Сонатал для беременных что это

Сонатал — это музыка рождения

Можно ли развивать кроху еще до его появления на свет?

Оказывается, можно. Нужно только правильно подобрать методику.

Кроха в животике у мамы все слышит и чувствует, различает голоса родителей и реагирует на психологическое состояние мамы. А поскольку вашему будущему малышу все это доступно, займитесь его воспитанием уже сейчас. Как это сделать?

Что такое сонатал?

Многие женщины слышали про эту методику, но не знают, что она собой представляет. Известный в Москве врач, доктор медицинских и психологических наук, а еще и музыкант Михаил Лазарев уже на протяжении 20 лет развивает эту методику. Простыми словами, сонатал — это пение беременной мамы своему будущему малышу. Но пение не простое. Известно, что голос матери оказывает на клетки плода вибрационное воздействие и активизирует в них различные химические процессы. Благодаря сонаталу у будущих мам есть шанс повлиять на творческие и интеллектуальные способности ребенка еще до его рождения. Сонатал (от латинского sonus — звук и natal — рождение) — метод восстановительной медицины, который помогает плоду развиваться психически и

физиологически с помощью музыки, а также благотворно влияет на организм будущей мамы. Мама с помощью пения воздействует на двигательную, эмоциональную, дыхательную сферы плода и даже управляет их развитием.

Не думайте, что пение во время беременности — какое-то уникальное новшество. Еще в культурах древнего Китая и Индии практиковалось многочасовое женское пение. Будущим мамам предписывалось уходить в живописные места и по нескольку часов в день петь. Так что практика эта древняя и очень полезная.

Поем, общаемся и воспитываем

Программа рассчитана на 9 месяцев беременности и включает в себя песни-напевки, звуковую дыхательную гимнастику, дыхательные упражнения и медитацию. Всем этим будущие мамы занимаются в центрах по подготовке к родам. Но поскольку в Казахстане эта методика только начинает завоевывать позиции (например, в Алматы по ней занимаются в „Беби-академии”, а в ближайшем времени после перерыва планирует возобновить эту практику центр поддержки семьи „Аист”), заниматься сонаталом можно и самим. Остановимся на самом простом, что беременные мамы могут делать самостоятельно, — песнях-напевках.

Для них Михаил Лазарев сам сочиняет слова и музыку и использует уже хорошо известные стихи. Все они очень легко запоминаются. По кассетам и дискам с инструкциями очень легко заниматься. Также найти материал можно в Интернете.

Как же петь? Да очень просто. В методике все напевки делятся на циклы. И, например, песнями из цикла „Ритмы дня” вы должны сопровождать разные действия в течение дня: прогулки, умывание, купание, засыпание, кормление. Например, при пробуждении будущей маме предлагается петь такую песенку:

Ночь прошла, прошла,

Замолчал сверчок, запел
петушок.

Когда проснулись и умываетесь, пойте всем известную песенку:

Водичка, водичка, умой

Чтоб глазки блестели,

чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок.

Эту же песенку мама может напевать во время купания, под душем, поглаживая живот по часовой стрелке.

Песня „Кормление” готовит беременную женщину к будущим кормлениям. В инструкции к этой песне для мамы есть такие рекомендации: поели, минут 20 подождали, затем удобно расположились в кресле и, поглаживая животик по часовой стрелке, поете:

Сильным будь, как папа,

Доброй будь, как мама,

Есть песни, которые сопровождаются тактильными упражнениями. Это легкие движения, которые описаны в инструкции, так называемые тактильные партитуры. Вы все наверняка помните известные стихи про поезд. Знаете, как можно „исполнить” их, общаясь с будущим крохой? А вот как:

Рельсы-рельсы (проводим пальцами по животу по вертикали),

Шпалы, шпалы (теперь горизонтальные движения).

Едет поезд запоздалый (можно легко провести рукой по животу).

Из открытого окошка кто-то высыпал горошка (легкие похлопывания пальцами по животу).

Получается такой приятный микромассаж. Малышам в животиках это очень нравится, они откликаются различными движениями на мамины прикосновения. Есть много других движений, которые сопровождают напевки: поете про „потягушки” — слегка потягивайтесь, тяните руки и ноги, при исполнении колыбельных можете стоять, слегка раскачиваясь с ноги на ногу. Кстати, для пренатального ребенка колыбельные можно исполнять в течение всего дня, а не только вечером. Колыбельные в программе „Сонатал” — это отдельная часть. Их очень много, и, как подчеркивает автор, очень важно, чтобы мама умела петь колыбельные песни, даже если у нее нет ни слуха, ни голоса. Поскольку автор методики еще и врач, он подошел к программе профессионально, учитывая аспекты

развития мозга будущего ребенка по триместрам. Для каждого триместра предполагаются свои напевки. Например, для третьего, когда до родов остается уже немного времени, подойдет такая:

Звездочка в небе зажглась,

Жизнь на земле родилась.

