Как выучить часы с ребенком

5 шагов, чтобы научить ребёнка понимать время и определять его по часам

Время нельзя увидеть или пощупать. Но если знать некоторые хитрости и практические приемы, можно легко научить ребенка понимать время и определять его по часам. Теория и практические задания, игры и упражнения, с которых можно начать — читайте и пробуйте.

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Случается так, что уже в приличном возрасте люди признаются, что пользуются только электронными часами. И у всех одна причина — либо родители не объяснили им в детстве, как использовать часы со стрелками, либо объяснили ошибочно. Чтобы такого не произошло, важно не оставлять проблему без внимания. С чего же начать учить ребенка понимать время по часам?

Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?

Прежде чем приступить к изучению времени, проверьте, насколько ваш ребенок понимает основы. Умеет ли он считать? Ориентируется ли в ключевых понятиях, связанных со временем? Нередко родители сталкиваются с трудностями в обучении и упорно не замечают корень проблемы (ребенок путает “лево” и “право”, недостаточно хорошо считает и т.д.) Поэтому будет полезно пробежаться по основным умениям и удостовериться, что пробелов, которые могут помешать ребенку продвинуться далее, нет.

Считать до 60

Как минимум. А лучше вообще до 100. Закрепляем навык счета упражнениями:

  • — называем двойные числа, которые видим (это могут быть ценники в магазине, номера домов и др.);
  • — тренируем обратный счет (от 100 к 1);
  • — учимся называть «соседей» круглых чисел (50 — соседи 49 и 51, 90 — соседи 89 и 91 и т.д.).

Считать числами, которые кратны 5

Наверняка вы уже объяснили ребенку, что такие числа всегда оканчиваются на 5 либо на 0. Осталось научиться без запинок их перечислять и использовать.

  • — считаем числами, кратными 5, в прямом и обратном порядке;
  • — моделируем задачи, где требуется считать пятерками (Влад решил отжиматься каждый день по пять раз. Сколько раз он будет отжиматься за неделю, две недели, месяц? Как изменятся эти числа, если со второго месяца Влад будет отжиматься не 5, а 10 раз в день?)

  • Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. Обязательно порешайте «Умный счёт» и «Логические задачи».
  • Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

Различать «лево» и «право»

Для учебы в целом и чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе.

Иметь общее представление о времени

Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т.п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события.

Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками.

Учим ребенка понимать время по часам со стрелками

Ох уж эти взрослые! И почему они разрешают смотреть мультики всего каких-то 15 или 20 минут? Для детей время — непонятная цифра. Чтобы разобраться, откуда она берется, понадобятся часы со стрелками. Если дома таковых нет, а есть только электронные, ребенку будет и вовсе сложно понять, что же такое время. Поэтому первый шаг для родителя — обзавестись настенными или специальными детскими часами, на которых будут четко видны цифры и стрелки.

Знакомим ребенка с устройством часов

Сперва объясните ребенку понятия «циферблат», «сутки», «часы», «минуты», «секунды»; «ровно час», «полчаса», «четверть часа», расскажите про часовую, минутную, секундную стрелки. Обратите его внимание, что все стрелки имеют разную длину. Пусть ребенок понаблюдает, какая из стрелок самая быстрая, а какая практически стоит на месте. И сколько времени требуется каждой, чтобы пройти целый круг.

Все основные понятия обязательно свяжите в одну логическую цепочку: в сутках 24 часа, 1 час — это 60 минут, а 1 минута — 60 секунд. Не проходите мимо понятий «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Дайте ребенку понять, что время всегда движется только вперед.

Учим ребенка «читать» часовую и минутную стрелки одновременно

Первым делом научите ребенка отсчитывать минуты интервалами, кратными 5. Минуты не указаны на обычных стрелочных часах, поэтому этот навык нужно отработать. Можно придумать легенду о том, что у каждого числа на циферблате есть своя «тень». 1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. «Тень» можно увидеть только тогда, когда на число указывает минутная стрелка. Когда ребенок будет легко ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие промежутки.

Часовая стрелка тоже имеет два значения. В первой половине дня мы видим цифры такими, какими они предстают на циферблате, но после плотного полдника в 12:00 они начинают «толстеть»: 1 превращается в 12, 2 — в 14 и т.д. Забавная аналогия поможет ребенку быстрее уловить смысл.

Умение определять время по часам со стрелками необходимо закрепить на конкретных примерах. Чаще обращайте внимание ребенка на часы. Исправляйте его, если он будет неправильно называть время.

В идеале у ребенка должны быть «черновые» часики, которые он сможет «эксплуатировать», как ему угодно: выставлять на них время, дописывать «тени» каждой из цифр, подписывать названия стрелок. Для обучения можно использовать старые неработающие часы (настенные или настольные). В них нужно снять стекло, чтобы стрелки можно было вертеть. Если вы не нашли таких дома, мы предлагаем вам смастерить свои.

