Что ребенок слышит в утробе

Исследование звуковых полей, действующих на плод в утробе матери Текст научной статьи по специальности « Нанотехнологии»

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Антонец В. А., Казаков В. В., Савинов Д. А.

Известно, что ребенок, находящийся в утробе, начиная с определенного возраста слышит голос матери и реагирует на него. В результате последних исследований внутриутробного развития человеческих эмбрионов были выявлены новые возможности для поддержки развития малыша до его рождения, основанные на звуковом общении матери с ребенком. Известны также многочисленные попытки доставки в утробу внешних звуков музыки, голоса матери, зарегистрированного звукозаписывающим устройством, голосов сторонних людей и др. с целью оценки их влияния на преи постнатальное психологическое развитие ребенка. При этом обычно параметры звуковых сигналов не нормируют и не измеряют, что может быть опасным для плода, а также затруднять оценку их когнитивного влияния. Настоящее исследование направлено на создание прибора, благодаря которому будет обеспечена доставка содержательных акустических сигналов с нормированными физическими характеристиками.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Антонец В. А., Казаков В. В., Савинов Д. А.

INVESTIGATION OF ACOUSTIC FIELDS ACTING ON THE FETUS IN THE MOTHER»S BELLY

It is known that a baby in the mother’s belly hears the voice of the mother and reacts to it. The latest investigations on antenatal development of human embryos revealed new possibilities for sustaining the development of a baby prior to its birth based on sound communication of the mother with her baby. Numerous attempts have been made to deliver external sounds, namely music, the mother’s voice registered using recorders, voices of strangers, etc., with an aim to evaluate their effect on preand postnatal psychological development of a baby. In this case, the parameters of acoustic signals are usually not normalized and not measured that can be dangerous for the fetus and hinder the estimation of their cognitive effect. This work is aimed at developing a device ensuring the delivery of informative acoustic signals with normalized physical characteristics.

Текст научной работы на тему «Исследование звуковых полей, действующих на плод в утробе матери»

Фундаментальные проблемы теоретической и прикладной механики Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 4 (5), с. 1969-1971

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВЫХ ПОЛЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПЛОД В УТРОБЕ МАТЕРИ

В.А. Антонец1, В.В. Казаков1, Д.А. Савинов2

‘Институт прикладной физики РАН, Нижний Новгород 2Институт физики микроструктур РАН, Нижний Новгород

Поступила в редакцию 24.08.2011

Известно, что ребенок, находящийся в утробе, начиная с определенного возраста слышит голос матери и реагирует на него. В результате последних исследований внутриутробного развития человеческих эмбрионов были выявлены новые возможности для поддержки развития малыша до его рождения, основанные на звуковом общении матери с ребенком. Известны также многочисленные попытки доставки в утробу внешних звуков — музыки, голоса матери, зарегистрированного звукозаписывающим устройством, голосов сторонних людей и др. — с целью оценки их влияния на пре- и постнатальное психологическое развитие ребенка. При этом обычно параметры звуковых сигналов не нормируют и не измеряют, что может быть опасным для плода, а также затруднять оценку их когнитивного влияния. Настоящее исследование направлено на создание прибора, благодаря которому будет обеспечена доставка содержательных акустических сигналов с нормированными физическими характеристиками.

Ключевые слова: внутриутробное развитие, звуковые поля.

Виброакустические поля в тканях человеческого тела возникают в силу действия множества разнообразных источников. Так, вследствие работы сердечно-сосудистой системы возникают общие и локальные колебания тела, регистрируемые в форме баллисто-, сейсмо- и фонокардиограмм

[1]. Шумы генерируются в бронхах при дыхании

[2] и в суставах при движении [3]. Поперечнополосатые мышцы, например скелетные, генерируют низкочастотный акустический шум при статическом напряжении [4]. Благодаря тканевой проводимости в теле распространяются вибрации при воспроизведении речи. Вибрации в тканях тела возникают и вследствие взаимодействия нижних конечностей с опорной поверхностью при ходьбе, а также при использовании транспортных средств. Все это приводит к возникновению звукового фона в утробе матери.

Не может быть исключен и механизм генерации слышимого звука при ультразвуковом диагностическом исследовании (УЗИ) за счет нелинейных акустических свойств тканей, приводящих к самодетектированию ультразвуковых импульсов [5]. При этом на основе контроля двигательной активности плода достоверно установлено, что он реагирует и на процедуру ультразвуко-

вого диагностического обследования.

Достоверно известно, что с определенного момента развития плод реагирует на звуки голоса матери и музыку [6]. В результате последних исследований внутриутробного развития человеческих эмбрионов были выявлены новые возможности для поддержки развития малыша до его рождения, основанные на звуковом общении матери с ребенком. Для еще не родившихся малышей за рубежом и в России разработаны различные легальные программы дородового обучения. Благодаря этому после рождения дети привыкают к окружающему миру гораздо быстрее и более эффективно развиваются в нем. Известны также многочисленные попытки доставки в утробу внешних звуков — музыки, голоса матери, зарегистрированного звукозаписывающим устройством, голосов сторонних людей и др. — с целью оценки их влияния на пре- и постнатальное психологическое развитие ребенка. При этом обычно параметры звуковых сигналов не нормируют и не измеряют, что может быть опасным для плода, а также затруднять оценку их когнитивного влияния. Настоящее исследование направлено на создание прибора, благодаря которому будет обеспечена доставка содержательных акустических сигналов с нормированными физическими характеристиками.

Неинвазивный метод измерения

Можно только удивляться, что в такой ситуации до настоящего времени детальные исследования звуковых полей в утробе матери не проводились. Возможно, это связано с ошибочным представлением о том, что для таких исследований необходимо размещать приемник звука в матке, что, конечно, является неприемлемым для широкого круга ситуаций и для долгосрочного мониторинга. Тем не менее фрагментарно подобные измерения проведены в ряде стран.