Звездам другим стало теплей,

Стало на небе светлей.

У нас с тобой родился человек,

Любимый, дорогой навек-навек.

Вот это и есть сонатал в своей основе. Так что пойте и еще раз пойте! Если знаете другие песенки, напевайте их. Преподаватель по сонаталу Саида Закиржанова считает, что для ребенка не важно, есть у мамы голос или нет. Важно то, что для малыша это самый родной голос на земле. К тому же у методики очень хорошая основа и ее можно развивать, ведь в любой стране, в любом уголке найдется множество колыбельных, ритуальных народных песен, которые можно свободно вплетать в канву занятий. Методика может быть адаптирована в любой части света и для любой национальности. Так что подойдите к занятиям творчески и порадуйте своего будущего малыша душевными напевками.

Автор: Марина Сагитова,

консультант — Саида Закиржанова, музыкальный терапевт

Плюсы методики:

• В основе пения лежит дыхание. Специалисты подтверждают: когда мы поем, мы дышим правильно, даже незадумываясь над этим фактом. Это очень хорошая гимнастика для дыхательных путей.

• Часто ваши вокализы вызывают двигательную активность плода, так что еще один плюс — для крохи это своего рода профилактика внутриутробной гипоксии и внутриутробных инфекций.

• Когда мы поем, частота сердечных сокращений может уменьшаться, это говорит о том, что мы успокаиваемся. Если, к примеру, у беременной мамы количество ударов сердца составляет 70 в минуту, а у ребенка 140, то во время пения происходит синхронизация ритмов ребенка и мамы, что оказывает благотворное воздействие на малыша.

• У будущего крохи улучшаются микроциркуляция крови и лимфы, эмоционально-двигательный баланс, стимулируются клеточные обменные процессы, малыш запоминает звуки как первоисточник информации
внешнего мира.

Древние говорили: музыка — это язык, на котором боги разговаривают с нами. Мамы, продолжающие петь уже родившемуся крохе, утверждают, что новорожденные малыши во время пения мамы словно узнают эти мелодии, как старых знакомых. Так что пойте и общайтесь с будущим крохой!

Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», декабрь 2010

Программа «Сонатал» — развитие малыша в утробе матери и после рождения

Развитие малыша еще до его рождения происходит во время общения беременной женщины со своим ребенком.

Развитие малыша еще до его рождения возможно во время общения беременной женщины со своим ребенком. Помочь маме научиться такому эффективному общению до и после рождения крохи позволяет программа «Сонатал», которую с успехом применяют специалисты Санатория «Заполярье». Расскажем, как это происходит.

Давно известен факт, что для лучшего поддержания беременности и послеродового воспитания ребенка идеально подходит теплый субтропический климат. Город-курорт Сочи — не только идеальное место для семейного отдыха, но и главная здравница России.

Развитая инфраструктура, все современные технологии лечения и оздоровления, многофункциональный фитнес-клуб, современная клиника эстетической медицины, детский центр с профессиональными педагогами, лучшая анимационная команда, пляж первой (высшей) категории и дендрологический парк расположились на одной территории – в Санатории «Заполярье».

Высококвалифицированные врачи назначат одну из программ лечения, а для мам и детей разных возрастов разработан новый для города-курорта проект, специальная программа общения с ребенком — «Сонатал».

Занятия проходят в оснащенном детском центре в сопровождении профессиональных музыкальных педагогов, высококвалифицированных врачей-сонатологов и акушеров-гинекологов, которые проводят обучение послеродовому уходу и навыкам общения с ребенком.

Сонатологи Санатория «Заполярье» прошли обучение у автора метода «Сонатал» — Михаила Львовича Лазарева и получили сертификаты, подтверждающие возможность работы с беременными женщинами и детьми.

Что такое «Сонатал»?

Общение матери с ребенком начинается еще задолго до его появления на свет. Ребенок слышит ее голос, чувствует нежные прикосновения, понимает настроение матери и учится передавать свои ощущения посредством движений и вибраций.

Одним из первых, кто обратил особое внимание на общение в пренатальном периоде беременности между матерью и ребенком, был Михаил Львович Лазарев – педиатр, психолог и педагог, основоположник пренатального (дородового) воспитания в России.