Мастерим самодельные часы

Самодельные часы помогут сделать время более осязаемым. При наличии нужных материалов, на их создание уйдет не более 15 минут.

Как смастерить часы самостоятельно

Основой для циферблата может стать одноразовая тарелка или круг из картона. Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры. Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. Циферблат готов, а значит, пора прикрепить стрелки. Вырезаем их из картона разных цветов и крепим на круг с помощью кнопки. Получившийся макет часов ставим рядом с настоящими часами.

Самодельные часы могут выглядеть необычно. К примеру, вот так:

Игры и задания с часами

Закрепить умение определять время по часам помогут игры и задания.

«Который час»

Покажите ребенку, как двигаются стрелки. Меняйте их положение и называйте время. Затем пусть ребенок выполнит это же упражнение. Изменяйте время по часовой и против часовой стрелки.

Усложняем игру. Показываем время на часах и ассоциируем его с событиями («вот 7:00», в это время мы просыпаемся», «вот 18:00, в это время мы ужинаем» и т.п.). Теперь предлагаем ребенку понарошку прожить весь день.

«Рисуем пиццу»

Самодельный циферблат хорош тем, что на нем можно делать свои пометки. Попросите ребенка провести линии от центра циферблата к числам и заштриховать каждый сектор своим цветом. Получится «цветной пирог» или «цветная пицца» (так будет проще понимать 5-минутные интервалы). Обозначьте вторые значения каждого из чисел (2 — 10, 3 — 15) и минуты (от 1 до 60).

«Режим дня»

Возьмите лист бумаги, распишите режим дня, и вместе с ребенком проиллюстрируйте его изображениями часов, в которых обозначен промежуток времени (8:00 — пора в школу, 15:00 — пора делать уроки и т.п.). Повесьте над кроватью или рабочим столом ребенка. Так ребенок научится не только делать все вовремя, но и ориентироваться во времени.

«Два варианта назвать время»

Расскажите ребенку, что время можно называть по-разному (к примеру, 1 час 18 минут — это восемнадцать минут второго и т.д.). Запишите на листке второй, более сложный вариант, и укажите цифры-подсказки, чтобы ребенку было проще справиться (пример: «без пяти восемь», числа подсказки — 9, 5, 5, 1). Постепенно откажитесь от подсказок.

«Кубики»

Для игры понадобится 4 игральных кубика и наши самодельные часы. Бросаем кубики попарно. Первая пара кубиков определит часы, вторая пара — минуты. Время, которое выпало, нужно установить на игрушечных часах.

  • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
  • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
  • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами

Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.

Электронные часы более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно. Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них. В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.

Солнечные часы больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.

Песочные часы также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени. Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах. Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т.д., пока песок не перестанет сыпаться.

Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.

В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка понимать часы»

Наталья Артемова
Консультация для родителей «Как научить ребёнка понимать часы»

Как помочь ребенку научиться определять время по часам со стрелками? Как научить ребенка пользоваться часами? Когда можно начинать приучать детей к таким часам? Давайте разберемся!

Удивительно,но факт: в современных условиях научить ребенка понимать часы со стрелками стало еще сложнее, чем раньше. И все дело в том, что такие часы практически исчезли из наших домов. Повсюду распространены электронные часы. Однако это вовсе не говорит о том, что не следует знакомить ребенка с механическими часами! Дело в том, что поняв работу часов со стрелками, малыш совершит настоящий скачок в математическом развитии. И он будет возможен только, если ребенок по-настоящему поймет, «как устроено время». Циферблат механических часов наглядно объяснит ребенку, что такое секунда, минута, час. Кроме того,с помощью стрелок малыш узнает и о философских категориях: он уяснит, что время не повернуть вспять, что все в природе циклично.

Когда можно знакомить ребенка с часами?

Как правило, специалисты по дошкольному воспитанию советуют создавать специальные ситуации, в которых ребенку предлагается знакомиться с часами, начиная с 6 -7 лет

В этом возрасте говорится о необходимости развивать чувство времени. Но это не означает, что раньше ребенку не следует показывать циферблат со стрелками.

Даже наоборот! Чем чаще ребенок будет видеть такие часы, тем лучше. Чем чаще взрослый будет озвучивать время, тем полезнее это для малыша.

Рано или поздно он начнет сам искать ответы на вопрос: «Как мама по этой круглой штуковине понимает, что скоро начнутся мультики?». И тогда ребенок будет полностью готов к тому, чтобы

сделать усилие и разобраться в сложном устройстве.

Малышам важно почувствовать время. Для этого мы можем предложить им за 1 минуту нарисовать как можно больше

кружочков на листке бумаги (проверить, сколько их получится, если на задание отвести целых две минуты, за три минуты почистить зубы, за пять минут станцевать танец.

Время в таких ситуациях можно отслеживать по песочным часам и по часам со стрелками одновременно.