В действительности же такие измерения, по-видимому, могут быть выполнены при размещении приемника звука на поверхности тела матери. Этому способствуют два обстоятельства. Во-первых, в диапазоне частот до 1000-1500 Гц матка с плодом могут рассматриваться как водоподобный объект, размер которого существенно меньше длины акустической волны (X > 1 м). Внутри такого объекта переменное давление имеет однородное пространственное распределение. Во-вторых, если на мягкой поверхности этого объекта (на поверхности живота матери) поместить небольшой грузик, например акселерометр, то образуется колебательная система с некоторой резонансной частотой/,. В такой системе на частотах выше 3/0 амплитуды переменного перемещения корпуса акселерометра и силы, действующей на грузик со стороны тканей, с точностью до постоянного множителя и погрешностью не хуже 10% совпадают друг с другом и, следовательно, с амплитудой давления поверхности живота на дно акселерометра. Для цилиндрического грузика массой 30 граммов и диаметром 30 миллиметров оценки дают значение 3/0 не выше 60-100 Гц. В таком случае в этом диапазоне частот с помощью акселерометра, размещенного на поверхности живота матери, можно будет совершенно безболезненно с приемлемой точностью измерять давление зву ко -вых полей, возникающих в утробе по перечисленным выше механизмам.

Верификация методики оценки амплитудно-спектральных характеристик давления в утробе

Для изучения связи между амплитудно-частотными характеристиками звуков голоса матери

и переменного давления в утробе, которое оценивается по уровню вибраций поверхности живота матери, сопровождающих вокальные акты, использован макет утробы, представляющий собой целиком заполненную (без воздушных пузырей) водой замкнутую мягкую оболочку. На ее поверхности с помощью электромагнитного поршневого вибратора возбуждались локальные ко -лебания с регулируемыми частотой и амплитудой. На поверхности оболочки был размещен акселерометр массой 24 грамма и диаметром контактной поверхности 30 миллиметров, имеющий (с погрешностью не выше 10%) фиксированный коэффициент преобразования ( порядка 3 мВ/мс2) в диапазоне частот до 1 кГц. Давление, возникающее внутри оболочки при ее возбуждении, регистрировалось помещенным внутрь гидрофоном, также имевшим постоянный коэффициент преобразования в интересующей нас полосе частот.

Полученные результаты подтвердили возможность использования акселерометра для оценки внутриутробного давления, что позволяет использовать его для мониторинга характеристик звуковых полей, возникающих вследствие функционирования физиологических систем матери, проведения диагностических процедур, в частности УЗИ, а также для нормирования уровня звуков, доставляемых извне.

1. Антонец В.А., Казаков В.В., Анишкина Н.М. // Методы измерения механических колебаний, вызванных работой физиологических систем человека: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2000.

2. Коренбаум В.И., Тагильцев А.А., Костин А.Е. и др. // Приборы и техника эксперимента. 2008. №2.

3. Антонец В. А. Вибрационная диагностика в медицинских и биологических задачах // Акустический журнал. 1991. Т. XXXY. С. 1118.

4. Антонец В.А., Грибков А.Л., Шестернин М.Е. Исследование акустических шумов напряженной мышцы // Биофизика. 2000. Т. 4, вып. 6. С. 1125-1130.

5. Мансфельд А.Д., Соколов А.В., Волков Г.П. Самодетектирование акустических импульсов в ближней зоне акустического излучателя // Акустический журнал (в печати).

6. Logan B. Fetal Sonic Stimulation. The Royal College of General Practitioners Official Reference Book. London, 1995.

INVESTIGATION OF ACOUSTIC FIELDS ACTING ON THE FETUS IN THE MOTHER’S BELLY

V.A. Antonets, V.V. Kazakov, D.A. Savinov

It is known that a baby in the mother’s belly hears the voice of the mother and reacts to it. The latest investigations on antenatal development of human embryos revealed new possibilities for sustaining the development of a baby prior to its birth based on sound communication of the mother with her baby. Numerous attempts have been made to deliver external sounds, namely music, the mother’s voice registered using recorders, voices of strangers, etc., with an aim to evaluate their effect on pre- and postnatal psychological development of a baby. In this case, the parameters of acoustic signals are usually not normalized and not measured that can be dangerous for the fetus and hinder the estimation of their cognitive effect. This work is aimed at developing a device ensuring the delivery of informative acoustic signals with normalized physical characteristics.

Keywords: antenatal development, acoustic fields.

Внутриутробное развитие: что слышит малыш?

Что слышит ваш малыш, находясь в материнской утробе? Можем ли воздействовать на него до рождения? Наука доказала: свойства личности закладываются еще в период внутриутробного развития. Поэтому с малышом надо разговаривать, не доживаясь его появления на свет. Чувства любви и ненависти, способность к добру и сопереживанию, спокойствие или агрессивность, как и множество других черт будущего характера закладывается уже во время внутриутробного развития. Плод испытывает материнские эмоции, улавливает ее чувства и мысли, которые оказывают либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. К моменту своего появления на свет, новорожденный уже проживет девять месяцев, за время которых сформируются многие черты его характера. Не упускайте возможность пообщаться со своим ребенком еще до его рождения!

НАЧИНАЕМ ВНУТРИУТРОБНОЕ ВОСПИТАНИЕ!

Да, малыш вас пока не видит, зато слышит и поразительно тонко воспринимает интонацию, настроение, тембр ваших высказываний. А после рождения узнаёт маму с папой по голосу! «Не рано ли вести беседу с крошкой размером с горошину?» – спросите вы. Ученые отвечают: чем раньше начнете, тем лучше. К малышу можно обращаться вслух или мысленно, здороваться по утрам, рассказывать, как вы рады его появлению, желать ему родиться здоровым и красивым, приглашать стать частью вашей семьи. Считается, что такого рода общение происходит на уровне подсознания.

ЧТО СЛЫШИТ МАЛЫШ В УТРОБЕ?

Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни малыш уже реально слышит все, что происходит вокруг: разговоры, телевизор, пылесос, воду, льющуюся из крана, музыку… Несмотря на то, что околоплодная жидкость приглушает шумы, материнский живот пропускает звуки силой 30 децибелов. Не все из них малышу по душе. Благотворно действуют спокойные приятные звуки, а вот агрессивные крики, громкая музыка – влияют отрицательно. Познакомьте ребенка с вашими любимыми музыкальными произведениями, классикой. Общеизвестно, что детям нравятся Моцарт, Чайковский, Вивальди. Но больше всего кроха любит слушать биение маминого сердца. Вы сможете использовать это в период новорожденности, если ребенок раскапризничается, просто прижмите его к груди: заслышав знакомый ритм, младенец успокоится.

Специалисты рекомендуют постоянно разговаривать с малышом обо всем. И не сомневайтесь, он удивительным образом улавливает то, что вы хотите до него донести. Не случайно акушеры-гинекологи, если нужно перед появлением на свет перевернуть ребенка головой вниз, в качестве одного из способов предлагают просто поговорить с ним об этом. Ребенок может послушаться и занять нужное положение!