Чтобы мама могла с ранних периодов развития ребенка не только общаться с ним, но и заниматься его ранним развитием, Михаилом Лазаревым был создан эксклюзивный метод «музыки рождения» — «Сонатал».

«Сонатал» — это новая школа совместного развития матери и ребенка. Она раскрывается в особых методах и подходах к правильному воспитанию будущего поколения – «Мамалыш», «Цветоник» и «Здравик».

Программа «Мамалыш» направленна на обучение беременной женщины навыкам общению с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам.

«Мамалыш» — это своего рода гимнастика, включающая вокально-речевую деятельность, движения и прикосновения к животу, через которые мать общается со своим дитем.

Для того, чтобы научно объяснить новую систему развития плода в пренатальном периоде, изучалась кардиотокография плода и беременной женщины.

Врачи были удивлены, когда увидели, как синхронно меняется картина сердечных сокращений у матери и ребенка во время материнского пения.

Все дело в том, что без пения у матери и ребенка абсолютно разные кривые (155 ударов у ребенка, 78-80 ударов у мамы), но как только мама начинает петь, кривые сердцебиения у обоих становятся похожими (при сохранении прежнего соотношения — у ребенка в два раза чаще, чем у мамы).

Читайте также  Как сдавать анализ на хгч для определения беременности

Таким образом ученые получили реальное научное подтверждение «психологической взаимосвязи беременной женщины и ее ребенка» при воздействии материнского пения, ее дыхательной деятельности на сердечно-сосудистую деятельность плода.

Было установлено, что характер исполняемой матерью песни влияет на характер кривой кардиотокографии плода, а это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что с помощью специально подобранных песенных программ посредством голоса матери можно регулировать сердечную деятельность ее пренатального ребенка.

Программа «Мамалыш» за последние 35 лет дала свои эффективные плоды:

• отмечен высокий уровень доношенности;

• выявлен высокий процент детей, находящихся на грудном вскармливании до 1 года;

• снижена соматическая (телесная) заболеваемость;

• улучшены показатели психического (память, речь, лидерские качества) и физического развития;

• отмечены музыкальная и художественная одаренность;

• сглажены возрастные психологические кризисы.

Дети, прошедшие вместе с матерью программу «Мамалыш» метода «Сонатал», рождаются более физиологически и эмоционально зрелыми, опережая в развитии своих сверстников. Они более внимательны, любознательны, отличаются хорошей памятью, меньше болеют, любят танцевать, лучше спят, много и с удовольствием рисуют.

А мамы лучше и глубже понимают своего ребенка, у них снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды и всегда улучшается лактация.

«Цветоник» — это развивающая программа для самых маленьких детей (от 0 до 3 лет).

Хорошо известно, что в первый год жизни ребенок начинает изучать и приобретает самый сложный навык в мире – речь. Чтобы помочь ему как можно раньше заговорить, при этом сохранить и продолжать развивать врожденные навыки, в программе «Цветоник» были разработаны специальные песенные направления, которые с учетом врожденных талантов каждого ребенка предлагает ему совершить увлекательное путешествие, настоящее цвето-музыкальное открытие этого мира с главной основной своевременной задачей развития фонематического слуха.

С взрослением ребенка главной целью становится формирование у него правильного отношения здоровью. Программа «Здравик» научит малышей (в возрасте от 3 до 7 лет) нести ответственность за свое здоровье, во всех смыслах проявления этого слова: физическое здоровье, психологическое здоровье, социальное здоровье.

Соблюдая при этом очень простые и легкие правила, он сможет с легкостью контактировать со сверстниками, налаживать отношения с новыми людьми, быть всегда физически активным и эмоционально устойчивым.

Применяя программы, разработанные М.Л. Лазаревым, в Санатории «Заполярье» мама и ребенок не только отдохнут и оздоровятся, но и получат ценные жизненные советы, с которыми будут работать уже в домашних условиях, постепенно превращая комнату малыша в домашнюю детскую школу жизни.

Санаторий «Заполярье» г. Сочи ул. Пирогова 10

СОНАТАЛ

Школа подготовки к благополучным родам « СОНАТАЛ »

ПРИХОДИ И ПОЛУЧИ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ ДЛЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО РОЖДЕНИЯ МАЛЫША!

Уважаемые будущие мамы!

Кабинет «Сонатал» для будущих мам предлагает двухнедельные занятия по методике Лазарева. Занятия проводятся на бесплатной и добровольной основе.