Как научить ребенка пользоваться часами.

Приобретите или сделайте сами из плотного картона яркие часы с

подвижными стрелками и четкими цифрами. На этом макете ребенок сможет потренироваться понимать время. Оставьте на потом объяснение того, сколько это «без пяти», «без десяти» и «четверть». Просто расскажите ребенку о том, что весь круг, который проходит большая стрелка –это час.

Уточните с ребенком, в каком направлении двигаются стрелки. Покажите малышу маленькую стрелку. Скажите, что она самая

главная, поскольку с ее помощью можно узнать, сколько часов. Поставьте ее на цифру 1, спросите у ребенка, сколько времени.

Переставляйте стрелку на следующие цифры, задавая тот же вопрос. Поставьте стрелку на пять часов. Спросите, куда она попадет через

Изучаем минуты. Теперь время подключить и минутную стрелку! Следует сразу же обратить внимание на то, в чем отличие часовой и минутной стрелки. Пусть ребенок покажет, какая стрелка длиннее. Вспомните названия стрелок, а также, какая из них самая

«главная». Далее необходимо рассказать ребенку о том, что часы могут показывать ровно час только тогда, когда минутная стрелка находится на цифре 12. Выставьте на циферблате ровное время,а малыш пусть сообщает: «Восемь часов ровно!».

Читайте также  Вода в ушах у ребенка

Переходим к изучению деления часа на минуты с помощью большой стрелки. Сейчас важно рассказать ребенкуо том, что за час

минутная стрелка пробегает весь круг, а часовая стрелка всего лишь расстояние от одной циферки до другой. Объясните ребенку, что это расстояние стрелка проходит за пять минут. Покажите ребенку, что если стрелка проходит две цифры, то она делает это за 10 минут. Если три — то за 15. Покажите, что круг можно поделить пополам (при

необходимости даже проведите линию карандашом) –это половина часа. Поделите циферблат на 4 части и объясните, что означает словосочетание «четверть часа».

Упражнения для того, чтобы научить ребёнка понимать время по часам.

Чтобы малыш запомнил последовательность смены периодов суток (утро, день, вечер, ночь, предложите ему несколько карточек с различными изображениями. Каждый из предметов должен ассоциироваться с действием в определенное время. Например,

дневник или книга будет напоминать о школе, и значит, малыш должен будет ответить на вопрос о времени суток словом «день». В качестве удачных предметов, явно характеризующих определ ный период, можно использовать, например, зубную щетку (утро, портфель (день, подушку (ночь, звезды (ночь) и т. д.

Чтобы материал лучше усвоился, попросите малыша расположить карточки в правильной последовательности.

Играем со словами

Учить различать периоды суток можно и в устной форме. Например,

предложите найти пару словам: день —. (ночь,

утро. (вечер).

Или поручите определить лишнее из перечня: завтрак, обед, полдник, дождь, ужин.

Знакомимся с часами

Но чтобы ребенок более точно понимал значение времени, его нужно обучить тому, что

означают цифры на циферблате, последовательность движения стрелок и предназначение деления окружности на минуты и часы. Для ознакомления возьмите будильник в самом простом оформлении с крупно и четко нарисованными цифрами. Стрелки должны

отличаться друг от друга и, желательно, иметь различную форму. Покажите, как они движутся и объясните их взаимосвязь между собой.

Мастерим часы

Чтобы научить реб нка понимать время по часам,желательно сделать макет часов своими руками или приобрести его в магазине детских игрушек. Предложите малышу смастерить оригинальные стрелки, отличные друг от друга, украсить циферблат картинками,

Означающими тот или иной отрезок времени. Самым лучшим вариантом будет изготовление двух часов для разных периодов суток

–дня и ночи. На одном будут,

например, картинки восходящего солнышка (утро —с 9.00 до 10.00, ярко светящегося (день —с 12.00 до 17.00 час.) и заходящего за горизонт в багряном зареве (вечер —с

18.00 до 21.00). На другом макете можно изобразить малыша с подушкой (вечер —с 21.00 до 00.00, звезды (ночь —с 00.00 до 5.00, тарелку с кашей или спортсмена с гантелями (утро –с 6.00 до 9.00). Цифрынужно обозначать от 0 до 24. Позже ребенок

будет машинально ассоциировать 1.00 с 13.00 и т. д. В качестве материала для изготовления поделки используйте плотный картон разных оттенков –светлого и темного.

Стрелки сделайте более прочными и закрепите на центральном вращающемся приспособлении (например, болтик с шайбочкой). Лучше всего изготовить сразу все –и часовую, и минутную, и секундную. Имея под рукой готовые часы, можно приступить к

На самодельном циферблате установите определенное время и попросите малыша назвать его. Пусть он также вспомнит, что он делает в указанный промежуток. Проведите несколько таких практических упражнений. Не забудьте уточнить, о каком времени суток идет речь. Поэтому использование двух разных изготовленных циферблатов более целесообразно. В дальнейшем, ознакомившись с предназначением минутной стрелки, малыш сможет точно назвать время.