КТО ТОЛКАЕТСЯ В ЖИВОТЕ?

Проснувшись утром, погладьте живот, пожелайте малышу доброго утра, расскажите, что начинающийся день будет очень хорошим и приблизит вашу долгожданную встречу. Так малыш получит удовольствие не только от звуков вашего голоса, но и от приятных прикосновений. Желанные колебания от массажа, крошка почувствует и в те моменты, когда вы наносите крем от растяжек. На поздних сроках беременности, в ответ на ваши касания, он будет «подставлять» то спинку, то попку. Наладив контакт с ребенком, вы сможете судить о его предпочтениях в музыке, еде, погоде. А специалисту частота и характер движений крохи расскажут о самочувствии будущего новорожденного. Поэтому не ленитесь записывать, сколько раз в сутки малыш толкал вас своими маленькими ручками и ножками, и на какое время приходилась его активность.

Читайте также  Ребенок в животе в 25 недель беременности

Всезнающая статистика говорит о том, что почти девяносто процентов женщин осознают себя будущими матерями лишь после того, как ощутят первые движения ребенка. Происходит это, как правило, на пятом месяце беременности, хотя на самом деле плод начинает шевелиться намного раньше. Эта особенная дата приходится на срок 8 недель, но ребенок еще настолько мал, что вы не можете почувствовать сокращений его тельца. В 10 недель малыш легко плавает в околоплодных водах, упираясь в стенки матки, он меняет направление движения. А в 18 недель уже реагирует на приятные и неприятные звуки, встревожившись может закрыть ладошками лицо. На сроке в 20 недель будущая мама начинает ощущать первые толчки у себя в животике. Женщины, которые ожидают не первого ребенка, могут почувствовать их и раньше, но задержка этого знаменательного события должна стать поводом для немедленного обращения к врачу. Наиболее активно можно общаться с малышом на сроке с 24 по 30 неделю, в этот период маленький человечек совершает максимальное количество движений за всю внутриутробную жизнь – до шестисот в сутки. Затем подвижность плода будет постепенно снижаться, малыш растет и пространство матки становится для него все более тесным.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ДВИЖЕНИЯ МАЛЫША?

Движениями и «кувырками» малыш может выражать не только положительные эмоции, но и неудовольствие. Даже записи Моцарта, если вы включите их слишком громко, могут разбудить и напугать ребенка. Очень часто резкие движения у вас в животе означают просьбу «приглушить звук». Активность малыша может быть спровоцирована и нехваткой кислорода, чересчур калорийным питанием, неудобной маминой позой (положение на спине – не для беременных). Кроме того, если вы делаете зарядку, гуляете, то и малыш «разминается» вместе с вами. Эмоциональное состояние матери так же может спровоцировать активность плода. Если вы расстроены, сердиты, напуганы – адреналин по общей кровеносной системе тут же поступает в организм ребенка и возбуждает его нервную систему. Эндорфины же, вырабатывающиеся под влиянием приятных эмоций, напротив, приносят малышу чувство расслабленности и счастья.

ПОВОДЫ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

· Поведение малыша вдруг резко изменилось.

· Вы не чувствуете никаких шевелений 1-2 дня.

· Малыш стал чересчур активным.

· Движения ребенка вызывают у вас боль.

В период беременности необходимо посещать музеи, театры, смотреть любимое кино, заниматься тем что вызывает у вас положительные эмоции.

Что слышит ваш малыш, находясь в материнской утробе? Можем ли воздействовать на него до рождения? Наука доказала: свойства личности закладываются еще в период внутриутробного развития. Поэтому с малышом надо разговаривать, не доживаясь его появления на свет. Чувства любви и ненависти, способность к добру и сопереживанию, спокойствие или агрессивность, как и множество других черт будущего характера закладывается уже во время внутриутробного развития. Плод испытывает материнские эмоции, улавливает ее чувства и мысли, которые оказывают либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. К моменту своего появления на свет, новорожденный уже проживет девять месяцев, за время которых сформируются многие черты его характера. Не упускайте возможность пообщаться со своим ребенком еще до его рождения!

НАЧИНАЕМ ВНУТРИУТРОБНОЕ ВОСПИТАНИЕ!

Да, малыш вас пока не видит, зато слышит и поразительно тонко воспринимает интонацию, настроение, тембр ваших высказываний. А после рождения узнаёт маму с папой по голосу! «Не рано ли вести беседу с крошкой размером с горошину?» – спросите вы. Ученые отвечают: чем раньше начнете, тем лучше. К малышу можно обращаться вслух или мысленно, здороваться по утрам, рассказывать, как вы рады его появлению, желать ему родиться здоровым и красивым, приглашать стать частью вашей семьи. Считается, что такого рода общение происходит на уровне подсознания.

ЧТО СЛЫШИТ МАЛЫШ В УТРОБЕ?

Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни малыш уже реально слышит все, что происходит вокруг: разговоры, телевизор, пылесос, воду, льющуюся из крана, музыку… Несмотря на то, что околоплодная жидкость приглушает шумы, материнский живот пропускает звуки силой 30 децибелов. Не все из них малышу по душе. Благотворно действуют спокойные приятные звуки, а вот агрессивные крики, громкая музыка – влияют отрицательно. Познакомьте ребенка с вашими любимыми музыкальными произведениями, классикой. Общеизвестно, что детям нравятся Моцарт, Чайковский, Вивальди. Но больше всего кроха любит слушать биение маминого сердца. Вы сможете использовать это в период новорожденности, если ребенок раскапризничается, просто прижмите его к груди: заслышав знакомый ритм, младенец успокоится.

Специалисты рекомендуют постоянно разговаривать с малышом обо всем. И не сомневайтесь, он удивительным образом улавливает то, что вы хотите до него донести. Не случайно акушеры-гинекологи, если нужно перед появлением на свет перевернуть ребенка головой вниз, в качестве одного из способов предлагают просто поговорить с ним об этом. Ребенок может послушаться и занять нужное положение!

КТО ТОЛКАЕТСЯ В ЖИВОТЕ?

Проснувшись утром, погладьте живот, пожелайте малышу доброго утра, расскажите, что начинающийся день будет очень хорошим и приблизит вашу долгожданную встречу. Так малыш получит удовольствие не только от звуков вашего голоса, но и от приятных прикосновений. Желанные колебания от массажа, крошка почувствует и в те моменты, когда вы наносите крем от растяжек. На поздних сроках беременности, в ответ на ваши касания, он будет «подставлять» то спинку, то попку. Наладив контакт с ребенком, вы сможете судить о его предпочтениях в музыке, еде, погоде. А специалисту частота и характер движений крохи расскажут о самочувствии будущего новорожденного. Поэтому не ленитесь записывать, сколько раз в сутки малыш толкал вас своими маленькими ручками и ножками, и на какое время приходилась его активность.