Вы можете пройти обучение в удобное Вам время уже с 14 недель беременности, или во время декретного отпуска. Технология метода построена на эволюционном алгоритме психофизического развития человека: звук, образ, движение, где используется наиболее развитая зона коры головного мозга ещё не рождённого ребенка — слуховая. Иными словами, метод направлен на эмоционально — дыхательно – двигательное моделирование развития и оздоровление будущего ребенка музыкального воздействия. При пении создается определенный аудио адреналовый эмоциональный фон, на котором за счёт управляемой ритмики дыхания меняются окислительно-восстановительные ритмы организма. Сердцевиной метода являются способ постепенного повышения дыхательной нагрузки: сначала через простое произношение звуков, потом – через пение. Важным моментом музыкального воздействия в данном методе является «мамин голос», который выступает в качестве инструмента эмоционально-дыхательного тренинга матери и ребенка. Он направлен на активизацию жизнедеятельности плода и задействует основные важнейшие механизмы нормального развития плода внутриутробно. Так как музыкальное пение приводит к изменению ферментного статуса клеток ребенка, а это как раз обеспечивает изменение иммунологической реактивности, устойчивости к гипоксии. В результате такой музыкальной стимуляции рождаются дети, которые опережают своих сверстников на 1-1,5 месяца в психофизическом развитии, у них повышенный инстинкт самосохранения и они обнаруживают более раннюю социальную адаптацию, что жизненно важно при стремительной нашей жизни.

Что хорошего дают занятия «Сонатал» для будущих мам?

1.Приобретают навык гармоничного общения с ребенком до его рождения;

2.Женщина использует полностью возможность дыхательной системы и овладевает системно и рационально использовать ресурсы своего организма;

3.Снимаются жизненные и «бытовые» стрессы;

4.Улучшается самочувствие женщины и оздоравливается организм в целом;

5.Появляется устойчивое эмоциональное внутреннее равновесие во время вынашивания своего малыша;

6.Появляется уверенность в себе, в своем ребенке с приближением сроков родов;

7.Женщины приобретают навыки активного и разумного участия в рождении своего ребенка.

Также в кабинете «Сонатал» проводятся занятия с будущими папами.

В рамках работы по психо — физической подготовке беременных к родам, кабинета «СОНАТАЛ» работает «Школа ответственного родительства», которая охватывает следующие вопросы: беременность и муж; — как сообщить мужу о беременности?; реакция мужчины на беременность; подготовка мужа к беременности; беременность – почему муж не хочет секса?; беременность и отношение с мужем; как должен вести себя муж во время беременности жены?; психология мужчины во время беременности жены; как сохранить и укрепить отношения во время беременности?; важно, чтобы муж правильно вел себя с беременной женой; беременный папа – беременность, отцовство, психологическая помощь, гормоны, поведение; мы беременны, или что чувствует мужчина во время беременности супруги?; алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода; роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка; роль партнерства в родах; развитие ребенка до года, пеленание и обработка ребенка.

Каждая женщина желает быть успешной в своей жизни. «Сонатал» и есть сознательное и разумное отношение к себе и своему будущему ребенку.

Более подробную информацию Вы можете получить в конференц – зале женской консультации в 10.30 каждую пятницу.

Телефон регистратуры 36-94-56

Медицинский психолог – Салахова Г.Н.

Лечебная физкультура для беременных проводится в рамках работы СОНАТАЛ, является одним из элементов психо-физической подготовки беременных к родам.

«Сонатал» и «Интоника»

Влияние метода «Сонатал» на состояние здоровья беременных

На основании данных, полученных в процессе почти 25 летней апробации данной системы на уровне большой популяции детей (22 тысячи детей в г.Набережные Челны и более 30 тысяч детей по России в целом) специалистами сделан вывод о том, что система пренатального воспитания позволяет значительно улучшить состояние здоровья беременной женщины и ребенка до и после его рождения (снижение патологии беременности и родов, снижение младенческой смертности, повышение лактации, снижение соматической заболеваемости детей грудного и раннего возраста).

Ниже приведены некоторые данные, демонстрирующие эффективность системы пренатального воспитания.

Всего поступило – 4287 женщин. Из них прошло через кабинет «Сонатал» — 2766 (65 %).

В процессе работы была выявлена общая тенденция к увеличению количества беременных, вставших на учет, увеличение количества родов, и, наоборот, снижение количества абортов.

У беременных, прошедших школу пренатальной профилактики по методу Сонатал, в 8 раз реже происходили самопроизвольные выкидыши (2% — женская консультация и 0,26% — кабинет ПВ):

в 6 раз реже отмечались преждевременные роды (2,8% — средний показатель за 5 лет по ж/к и 0,26% — кабинету ПВ):

Контингент детей по поликлинике:

Общая группа — 8293 человека

Группа «Сонатал» — 701 человек

Проведенные исследования показали, что у женщин группы «Сонатал» значительно благополучнее протекали роды.