Упражнение «наоборот»

Проведите тренировку, так сказать, в обратном порядке. Поручите ребенку выставить стрелки, означающие определенный период, а затем час.

Например, по заданию нужно указать период дневного сна. Малыш выставляет на циферблате час дня, а затем двигает минутную стрелку по кругу. Он должен понять при этом, что после ее двойного

движения, часовая сместится на цифру «3». Таким же образом можно поручить малышу

показать, сколько длятся его утренние сборы в садик (например, с 7.00 до 8.00) или отход ко сну (с 20.00 до 21.00).

Угадывание правильного времени

Используя оба циферблата, нужно расположить стрелки на них по

разному. Затем попросить малыша угадать, какое из них соответствует определениям «доброе утро» (9.00 или 15.00, «добрый вечер» (18.00 или 1.00, «приятного аппетита» (в разных вариантах

для завтрака, обеда и ужина).

Спешат часы или отстают?

Если малыш путается, в каком направлении должны двигаться стрелки, используется упражнение для определения, правильно ли идут часы. Для этого при заданном времени (например, 3 часа) установите стрелки вперед на несколько часов (4.00 или 5.00). Ребенок должен понять, что они спешат. Затем выполните упражнение для ситуации, когда часы отстают. Множество разнообразных упражнений станут для ребенка не просто обучением,

а увлекательной игрой, и вы легко сможете научить реб нка понимать время по часам. В результате он сможет легко освоить новые знания и при необходимости определять время

без особых трудностей.

Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Учим ребёнка определять время по часам: когда и как

Чувство времени очень важно для любого человека, ведь от этого зависит эффективная организация его деятельности. Заботливые родители ещё до школы задумываются о том, как научить своё чадо определять время по часам. Это поможет ребёнку стать более дисциплинированным, пунктуальным, самому планировать свой день. Как же правильно преподнести малышу полезные знания? Как заинтересовать дошкольника?

В каком возрасте ребёнок готов понимать время

Очевидно, что ребёнку лучше всего разобраться с определением времени по часам до того момента, когда он пойдёт в школу. Хорошо, если малыш сам проявит интерес к данной теме, задавая маме вопросы: «А 10 минут — это очень долго?», «Как скоро мы пойдём гулять» и пр.

Замечательно, если ребёнок сам проявляет интерес к теме времени, устройству часов, задаёт родителям соответствующие вопросы

Прежде чем приступить к обучению, родители должны дать крохе общие представления о времени (как оно движется, что такое прошлое, настоящее и будущее, время суток).

Обычно это объясняют дошкольникам в детском саду. Однако не все дети посещают дошкольное учреждение или делают это нерегулярно.

Кроме того, чтобы понять, как устроены часы, ребёнок должен уметь считать до 60 и знать, как пишутся указанные числа. Также будет замечательно разобраться в счёте пятёрками и десятками (это необязательно, но будет просто идеально).

Поэтому конкретный возраст, с которого нужно начинать учиться определять время по часам, нельзя назвать однозначно (каждый ребёнок индивидуален, равно как и темпы его развития). Кто-то бывает готов к этому уже в 5 лет, кто-то только в 7 лет.

Начинаем с самого́ понятия времени: как в нём ориентироваться, что такое сутки

Как уже было сказано, прежде чем знакомить малыша с часами со стрелками, нужно, чтобы он осознал само понятие времени (делать это можно задолго до занятий с часами, уже в 3–4 года). Сложность в том, что время абстрактно, его нельзя увидеть или потрогать руками. Информацию следует разбить на конкретные блоки.

    Время не стоит на месте, оно всё время движется, «течёт». Есть прошлое — то, что уже было и никогда не вернётся, настоящее — один миг, который происходит сейчас, будущее — события, которые ещё наступят. Нужно обязательно приводить конкретные примеры: «Сегодня утром ты гулял во дворе, сейчас мы с тобой разговариваем, вечером будем есть вкусный ужин». Также полезно разглядывание фотоальбома («Смотри, какой ты был маленький, и какой стал»). Обязательно следует использовать дидактические материалы, например, игру «Сначала и потом». Ребёнку предлагаются картинки предметов и объектов, а потом другие карточки с изображением того, что с ними стало по прошествии времени. Задача дошкольника — составить пары карточек.