Всезнающая статистика говорит о том, что почти девяносто процентов женщин осознают себя будущими матерями лишь после того, как ощутят первые движения ребенка. Происходит это, как правило, на пятом месяце беременности, хотя на самом деле плод начинает шевелиться намного раньше. Эта особенная дата приходится на срок 8 недель, но ребенок еще настолько мал, что вы не можете почувствовать сокращений его тельца. В 10 недель малыш легко плавает в околоплодных водах, упираясь в стенки матки, он меняет направление движения. А в 18 недель уже реагирует на приятные и неприятные звуки, встревожившись может закрыть ладошками лицо. На сроке в 20 недель будущая мама начинает ощущать первые толчки у себя в животике. Женщины, которые ожидают не первого ребенка, могут почувствовать их и раньше, но задержка этого знаменательного события должна стать поводом для немедленного обращения к врачу. Наиболее активно можно общаться с малышом на сроке с 24 по 30 неделю, в этот период маленький человечек совершает максимальное количество движений за всю внутриутробную жизнь – до шестисот в сутки. Затем подвижность плода будет постепенно снижаться, малыш растет и пространство матки становится для него все более тесным.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ДВИЖЕНИЯ МАЛЫША?

Движениями и «кувырками» малыш может выражать не только положительные эмоции, но и неудовольствие. Даже записи Моцарта, если вы включите их слишком громко, могут разбудить и напугать ребенка. Очень часто резкие движения у вас в животе означают просьбу «приглушить звук». Активность малыша может быть спровоцирована и нехваткой кислорода, чересчур калорийным питанием, неудобной маминой позой (положение на спине – не для беременных). Кроме того, если вы делаете зарядку, гуляете, то и малыш «разминается» вместе с вами. Эмоциональное состояние матери так же может спровоцировать активность плода. Если вы расстроены, сердиты, напуганы – адреналин по общей кровеносной системе тут же поступает в организм ребенка и возбуждает его нервную систему. Эндорфины же, вырабатывающиеся под влиянием приятных эмоций, напротив, приносят малышу чувство расслабленности и счастья.

ПОВОДЫ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

  • · Поведение малыша вдруг резко изменилось.
  • · Вы не чувствуете никаких шевелений 1-2 дня.
  • · Малыш стал чересчур активным.
  • · Движения ребенка вызывают у вас боль.

В период беременности необходимо посещать музеи, театры, смотреть любимое кино, заниматься тем что вызывает у вас положительные эмоции.

Слышит ли ребенок музыку в утробе матери

Слышит ли ребенок музыку в утробе матери? Некоторые думают, что это не так, что все глупости. Вы ошибаетесь! Если вы думаете, что ваш будущий ребенок, находясь у вас в животе ничего не понимает, не видит и не слышит, то это не так. На данный момент еще до конца не известно, когда он начинает осознавать свое окружение, но известно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12 неделе беременности. Затем они постепенно усовершенствуются и примерно к 20 недели ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Ребенок, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков вашего тела. Он слышит, как бьется ваше сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит ваш кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, в конце концов, он слышит ваш голос. Есть мнение, что ребенок за время пребывания у вас в животе, сильно привыкает к этим звукам и потом после рождения с легкостью их узнает. Особенно малыш привыкает к вашему сердцебиению. Поле рождения именно звук биения вашего сердца может с легкостью успокоить плачущего ребенка, достаточно приложить его к груди. Кроме звуков вашего тела ребенок может слышать и звуки окружающей среды. Конечно же эти звуки отличаются от тех, которые слышим мы с вами. Они доходят до него несколько приглушенными, поскольку проходят через брюшную стенку, мышцы матки и околоплодную жидкость. Поэтому низкочастотные звуки он слышит лучше, чем высокочастотные. Новорожденные дети с легкостью узнают голос отца, если им приходилось часто слышать его до рождения. Мужской голос лучше воспринимается ими, чем женский.

Влияние музыки на организм будущего ребенка был известен с древних времен. В Китае 2000 лет назад, занимались перинатальным воздействием на ребенка — много часов пели. Китайцы считают, что жизнь начинается в момент зачатия и, следовательно, нужно воспитывать ребенка сразу после зачатия. В Японии, беременные женщины были размещены в специальном сообществе, расположенном в красивом месте, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. В древние времена на Востоке существовало поверье, что на свадьбе каждая девушка должна соткать ковер, и во время беременности будущая мама обязана соткать из нитей своего голоса душу ребенка. До недавнего времени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины долго сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни.

Это интересно!

Классический эксперимент на музыку Дебюсси: беременная постоянно слушала ее во время отдыха. А после рождения ребенка, он сразу же успокаивался, когда слышал эту музыку.
Таким образом, зная, что вы проведете очередную бессонную ночь, то почему бы не воспользоваться этим опытом и в часы досуга слушать приятные и любимые мелодии. Когда кроха увидит свет, вы можете попробовать включать для него знакомые мелодии.
Классический эксперимент «эффект Моцарта»
В 1990 году проводилось исследование «эффекта Моцарта» на развитие человека. В упомянутом исследовании было предположено, что музыка Моцарта способствует развитию мозга, а также была выдвинута гипотеза о том, что особая музыкальная композиция, скажем, струнный квартет Моцарта создают больше «формирующих» возбуждений в мозге, чем другие жанры или даже другие классические композиторы, например такие как Бах или Бетховен. Таким образом, исследование «эффекта Моцарта» привело к практике прослушивания классической музыки, и Моцарта в частности, беременными и маленькими детьми с целью развития малышей.

Исследования ученых

Более ста лет назад ученые, изучающие морфологические явления обратили внимание на тот факт, что в мозге новорожденного есть определенный процент атрофированных нейронов. В то же время была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы из-за отсутствия воздействия на них в период внутриутробного развития. С другой стороны, есть научные данные, что количество нервных клеток в головном мозге во многом определяет уровень интеллектуального развития и психологической зрелости ребенка. В связи с этим в Европе и США есть идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов в головном мозге. Так появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание.