У их детей, прошедших пренатальную школу, оказались более высокие показатели здоровья в период новорожденности:

Сонатальные дети больше находились на грудном вскармливании:


Следует отметить, что работа по пренатальному воспитанию в г.Набережные Челны была значительно расширена и дополнена целым рядом врачебных и психолого-педагогических воздействий. Однако при этом, в основе школы пренатальной профилактики лежали приемы и принципы, заложенные в метод «Сонатал», который с 1996 года был рекомендован Минздравом к применению в работе с беременными женщинами.


По последним данным ведущих педиатров города Набережные Челны (начальника отдела охраны здоровья матери и ребенка, главного педиатра города А.Н. Зотова, а также главных специалистов отдела охраны здоровья матери и ребенка А.А. Рязаповой и Р.Ш. Якуповой), школа дородовой педагогики способствовала появлению целого ряда позитивных процессов, к которым, прежде всего, следует отнести:

1. Более благоприятное протекание беременности.

2. Повышение процента мам, кормящих ребенка грудью и снижение заболеваемости детей 1 года жизни.

А вот некоторые обобщенные данные, полученные независимыми исследователями в городах Набережные Челны и Соликамск на контингенте более 1000 беременных женщин и их детей:

Графики наглядно демонстрируют значительно более низкие показатели заболеваемости (по целому ряду нозологических единиц) у беременных женщин и их детей, прошедших школу пренатального воспитания по методу Сонатал.

Общая картина патологических значений у детей прошедших и не прошедших через систему пренатальной профилактики методами пренатального воспитания (на контингенте более чем 30 тысяч сонатальных детей) выглядит следующим образом:

Отличаются сонатальные дети первого года жизни от своих сверстников и по показателям психо-эмоционального развития.

а также по психомоторным параметрам:

и по успеваемости в начальной школе:

Таким образом, все вышеприведенные данные красноречиво доказывают безграничные возможности пренатальной профилактики в рамках системы пренатального воспитания. Не учитывать эти возможности в ситуации демографического кризиса в России, по крайней мере — не разумно, а по большому счету — преступно.

В результате проведенных исследований были выявлены базовые закономерности психического развития пренатального ребенка, объединенные в единую теорию пренатальной личности (М.Л.Лазарев, 2007).

Читайте также  Повышенный гемоглобин во время беременности

Основным положением данной теории является положение о том, что мозг пренатального ребенка обладает всеми качествами и свойствами, необходимыми для организации психических процессов, обеспечивающих формирование личности. При создании определенной «социальной ситуации развития» (термин — Л.Выготского), активизирующей эти свойства, может быть сформировано пренатальное ядро личности человека.

В августе 2009 года в Переславле-Залесском по инициативе Секретаря Общественной палаты Е.П.Велихова под руководством профессора М.Л.Лазарева, автора «Сонатал-педагогики» была проведена Международная летняя школа «Личность до рождения». Участники Школы, среди которых были врачи, педагоги, психологи и ученые из России, США, Германии и Израиля, на основании собственных данных, а также данных научных исследований, проведенных во многих странах, пришли к единому мнению о том, что система пренатального воспитания (пренатального здоровьевспоможения), может коренным образом повлиять на демографическую ситуацию в России.

Участники Школы, в разработанном ими Меморандуме, предложили, в том числе, ввести Пренатальный сертификат, который будет выдаваться в ЗАГСе при регистрации брака или в женской консультации при постановке беременной на учет. Этот сертификат обеспечит беременной женщине и ее пренатальному ребенку возможность бесплатно пройти курс пренатального воспитания со специалистами в пренатальных школах, которые могут быть организованы в женских консультациях, кабинетах здорового ребенка детских поликлиник, центрах медико-психолого-социального сопровождения, центрах восстановительной медицины и даже в дошкольных учреждениях.

Участники МЛШ разработали проект Школы пренатальной профилактики в отделении восстановительного лечения или кабинете здорового ребенка детской поликлиники. Проект соответствующего приказа в настоящее время находится на рассмотрении в Минздравсоцразвития.

Методики пренатального воспитания

Большинство методов пренатального воспитания основаны на принципах коммуникации мамы и ребёнка посредством прикосновений и звука (голос, музыка). Рассказываем о самых популярных методиках и устройствах.

Методика Томаса Верни

Об авторе

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук и писатель Томас Верни много лет занимается вопросами дородового воспитания. Он преподавал в Гарварде, университете Торонто, Йоркском университете. Читает лекции и ведет семинары по пренатальной и перинатальной психологии и психотерапии в Канаде, Соединенных Штатах, Европе, Южной Америке. Одна из его книг, написанная в 1981 году, «Тайная жизнь ребёнка до рождения» о том, что подготовить ребёнка к счастливой, здоровой жизни можно ещё до его рождения.