Подобный материал поможет ребёнку почувствовать, что время не стоит на месте, а всё время движется

Обычно дети легко понимают, что такое времена года

Ключевым понятием для обучения станут части суток

Как мотивировать ребёнка быстрее научиться распознавать время на часах

Конечно же, для успешного обучения дошкольник сам должен быть заинтересован разобраться с устройством часов со стрелками. Мотивация может быть следующей:

  1. Рассказать малышу, что часы просто необходимы человеку, чтобы никуда не опаздывать, распределять своё время.
  2. Почаще обращать внимание на временные промежутки: «Сейчас я закончу свои дела, и через 15 минут мы пойдём гулять», «Ты ляжешь спать в 9 часов, а пока можешь поиграть» и т. п.
  3. Повесить в комнате ребёнка оригинальные часы, привлекающие его внимание, и предложить научиться их понимать.

Оригинальные настенные часы обязательно привлекут внимание ребёнка

Перед тем как знакомить малыша с часами со стрелками, можно показать ему песочные

Чтобы мотивировать ребёнка, можно купить ему красивые наручные часы

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

Запоминание и понимание чисел

Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста. Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д. до 60).

Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

Можно объяснить, что нас интересуют числа, которые оканчиваются на 0 и на 5.

Знакомство с циферблатом и стрелками

Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

Необходимо вскользь упомянуть и про секундную стрелку, рассказать, что она бывает не на всех часах. Это стрелочка, которая движется очень быстро, ведь секунда — очень короткая единица времени, это буквально один миг.

Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять).

Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

Переходим к минутам

Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

Вначале может быть немного сложно, но многократные повторения сделают своё дело. Кроме того, чтобы проще было считать большие промежутки, можно вначале разделять их на две части: 30 минут и 10 минут — получается 40 минут.

Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д. Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат.

Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Также стоит заметить, что взрослые иногда округляют время. Например, если минутная стрелка показывает 29 минут, то часто говорят «сейчас 30 минут» и т. д.

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

Здесь есть один нюанс. Малыш должен усвоить, что когда движется минутная стрелка, то и часовая чуть-чуть сдвигается. Например, если время 5 часов 30 минут, то часовая стрелка будет не на отметке «5», о посередине между «5» и «6» (Ведь уже не ровно 5 часов, а прошло определённое время).

Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

    Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

Нужно вырезать два циферблата разного цвета и подписать на них разные цифры

Вначале взрослый показывает «дневной» час, а затем, отгибая окошко, демонстрирует «ночной»

Следует понимать, что деление на «ночное» и «дневное» время довольно условное. Ведь 2 часа — это, по сути, ночь, а не день, а 15 часов — день, а не ночь. Ребёнок просто должен понять, что когда мы говорим, например, 19 часов, то это вечер, но часовая стрелка будет указывать на цифру 7 и т. д. А потренироваться в этом он как раз-таки может на указанном тренажёре.

Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

Как научить ребенка определять время

Для чего ребенку понимать время

Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:

  • приучиться к дисциплине;
  • легче соблюдать режим дня;
  • постепенно научиться планировать свое время;
  • организованный ребенок вырастает успешным взрослым.

Когда начать

Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.

Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки. Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени. «После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Игры с часами для старших деток

В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.

В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов. Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин. Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.

Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки. Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время. Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.

Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.

Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье. На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик. Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.

Четверть, половина, час

Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.

Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?

Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.

Часы своими руками

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты. Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени. Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Закрепляем результат

Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент. Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку. Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.

Как быстро научить ребенка понимать время по часам? Советы, методики, упражнения

Маленькие дети не ощущают ценности времени. Они отмечают не изменения на циферблате, а яркие события, произошедшие за день. Часы и минуты не потрогать руками, поэтому понимать время по часам малыш сможет только после того, как у него появятся определенные навыки. Это способность к абстрактному мышлению, навык считать и анализировать.

Когда начинать обучение?

Учить ориентироваться во времени можно уже с 2-2,5 лет. В этом возрасте малыши уже отмечают смену светлой и темной части суток, повторяемость привычных ежедневных событий. Закреплять обучение можно вежливыми пожеланиями доброго утра, спокойной ночи. Детям постарше становятся понятны такие категории, как «сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».

Отлично, если к 5 годам ребенок способен определить, какое сейчас время суток, различает времена года, дни недели, может вспомнить и перечислить, что он делал утром, днём и вечером. Начинать знакомство с часовой стрелкой и циферблатом можно в шестилетнем возрасте, если дошкольник умеет считать до 12, и хорошо различает цифры. Осознать функцию минутной и секундной стрелки ребенку под силу ещё позже, когда он освоит счёт до 60, а лучше — до 100.

С чего начинать обучение?

Понятия «сейчас» и «потом» можно объяснить на многих примерах. Для осознания достаточно несколько раз в течение дня разговаривать с малышом таким образом: сейчас будем кушать, а затем пойдем гулять, сначала посмотри мультфильмы, потом поиграем.

Отмечайте с малышом признаки утра, дня и вечера, обговаривайте события, происходящие в это время. Планируйте вместе следующий день, вспоминайте события дня вчерашнего. Купите или нарисуйте красивый плакат, на котором будет изображен привычный распорядок дня.