Читайте также  Мозоль у ребенка на губе

В 1982 году японские ученые помощи гидрофона определили, что ребенок внутриутробно слышит все, что происходит внутри матери, и вокруг него. При этом все звуки приглушены, теряя всего до 30% объема. Известно, что в четырнадцать недель плод начинает реагировать на различные звуковые эффекты, по-разному: он может реагировать на громкость и ритм мелодии, он может быть похожим на него или нет. С помощью специального ультразвукового сканера ученые изучили десятки беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой кусочек музыки, и прибор записывает повышенную активность мозга плода. Оказалось, что они не только слушают музыку, но и проявляют свои эмоции при спокойной, а при быстрой и веселой – «радуютс

Как влияет музыка на развитие?

Теоретически существует определенная корреляция между музыкой и развитием мозга. Воспроизведение музыки стимулирует развитие мозга путем содействия развитию нейронных синапсов, то есть соединений клеток мозга. Чем более развиты нейронные синапсы, тем более развит мозг на интеллектуальном и физическом уровнях. Такими предполагаемыми преимуществами выступают повышение когнитивного развития, концентрации внимания, улучшение сна, более развитые языковые навыки и способности, улучшение моторных движений и пространственной координации.

Прослушивание музыки является менее эффективным, чем ее проигрывание, но и оно помогает стимулировать мозг. Если дети не получают достаточной стимуляции нейронных синапсов, их умственное развитие будет замедляться. Вот почему важно постоянно взаимодействовать с ребенком, обнимать его, говорить, петь или слушать музыку, которая будет фиксировать интерес ребенка.
Прослушивание музыки может также внести вклад в производство и выпуск антител в мозгу, называемых эндорфинами. Эндорфины – это химические вещества мозга, которые способствуют хорошему самочувствию, помогают бороться с инфекциями и облегчают боль. Таким образом, прослушивание музыки может быть полезным для счастливой и здоровой жизни! Было установлено, что ребенок способен обучаться еще в матке. Если ему на протяжении нескольких недель до рождения читать одну и ту же сказку по нескольку раз в день, то когда он в очередной раз слышит эту сказку — его пульс замедляется. Он ее узнает. Значит где-то в его мозгу откладывается эта информация. А раз так, то после рождения малышу будет легче запоминать и учиться говорить.

Почему полезно слушать именно классическую музыку?

Ряд исследований противопоставил влияние различных видов музыки на рост растений, и классический стиль во всех случаях выигрывал. Растения начинают расти и склоняться в сторону звучания спокойной классической музыки, активно избегая стиля «тяжелого рока», «металла», «хаоса» и прочих. Кроме того, исследования на животных показывают, что воздействие «хаотической» или «атональной» музыки изменяет структуры мозга в негативном ключе.
Несмотря на исследования растений и животных, специалисты, работающие с людьми, не хотят делать выводы о какой-либо положительной корреляции между музыкой и умственным развитием детей. В то время как обучение фортепиано может поддерживать у ребенка пространственное мышление и математические навыки, эксперты не готовы сделать такие выводы о развитии плода под влиянием классики во время беременности. В лучшем случае, врач может предположить о положительном влиянии музыки на плод лишь на основе неофициальных данных. Другие исследователи, однако, показывают, что будущие младенцы реагируют на различные ритмические качества музыки изменением дыхания, которое начинает соответствовать музыкальному ритму, предполагая, что музыка действительно имеют положительный эффект на развитие мозга малыша. Как же слышит ребенок. С этим явлением связано множество открытий.

Прогресс в области медицины и появление УЗИ позволило ученым выяснить следующие факты:

  • В 1982 году японцы, обследовав ультразвуковым сканером несколько сотен беременных женщин, заметили реакцию детей на прослушивание музыки: под бодрые мелодии малыши активно двигались, а под грустные — затихали. Многочисленные исследования показали, что дети могут запоминать мелодии, услышанные в утробе матери, и узнавать их после рождения. Ученые предложили беременным слушать специально подготовленную повторяющуюся речь «та-та-та» по нескольку раз в день весь третий триместр беременности. После рождения малыши лучше всего реагировали именно на звуки «та-та-та», так как запомнили их еще до своего рождения.
  • Американским ученым удалось доказать, что плод обладает слуховой памятью. Он способен запоминать не только музыку, но и голоса. Будущих мам просили читать своему еще не родившемуся крохе одно и то же стихотворение каждый день. После появления на свет новорожденные узнавали именно это произведение из множества других стихотворений.
  • Многолетняя история показывает, что все новорожденные младенцы узнают голос матери: отзываются на него, быстро успокаиваются, если мама заговаривает с ним.

Композиции, которые рекомендуются к прослушиванию будущим мамам:

Различную реакцию малышей на те или иные классические произведения можно использовать в случае, когда нужно успокоить или развеселить вашего кроху.
Музыка Антонио Вивальди поможет успокоить младенца, поэтому, чтобы утихомирить непоседливое чадо, можно послушать с ребенком «Времена года». А если малыша, наоборот, нужно взбодрить (например, перед исследованием КТГ), стоит послушать «Венгерский танец №1» Брамса. Помимо этого к самым популярным произведениям для беременных относят музыку Моцарта, слушать которую можно перед сном, убаюкивая малыша: к примеру, «Симфонию №40».
Подборка музыки для беременных с возможностью онлайн прослушивания:

  1. «Спящая красавица» Чайковского
  2. «Лебединое озеро» Чайковского
  3. «Щелкунчик. Вальс цветов» Чайковского
  4. «Симфония №40» Моцарта
  5. «Времена года — лето» Вивальди
  6. «Времена года — осень» Вивальди
  7. «Времена года — зима» Вивальди
  8. «Венгерский танец №1» Брамса
  9. «Ноктюрн соль-минор» Ф.Шопен
  10. «Лунная соната» Л. в. Бетховена
  11. «Менуэт» Л.Боккерини

Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие, заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты и картинные галереи, а не читает алфавит, приставив наушник к животу. Прослушивание музыки благотворно влияет и на состояние беременной и на нервную систему плода: доказано, что дети, «воспитанные на классике» в период вынашивания, опережают сверстников в умственном развитии, чаще других наделены музыкальными талантами и хорошим вкусом. Поэтому прослушивание музыки для будущих мам — это не только приятное времяпрепровождение, но и возможность наградить даром маленького гения. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой творческий потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто готовясь отправить его на работу сразу после рождения.