О методике

Методика Томаса Верни направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления будущей матери. В результате чегоснижается поступление к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Система пренатального развития BabyРlus

Об авторе

Доктор Брент Логан – создатель системы пренатального развития «BabyPlus» и один из основателей пренатального обучения в США. Логан был первооткрывателем дородового обучения в Пренатальном Институте г.Сиэтла (США), которым он руководил на протяжении многих лет. Его статьи по данной теме были опубликованы в передовых научных изданиях, а более широкой аудитории его работы и открытия стали известны благодаря многочисленным упоминаниям в СМИ.

О системе

Прибор BabyРlus представляет собой аудиоустройство, имитирующее сердцебиение матери. Это устройство содержит 16 звуковых программ-уроков, которые необходимо воспроизводить по определённому алгоритму.

“Mozart effect” (Эффект Моцарта) и устройство Ritmo

Об авторах

Концепция «Эффекта Моцарта» была сформулирована французским исследователем Альфредом А. Томатисом в его работе 1991 года «Почему Моцарт?». Он использовал творчество Моцарта в своих медицинских исследованиях и убедился в том, что музыка Моцарта благотворно воздействует на развитие человеческого мозга и помогает в реабилитации при его заболеваниях.

Главным популяризатором идеи «Эффекта Моцарта» стал писатель и предприниматель Дон Кэмпбелл, в прошлом музыкальный критик. В 1988 году Кэмпбелл основал Институт Музыки, Здоровья и Образования. Кэмпбелл является автором 18 книг, из них широко известны бестселлеры «Эффект Моцарта» (1997) и «Эффект Моцарта для детей» (1999), которые были переведены на 15 языков и получили большое международное признание. В книге «Эффект Моцарта для детей» Кэмпбелл рассказывает о благотворном влиянии музыки на здоровье плода и поведение ребёнка после рождения.

О Ritmo

Устройство “Ritmo”, основанное на «Эффекте Моцарта», разработала компания Nuvo. Это поддерживающий пояс, который является одновременно системой внутриутробной передачи звука. Устройство работает от любого современного музыкального воспроизводителя (mp3 плеер, iPod, iPhone и др.).

Методика Ван Де Карра

Об авторе

Один из первооткрывателей пренатального обучения доктор Рене Ван де Карр более 20 лет назад основал Пренатальный университет в Хейворде (штат Калифорния, США). Доктор достиг определенных результатов в области дородового обучения.

Методы

Стимуляция мозга плода с помощью «перестукивания». Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко и отчетливо произносить слова, поощряющие активность ребенка. Оказалось, что новорожденные, обучавшиеся по такой программе, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями по сравнению с теми, кто не прошел данную программу.

Этот же способ стимуляции мозга малыша применяется через картонный рупор, прикладываемый к животу беременной.

Рене Ван де Карр считает, что это очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии умственных способностей ребенка.

Методика СОНАТАЛ. Пояс «Маматоник»

Об авторе

В 1984 году профессором и доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым была открыта первая в России школа пренатального обучения. Профессор Лазарев является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» — музыка рождения (от лат. sonus — звук, natal – рождённый)

О методике

По данной методике будущая мама общается с еще не рожденным ребенком — «мамалышом» (термин автора) при помощи пения, осознанных прикосновений и движений. Автор указывает: «Данный когнитивно-соматический комплекс активно способствует возникновению межнейрональных связей, формированию пренатального ядра его личности, готовит к естественным родам, настраивает на грудное вскармливание. При этом происходит отработка сценариев поведения ребенка после его рождения»[1]. Метод одобрен Минздравом РФ с 1996 года.

Особенно автор отмечает пение. Пение мамы существенно улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем плода. Как утверждает профессор Лазарев, «в процессе пения у будущей матери гармонизируется работа плаценты, кровообращение в ней. Хорошее кровоснабжение всего организма и своевременное обильное насыщение кислородом и питанием способствует отличному развитию и зрелости всех тканей и систем. Вибрации материнского голоса и определённые ритмы композиций однозначно позитивно влияют на протекание биохимических процессов в клетках малыша и способствуют гомеостазу (поддержанию жизненноважного равновесия внутри организма)». По мнению профессора М.Л. Лазарева не все песни одинаково влияют на плод. Он рекомендует петь специально написанные для пренатального воспитания песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные.