Перед тем, как показывать часы ребенку, необходимо объяснить разницу понятий «день» и «сутки». Малыш должен осознать, что в сутках, кроме дня, ещё есть и ночь, и вечер, и утро. Разъяснить особенность времени идти только вперёд можно на детских фотографиях. Вот кроха ещё совсем маленький, вот чуть постарше, а на этой совсем большой. Невозможно снова стать младенцем и вернуть время назад.

Видео учимся понимать время по часам

Стрелки и циферблат часов

Первые элементы, которые показывают ребенку — циферблат с яркими, крупными цифрами и часовая стрелка. Лучше использовать специальный обучающий макет или сделать его собственноручно из плотного картона или одноразовой пластиковой тарелки. Объясните, что узнать время можно, посмотрев, на какую цифру указывает стрелка. Меняйте положение стрелки на циферблате, спрашивайте, сколько часов будет при том или ином расположении.

Напомните, что время идет только вперед. Расскажите про понятие «по часовой стрелке» и обратное ему значение. В процессе объяснения обговорите с ребенком все события из распорядка дня: в какое время он встаёт, идёт в садик, кушает и так далее.

Второй этап — ознакомление с минутной и секундной стрелкой. Секундная стрелка — самая шустрая. Длительность секунды ребенку понять легко: для этого достаточно хлопнуть в ладоши. Один хлопок — одна секунда. Нарисуйте на изготовленном циферблате деления от одного до шестидесяти и отметьте цифрами. Так ребенок наглядно поймет, что в минуте 60 секунд.

Пока секундная стрелка сделает круг по циферблату, минутная передвинется всего на одно деление. Самая медлительная — часовая стрелка, на то, чтобы описать круг, ей понадобится 12 часов.

Четверть и половина часа

Осознать взаимосвязь минутной и часовой стрелки сначала проще на целых числах. Объясните ребенку, что когда на циферблате минутная стрелка стоит на 12, а часовая указывает на определенную цифру, то времени ровно столько, сколько показывает короткая стрелка. Покажите на макете, как выглядит 1, 2, 3 часа. Переведите стрелку на другие показатели и спросите у сына или дочери, сколько времени.

Затем предложите ребенку поэкспериментировать со стрелками. Вместе с малышом проговаривайте показания циферблата, когда часовая и минутная стрелки находятся в разных положениях.

Следующий шаг — объяснить, что такое полчаса и четверть часа. Для этого выделите цветом половину и четвертую часть циферблата. Расскажите, передвигая стрелки на нужные деления, как выглядит «полдвенадцатого», «четверть второго», «без четверти три», или приведите другие примеры.

Время до и после полудня

Внимательный ученик может задать справедливый вопрос: почему на циферблате со стрелочками всего 12 цифр, а на компьютере или планшете время указывается до 24 часов. Ответить можно так: от 0 до 12 — ночное, утреннее и полуденное время, от слова полдень — половина дня. После двенадцати протекает вторая часть суток, после 24 часов показания обновляются и отсчёт начинается снова.

Наглядно объяснить смену часового интервала можно, сделав надрезы на макете по принципу разрезания торта, не доходя до середины. Поместите под основным второй циферблат так, чтобы под делениями от 1 до 12 разместились показания от 13 до 24. Подняв отрезок с цифрой 1 ребенок увидит 13, под двумя — 14 и далее.

Покажите ребенку, как идет ход часов на электронном табло, желательно с секундным отделением. Объясните принцип работы таймера.

Игры для закрепления материала

Чем меньше малыш, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для лучшего результата используйте игровые приемы:

  • Возьмите мягкую игрушку, например, мишку и установите часовую стрелку на макете. Скажите, что Мишутка торопится к маме и спрашивает, который час. Пусть малыш подскажет время.
  • В следующий раз возьмите мишку, который будет «говорить» неправильное время. Дайте малышу поправить его и назвать верное значение.
  • Поиграйте в автостанцию: передвигая стрелочки, «отправляйте» автобусы в рейсы в указанное время.
  • Используйте регламент, делая зарядку: прыгайте, приседайте, делайте махи руками и ногами в течение 1-2 минут.

Советы

  • Чтобы ребенок ощутил течение времени, проговаривайте, сколько минут или часов длится то или иное действие. Например, гуляем один час, мультфильм длится 10 минут, гости придут в 5 вечера.
  • Поиграйте с малышом: спросите, что можно сделать за две минуты? За 5? За 10? Объясните, что каждая минутка имеет ценность и не воротится.
  • Купите дошкольнику часы и периодически спрашивайте, сколько времени.
  • Читайте сказки и стихи про время, смотрите мультфильмы.
  • Предложите вместе составить распорядок дня по часам. Посоветуйте дошкольнику придерживаться расписания. Этот навык обязательно пригодится ему в будущем.
  • Учите цифры, кратные 5, 10, 15, 20. Пусть ребенок выполнит упражнение: выпишет их в порядке возрастания от 5 до 100.
  • Не торопитесь, со временем малыш сможет быстро и правильно ответить на вопрос: который час?