Ребенок в утробе слышит, как вы с ним разговаривает и поете колыбельные. Развитие слуховой системы

Ребенок в утробе слышит, как ваш голос и многие другие звуки. И они ему действительно нужны. Да и самой маме, как только она свыклась с мыслью, что в ее животе развивается новая жизнь, хочется скорее поговорить с малюткой.

И ребенок в утробе слышит вас, только не понимает. Имею ли смысл тогда все эти слова люби и колыбельные? Еще как! Звуки, и в особенности голос родителей, важны для ребенка. Они помогают привыкнуть к миру по ту сторону живота. После рождения, ему будет роще адаптироваться, когда он будет узнавать голоса, интонации, тембры и последовательности нот. Хотя осознавать их и понимать значение начнет еще не скоро.

Как развивается слуховая система детей в утробе

Началом развития слуховой системы можно назвать седьмую неделю. На этом сроке малыш еще совсем крохотный, не больше горошины. Но клетки уже начинают формироваться в отдельные органы. В тои числе можно заметить первые очертания ушей. Конечно, это не значит, что ребенок в утробе слышит происходящее вокруг.

К девятой неделе ушки становятся различимыми. Они пока находятся где-то между шеей и головой, которые тоже еще не до конца сформированы. Со временем уши перемесятся выше. В это же время формируется внутреннее ухо. Развитие продолжается и во втором триместре. Именно этот орган отвечает за способность различать звуки и передавать сигналы в мозг.

К шестнадцатой неделе слуховая система достаточно развита. Ребенок в утробе слышит некоторые звуки. Пока это в основном звуки внутри. Сердцебиение мамы, потоки вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, урчание в животе. Большинство из них мама сама не замечает.

Со временем ребенок в утробе слышит все больше и больше звуков. Слуховая система продолжает развиваться.

Как слышит ребенок в утробе

Даже когда уши и вся слуховая система полностью сформированы, ребенок в утробе слышит не так же, как после рождения. Его уши уже приспособлены к восприятию звуков, но вот окружающие условия в этом плане не слишком «удачные».

Звуку проще всего распространяться на открытом пространстве. В организме же полости чаще являются патологиями. Органы плотно прилегают друг к другу, не оставляя свободного места. Более того, ребенок в утробе находится в амниотической жидкости, что тоже не способствует распространению звука. Проще всего понять, как ребенок в утробе слышит, это вспомнить наше собственное восприятие звуков под водой. Они мало различимы, не так ли?

Однако, можно распознать тембр, ритм, интонацию и ноты. И чем громче источник звука, тем сильнее мы его слышим. То же самое с ребенком в утробе. Он может различать разные частоты. Ребенок в утробе слышит голоса, узнает их, и даже часто реагирует (например, поворачивает голову). Но сочетания букв остаются неразличимыми.

Впрочем, даже если бы он слышал отдельные слова, которые ему говорят, он бы все равно не понял их. Для ребенка слова приобретают значения через месяцы после рождения.

Мамин голос слышен четче всего

После рождения, наиболее узнаваемым голосом для ребенка будет мамин. И не только потому, что она разговаривала с ним чаще всего.

Большинство звуков исходят снаружи, и им сложнее дойти до ребенка. Голос мамы создается внутри того же пространства. Звуковые волны проходят по всем органам и достигают утробы. Они не только слышны лучше, но и ощутимы.

Папам не стоит огорчаться, и для них есть хорошая новость. Дети после рождения узнаю голос, который они слышали, находясь в утробе. Так что ежедневные разговоры определенно имеют смысл. Кроме того, низким частотам легче проникнуть до ребенка. Так что мужской бас ребенок слышит (а впоследствии и узнает) гораздо легче.

Беременность. Что слышит плод.

Что слышит плод?

Каково влияние музыки на плод?

Однако, прежде всего, ответим на самый важный вопрос: когда у плода появляется возможность слышать.

Современные специалисты не имеют однозначно точных сведений на этот счет. По данным исследований, проведенных во Франции, первые «слуховые» ощущения плода появляются очень рано. Однако они не являются в полном смысле слуховыми (такими, как их понимаем мы – взрослые). Они носят вибрационный характер. В это время развития кроха не слышит звуки, а только способен воспринимать звуковые колебания как вибрацию. Считается, что на этом этапе у ребенка формируется особая картина мира: все окружающее воспринимается не через звук, а через пульсацию.

В период до 16 недели внутриутробной жизни у ребенка происходит формирование внутреннего уха (органа слуха), которое начинает функционировать приблизительно с 20 — й недели. То есть именно с 20 – ой акушерской недели звуковые волны, которые доходят до плода, постепенно перерождаются и начинают ощущаться как слуховые. До ребенка теперь доходят отдельные звуки, а именно: шумы, издаваемые материнским организмом (кроха слышит громкую пульсацию сердца, мамин голос, шумы легких, звуки перистальтики кишечника и желудка, кроме того малыш воспринимает и шум, который издает кровоток в организме матери, а также кровоток в плаценте). Самыми громкими звуками, которые слышит малыш, являются голос мамы, а также стук биения ее сердца. Это удалось установить исследователям, которые ввели во время родов в матку мини-микрофон.

Звуки внешнего мира доходят до ребенка ослабленными и измененными, что объясняется наличием постоянного внутреннего шумового фона, а также водным окружением.

Запоминает ли плод голос матери

Современные специалисты высказывают догадки, что новорожденный способен узнавать голос матери, вспоминая его, поскольку уже слышал ранее – в период внутриутробного развития. Более того, ученым удалось доказать наличие слуховой памяти у плода. Американские исследователи провели показательный эксперимент: беременные женщины, начиная с 34 – ой недели вынашивания дважды в день читали своему ребенку вслух одно и то же стихотворение. Новорожденным, которые появились на свет у этих женщин, через некоторое время после рождения, были надеты наушники и дана соска-датчик, которая соединялась с устройством. Устройство могло переключать звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Совершая сосательные движения с различной частотой, малыши могли либо прослушивать одно и то же стихотворение, начитанное голосом матери, либо голосом другой женщины. Младенцы старались сосать таким образом, чтобы слышать голос матери. Новорожденные также могли выбрать между несколькими стихотворениями, прочитанными матерью. И каждый раз они отдавали предпочтение уже знакомому – тому, которое слышали в последние месяцы внутриутробной жизни. Данный эксперимент позволил сделать вывод, что малыш узнает голос матери еще в утробе, а также способен различать стихотворения, вероятно по их ритму.