Специалистами СОНАТАЛ был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс «Мамотоник». Начиная со второго триместра беременности, малыш может сам воспроизводить музыку, нажимая на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, соединенный с электронными датчиками.

Преимущества пренатального воспитания: за и против

Базовое понимание преимуществ дородового воспитания – это налаживание контакта и установка эмоциональной связи между мамой и ребенком еще до родов.

Есть специалисты, которые уверяют, что малыш, прошедший дородовое обучение, будет меньше плакать после рождения, сможет хорошо ориентироваться в пространстве и дольше концентрировать внимание, раньше сверстников –встанет, пойдёт, заговорит. Также существует мнение, что дородовое обучение может принести огромную пользу и маме, – оно способствует менее болезненным схваткам и большему количеству родов без осложнений.

«ПРОТИВ»

Однако, многие специалисты по детскому развитию относятся к таким заявлениям сдержанно и призывают осторожно относиться к смелым заявлениям производителей устройств пренатального развития (BabyPlus, Ritmo). Оценить эффект любого из этих устройств очень сложно, ведь после рождения будет уже невозможно проверить, родился бы Ваш малыш менее умным и спокойным без их использования или наоборот.

Есть и более тревожные исследования, которые подвергают сомнению теорию «Пренатальной эволюции» (обосновывающей пренатальное воспитание). Результаты исследований в США, опубликованные в Журнале Американского Медицинского Общества, указывают на то, что избыток нейронов в префронтальной коре головного мозга может стать причиной аутизма*.

ВЫВОД

Если Вы решили прибегнуть к одной из методик пренатального воспитания, мы советуем придерживаться принципа умеренности и естественности. Подбирайте ту методику, которая вызывает положительную реакцию у мамы и будущего малыша.

Сонатал — метод музыкальной стимуляции плода и новорожденного

Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. С другой стороны существовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в доровый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание. С созданием новой медицинской аппаратуры (ультразвук, волоконная оптика, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробною ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.

Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация — 145 ударов в минуту, т.е. сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необходимость в его основной — насосной функции. Возможно, сердце выполняет роль первичного виброгенератора, запускающего психофизиологические процессы организма.

Читайте также  Если горячий живот при беременности

Пятинедельный зародыш уже реагирует на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызывают ответную двигательную реакцию.

С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зародыша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде.

В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них

К концу 80-ых годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплейер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

Еще никогда в истории развития человечества между беременной женщиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глубоки. Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка — беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии — беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка.

До последнего времени года в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами. Всемирно известный калифорнийский врач-акушер Рене Ван де Кар пятьдесят лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и плодом. Он использует тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10-20 минут, начиная с середины беременности до родов.

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брент Логан с 1986 года занимается исследованием воздействия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его концепции сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, генератором импульсов, под которые подстраивает свою деятельность мозг. Для того, чтобы дать мозгу дополнительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

Метод «Сонатал» апробирован с 1984г. в детских поликлиниках и женских консультациях Москвы, Сыктывкара, Магнитогорска, Тамбова и других городов России. Особое развитие метод получил в г. Набережные Челны, где на выборке в 1000 человек (500 — группа пренатального воспитания, 500- контрольная группа) были получены следующие факты:

  • Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ)- 92,5 %.
  • Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, а в КГ — 15 %.
  • Состояние здоровья новорожденных, выписанных из родильного дома, в обоих группах разделилось следующим образом (см. Таблицу № 1).

Таблица № 1. Показатели эффективности метода «Сонатал»

Группы здоровья Группы детей
ПВ КГ
1-я группа здоровья 24 % 3,7 %
2-я группа здоровья 76 % 70 %
3-я группа здоровья 26,3 %

Интересные данные были получены и в анализе заболеваемости детей в возрасте до 6 месяцев. Если в контрольной группе заболеваемость детей составила 17,77 %, то в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже- 7,20 %.

Анализ же нервно-психического развития показал, что дети этой группы (ПВ) на 1 месяц опережают в своем развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по методу » Сонатал» оказались выше соответствующих норм в России( см. Таблицу № 2).

Таблица №2. Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по системе «Сонатал»

Признак Сроки обнаружения признака
«Сонатал» нормы в России
Показатели психического развития
Улыбается 19 день 1 мес.
Следит глазами за погремушкой 1 мес. 1,5 мес.
Произносит первые слоги 5 мес. 6 мес.
Произносит первые слова 9 мес. 10-12мес.
Показатели двигательного развития
Держит головку 16 день 3- 4 нед.
Произвольное движение рук и ног 1 мес. 2 мес.
Берет сам игрушки 3 мес. 5 мес.
Переворот со спины на живот 3,5 мес. 5 мес.
Сидит с поддержкой 3.5 мес. 5 мес.
Сидит самостоятельно 5,5 мес. 6 мес.
Стоит с поддержкой 7 мес. 8 мес.
Стоит самостоятельно 10 мес. 10 мес.
Ходит 11 мес. 11- 12 мес.