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Как научить ребенка понимать время по часам

Чем раньше ребенок начнёт понимать часы, тем скорее научиться разбираться, какое занятие сколько занимает. И даже если родители не задумываются, как научить ребенка времени на часах, постепенно он разберется. Но помочь все же стоит.

Зачем нужно ребенка учить определять время?

Умение управляться со временем полезно не только взрослым, но и детям. У детей есть занятия которые привязаны к утру, дню или вечеру. Также, поскольку терпение малышей исчисляется минутами, им полезно знать, сколько мама будет говорить по телефону; сколько они смогут поиграть, порисовать или посмотреть мультики; когда им начать убирать игрушки и готовиться к обеду.

Если дети в курсе что в 2:00 дня у них обед, и они дружат с часами, то при приближении обеда не будет капризов и скандалов, потому что они не доиграли. Если ребенку не нравится выполнять какое-то действие, помогает объяснение, что что это действие короткое, и займёт несколько минут. Человек, который знает, что такое несколько минуток, может потерпеть их. А значит, уговорить малыша убрать игрушки или почистить зубы станет легче. Также знание времени важно для учёбы. Подводя итог, знание часов полезно для:

  • уменьшения количества конфликтных ситуаций из-за того, что дети не готовы к изменению активности;
  • увеличение способности договориться с ребёнком, которому приходится выполнять неприятные дела, потому что он понимает, что они занимают немного времени;
  • подготовка к обучению в школе и самообучению.

Малышам нравятся детские часы с забавными стрелочками, по которым они учатся узнавать конкретное время. Для маленьких это еще одна игрушка, с которой они приучаются к новой информации. Обычно вместе с родителями.

С какого возраста ребенка можно начинать знакомить с часами?

Хотя разбираться, как научить ребенка часам, предлагают с его 6 лет, дружить со временем можно и даже желательно начинать раньше. Даже младенец способен понять, что после дня приходит ночь, после ночи — день. Дети 2-3 лет уже способны понимать последовательность действий. Сначала одеться, я потом пойти на улицу, погулять там, вернуться домой. Помыть руки и поесть.

Хотя пока малыш не имеет дела с часами, обучение последовательности подготавливает его к этому. Поскольку в часиках присутствуют цифры до 60, малыш полностью поймёт, как они работают, когда пройдёт цифры до 60 включительно. Если это произойдет в 4 года, то знакомить его с часиками можно и в 4.

Основные принципы обучению времени

Первое правило в том, как научить детей определять время по часам — объяснить, что такое вчера, сегодня и завтра. Понимание года, месяцев, дней — это тоже важно. Но по этому можно пройтись быстро, так как большие временные промежутки малышу трудно понять. Сутки для него проще.

Однако если у сына или дочери нет примера, что это такое один час, они не поймут. Поэтому, начиная какое-то дело, стоит сказать «сейчас мы будем делать то-то. Это займёт 1 час». Так у малыша сформируется внутреннее чувство, сколько это длится по ощущениям. А когда родители покажут часы, ему будет легче привыкнуть к ним.

С минутами так же: предложить сыну или дочери убрать игрушки и пообещать пообещать, что это займёт 5 минуток. Только не стоит хитрить, иначе это плохо скажется на его восприятии времени. Активность следует прекратить, когда 5 минуток выйдут.

С одной минутой совсем просто. Можно включить секундомер и подождать, пока пройдет 1 минутка. Малыш поймет, что это немного. Но стоит объяснить ему, что из секунд складываются минутки, а из минут в часы. И даже секунды ценные, потому что много секунд — это это много минуток и часов. Еще совет, как научить ребенка часам со стрелками: разучивать стишки и песенки про стрелки наизусть.

Минутная стрелка

Дети редко путают секундную стрелку с какой-то ещё, потому что она быстрее всех. Но перепутать часовую и минутную легко. Малышу объясняют, что минутная длиннее и тоньше. Движется быстрее, чем часовая, но медленнее, чем секундная.

Также малышу объясняют, что минутная стрелка передвигается, когда секунда прошла полный круг. Он может сам заметить это небольшое движение, если будет тщательно смотреть.

Как научить ребенка понимать время по часам в минутках. Понимать минутную стрелку труднее, чем часовую, потому что для неё нет специальных цифр на циферблате. Цифры словно приходится дорисовывать в уме. Чтобы это было проще делать, ребёнку стоит предложить нарисовать часики с цифрами для минутной стрелки. И превратить это в игру: нарисовать 10 разных часиков всех цветов, и для каждых проставить цифры. Малыш с удовольствием вовлечется в игру.

И пока будет рисовать цифры, частично запомнит их. Но поначалу он будет путаться в определении минуток, даже если успешно определяет часы. Это нормально.