Читайте также  Когда ребенка нужно учить жевать

Между прочим, голос матери ребенок слышит так хорошо, потому что он транслируется через костную систему, то есть не проходит водную среду, которая способна исказить звуки.

На 6 — 7 месяцах беременности плод способен не только слышать, но и дифференцировать внутренние шумы. Кроме того, малышу вовсе не безразлично, возбужденное или спокойное у матери сердцебиение, грустный или веселый у нее голос, ровное или прерывистое, напряженное дыхание. Если мать взволнована, ритм сердца встревоженный, сбит ритм дыхания, то плод замирает, будто бы предчувствуя опасность. К сожалению, эта опасность становится через некоторое время настоящей – в организм плода попадают гормоны, вызванные негативными эмоциями матери. А гормоны стресса, как известно, способны вызвать ухудшение самочувствия ребенка. Таким образом, можно говорить о способности плода устанавливать связь между характером звука и эмоцией, а затем и с собственным физиологическим состоянием.

В последние месяцы внутриутробного развития (начиная с 8-го месяца), плод воспринимает звуки все более дифференцировано. Французские акушеры провели эксперимент, в результате которого удалось доказать, что ребенок способен слышать не только внутренние шумы (описанные и перечисленные нами выше), но и внешние. Эти звуки из внешнего мира проходят через водную среду, что несколько искажает их. Кроме того, малыш слышит их через шумовую завесу внутренних звуков.

Как проходил эксперимент? Исследователи размещали мини-микрофон в матке роженицы после того, как происходил разрыв плодных оболочек. Датчик регистрировал интенсивность внешних звуков, которые достигали малыша, еще находящегося внутри утробы матери. Вот какие внешние звуки слышал плод, принимающий участие в исследовании: голоса в комнате, а также классическую музыку, которая транслировалась в родильном блоке.

После тридцать второй недели развития малыш способен не только различать внеутробные звуки, но и дифференцировать их. Лучше слышны ребенку низкие звуки, а также шумы, которые окрашены эмоциональным восприятием матери. Эмоции мамы позволяют крохе «разделять» голоса людей, с которыми она общается, на дружеские и враждебные. Если общение не приносит матери удовольствия, если близкие или любые другие люди заставляют ее переживать (что приводит к нервному сердцебиению, появлению тревожных ноток в голосе), ребенок ощущает опасность. И наоборот, если общение с кем-то приносит матери радость, спокойствие, то и ребенок понимает, что с этим человеком он в безопасности. Это знание можно взять на вооружение будущим родителям. Пересмотрите свои взаимоотношения с близкими, постарайтесь избегать людей, которые заставляют Вас нервничать, настройтесь на добросердечное отношение к окружающим. Тем самым Вы защитите еще не рожденного малыша от стресса и страха, которые вовсе не способствуют его благополучному развитию.

Положительный опыт плода – залог успешной адаптации его к новой внеутробной среде после рождения. Новорожденные часто расстраивают своих родителей постоянным жалобным криком. Почему ребенок плачет? Это может быть не связано с дискомфортом и внешними раздражителями. Случается, ребенка мучают воспоминания о том трудном опыте, который ему пришлось пережить в утробе матери. Немаловажное значение доброжелательность голоса беременной, а также положительные эмоции, которые возникают в ответ на внешние звуки. Вот почему беременным рекомендуется слушать музыку!

Влияние музыки на плод

Давайте сначала ответим на вопрос: «С какой недели беременности плод может воспринимать музыку?». Мы уже писали о том, когда плод начинает слышать. Однако восприятие музыки имеет некоторые особенности. Какие?

Специалисты говорят о том, что можно знакомить еще не появившегося на свет малыша с музыкальными произведениями, начиная с 32-й недели. Именно с этого времени плод способен реагировать на тоны музыки, которые проникают в матку (однако музыка должна по своей интенсивности превосходить ее основные шумы).

Как плод реагирует на музыку? Музыкальные звуки способны изменить частоту сердечных сокращений плода, а также оказать влияние на его двигательную активность. Музыку ребенок воспринимает не только на уровне звука. Большое значение для плода имеет эмоциональная сторона музыки – то, как ее воспринимает его мать.

Какую музыку можно давать слушать плоду?

Вне зависимости от эмоций матери есть музыкальные жанры, которые оказывают на кроху определенное, заведомо известное воздействие. Так, например, плод отдает предпочтение музыке классиков, народным песням, старинным романсам и оперным ариям. Тяжелое воздействие на ребенка оказывает грохочущая эстрадная рок-музыка. Более того, негативную реакцию порождают и звуки эстрадной музыки, которая характеризуется четкостью и однообразием ритма и высокой громкостью. Известны случаи, когда малыши буквально заставляли своих матерей покидать концертные залы и помещения дискотек. Плод в таких случаях сильно вертится, настойчиво толкает мать в живот, как бы пытаясь сказать маме: «Мне плохо и страшно в этом громком и душном месте».

С тридцать третьей недели развития ребенок избирательно реагирует на классические произведения, которые ему предлагает для прослушивания музыки. Так, например, музыка Бетховена и Брамса оказывают возбуждающее и волнующее действие, а Моцарт и Вивальди действуют успокаивающе. Ребенок не только избирателен в реакциях, он запоминает музыку и хранит воспоминания о ней всю свою жизнь. Случается, что люди узнают те или иные музыкальные произведения, которые слышали только в утробе матери. Показательна история американского дирижера Бориса Брота, который знакомясь с некоторыми произведениями в первый раз, заведомо знал скрипичную партию еще до того, как перелистывал страницу партитуры. Самому дирижеру не удавалось найти причину данного феномена. Это было похоже на чудо! Ему случилось упомянуть об этом во время разговора с матерью, которая прежде также занималась музыкой, будучи виолончелисткой. Мать просмотрела свои давнишние программы и с удивлением обнаружила, что ее сын «помнит» те произведения, которые она, беременная, разучивала.

Конечно, нет никаких оснований утверждать, что прослушивание классической музыки во время беременности послужит причиной появления на свет музыкально одаренного ребенка. Однако одно представляется очевидным: родится ребенок, восприимчивый к музыке. А это необычайно обогатит всю его жизнь.

Язык, голос матери и уровень стресса: что мы запоминаем ещё до рождения

Младенцы, которые провели всего пару месяцев в утробе матери, уже приспосабливаются ко внешнему миру. Они получают информацию о звуках, вкусах и запахах, которые будут окружать их в дальнейшей жизни. Научный журналист и писательница Энн Мёрфи Пол рассказывает, как дети ещё до рождения запоминают особенности родного языка и регулируют свой метаболизм.

