необходимы для выработки желудочного сока и ферментов. Если предлагать малышу только перетертую пищу, есть риск, что желудок станет «лениться» и позже не справится с перевариванием еды в виде кусочков.

На укрепление мышц, участвующих в артикуляции. Малышу нужно жевать, чтобы подготовится к речевому развитию. Если ребенок этого не делает, мышцы теряют тонус, и впоследствии могут возникнуть проблемы с произношением тех или иных звуков.

Если вы волнуетесь, что малыш может подавиться, или сам ребенок пугается твердой пищи во рту, используйте ниблер (он же сеточка для прикорма, фидер или фруттейкер). Это приспособление с держателем для детской руки. Кусочек пищи помещается в специальную сеточку (из ткани или из силикона), малыш может совершенно безопасно знакомится с новыми продуктами и совершенствовать свои жевательные навыки. Многие наши мамы и бабушки в своем время просто заворачивали ломтик яблока в марлю, принцип был тот же. Несмотря на то, что возможность поперхнуться пищей в этом случае сведена к минимуму, обязательно приглядывайте за малышом, жующим ниблер, и тщательно следите за чистотой сеточки, промывая её после каждого использования.

Что делать, если вовремя учиться жевать малыш не научился и даже в 2-3 года отказывается от твердой пищи? Запаситесь терпением и действуйте. В этом время малыши уже очень ловко умеют манипулировать взрослыми, не идите на поводу, а мягко настаивайте на своем.

Безусловно, нельзя морить ребенка голодом («проголодается – съест»). Вводите твердую пищу постепенно. Добавляйте в еду совсем маленькие кусочки фруктов и овощей, понемногу увеличивая их количество в тарелке и размер.

Показывайте пример. Маленький ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми или сверстниками. Если все вокруг будут есть вкусные кусочки, он тоже заинтересуется.

Чаще ешьте не дома. Объясните малышу, что здесь нет привычной еды, предложите попробовать что-нибудь новое – детское любопытство в этой ситуации часто играет на руку родителям.

Привлекайте малыша к приготовлению пищи. Объясните, что блендер сломался, предложите размять овощи вилочкой (слишком мелко это сделать не получится).

Превращайте процесс приема пищи в игру. Будьте изобретательны – поиграйте в зайчика, который грызет морковку, выложите на тарелке яркую историю, которая привлечет внимание ребенка. Фантазируйте.

Имейте в виду и то, что нежелание жевать может быть связано с темпераментом ребенка – если малыш слишком ленив или, напротив, гиперактивен и не способен концентрироваться. В этом случае вы можете посоветоваться насчет своих действий с психологом. Также, если проблема не решается, советуем обратиться к детскому логопеду – специальные упражнения и тренировка лицевых мышц помогут не только развить речевые навыки, но и повлияют на умение и желание жевать.

Роль глотания и жевания на этапе формирования речи у детей раннего возраста.

Королева Марианна Борисовна

логопед высшей категории, клинический психолог

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт. Она образуется на основе движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.

Глотание – сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок.

Глотательный рефлекс относится к врождённым. Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, который в первые месяцы носит название инфантильного. В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой, подъязычной области и глотки. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Положение кончика языка при инфантильном глотании межзубное. Если глотание не переходит к соматическому типу, это может повлиять на неправильное (межзубное) произнесение звуков.

Читайте также  Можно ли определить по токсикозу пол ребенка

Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи. При пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек (щека подталкивает пищевой комок на корень языка), что создает внутрищечное давление. Внутрищечное давление важно для способности произносить согласные звуки (попробуйте сказать Б, П и проследите, как надуваются щеки). При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса. Родители малышей часто используют в детском рационе мягкую пищу. Во-первых, это удобно – в магазинах изобилие различных пюре. Во-вторых, мамы часто боятся, что ребенок подавится. В-третьих, сокращается время кормления — глотать быстрее, чем жевать. В-четвертых, ребенок чистый и пространство вокруг ребенка чистое. Казалось бы – столько плюсов! Но давайте оценим другие важные факторы, о которых родители не знают или не задумываются. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение). Низкий тонус мышц может привести к дизартрии (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации (подвижности) мышц речевого аппарата). Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания. Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению кислородообменных процессов. Кислород является питанием для головного мозга.

Для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию. Уже в период введения прикорма в возрасте 4-5 месяцев (пища гомогенная, измельченная, но дается с ложечки, порционно) ребенок начинает осваивать жевательные движения, захватывать пищу языком и формировать пищевой комок. Для любого развития требуется проявить некое усилие. Усложнение пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании приводит к развитию мышечного тонуса (в звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать артикуляционную позу). Увеличение объема движений мышц (глотание — жевание гомогенной пищи, жевание твердой пищи (кусочковое питание)) формирует кинетическую (переключение с движения на движение) составляющую речи – способности произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова.

Таким образом, развитие правильного глотания и жевания влияет на развитие речи, профилактику появление речевых патологий в частности и развитие психической активности ребенка в целом. На осмотре детей 1 года жизни логопед может оценить сформированность этих навыков, а также тонус артикуляционной мускулатуры и при необходимости определить направления работы пор профилактике нарушений речи.

Логопед клиники для детей медицинского центра «ЛОТОС», логопед высшей категории Королева Марианна Борисовна