Даже взрослым трудно считать деления на механических часах. Тем более это сложно ребёнку, и не нужно поначалу требовать от него, чтобы он точно говорил время по механическим приборам. Вместо этого стоит просить сказать его примерное. Тем более что ход механического аппарата иногда нарушается, и показание становится неточным. Об этом тоже стоит предупредить.

Количество делений от 1 цифры до другой составляет 10. После 5 делений идёт большая черта, которая помогает увидеть 10 и 5 минут. Малыша требуется научить называть:

  • 5 минут,
  • 10,
  • 15 минут (обратите внимание, что это четверть часа),
  • 20,
  • 25,
  • 30,
  • 35,
  • 40,
  • 45,
  • 50,
  • 55,
  • 0.

Требуется пояснить ему, что 0 и 60 минуток это одно и тоже, потому что, когда минутная стрелка доходит до до конца, всё начинается сначала.

Секундная стрелка

С секундной стрелкой проблем почти не возникает, так как она движется быстрее остальных и привлекает к себе наибольшее внимание. Труднее понять, зачем секунды вообще нужны. Ответ на этот вопрос связан с понимаем ценности времени. Если малыш не видит, что его родители ценят время, то ему будет трудно научиться ценить его самому.

А объяснения для секундной стрелки почти те же самые, что и для минутной. Когда она проходить полный круг, секунда обнуляется. И цифры для секунды тоже, как и для минуток, приходится считать в уме. Там, где минутная стрелка покажет 10 минуток, секундная указывает на 10 секунд.

Как научить ребенка понимать время по электронным часам

Часть современных родителей считает, что разбираться, как научить ребенка понимать время на часах, если они механические, бессмысленно. Отчасти они правы. Механические часы постепенно уходят в прошлое, давая дорогу электронным. Но полностью они никогда не будут вытеснены, потому что останутся люди, которым нравятся этот тип, и которые хотят смотреть время по нему.

Также в определенных кругах дорогие механические приборы — это показатель статуса, который помогает владельцу добиваться успеха. Из-за подозрений, которые падают на электронную технику на экзаменах, современные часики перед ними часто приходится снимать.

Однако школьникам и студентам приходится отслеживать время, чтобы понимать, сколько у них осталось, чтобы закончить задание. И в этом случае на помощь придут механические приборы. Поэтому на всякий случай детей лучше все-таки научить по ним ориентироваться.

Но большую часть времени и придётся иметь дело с электронными, понимать которые гораздо проще. Детям просто объясняют, что 2 цифры до первого разделения — это час. 2 цифры после первого разделения — это минутки. А последние две цифры — это секунды. На электронных приборах так же, как и на механических, не всегда указаны секунды, но все-таки чаще они есть. Если третьего блока цифр нет, то речь идет только о часах и минутках. И это тоже объясняют.

Все что нужно проделать, чтобы научить малыша пользоваться электронными приборами, это:

  • рассказать, сколько в сутках часов, и из скольких минуток состоит один;
  • рассказать, сколько в минутах секунд, и из скольких секунд состоит минутка;
  • объяснить, что такое сутки (когда один раз без перерыва светло и один раз без перерыва темно).

Отличие электронных приборов от механических ещё в том, что для времени после полудня там есть свои цифры. На механических наибольшая цифра — это 12. На электронных — 24. И если малыш учит одновременно электронные часы и механические, придётся объяснять ему это различие. Нужно объяснить, что время после полудня называют по-разному:

  • актуальное, вроде 15:00 или 15:40 или другую цифру, которые показывают электронные механизмы;
  • сказать цифру до 12 на механически прибавить к ней слова «после полудня» или «дня».

Ребенок должен понимать, что 13:00 равно одному часу дня. Но он способен понять это, только когда освоил сложение и вычитание. Актуальное время — это после 12:00 дня, на которое указывает часовая стрелка, плюс 12. Чтобы малышу было проще, следует несколько раз потренироваться с ним: определять время и переводить с механических аппаратов на электронные и обратно. Если это не выходит, цифр пока слишком много, и они слишком большие для малыша. Со временем он разберётся.

Задача будет выполнено быстрее и успешнее, если объяснить, как понять: сейчас период до полудня или после полудня. Что период до полудня (от 1 до 12) называется ночью или утром. А после 12, когда уже светло, он называется днём и вечером.

То есть важно создать в голове последовательность: сначала встает солнце, потом приходит полдень. Разобраться в этом помогает разыгрывание сценок и рисование.

Попытка приучить малыша к пониманию времени раньше, чем он познакомиться цифрами, способна привести к тому, что он разочаруется в своей способности понимать. И вместо ускорения процесса произойдет замедление. Однако если малыш научился считать до 24, то он сможет понимать, какой час сейчас. Но для этого ему придётся объяснить, что ему пока стоит обращать внимание только на первую цифру на электронных часиках. Хотя это и неполноценное определение времени, оно уже станет подспорьем.