Анализ дневников, помимо вышеназванных показателей, которые отмечали мамы, позволил выделить еще несколько показателей. Все мамы отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей . Приведем несколько высказываний мам:

«Я занимаюсь с 27 недель. Сходив на первое занятие «Сонатал» я удивилась, что такие музыкальные занятия существуют. На второе занятие я опоздала и решила не идти, но малыш так начал пинаться, что мне пришлось чуть ли не бегом добираться. Здесь мы поем, рисуем, лепим, в общем, отдыхаем, отключаемся от всей жизненной суеты. Мне и моему малышу нравится ходить на эти занятия.» Федотова Елена «Пришла я на эти занятия в первый раз по направлению врачей из поликлиники. Ну, подумала, отмечусь и ладно. Но когда пришла на первое занятие, посидела, послушала — для меня весь мир перевернулся. Тут нас настолько тепло приняли, что я почувствовала себя именно женщиной, Женщиной с большой буквы. Это счастье — чувствовать, что ты и твое неродившееся еще дитя нужны не только мужу, дочке, родным, но и обществу. Час занятий — это ощущение, что улетаешь в другой мир, мир доброты, тепла, красоты и света. Здесь снимаются все стрессы, переживания и остается одно — любовь, любовь к дорогому, милому малышу. У меня уже есть дочь, ей 5 лет. Она с удовольствием занимается со мной. Мы всегда с ней после песенки для ляльки: кушаем-поем, гуляем-поем, засыпаем-поем. А муж смотрит на нас и улыбается, и тоже поет. И все с нетерпением ждем появления малыша. С уважением, Павлова Татьяна Николаевна, 36 лет. 25.05.98.»

В качестве документа, подтверждающего эффективность данного метода можно привести резолюцию Республиканской конференции «Новые технологии в перинатологии. Дородовая педагогика», проходившую 24-25 сентября 1998г. в г. Набережные Челны Республики Татарстан. В резолюции отмечается, что на конференции обобщен трехлетний опыт работы детских поликлиник и женских консультаций города Набережные Челны по проблемам сохранения здоровья и управления процессами, влияющими на состояние здоровья беременных женщин, детей раннего возраста и подростков.

Было отмечено, что применение методики «Сонатал» одновременно во всех детских поликлиниках и женской консультации города позволило значительно снизить младенческую смертность ( 1996 — 18 промилей; 1997 — 11,5 промилей; 1998 — 8 мес. — 10,8 промилей), заболеваемость детей в перинательном периоде и в возрасте до 1 года.

Выявлено влияние метода на состояние здоровья беременной женщины, заболеваемость в течение беременности, а также длительное сохранение лактации.

Методика, а также ее элементы, разработанные в городе, начали применять в школах и дошкольных учреждениях. Это дало основание сделать вывод о том, что в г. Набережные Челны создана модель управления состоянием здоровья беременных женщин, подростков и детей, начиная с пренатального возраста.

Конференция считает, что разработанная модель является действительно эффективной и может быть использованана в практическом здоравоохранении как в данном регионе, так и в других территориях Российской Федерации.

Кроме занятий с самими детьми, мы в 1985г. провели месячный эксперимент по музыкальным занятиям с кормящими мамами отделения недоношенных детей НИИ педиатрии АМН СССР, которые два раза в неделю, по одному часу пели и играли на триолах- детских духовых музыкальных инструментах. В результате мы получили неожиданный эффект- улучшение лактационной функции у матерей, что расширило наши представления о возможностях эмоционально-дыхательного тренинга и влиянии его на телесные функции.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную) и даже управлять их развитием.

Во-вторых, найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ.

В-третьих, полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

Главный вывод, который можно сделать, обобщив все данные исследования, заключается в том, что музыкальная стимуляции развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах.

При этом выяснилось, что занятия по методу «Сонатал» активизируя жизнедеятельность беременной женщины и способствуя формированию ее здоровья, определяют ее отношение к ребенку в будущем.

Проведенное нами исследование позволило выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление).

Таким образом дородовый период рассматривается в рамках разработываемой нами теории формирования здоровьеобразующей деятельности как период, в котором с помощью специальных методов («Сонатал») возникает импринтинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями.

Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными позволили нам выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импринтинга.

Метод рекомендован к применению МЗ РФ с 1996г.