Младенцы узнают голос матери ещё до рождения

Прежде всего речь идёт о голосах, которые дети слышат в утробе начиная где-то с четвёртого месяца беременности. Звуки внешнего мира с трудом проникают через ткани живота и околоплодные воды и мало напоминают человеческую речь. Зато голос будущей матери младенцы различают отлично. Резонирование голосовых связок распространяется по телу, поэтому плод «слышит» интонации и тон материнского голоса, учится узнавать его. Этот голос ребёнок будет предпочитать любому другому в первые месяцы жизни.

Конечно, сложно поверить в то, что младенцы что-то умеют. Но никто не будет спорить, что они безусловно хороши в том, чтобы очень часто и много есть. Учёные провели эксперимент: младенцам предложили две резиновые соски с обычным грудным молоком. Разница была в том, что при сосании одной дети слышали голоса матерей, а в другом случае — незнакомых женщин. Вскоре они стали всегда выбирать первую соску.

В утробе младенцы начинают узнавать и тональность языка, который станет для них родным

Например, у французских детей плач идёт на высокой ноте, а у немецких — на низкой: так младенцы имитируют ритмические узоры, которые слышали до рождения. Пользуясь тем же механизмом, младенец имитирует интонацию матери, чтобы та наверняка узнала ребёнка. Это дополнительная основа для быстрого и успешного овладения языком, на котором будут говорить все вокруг новорождённого.

Маленькие дети предпочитают ту пищу, которую мать ела во время беременности

К семи месяцам у младенцев формируются вкусовые и обонятельные рецепторы. Вкус пищи, которую ест беременная женщина, в итоге попадает в околоплодные воды, а младенец постоянно их заглатывает. Было доказано, что впоследствии дети предпочитают те продукты, вкус и запах которых уже знаком им благодаря рациону матери.

Например, в ходе одного эксперимента группа беременных женщин на третьем триместре пила исключительно воду, а другая предпочитала морковный сок. Через шесть месяцев младенцы пробовали каши, которые смешивались с морковным соком. Детям женщин, пивших морковный сок во время беременности, каши нравились, судя по их лицу и стабильному согласию есть, значительно больше.

Как я отдыхаю в декретном отпуске. И почему это худший отпуск из всех

Таким образом, мать не только учит детей различать, что безопасно есть, а что лучше выплюнуть. С помощью механизма знакомства с запахами и вкусами еды младенцы изучают культуру, в которой им предстоит жить. Поэтому характерные ароматы традиционных специй не вызывают отторжения у ребёнка, чья мать употребляла их в пищу во время беременности.

Метаболизм человека закладывается ещё в утробе

Обучение до рождения — не способ «загрузить» в голову младенца антологию Моцарта. Этот природный механизм работает на усвоение жизненно важной информации об окружающем мире. К сожалению, «Волшебная флейта» к ней не относится. Зато именно в материнской утробе закладывается метаболизм ребёнка. Понять это помог жуткий, но не намеренный эксперимент.

В сентябре 1944 года Нидерланды оказались в окружении немецких войск. Это были голодные дни: голландцы потребляли около 500 калорий в день, то есть всего четверть от обычной нормы. Люди начали есть луковицы тюльпанов. К маю ситуация стала настолько угрожающей, что речь шла о массовом голоде. «Голодная зима» кончилась с приходом весны, когда 5 мая 1945 года союзники освободили Голландию.

Эта блокада унесла жизни 18 тысяч человек, но также фатально повлияла на ещё 40 тысяч ещё не родившихся людей. На момент снятия блокады они находились в утробе. Некоторые последствия материнского голодания были очевидны сразу: мертворождение, высокая смертность у новорождённых, пороки развития, низкий вес. Но другие результаты урезанного рациона были выявлены только годы спустя. Повзрослевшие дети, матери которых выносили их во время блокады, больше обычного страдали от ожирения, диабета и сердечных заболеваний в позднем возрасте. Пренатальный опыт изменил их тела: повысил кровяное давление, снизил усвояемость глюкозы.

Когда пищи недостаточно для выживания плода, питательные вещества идут к главному органу — мозгу. При этом страдают сердце и печень

В краткосрочной перспективе это обеспечивает выживание, но рассчитываться приходится в зрелости: некогда лишённые питания органы становятся уязвимыми местами всего организма.

Плод чутко улавливает подсказки внешнего мира, заранее приспосабливая свою физиологию к его условиям. Он готовится к рождению и потому подстраивает метаболизм так, чтобы успешно выживать в мире за пределами матки.

Пища — информация о том, в изобилии живёт семья или претерпевает лишения, то есть плод адаптируется к своему будущему рациону заранее. Голландские младенцы, которые родились в 1945 году, готовились столкнуться с бедностью и голодом, которые уже перенесли в утробе матери, но в итоге росли в период послевоенного западноевропейского изобилия.

Стресс матери оказывает влияние на восприимчивость к нему ребёнка

Существуют и другие данные. Во время трагедии 11 сентября 2001 года недалеко от Всемирного торгового центра в Нью-Йорке находились десятки тысяч людей, среди них 1700 беременных женщин. Многие из них испытали такой же шок, как и другие выжившие во время теракта. Год спустя учёные обследовали группу женщин, переживших посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) вследствие этой трагедии, и выяснили, что их дети имеют биологическую восприимчивость к ПТСР. Этот эффект был наиболее заметен у детей, чьи матери пережили стресс на третьем триместре беременности.

5 надёжных способов почувствовать себя отвратительной матерью

Да, с одной стороны, посттравматическое стрессовое расстройство наносит большой ущерб психике пострадавшего и не может считаться нормальной реакцией. Но, с другой стороны, типичные проявления ПТСР — чрезвычайная бдительность, моментальная реакция на опасность — могут спасти чью-то жизнь. Получается, ещё до рождения ребёнка матери могут предупредить его о том, что их ждёт снаружи, говоря им: «Будь осторожен».

Однако исследование пренатальных внешних условий существует не потому, что мы хотим обвинить в чём-то матерей или переложить на них ответственность. Речь идёт о том, как укрепить здоровье и создать наилучшие условия для следующих поколений. Наши усилия нужно направлять на изучение того, что именно плод усваивает в течение девяти месяцев в животе у матери. Это не совсем то же самое, что учёба в школе, но всё-таки мы начинаем учиться гораздо раньше, чем предполагали раньше.